Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 15:47:33  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Закинф. Трёхкратное «освобождение»  (Прочитано 2174 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 11 Октября 2013, 16:15:27 »

Закинф. Трёхкратное «освобождение»

Уроки истории



Это произошло 13 октября 1798 года, когда на Закинфе, знаменитый Fiore di levante («цветок Востока»), появился объединённый русско-турецкий флот. После сдачи французами острова 15 октября на берег высадился Ф.Ушаков. Великий праздник! «На протяжении всей процессии русских, жители острова забрасывали их цветами. Солдат и моряков угощали вином и сладостями. На окнах были вывешены ковры, шёлковые материи и флаги»[1]. По словам очевидца Егора Метаксы: «Матери со слезами радости на глазах подносили своих детей, чтобы те поцеловали руки офицеров и герб России, изображённый на солдатских ранцах. Со всех деревень собралось около пяти тысяч вооружённых крестьян, их отряды направлялись в город, в руках они держали знамёна с Андреевским крестом»[2].

А за 15 месяцев до этого 11 июля 1797 года муниципалитет Закинфа, т.е. орган власти, учреждённый французами и возглавляемый французским консулом Гии (Guys), организатором «карманьолов», – издал свою первую прокламацию о благе демократической формы правления. В письме генералу Жантили (Gentili) говорилось: «Вчера был самый блистательный день, который пережила эта часть Греции со времён разрушительного Македонского владычества. Восстановлена свобода, руководимая гением бессмертной нации. От имени всего народа Закинфа примите, гражданин генерал, самую глубокую благодарность. Чувство признательности пробудило в наших душах святыни, которые никогда не сможет разрушить время»[3]. А через несколько дней, 30 июля, представители власти во главе с католическим епископом Меркати и православным протоиереем Сумаки проследовали торжественной процессией на площадь Святого Марка. Там «под крики ликующей толпы, грохот орудийных залпов, звоны колоколов и звуки военного марша было поднято древо свободы, т.е. древко с трёхцветным флагом и красным колпаком на верхушке – эмблемой демократов-якобинцев…Протоиерей освятил знамя, поставил кропило и, сняв камилавку, произнёс: «Я как глава греческой церкви, целую этот священный символ свободы. Да здравствует свобода, пусть и для нас, жителей Закинфа, при поддержке и содействии великого французского народа, снова воссияет наша слава былых времён…»[4].  Затем последовали благодарственные молебны как в католической, так и в православной митрополиях», «сожгли “Libro d’ oro” («золотая книга», геральдическая   книга) и устроили демократические пляски вокруг древка свободы, высмеивая аристократов на западный лад…»[5]       В 1807 году по Тильзитскому соглашению Закинф, как и все Ионические острова, был возвращён под покровительство Франции, на этот раз сторонников самодержавной Франции. Но, ненадолго.

20 октября 1809 года на Закинфе высаживаются англичане во главе с генералом Освальдом (Oswald). Естественно, они приходят как освободители: «Жители острова! Мы, англичане, пришли сюда не как враги и алчные завоеватели, а как союзники, готовые предоставить народу Ионических островов защиту со стороны Великобритании, а также свободу, развитие торговли и всеобщее благоденствие ваших островов. Сравните эти преимущества с тем ущербом и потерями, которые вы понесли, переходя от русского владычества, к французскому. Ведь, с одной стороны, вы утратили свою независимость как народ, а с другой стороны, и свою личную свободу». Вслед за этим новые власти устроили всенародные празднования, последовал торжественный молебен в митрополии и благодарение Господу за освобождение острова от французского гнёта. «Слёзы радости и ликования появились на глазах у людей... Следовательно, Председательство должно выразить Вашему превосходительству от имени всего народа острова Закинф глубокие чувства благодарности и уважения»[6].С такими словами жители Закинфа обратились на этот раз к своему английскому освободителю. Естественно, за этим освобождением последовала ещё более длительная и жестокая со времён Венецианского владычества оккупация, которая закончилась в 1864 году после воссоединения островов с королевством Греции.

Неужели люди были такими доверчивыми, так резко и часто меняли своё мнение? Так легко заблуждались? Это поверхностные и поспешные выводы.

В последние годы Венецианского владычества механизмы власти были настолько коррумпированы, и как следствие, угнетение со стороны аристократов  настолько возросло, что уроки Французской революции нашли многих последователей. Прежде всего, это были представители восходящего буржуазного сословия острова, испытывавшие притеснения, а также крестьяне, жившие в крепостной зависимости и находившиеся в худших условиях, чем при Османском иге, так как тогда существовали хоть какие-то признаки общественных свобод[7]. На первых порах была понятна радость жителей, которые увидели во французах своих освободителей от социальных оков и одновременно защитников от опасных соседей. Но очень скоро они поняли, что обманулись в ожиданиях. Французы не смогли отнестись с достаточным уважением к православным убеждениям островитян, воспринимали их как «суеверие». Кроме этого, в результате экономической ситуации они не смогли принять соответствующие меры для облегчения положения населения.

Напротив, русские воспринимались как представители одной великой веры и силы, способные гарантировать лучшее будущее. И действительно, начальный проект Конституции Ушакова и Орио, возможно, смог бы обеспечить постепенный переход от аристократической формы правления к более демократической, в духе того времени. Это давало бы реальное освобождение. Однако процессы, которые привели в итоге к изменениям в Византийской конституции и оставили почти нетронутым господство старинной родовой знати, только нарушили общественное спокойствие, в котором так нуждалась молодая Ионическая республика.

