Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 07:38:18  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: ЦАР: концепция «несостоявшегося государства»  (Прочитано 1416 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Августа 2013, 09:08:54 »

Александр МЕЗЯЕВ

ЦАР: концепция «несостоявшегося государства» как прикрытие международной преступности



 Ситуация, сложившаяся после государственного переворота в Центральноафриканской Республике (ЦАР), произошедшего в конце марта сего года, продолжает развиваться самым трагическим образом. С самого начала было ясно, что переворот является результатом активного вмешательства внешних сил. (1) Сейчас становятся более понятными его цели и перспективы.

С одной стороны, начались попытки легитимации военного переворота, с другой - происходят попытки восстановления государственной власти. В середине июля была обнародована Переходная Хартия, согласно которой начинается формирование органов государственной власти ЦАР на переходный период, предусмотренный на срок от полутора до двух лет. Однако о том, как новые власти готовятся к выборам, говорят массовые уничтожения архивов и записей актов гражданского состояния, что приводит к невозможности составления списков избирателей в обозримом будущем. (2) В определённой степени это можно сравнить с тем, что произошло в Западной Сахаре, когда массовое переселение лиц из Марокко (якобы западносахарцев) заблокировало процесс идентификации лиц, имеющих право голоса на референдуме о независимости, который планируется уже несколько десятилетий. 16 августа были приведены к присяге члены Переходного Конституционного суда ЦАР, которые в свою очередь 18 августа привели к присяге в качестве президента страны руководителя военного переворота Мишеля Джотодиа.

Всё это происходит на фоне полной и всеобъемлющей катастрофы государственности. По сообщению спецпредставителя Генерального секретаря ООН по ЦАР генерала Б.Гайя, последствия кризиса затронуло всё население страны численностью 4,6 миллиона человек. Из них 1,6 миллиона остро нуждаются в продовольствии и воде. Более 200 тысяч человек стали внутренне перемещёнными лицами и около 60 тысяч бежали за пределы страны. Дети не могут посещать школы, так как они либо разрушены, либо заняты вооружёнными отрядами. (3)

О том, что Центральноафриканская Республика «пока не стала, но может скоро стать» несостоявшимся государством, уже было сказано в Совете Безопасности ООН. (4) Если центральная власть ещё существует (хотя и в руках незаконно захвативших её повстанцев), то на местах государство уничтожено полностью: нет ни полиции, ни прокуратуры, ни судов. Разрушена промышленность и сельское хозяйство. Уже сейчас ясно, что в следующем году не будет урожая и наступит голод (крестьяне смогли осуществить посев лишь незначительной части семян). Таким образом, продолжение гуманитарной катастрофы и необходимость вмешательства «международного сообщества» обеспечены практически и информационно.

Среди важных причин происходящего в ЦАР замалчивается ещё один аспект - религиозный. Взявшая власть в ЦАР группировка «Селека» была взращена на севере страны, где проживает практически всё мусульманское население (примыкающее к преимущественно мусульманскому Чаду). Несмотря на то, что мусульмане составляют только 15% среди населения ЦАР, в составе взявшей власть «Селеки» они составляют большинство. Не случайно и активное участие Чада в мартовском перевороте в ЦАР.

Всё это позволяет предположить, что создание «несостоявшегося государства» в ЦАР не является случайным последствием недавнего государственного переворота, а одной из его целей. Ситуация похожа на некоторые формы язвы желудка: при хирургическом зашивании язва тут же открывается в другом месте. Когда в 1990-х исламистов выдавили из Алжира, они появились в Мали. Если «Аль-Каиду» выдавили из Мали, она должна появиться в другом месте.

В июне стало известно о письме, написанном лидером военной хунты в Организацию исламского сотрудничества, (5) где содержится призыв оказать помощь в создании в ЦАР исламского государства. Несмотря на то, что сам М.Джотодиа отказался от авторства этого письма, всё происходит на фоне нападений на христианские церкви и их разграбление. (6) «Аль-Каидой» дело не ограничивается, ибо данный регион кишит и другими террористическими организациями, как исламистскими, так и других направлений, в том числе «христианских» сектантских организаций. К ним, например, относится «Армия сопротивления Господа» под руководством Дж.Кони. (7) Данная организация постепенно была вытеснена из Уганды, но находит сегодня прибежище в Центральноафриканской Республике. Конечно, к Господу она никакого отношения не имеет, зато имеет отношение к алмазам – не случайно место её новой дислокации как раз находится в Верхнем Котто – в районе добычи центральноафриканских алмазов.

С 1 августа в ЦАР начала развёртывание миротворческая миссия Африканского союза – «Международная миссия по поддержке в ЦАР». Это вторая попытка государств Африки провести миротворческую операцию под африканским командованием. В состав Миссии АС вошло три с половиной тысячи военнослужащих. Задачи миссии заключаются в обеспечении защиты гражданских лиц и восстановлении безопасности и общественного порядка; стабилизации обстановки в стране и восстановлении власти центрального правительства; проведении реформы и реорганизации сектора обороны и сектора безопасности; и, наконец, создании благоприятных условий для оказания гуманитарной помощи нуждающемуся населению. (8 ) Однако, согласно Уставу ООН, сейчас Африканский союз должен получить одобрение своей миссии со стороны Совета Безопасности ООН. Последнее заседание Совбеза по ЦАР завершилось объявлением о переходе членов Совета в соседнее помещение для «неофициальных консультаций». В то же время нельзя не обратить внимания на заявление помощника Генерального секретаря ООН по правам человека И.Шимоновича, который заявил о необходимости развёртывания «международных сил, наделённых сильным мандатом». Он заявил, что миссия Африканского союза – это хорошо, но нужно «намного больше». (9)

Впрочем, и в Африканском союзе нет единства в отношении новых властей в ЦАР. Так, например, несмотря на то, что союз ввёл санкции и запрет на поездки лидеров военной хунты, М.Джотодиа уже приняли в целом ряде государств (Буркина Фасо, Бенин, Габон, Судан, Чад, Экваториальная Гвинея). Кроме того, лидера хунты пригласили на саммит глав государств-членов Центральноафриканского экономического и валютного сообщества.

