(Окончание) Первая мировая война показала огромное значение техники и современного вооружения в военном деле. Стало очевидным, что победителем может стать только тот, кто будет иметь не только большее количество дивизий, но и большое количество современного вооружения и военной техники. Именно, современного. Собственно на это и работала вся экономика, о роли которой мы говорили выше.
Количество оружия и боевой техники в войсках, ее качество в ходе войны непрерывно увеличивалось и улучшалось. К примеру, французская пехотная дивизия перед войной имела на вооружении 24 тяжелых пулемета, а к концу войны 133 тяжелых и 441 до селе невиданных, ручной пулемет. Германская пехотная дивизия в 1914 году имела 24 тяжелых пулемета, а к концу войны – 124 тяжелых и 216 ручных пулемета. Пехота получила совершенно новые образцы вооружения – минометы и бомбометы, огнеметы малокалиберные пушки, ручные и ружейные гранаты. Все солдаты надели стальные шлемы (каски), получившие долгую дорогу в жизнь. Пулемет вообще стали символом, главным оружием первой мировой войны.
Заслуженно восхвалялся пулемет, но артиллерия сохранила и упрочила свое положение как главное огневое средство. Удельный вес ее в составе вооруженных сил возрос почти в два раза. Если к началу войны основные воюющие страны имели около 25 тыс. орудий, то к концу войны их число приблизилось к 85 тысячам. Потери на поле боя от артиллерийского огня составляли 75%, а от ружейно-пулеметного только 15 – 20%. И это факт. Артиллерия развивалась и качественно за счет усовершенствования старых систем и принятия на вооружение новых образцов. Особенно это касается тяжелой артиллерии. К концу войны число тяжелых артиллерийских систем в отельных армиях доходило до 40%. Дальнобойность орудий увеличилась в среднем на 30% и для самых массовых систем превышала10 км. Появились отдельные образцы сверхмощных орудий стрелявших на дальность100 кми более. Полевая артиллерия переходила на механическую тягу.
Неизмеримо в ходе войны возросла роль авиации, которая из обслуживающей полевые войска структуры превратилась в ударную силу. Появились не просто летательные аппараты, а самолеты – разведчики, истребители, штурмовики, бомбардировщики. Если в начале войны основные участники имели не более 1000 аппаратов всех типов, то к концу войны число именно боевых самолетов возросло до 50 тысяч. Их тактико-технические характеристики повышались день от дня. Если в 1914 году самолеты имели мощность мотора не более80 л.с., скорость до100 кмв час, потолок до3 кми продолжительность полета не более 3 часов, то в 1918 году самолеты разных видов имели моторы мощностью от 300 до900 л.с., скорость – 130 –200 кмв час, потолок – 4 –7 км, продолжительность полета до 7 часов. С появлением ударной авиации появилась и противовоздушная оборона – специальные типы артиллерийских орудий, пулеметов, средства прицеливания и обнаружения воздушных целей.
В первую мировую войну появились совершенно новые, невиданные доселе боевые машины – танки и броневики. Об их технических характеристиках мы уже неоднократно говорили, и качество танков как по вооружению, броневой защите, так и по скорости передвижения значительно улучшалось. К концу войны танк стал мощным средством наступления, сочетающим в себе огонь с неуязвимостью экипажа от ружейного огня противника. К концу войны Франция имела 4000 танков, Англия – 3000, США – 1000, а Германия только 70 танков. С появлением танков появились специальные противотанковые средства борьбы – крупнокалиберные пулеметы, способные пробивать уязвимые места танков и малокалиберные 20 и 37 мм противотанковые пушки. В германской армии хорошо зарекомендовало себя противотанковое ружье.
Невиданное развитие получили новые средства связи и наблюдения – телеграф, телефон и радио, оптические приборы, прожекторы, аэростаты. Радио стало важным средством управления войсками. Только в русской армии каждая дивизия имела несколько радиостанций, в то время как в русско-японскую войну во всей русской армии их было всего 12 штук. Применение радио вызвало интенсивное развитие служб шифрования, кодирования и дешифровки.
В первую мировую войну впервые получили развитие химические средства борьбы. Для применения отравляющих веществ используются газовые баллоны, химические минометы, газометы различных систем, химические снаряды и авиабомбы. Так зародилось оружие массового поражения, наводящее ужас до наших дней. А значит, появились и средства защиты от такого оружия – укрытия, убежища, противогазы.
Новое, необычное развитие получила и фортификационная техника, так как для полевых работ, вплоть до рытья окопов, стали применяться машины. Строились целые заводы, создающие готовые конструкции для оборудования полевых укреплений, производящие колючую проволоку, мины и фугасы. Бетонные заводы делали готовые укрытия и огневые точки.
