С гордостью за отечествоВ украинском издательстве увидела свет книга Валерия Ганичева «Росс непобедимый» (Николаев, 2013)По образцу современной публицистики автор снабжает книгу своеобразным лидом: «Историческое повествование, были и легенды о южном «окне» России, создании Черноморского флота, о городах и селах, воздвигнутых трудом и разумом наших людей в Причерноморье в веке XVIII-м». Такой угол зрения писателя рождался в результате освоения новейших знаний о послепетровской эпохе, когда Россия, получив выход в северные моря, обратила свой взор на юг. В книжном диалоге с императрицей Екатериной Михаил Васильевич Ломоносов говорит: «…Негоже светлице с одним окном быть, а наши русские избы все с окном на полудень построены. И оное сотворить надобно да уберечь от погибели южных россиян и малороссиян да родственные нам души…».
Исторические пристрастия литератора В.Н. Ганичева формировались еще в пору учебы на истфаке Киевского университета. Тогда ему впервые открылось имя Григория Петровича Данилевского, которого советские издатели представляли как автора историко-авантюрных романов («Княжна Тараканова», «Сожженная Москва»). Однако этот талантливый ученый и прозаик (род. на Харьковщине, сын бугского улана) в своих исторических сочинениях выходил за рамки этнографии и бытописательства. Одним из первых он рассказал об освоении исконно русских земель вдоль Черного моря. Вслед за Данилевским Ганичев считает, что заселение Северного Причерноморья русскими и украинскими крестьянами, немецкими и славянскими колонистами, армянами, греками сопоставимо с подвигом освоения Сибири. Блестящий знаток XVIII века Данилевский делал своих любимых героев российской истории – Петра I, Екатерину II, Потемкина, Суворова, Новикова, Фонвизина персонажами литературных произведений и добивался в их изображении удивительной достоверности и художественной правды. Судьбы великих олицетворяют историю человечества и соединяют эпохи.
Можно считать, что интерес к судьбоносным моментам прошлого России и в советские годы выходил за рамки обыденного чтения, подогревался исторической прозой М.Шолохова, А.Платонова, М.Булгакова, Б.Пастернака, А.Солженицина, в Украине - П.Загребельного. Ю.Мушкетика, Р.Иваничука, авторами журнальных публикаций о борьбе украинского казачества за волю, русско-турецких войнах, русско-японской войне 1905 года, достижении морского выхода на Балтику и Южные моря. И все-таки «королем» исторической темы в литературе 80-х годов был Валентин Пикуль. Его романы «У последней черты», «На задворках великой империи», «Фаворит» интриговали читателя, ибо смело высвечивали правду и зло, открывали внутренние черты исторических личностей. Проза Пикуля плохо соответствовала идеологическим установкам: читательские аналогии с новейшей Россией вызывали опасения партийной власти. Именно тогда, в начале 80-х в Риге, где проживал Пикуль, произошла первая встреча Ганичева с Валентином Саввичем. Они сразу же потянулись к друг к другу и в долгих беседах обнаружили удивительное единомыслие исторических взглядов. Пикуль «не отбрасывал отрезки времени, - вспоминает Валерий Николаевич, - не делил его на петровское, екатерининское, николаевское, ленинское, сталинское. Для него все это было история Отечества с его радостями и горестями». Не один раз В.Н. Ганичев дивился тому, с каким тщанием этот бывший моряк хранил и работал с документами, иконографическими материалами. Домашней библиотеке писателя, собранной им исторической библиографии мог бы позавидовать любой профессор.
На этой духовной волне и рождалось повествование «Росс непобедимый», впервые опубликованное в 1985 году. Николаевский музей судостроения и флота сохраняет десятки бумаг из личного архива В. Ганичева, говорящих о его скрупулезной работе писателя над материалами региональной истории. Среди них официальные рапорты Черноморского адмиралтейства, приказы, ордера, документальные, мемуарные источники. Такому мощному натиску концептуальных свидетельств невозможно не верить.
На страницах книги живут и действуют как вымышленные персонажи, так и подлинные исторические фигуры: Ф.Ушаков. А.Суворов, первый архитектор г.Николаева И.Старов, военный инженер И. Князев, строитель города и верфи М. Фалеев, князь Г.А. Потемкин, подписавший 27 августа 1789 года ордер «Именовать… новозаводимую верфь на Ингуле – город Николаев». В художественной структуре книги значительная роль принадлежит биографии бывшего запорожского казака Щербаня, сумевшего вынести все испытания судьбы и ставшего жителем нового города Николаева. Подобные литературные персонажи создают «сквозное действие», поддерживают романную версию произведения. Можно сказать, что образами Щербаня, строителя Фалеева, капитан-лейтенанта Егора Трубина автор воссоздал родословную первых жителей города на Южном Буге.
