Архимандрит Ефрем: «Курение – косвенное самоубийство»Настоятель Афонского монастыря Ватопед о борьбе с греховными страстями, о жизни христианина, о монашествеНа вопросы «Православной газеты» (Екатеринбургская епархия) ответил архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.
Он ответил на вопрос корреспондента, как жить по Божией, а не по своей воле. «Когда живем послушанием. Это очень легко: только надо отвергнуть свои желания и волю. Мне говорил старец Иосиф, который жил и учился у великого святого Иосифа Исихаста: "Если бы Христос творил Свою собственную волю, это было бы грешно? Но Он этого не делал, чтобы показать нам, как смирять искаженную грехом человеческую природу"», - добавил он.
Также архимандрит ответил на вопрос, можно ли принимать чип на руку или это есть печать антихриста. «На руку и чело – нет. Об этом говорится в Откровении. А если вы о тех чипах, что в разных паспортах и документах – это еще не то. Мы, Священный кинот Святой Горы Афон, в своем заявлении по поводу электронных карт гражданина подчеркнули, что эта система "представляет собой реальную опасность для христиан, нарушает свободу их религиозной совести, лишая их возможности исповедовать свою веру свободно и проповедовать Евангелие Христово". Нынешнее правительство Англии в предвыборной кампании обещало, что, когда придут к власти, карту гражданина не будут принимать. Конечно, не по духовным причинам, у них таких вообще нет, а потому, что этим посягают на свободу человеческой личности», - добавил отец Ефрем.
Отвечая на вопрос, существует ли проблема перевода богослужебных текстов в Греции, архимандрит Ефрем сказал: «Во-первых, должны знать, что духовное служение, которое мы приносим, имеет черты как видимые, так и невидимые. И наше соучастие в службах – это не только умное участие, а в большей степени сердечное. Многие ваши соотечественники приезжают на Святую Гору, присутствуют по многу часов на службах и ни одного слова не понимают. В праздничный день служба может длиться до 17 часов. Но все-таки они вкушают благодать так же, как и мы. Не думайте, что главная проблема – это что чего-то не понимаем умом. Главные слова литургии, которые читает священник в алтаре, присутствующие в храме не слышат. Когда священник совершает проскомидию, никто из прихожан тоже ничего не слышит и не видит. Еще я думаю, что у любого перевода будут какие-то свои проблемы. Так что важнее понимания – ваше благоговение и чистота, тогда будете получать на богослужениях благодать».
Также о. Ефрем ответил на вопрос, как повлияла политическая ситуация в Греции на благополучие Афонских монастырей. «Все весьма не просто. В первый раз в истории государство обложило налогами Святую Гору. Даже турки не осмеливались на это. К сожалению, государство стало смотреть на нас по-другому», - отметил он.
Архимандрит также пояснил, почему Афонский монастырь Эсфигмен находится в состоянии раскола. «У меня тоже болит сердце по этому поводу. И вот что я хочу вам сказать. Человек порой грешит очень грубо – это так называемая брань слева. Если же человек не грешит грубо и есть у него благоговение, тогда бес повреждает это благоговение и вводит в заблуждение, прельщает. По этому поводу Иоанн Златоуст сказал очень замечательные слова: "Лучше тот, кто заблуждается, но в Церкви, чем тот, кто думает, что он прав (доел, "право правящий"), но – вне Церкви". Прелесть – это страшно. Поэтому повинуйтесь Церкви и не судите ее», - добавил он.
Кроме того, отец Ефрем ответил на вопрос, является ли курение грехом. «Курение, как пленение страстью, – грех. Когда человек раб дыма, разве это добродетель? Ведь если не грех, то добродетель – одно из двух. Нет промежуточного состояния: поступок человека или добродетелен, или греховен. Тот, кто курит – раб курения: ему лучше покурить, чем поесть. Кроме того, сигарета – это яд. Курение – косвенное самоубийство, так как человек сознательно портит свое здоровье», - добавил он.
Архимандрит Ефрем также ответил на вопрос, есть ли система наказаний и поощрений в Ватопедском монастыре. «Наказание – отлучение от святого Причастия. Еще даем поклоны, за серьезное прегрешение кто-то может и триста поклонов сделать. Есть и публичные наказания. Могу накричать на кого-нибудь во дворе, чтоб все слышали. Или ставлю виновного посреди трапезной: он не ест, держит большие четки и перебирает их. И все знают: что-то натворил. Но не подумайте плохого: отцам это нравится. Ведь унижения и оскорбления, особенно когда человек сам начинает себя унижать и оскорблять, – один из самых эффективных способов излечения падшей человеческой природы. Самоукорение на исповеди также весьма действенно. Когда человек говорит: "Я – вор, я – блудник, я горд, я тщеславен, я – чревоугодник", – он унижает и оскорбляет самого себя. И если он это делает в таинстве исповеди – это первый и самый действенный способ исцеления», - добавил он.
Отец Ефрем ответил и на вопрос, как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях. «Святой Георгий может творить чудеса среди мусульман, Богородица – среди католиков. Это зависит от веры людей. Но не то главное, что Господь совершает чудо. Важно, насколько мы преуспеваем в излечении своей падшей природы, а это возможно только в нашей Святой Церкви», - добавил он.
Также отец Ефрем сказал, что молитва дает отдых человеку, не усталость. «Когда в молитве есть напряжение – это признак нездоровой молитвы. Молитесь мирно, спокойно, без натуги», - посоветовал он.
Архимандрит Ефрем ответил на вопрос, как правильно определить, каким путем идти – монашеским или семейным. «Если сердце тянется к монашеству, человек становится монахом, а когда сердце подсказывает человеку, что он хочет иметь жену и детей – тогда становится семейным человеком. Но поговорите со своим духовником, особенно если он иеромонах», - подчеркнул он. В заключение отец Ефрем сказал, что если у студента есть желание поступить в монастырь, то это благое желание.
http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/12/arhimandrit_efrem_kurenie_kosvennoe_samoubijstvo/