Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 15:47:19  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Слово на XIV съезде Союза писателей России  (Прочитано 1569 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Октября 2013, 12:14:56 »

Слово
на XIV съезде Союза писателей России




От всего сердца рад приветствовать участников и гостей съезда Союза писателей России, собравшихся, на освященной духовным и воинским подвигом наших предков, богатой литературными талантами Калужской земле.

Слово человека изначально имеет духовную природу. Само происхождение его – Божественное. Словом Господь творил вселенную, Словом именуется одна из ипостасей Божества – Бог-Сын, воплотившийся и исполнивший домостроительство Божие о спасении человеческого рода. В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог, - говорит нам Евангелие от Иоанна (Ин., 1, 1).

Такой высочайшей ценностью обладает слово у Господа. Образ Божественного творческого слова усваивается людьми в той степени, в какой человек развивает в себе образ и подобие Божие. У первочеловека Адама главной функцией слова было Богообщение. Таково, в сущности, его истинное назначение во все времена. Однако с грехопадением прародителей слово человека также пало и извратилось.

Появление литературы, как важнейшего фактора формирования личности человека, связано с дальнейшей эволюцией слова. С одной стороны, оно стало обслуживать интересы отдельных сообществ людей и общества в целом, все дальше уходящего от Бога, с другой – сделалось формой и способом восстановления завета человека с Богом. Неслучайно древнейшим историческим и литературным памятником является Библия, содержащая в себе фиксацию этого завета. Обращенность к Богу или сознательное удаление от Него - вот на наш взгляд, принципиальное отличие между двумя линиями развития мировой литературы, которое прослеживается в веках, и которое достаточно ясно видно в наши дни. Когда Христос воплотился, чтобы искупить грехи человеческого рода, он исцелил и наше слово, даровав свое Божественное слово - Святое Евангелие. С тех пор Евангелие является фундаментом развития словесности и главным критерием ее соответствия истине. Литература на протяжении первых полутора тысяч лет христианской эры во многом опиралась на Евангелие. Но жива была и другая линия, уводящая от Бога, и эта линия ведет к секуляризации сознания человека.

Задача литературы развивать у человека устремленность к добру. Это всегда было характерной чертой русской литературой.

Произведения таких великих русских писателей, как Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский вошли в духовный мир русского человека, как его неотъемлемая составляющая, а глубоко христианская по своей внутренней сути содержащаяся в них система ценностей стала одной из основ национального духа. Причем это была настолько прочная основа, что даже многолетние усилия по наполнению ее чуждым идеологическим содержанием, не смогли вытеснить духовное начало из литературы. Влияние русской классической литературы на духовно-нравственную и культурную жизнь народа в советские годы постоянно усиливалось, формируя его самосознание.

Кризис влияния литературы на общество приходится на конец XX – начало XXI века, которые стали временем трансформации национального менталитета. Сегодня в нашем обществе, в нашем народе, который испытывает на себе сильнейшее губительное воздействие со стороны так называемой «массовой культуры», размыто само понятие художественной литературы.
С другой стороны, внутри литературного процесса в нашей стране существует ряд тенденций, возникших также во многом по причине навязанных «обществом потребления» ложных ценностей.

Во-первых, это тотальная коммерциализация литературы, приравнивание художественного слова к продукции и товару, реализуемому в рамках рыночной экономической системы. С этим связано обилие псевдолитературных поделок крайне низкого художественного уровня, как правило, безыдейных, зачастую просто эксплуатирующих человеческие инстинкты и служащих единственно развлекательным целям. К сожалению, это болезнь всеобщая, захватившая не только светские, но и отчасти некоторые церковные издательства, требующая длительного и непростого лечения.

Во-вторых, это расчеловечивание литературы, происходящее в рамках постмодернизма, для которого характерен принципиальный отказ от любой ценностной установки, а также неприятие любого, не только духовного смысла. В конечном итоге это ведет к опустошению внутреннего мира человека, к его превращению в лучшем случае – в агрессивного индивидуалиста с чрезвычайно узкими интересами, а в худшем - просто в потребляющий механизм. Такое течение в литературе активно развивается на Западе, находит своих приверженцев и в России, приводя к настоящей духовной катастрофе своих читателей.

Русскую Православную Церковь очень тревожит то положение, в котором сегодня находится отечественная словесность. Со своей стороны, Церковь предпринимает ряд конкретных усилий, чтобы поддержать тех писателей, произведения которых способствуют развитию личности, помогают человеку расти духовно и нравственно. И такие усилия находят горячую поддержку всех здоровых сил писательского сообщества нашей страны. В связи с этим хочу остановиться на некоторых важнейших проектах, успешно реализуемых Русской Православной Церкви в тесном взаимодействии с Союзом писателей России.

Основным мероприятием, проводимым на регулярной основе с 2011 года, является Патриаршая литературная премия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая вручается писателям, творчество которых основывается на ценностях православного христианства, внесшим существенный вклад в современную литературу. Премию вручает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриаршая литературная премия призвана привлечь внимание читателей и широких общественных масс к творчеству писателей, поэтов, драматургов, произведения которых отличает высокий художественный уровень и глубокая идейность, в центре которых – внутренний мир человека и духовная проблематика.

На протяжении ряда лет Издательским Советом и Союзом писателей России совместно с Всемирным Русским Народным Собором и рядом государственных и общественных организаций проводится литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» Цели конкурса – возрождение и поддержка традиций патриотизма среди детей и юношества, воспитание молодого поколения в духе уважения к своим историческим корням.

Среди последних совместных инициатив Издательского Совета и Союза писателей – проекты, связанные с популяризаций Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия среди молодежи, а также проведение детского литературного конкурса «Наследники».

В рамках подготовки и реализации отмеченных проектов в 2013 году Издательским Советом и Книжным клубом Союза писателей была организована творческая встреча лауреата Патриаршей литературной премии со школьниками старших классов. Встреча показала, как чутко воспринимает молодежь духовную сторону творчества писателя, как необходимо им такое общение.

Много и других совместных проектов мы имеет с Союзом писателей России, и это сотрудничество приносит положительные результаты. Хотелось бы, чтобы в будущем было больше интересных совместных проектов, которые охватывали бы не только центр, но самые разные регионы России.

Желаю всем участникам съезда Союза плодотворной работы, творческих успехов, неизменной помощи Божией во всех их делах и начинаниях!

Климент, митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

http://www.voskres.ru/idea/kliment1.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!