Протоиерей Андрей НОВИКОВО расцвете церковной жизни в Молдавии после освобождения её русскими войсками в начале XIX века В результате русско-турецкой войны 1806-1812 г. территория современной Молдовы была освобождена русской армией от владычества турок-османов. По итогам Бухарестского мира 1812 г. эта древняя православная земля соединилась с православной Россией. Сегодня, когда Республика Молдова стоит на перепутье, выбирая направление дальнейшего развития, стоит ещё раз напомнить о значении освобождения Молдавии от турецкого владычества для церковной жизни в этой стране…
После того как в Молдавском княжестве, находившемся в течение нескольких столетий в зависимости от Османской империи, было введено в начале XVIII века правление греков-фанариотов, назначаемых султаном, Молдавия практически полностью потеряла свой и без того весьма условный статус вассального государства. С тех пор она начала рассматриваться Европой как автономная турецкая провинция. Так было до подписания между Россией и Турцией Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г., Айналы-Кавакской конвенции 1779 г. и их последующего дипломатического уточнения. Эти документы зафиксировали восстановление частичной государственной и религиозной независимости Молдавии от османского правительства.
Порта периодически отделяла от Молдавского княжества те или иные территории, превращая порабощенное население в райю. За пределами православной Молдавии оказывались не только квадратные километры, но и тысячи христиан, переходивших в положение обычных подданных султана. Они обрекались на бесправное и унизительное состояние, на пожизненное мученичество, уготованное всему немусульманскому населению Турции. Положение Православной Церкви на отчуждаемых территориях также не шло ни в какое сравнение с ее статусом пусть и в угнетаемой, но все же до известной степени самостоятельной Молдавии, в которой Церковь Восточная являлась господствующей, а митрополиты были главнейшими советниками господарей и первоприсутствующими в диване. Процесс ассимиляции православного населения, постепенного уничтожения храмов и памятников православной культуры молдавского народа на территориях, непосредственно подчиненных Порте, был целенаправленной политикой турок-османов.
Все возрастающая дань и нерегулярные, но частые несправедливые поборы, а также незаконное навязывание Молдавии турецкой монополии на покупку выращиваемого в княжестве зерна, да еще и по заниженной цене, а также многие другие несправедливости привели к крайнему обнищанию молдавского народа, к упадку культуры, к оскудению епархий, храмов и святых обителей.
Вот что сообщает о положении молдавского государства в эпоху османского ига авторитетный научно-исторический сборник «История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней»:
«Политическая зависимость Молдавии от Турции в течение XVI – XVIII веков имела тенденцию к усилению. Постепенно Османская империя перешла от утверждения кандидатур молдавских господарей к их прямому назначению. В конечном случае господарский престол в Молдавии стал предметом купли-продажи, причём наблюдается постоянный рост взносов за него со стороны многочисленных конкурентов, жаждущих получить фирман (султанский указ) на господство… Турция ввела процедуру периодического утверждения господаря: сначала каждые 3 года, затем ежегодно. За каждый фирман с молдавского господаря причиталась специальная плата. Со всего молдавского народа стали брать дополнительный налог («дань скипетра»), что вызвало поговорку «Смена господарей – радость безумцев». За XVI – XVII гг. на молдавском престоле сменилось около 50 господарей, причём многие из них занимали престол по 2 – 3 раза… Уже с конца XVI века на покупку престола уходило примерно в 5 раз больше, чем годовая сумма харача (дань туркам. – А. Н.)… Все денежные и натуральные поборы ложились тяжким бременем на народные массы Молдавии и вызывали оскудение местных феодалов-землевладельцев, которые были вынуждены отдавать турецким поработителям большую часть своих доходов».
Такое положение страны побуждало молдавский народ неоднократно восставать против иноверных захватчиков. Во главе восстаний и вооруженной борьбы становились достойные молдавские господари, среди которых выделяется фигура Дмитрия Кантемира. Однако любая попытка противостать турецкому произволу неизменно кроваво подавлялась. Особенной жестокостью отличались войска Крымского ханства, вассала и союзника султана, призываемые Портой для участия в карательных экспедициях. Татары массами уводили население Молдавии в рабство. Вот свидетельство летописца о карательном походе татар в 1754 году: «В пределы Молдавии вступили татары… и сожгли города, и обобрали их добро, а сёла молдаван предали огню. И дошли до романа, сжигая, грабя, и уводя красивых женщин и девушек доброкосых, и грудных младенцев, и девочек с нежным личиком, и стариков, и молодых… В Молдавии стояли тогда плач, стенания и вопли».
Все эти карательные меры турок и татар не могли не сказаться и на Церкви Православной, являвшейся душой молдавского народа, а потому становившейся объектом религиозного фанатизма иноверцев – храмы, святые иконы и реликвии уничтожались, страдало духовенство и монашество.