Результатом передачи островов по Тильзитскому соглашению Франции во имя временной русско-французской дружбы стала морская изоляция со стороны Англии, а также экономическая и продовольственная блокада, от которой сами же англичане и пришли «освобождать».

Так объясняется поведение жителей острова. Но этот факт может послужить также общим уроком, действительным на все времена и для всех стран: реальная свобода невозможна, если нет средств, обеспечить её без посторонней силы.

Афины

[1]Ευγένιος Τάρλε, Ο Ναύαρχος Ουσακώφ στα Ιόνια Νησιά, (μετ. Ολέγ Τσυμπένκο), Εκάτη, Αθήνα 2002, σελ. 49, (Тарле, Евгений Викторович,  Адмирал Ушаков на Ионических островах, (Пер. О.Цыбенко). – Афины: Изд-во Экати, 2002, стр. 49).

[2] Там же.

[3] Lettere della Municipalità dell’ isola di Zante 1797, αναφερόμενο από τον Παναγιώτη Χιώτη (κάτοχο των επιστολών), Σειρά ιστορικών απομνημονευμάτων, Ιστορία της Επτανήσου και ιδίως της Ζακύνθου από Βενετοκρατίας μέχρι της ελεύσεως των Άγγλων 1500-1816, τόμος ΙΙΙ, Κέρκυρα, 1863, σελ. 596 επ., (Lettere della Municipalità dell’ isola di Zante 1797,,упоминается Панайотисом Хиотисом (владельцем писем), Серияисторическихмемуаров. История Ионических островов, в частности, Закинфа со времён Венецианского владычества до  прихода англичан 1500-1816. Т. 3. – Корфу, 1863, стр. 596).

 

[4] Там же, со ссылкой на   Processi verbali della Municipalità di Zante,  стр. 32.

[5] Γεράσιμος Ε. Μαυρογιάννης, ἹστορίατῶνἸονίωνΝήσων, ἀρχομένητῷ 1797 καὶλήγουσατῷ 1815, Τόμος Α΄,  Ἀθῆναι 1889, σελ. 95, (Маврояннис Герасимос. История Ионических островов, начиная с 1797 г. до 1815 г. Т. 1. – Афины, 1889, стр. 95).

[6] Хиотис, стр. 905.

[7] Ερμάννος Λούντζης, Περί της πολιτικής καταστάσεως της Επτανήσου επί Ενετών, Ἀθῆναι, 1856, (Эрманнос Лудзис. О политической ситуации на Ионических островах при венецианцах. Афины, 1856).

Елена Стерьёпулу, профессор Афинского университета

http://www.voskres.ru/army/publicist/helena.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 26 Октября 2013, 10:32:48 »

Памятник адмиралу Федору Ушакову

На острове Закинф



На греческом острове Закинф в Ионическом море сегодня торжественно открыт памятник адмиралу Федору Ушакову. К бронзовому бюсту, установленному в самом центре столицы острова – города Закинтос – у стен храма Святого Дионисия, возложены венки и цветы от митрополии и мэрии Закинфа, Международного общественного форума "Русская неделя на Ионических островах", Всемирного Русского Народного Собора, посольства и военного атташата РФ в Греции и Почетного консульства РФ на Ионических островах. В почетном карауле стояли моряки со вставшего в порту Закинтоса вспомогательного судна Черноморского флота КИЛ-158, передает ИТАР-ТАСС.

Поздравляя участников торжеств, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель правления Союза писателей России Валерий Ганичев: "Сегодня у нас большой культурный, духовный и православный праздник… Праведный воин Феодор Ушаков, помимо выполнения военной задачи по освобождению островов, осуществил православный поход к своим братьям, – напомнил русским и грекам. – Он вернул права православным грекам, защитил греческие православные святыни…" – по завершению выступления В.Н. Ганичев предал в дар иконописный образ святого праведного воина Феодора, освященный на его мощах митрополиту Закинфскому.

Выступивший на открытии памятника председатель форума «Русская неделя на Ионических островах» Олег Костин отметил: «Памятники святому адмиралу находятся во многих городах России, – сказал Костин. – Недавно такой монумент появился в Италии. Но для нас очень важно то, что памятник на Закинфе установлен по инициативе греческой церкви при поддержке мэрии острова. Это свидетельствует о том, что греческий народ сердцем принял святого адмирала Ушакова и глубоко чтит роль России и русского флота в освобождении островов и создании первого независимого греческого государства – Республики Семи Ионических островов (в 1800-1807 годах)».

Мэр Закинфа Стелиос Бозикис, подчеркнул, что Закинф выполнил свой долг, установив памятник знаменитому адмиралу и великому гражданину России, который фактически заложил основы первого независимого греческого государства. «Именно этот человек во главе морской эскадры освободил в 1798 году Закинф от французских захватчиков, которые, к сожалению, никак не соответствовали провозглашенным идеалам французской революции, – сказал мэр. – Затем Ушаков освободил и все другие Ионические острова, где в 1800 году возникло первое независимое греческое государство».

Бозикос подчеркнул, что Ушаков с большим уважением и любовью относился ко всем жителям Закинфа, защищал их и помогал им. «Поэтому мы чтим память этого адмирала и святого, который последние годы своей жизни провел в монастыре, раздав все свои богатства бедным людям, – сказал мэр. – Мы благодарим наших друзей из России и уверены, что наши отношения будут только укрепляться».

Соб.информ.

http://www.voskres.ru/info/sobinfo483.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!