Исторические репутации отцов-командиров, народные сцены, малоизвестные страницы Причерноморья, диалоги принимаются естественно и легко. Характерная стилистика языка, включающего малороссийскую речь, авторитетные свидетельства великих современников, корифеев русской литературы, писавших о прошлом «полуденной России», ее строители и защитники, сама история – все это преобразилось в художественный текст. Ко многим главам автор предпосылает эпиграфы, строки из украинских дум, народных и солдатских песен, поэтических произведений М.Ломоносова, Г.Державина, Н.Новикова, М.Хераскова, А.Радищева,
Критики уже отмечали стилистическую оригинальность произведений В.Ганичева. Чередуя очерковые, новеллистические, эссеистские или историко-исследовательские главы («Кинбурн», «Раны победителей», «Всем довольны», «Ветер») автор книги зачастую использует фольклорные приемы, например, временные зачины: «1788 год. Идет вторая при Екатерине русско-турецкая война…». А вот выразительные батальные сцены, сам светлейший, который «безуспешно топчется» в окружении подданных у стен неприступной Очаковской крепости («Ключ от моря»). «У сего Лимана, - размышляет князь, - очаковской крепостью море и степь в один узел собираются. И кто им владеет, тот на Черном море и в Причерноморье хозяин». Потемкин не желает делить славы с Суворовым, который почти ворвался со своими гренадерами-фаногорийцами за турецкий вал. Нет, Очаков – ключ от моря будет взят по его, потемкинскому плану, императрица первой узнает о его победе.
Существует еще одна особенность ганичевской прозы. В произведениях автора «Росс непобедимый» присутствует мифологическое начало. Постоянно обращаясь к региональной теме, писатель невольно формирует свое представление об объекте исследования, создает художественный образ края, метафизический текст, где человек выступает одновременно объектом и избранником судьбы. В исторических сочинениях Ганичева Причерноморье, Николаев – центр мифологического пространства. Введя в повесть главу «День невест», сюжет с тремястами девушек, которых мастеровые адмиралтейства выбирают в жены, а потом ведут в храм венчаться, В.Н.Ганичев создал региональный культурный миф о Николаеве – городе невест. Хочется заметить, что стать основателем мифа о родном крае – великая удача для литератора.
Хорошо известны многолетние усилия писателя по увековечению Федора Ушакова – адмирала российского флота и ревностного приверженца христианских ценностей. Служение отечеству и духовное подвижничество стали поводом к канонизации флотоводца. Идея Ганичева о причислении Ф.Ф.Ушакова к лику святых нашла поддержку русской православной церкви. Сегодня у российских и украинских моряков есть свой духовный покровитель.
Николаевское издание дает основания говорить о еще одной особенности. В книге впервые представлена широкая визуальная панорама сюжетов и персонажей: фактически появился соавтор – художник-иллюстратор Сергей Пантелейчук. Следуя маршрутом ганичевского текста, он создал своеобразный дневник, куда внес более ста больших и малых рисунков, изысканных заставок, затейливых буквиц и художественно оформленных колонтитулов. Теперь персонажи книги – корабельные мастеровые, чубатые казаки, флотские офицеры, сам светлейший князь Таврический получили прописку не только в событийном времени, но и хроникально-бытовом, не имеющем безусловного начала и конца. Жизнь литературных героев продолжается. Такое сочетание качеств определяет принадлежность творчества к области искусства.
* * *
Возвращаясь в любимый писателем XVIII век, мы с полным основанием можем говорить о том, что В.Н.Ганичев показывает выверенные реалии. Персонажи его повествования, преображенные в художественные образы, грешники и праведники, идеалисты и властолюбцы создают представление о героях истории. Вспомним русскую пословицу: и одним праведником спасается целый город, а идеалистами не раз спасались целые поколения. Писатель стремится развенчать застарелые мифы, возвеличить героическое, создать памятник верным сынам отечества. Ни Россия, ни Украина не имели блаженных времен, пишет автор, жизнь наших народов всегда была сопряжена с преодолением неслыханных кризисов и препятствий. Каждому дорог свой символ: плакучая ива, береза у дороги или овеянная легендами горькая степная полынь. Отсутствие любви к национальной истории, культуре, героическому прошлому - реальная угроза обществу. Писатель тревожится за наше бездуховное время, лишающего человека ностальгии по Родине.
Евгений Мирошниченко http://www.voskres.ru/literature/critics/miroshnichenko2.htm