На фоне массовых преступлений против гражданского населения прозвучало и заявление главного прокурора Международного уголовного суда, в котором она заявила, что имеются основания полагать, что в ЦАР происходят международные преступления, прежде всего убийства, изнасилования и вербовка детей-солдат. (При этом следует учитывать специфику структуры населения в странах Тропической Африки в целом и Центральноафриканской Республике в частности: дети - причём в возрасте до 14 лет - составляют половину населения страны). (10) Однако вызывает удивление, что прокурор МУС призвала международное сообщество помочь правительству ЦАР в обеспечении безопасности. Получается, что прокурор МУС не в курсе того, что именно те, кто называют себя сейчас «правительством» и совершают преступления, которые она якобы расследует. Отсюда можно ожидать, что в совершении этих преступлений готовятся обвинить не «Селеку» и её лидеров, а кого-то другого. Вариантов много, включая власти ЮАР, солдаты которых находились в ЦАР по просьбе свергнутого правительства во главе с Ф.Бозизе и которые якобы убили несколько человек из гражданского населения. Либо (что более вероятно) обвинить в совершении преступлений могут тех, кто попытается противостоять полному разрушению страны или созданию исламского государства…

Для того чтобы обеспечить юрисдикцию МУС, требуется доказательство «невозможности или неспособности» местных властей расследовать эти преступления и наказать виновных. На такое положение дел в СБ ООН уже намекают. Дело в том, что в мае новые власти ЦАР учредили национальную Совместную комиссию по расследованию нарушений прав человека и преступлений, совершённых с 2004 года. Однако, по оценкам руководства ООН, это расследование не отвечает стандартам независимости и беспристрастности, поэтому необходимо создание международной следственной комиссии.

Нельзя не заметить, что происходящее расследование ситуации в ЦАР прокуратурой Международного уголовного суда происходит на фоне только что возобновившегося судебного процесса против бывшего вице-президента Демократической Республики Конго Жана-Пьера Бембы, которого судят за преступления, якобы совершённые в ЦАР его войсками, направленными по просьбе тогдашнего президента ЦАР А.-Ф.Патассе. Новые свидетели защиты дают показания о том, что преступления, в которых обвиняют Бембу, на самом деле совершали повстанцы генерала Бозизе (того самого, который, несмотря на помощь Бембы, сверг Патассе, но которого в свою очередь свергли нынешние повстанцы, захватившие столицу в марте этого года).

В последнее время концепция «несостоявшегося государства» получила новое развитие, а в целом она взята на вооружение как новая форма внешнего управления в Африке. Сомали, Демократическая Республика Конго, Гвинея-Бисау, Мали, теперь Центральноафриканская Республика – всё это примеры создания политических офшоров для размещения там международных преступных, в том числе террористических, организаций. Переворот в ЦАР произошёл практически сразу после завершения основной операции по зачистке «Аль-Каиды» в Мали. Отныне ликвидация одного из политических офшоров неизбежно будет приводить к созданию нового.

_________________________

(1) Впрочем, это относится ко всем переворотам, произошедшим в ЦАР за последние пятьдесят лет. См. подробнее: Мезяев А.Б., Центральноафриканская интрига: http://www.fondsk.ru /news/2013 /04/ 03/ centralno afrikan skaya -intriga- 19864.html
(2) См. выступление помощника Генерального секретаря ООН по вопросам прав человека И.Шимоновича на заседании СЮ ООН 14 августа 2013 г. // Документ ООН: S/PV.7017. С.7-8.
(3) См. выступление Б.Гайя на заседании СБ ООН 14 августа 2013 г. // Документ ООН: S/PV.7017.
(4) См. стенограмму заседания СБ ООН 14 августа 2013 г. С.6.
(5) Более известная под названием «Организация Исламская конференция». (Название было изменено в июне 2011 года).
(6) Христиане составляют половину населения страны (50% католики и 50% протестанты), 35% исповедуют традиционные африканские религии.
(7) Ситуация в Уганде и в её рамках, прежде всего, дело против Кони, является первым делом, принятым к рассмотрению Международным уголовным судом ещё в январе 2004 года.
(8 ) См. Доклад Генерального секретаря ООН о положении в Центральноафриканской Республике // Документ ООН: S/2013/470 от 5 августа 2013 г. С.5-6.
(9) См. стенограмму заседания СБ ООН 14 августа 2013 г. С.8-9.
(10) Дети в возрасте до 14 лет составляют 42% населения страны. Если же исходить из международно-правового определения «ребёнка» (то есть лица в возрасте до 18 лет), дети составляют около 70% населения ЦАР.

_______________________________

http://www.fondsk.ru/news/2013/08/23/car-koncepcia-nesostojavshegosja-gosudarstva-kak-prikrytie-mezhdunarodnoj-prestupnosti-22319.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!