Призраки АнтантыБритания и Франция за один день нанесли ощутимый удар по суверенитету России. Британский cовет в Петербурге и Екатеринбурге работает в штатном режиме, хотя это официально было запрещено еще в прошлом году, а во Франции по иску швейцарской компании Noga парижские судебные приставы наложили арест на ряд активов росийских компаний, в том числе - правительственных структур
Британский cовет сегодня продолжил работу в своих филиалах в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в штатном режиме, как будто никаких запретов и не было. Между тем,запрет был оглашен еще в прошлом году, а 3 января на сайте МИД России появилось повторное предупреждение Британскому совету. Это оказалось недостаточно.
"Мы открываемся в понедельник,- заявил накануне "Коммерсанту" директор петербургского отделения совета Стивен Киннок.- Я понимаю, что отношения между Россией и Великобританией сейчас сложные, но тем важнее наша работа в области образования и культуры. Например, фестиваль анимации, который нам запретили сделать в конце декабря в "Родине", мы хотим провести теперь в "Доме кино". В МИД намерение продолжить работу вопреки официальному запрету российских властей расценивают как саботаж.
По информации "Коммерсанта", экономические санкции в адрес Британского совета начались. Несмотря на закрытие культурного центра в Нижнем Новгороде, решение о котором "добровольно" приняла британская сторона в конце прошлого года, местные власти все же готовятся направить иск к организации "о взыскании задолженности по арендным платежам". Мингосимущество региона подсчитало, что за последние три года представительство Британского совета задолжало областной казне более 5 млн руб. В Британском совете отвечают, что безвозмездные условия аренды площадей еще в 1994 году были зафиксированы соглашением с департаментом образования области и государственным образовательным учреждением "Дом учителя" Нижегородской области, которое и выступает арендодателем. Однако в Мингосимуществе отмечают, что прекращение деятельности организации в Нижнем Новгороде не повлияет на решение областных властей и они будут настаивать на погашении задолженности.
В свою очередь, Россия не выдаст визы сотрудникам генконсульств Британии в Петербурге и Екатеринбурге. Об этом, как передает РИА Новости, говорится в сообщении департамента информации и печати МИД России.
"Учитывая, что наши призывы не были услышаны, российская сторона вынуждена предпринять ряд мер административного и правового воздействия в соответствии с нормами российского законодательства и мировой практики", — говорится в сообщении.
В частности, в ближайшее время будут осуществлены необходимые процедуры по взиманию налоговой задолженности отделения совета в Санкт-Петербурге. Кроме того, российская сторона не будет выдавать визы новым сотрудникам, направляющимся на работу в генконсульства в Петербурге и Екатеринбурге для обеспечения деятельности Британского совета, и продлевать аккредитацию нынешним.
"В случае, если деятельность Совета в регионах будет продолжена, российская сторона оставляет за собой право на принятие дополнительных мер, в том числе, — в отношении офиса Британского совета в Москве", — отметили в МИД России. Британия не осталась в долгу и в срочном порядке ввела планировшиеся лишь через три месяца новфые правила поулчения виз, которые предполагают обязательное снятие отпечатков пальцев
Отныне каждый желающий получить въездную визу в Британию обязан одновременно с подачей соответствующих документов пройти процедуру снятия отпечатков пальцев путем сканирования. Для граждан стран-членов Евросоюза данная мера не распространяется. Необходимость снимать отпечатки пальцев объясняется британскими властями стремлением повысить степень пограничного контроля и не допускать в страну нелегальных иммигрантов.
Параллельно с неожиданным демаршем выступила Франция. Парижские судебные приставы наложили арест на ряд активов России во Франции по иску швейцарской компании Noga. В список попали счета РИА-Новости, ВТБ, Минфина, Минэкономразвития, Роскосмоса, Рособоронэкспорта, Росатома, других государственных компаний и учреждений.
Постановление судебных приставов при Трибунале Парижа вынесено на основе решения Стокгольмского Международного суда по иску фирмы Noga от 1 февраля 1997 года. Причем, запрос Noga датирован 2 января нового года.
Неслучайно адвокат Игорь Зенкин, участвовавший в процессе в связи с арестом по подобному иску российских самолетов во время авиасалона в Ле-Бурже, отметил, что арест во Франции по иску швейцарской компании Noga ряда активов России носит пропагандистский характер. Генеральный прокурор России Юрий Чайка уже поручил своим подчиненным разобраться в ситуации.