После одной из неудачных попыток освободиться от турецкого ига, предпринятой господарем Дмитрием Кантемиром в союзе с русским царем Петром Великим во время Прутского похода 1711 г., господарь был вынужден бежать в Россию. Османское правительство же с этого момента перешло к практике назначения молдавских господарей из числа греков-фанариотов.
Этот период стал одним из наиболее страшных в истории Молдавии. О том, сколько зла принесло этому историческому православному краю правление фанариотов, написано достаточно. Нас же интересует духовная составляющие влияния фанариотского правления на жизнь и развитие Молдавии. Фанариоты стремились возродить Византийскую Империю, но не как наднациональную Империю Юстиниана, подлинный Второй Рим, носитель катехонической идеи, а как национальное Греческое царство, служащее делу будущего величия исключительно греческой нации. В таком царстве не было места любому проявлению негреческих элементов, они подлежали обязательной эллинизации.
«Если прежде, - пишет профессор К.Е. Скурат в книге «История Поместных Православных Церквей, - зависимость Церкви Молдавии и Валахии от Константинопольского Патриарха была номинальной, то теперь епископами назначали греков, богослужение в городах совершалось на греческом языке и т.п. Правда, низшее духовенство продолжало оставаться национальным, но оно настолько было принижено и, можно сказать, бесправно, что не имело возможности оказать существенного просветительного влияния на свой народ. Вместе с крестьянством оно должно было нести все государственные повинности, а также платить налоги в казну… Некоторые епископы-греки, получив назначение на доходное место за деньги, старались возместить свои затраты, направляя на церковные должности всякого, кто мог внести в их казну значительную сумму денег. Гонясь за наживой, они поставили в стране такое количество священников, которое не вызывалось действительными нуждами. В результате появилось немало безместных священников, которые… бродили по стране, предлагая свои услуги за насущный хлеб и роняя еще ниже и без того невысоко стоявший духовный сан».
Даже небольшие очаги духовного образования на национальном языке были переведены на греческий. Что же касается собственно территории, присоединенной к России, получившей в составе последней наименование Бессарабии, то в ней не осталось ни одного (!) училища для православного населения – ни духовного, ни светского. Исследователи отмечают глубокий упадок монашества в Молдавии в рассматриваемый период.
Не удивительно, что на протяжении всего пребывания под османским игом вожди молдавского народа, как и простые жители, обращались к Русским Царям и России, в которых видели преемников Ромейских Василевсов и Византии, защитников православной веры и православных народов, с неоднократными просьбами о принятии страны в российское подданство.
Так, после обращения молдавского господаря Георге Стефана к Русскому Царю в 1654 г. с просьбой о принятии Молдавии в российское подданство весной 1656 г. в Москву отправилось Великое посольство во главе с митрополитом Гедеоном для обсуждения условий присоединения Молдавии к России, а 7 июня того же года митрополит Гедеон от лица молдавского духовенства, господаря и всего народа принес присягу на верность России. В 1684 году молдавские думные бояре во главе с митрополитом Досифеем просят московских царей Иоанна и Петра Алексеевичей о помощи против турок и принятии страны в русское подданство. Во время австро-турецкой войны 1716-1718 гг. молдавский митрополит и знатные бояре через бежавшего в Россию господаря Дмитрия Кантемира обращались к Петру Великому с просьбой о российской помощи в освобождении от турецкого ига. 16 августа 1739 года, когда русские войска вступили в столицу Молдавии, Молдавский митрополит Антоний и бояре, а также «простой люд» устроили торжественную встречу российскому фельдмаршалу Миниху и изложили ему просьбу о включении Молдавии в русское подданство. В 1769 году, после торжественной встречи народом в Яссах освободившей их русской армии, бояре и духовенство во главе с митрополитом Гавриилом устроили в Трехсвятительском соборе торжественный молебен, на котором митрополит даже без согласования с русским главнокомандующим начал приводить народ к присяге императрице Екатерине Великой.
Наконец, в начале XIX века молдавские бояре и церковные деятели во главе с митрополитом Вениамином (Костаке) обращаются к императору Александру Благословенному со знаменитыми словами: «Истреби несносное турецкое правление, дышащее угнетением бедному народу сему... Присоедини правление земли сей с Богохранимою державою Твоею… Да будет едино стадо и един Пастырь…».
В 1806 г. началась русско-турецкая война, окончательно освободившая молдавский народ от турецкого порабощения. Народ встречал русские войска с восторгом. Об этом так доносил русский главнокомандующий генерал Михельсон: «Вступление наше в здешний край сопровождается очевидною радостью и удовольствием здешнего народа и духовенства». Митрополит Вениамин сконцентрировал общие устремления молдавского народа в одной фразе:
«Истинное счастье сих земель заключается в присоединении их к России».(Окончание следует)