Кстати, один из первых скандалов с российским имуществом по иницативе Noga произошел в июле 2000 года именно во Франции. Тогда были арестованы счета Банка России и почти 70 российских учреждений и компаний, но затем арест был признан незаконным, с фирмы потребовали компенсацию. Чуть позже был арестован, а позже освобожден парусник "Седов", прибывший по приглашению Франции для участия в международном морском шоу "Брест-2000". Швейцарцы грозились даже арестовать самолет президента Путина. Позже — в 2001 и в 2003 годах были попытки арестовать российские самолеты, которые предпринимались на авиасалоне в Ле-Бурже. Однако, ответственные за авиасалон местные чиновники успевали предотвратить арест. Была также попытка арестовать российские картины, но уже в Швейцарии, из коллекции музея им.Пушкина.
Между тем, в деле фирмы Noga, которая фактически обанкротилась, могут быть заинтересованы США и Британия. Американцы, впрочем, один раз уже отказывались удовлетворить просьбу швейцарцев об аресте российского имущества в Шататах, мотивируя это невозможностью исполнять решения Стокгольмского суда (именно в Стокгольме фирме Noga присудили компенсацию за якобы нарушение Россией договора от 1991 года). Но в 2006 году часть долга швейцарцев выкупил выкупил выходец из России, американский бизнесмен Александр Коган.
С другой стороны, еще в 2002 году на переговорах с владельцем Noga Гаоном посредниками выступали правительство Франции, банки Credit Lyonnais и BNP, от России переговоры вел Михаил Касьянов. Согласно тем переговорам, расчет надлежало производить в рамках Парижского или Лондонского клубов и по клубным правилам. В 2004 году (сумма тогда фигурировала от $55 млн. с российской стороны до $1,2 млрд. — со швейцарской) Москва окончательно остановилась на варианте с Лондонским клубом, от которого Гаон демонстративно отказался.
Сегодняшняя активность Nogа, наложившаяся на фактически нарушение российского суверенитета Британией, вполне может быть пробой серьезной финансовой операции, чье начало было положено еще в 20-ых гг. прошлого века. Совсем недавно Франция требовала выплатить долги по царским бумагам, а буквально в конце прошлого года Британия грозила арестом некоторых российских картин, которые, по сведениям британской стороны, принадлежали до революции русским эмигрантам, чьи потомки ныне живут в Британии.
Таким образом, если Noga доведет свой "тяжбу" до конца, ведь условия у нее куда более комфортные, учитывая сравнительную "свежесть" эпизода, то на Россию может свалиться целый ворох исков, причем связанный именно с дореволюционным прошлым (за Союз и 90-ые годы фактически все выплачено). Тогда нашей власти либо придется платить, признав себя правопреемницей Империи, либо отказаться и от долгов, и официально от правоопреемственности. Вполне возможно, второй вариант, как это ни странно, будет для заинтересованных стран предпочтительнее. Хотя, возможно, как и сдеалала советская дипломатия в 20-е годы, особо возмутительные иски по царским долгам будут ждать встречные иски за урон, нанесенный России в ходе интервенции стран Антанты.
Возможен другой вариант — это просто банальный шантаж. В преддверии выборов российской власти показывают, что она ничего не решает. Не секрет, что много российских финансовых активов (в том числе, по разным данным, часть Стабфонда или даже весь Стабфонд) хранится в зарубежных банках. И, как показывает сегодняшний инцидент, они могут быть заморожены или арестованы (некоторые эксперты даже видят в этом реализацию интересов некоторых российских политических групп, занимающихся вопросом размещения средств Стабфонда. Кстати, некоторые члены этих групп уже "выведены" из-под ограничений, налагающихся на госслужащих).
В то же время и внутри страны "серьезные" игроки, типа Британии, могут делать, что хотят. Форин-офис осмелился даже заявить, что "рядовые россияне считают", что деятельность Британского совета "по-настоящему ценна для них, так же, как, разумеется, для нас здесь в Великобритании важны отношения с Россией". Откуда такая информация у Британии о мнении "рядовых россиян", остается тайной. Но факт налицо — британские власти присваивают себе право говорить от имени граждан другой страны.
http://www.pravaya.ru/dailynews/14806