Огромное значение приобрел железнодорожный и только что возникший автомобильный транспорт. Мы уже не раз ранее говорили о том, как транспорт, особенно автомобили, буквально решали ход и исход многих стратегических операций. Так, в 1916 году умело организованное автомобильное движение позволило французам за несколько дней перебросить под Верден целую армию и спасти страну от поражения
На флоте особое и решающие место получили подводные лодки разных классов, которые надолго, если не навсегда, разрушили гегемонию больших надводных кораблей, их ключевую роль в военно-морской стратегии. Разве о что появившиеся авианосцы еще могли поддержать былую славу некогда несокрушимых дредноутов и крейсеров.
Вторая мировая война по этому критерию только развивает первую. Выпуск вооружения и военной техники возрос многократно, и качество ее повысилось несоизмеримо. Самолеты и танки получили такие возможности, которые мгновенно вывели их на совершенно другой уровень применения. Авиация и танковые войска во второй мировой войне стали решающим фактором достижения успеха во всех видах боя и операций. В ходе войны были впервые применены радиолокаторы и другие средства радиоэлектроники, реактивная артиллерия, реактивная авиация, самолеты-снаряды, баллистические ракеты и, наконец, ядерное оружие. Прогресс налицо!
В связи с широким развитием технических средств борьбы, совершенствованием вооружения в первую мировую войну менялась и организация войск. Армии всех стран вступили в войну со значительной кавалерией. Однако внедрение в войска большого числа огневых средств (пулеметы, минометы, артиллерия, химия, авиация) практически свело на нет роль кавалерии, из-за огромных потерь, и невозможности ее скрытного передвижения. Это же отразилось и на структуру пехотных частей и соединений. Увеличение количества автоматического и другого оружия привело к уменьшению числа рот в батальонах и батальонов в дивизиях. Вообще, если в 1915 году пехота составляла до 72% всего состава армии, то к концу войны ее удельный вес снизился до 40%.
А вот удельный вес артиллерии возрос с 18% в начале войны, до 40% к ее окончанию. Число артиллерийских батарей росло, как на дрожжах. Впервые были созданы части артиллерийского резерва главного командования (АРГК на Западе) и (ТАОН в России)
Возрос удельный вес авиации, инженерных войск. Самолеты стала сводиться из отдельных эскадрилий в отряды истребительной, штурмовой, бомбардировочной, разведывательной авиации, эскадры, фронтовые группы. Инженерные войска – во фронтовые и армейские бригады.
Появились танковые и химические войска. Мы уже говорили о первом, отдельном танковом корпусе в английской армии. Химические войска сначала состояли из отдельных команд, потом развернутых в химические батальоны, полки и даже бригады
Первая мировая война положила начало формирования всей современной структуры полевых войск и вооруженных сил в целом. Вторая мировая война этот процесс углубила и развила, по-моему, до совершенства сформировав танковые армии и группы армий, авиационные дивизии, корпуса, армии и стратегические авиационные крылья, артиллерийские дивизии прорыва РВГК и инженерные бригады, бригады связи и автомобильной поддержки. На флоте авианосные соединения и подводные эскадры.
И, наконец, первая мировая война сильно повлияла на развитие военного искусства, теории и практики военного дела. Стратегия и тактика разработки и ведения сражений, операций, боя кардинально менялись по ходу войны, обретая новые формы и содержание. Многие предвоенные взгляды на способы ведения боевых действий, положения военной теории не подтвердились на практике. Обстановка заставила военачальников всех рангов искать новые формы и способы вооруженной борьбы.
Господствующая стратегия генерального сражения не отвечала требованиям современной, да к тому же мировой войны. Германские политические и военные деятели, да и военачальники Антанты, делали ставку на кратковременную, молниеносную войну, позволявшую одним ударом решить все политические проблемы. Но, достижение победы стало возможным только путем проведения ряда кампаний и операций. Войну пришлось вести более четырех лет и одновременно на нескольких фронтах. Война из маневренной быстро превратилась в позиционную с многолетним топтанием на одном месте. Войска настолько глубоко зарылись в землю и укрепились, что даже вновь внедренных новых средств вооруженной борьбы, из за их пока еще слабых боевых характеристик, не хватило для успешного проведения хотя бы одной стратегической наступательной операции. Не удалась ни одна операция на охват и полноценное окружение крупных группировок войск. Даже окружения тактического характера были редким исключением. Единственной формой маневра до конца войны оставался фронтальный удар.
Первая мировая война была коалиционной, и успех ее во многом зависел от согласованных действий каждой коалиции. Победа к Антанте пришла только тогда, когда она сумела выработать общую союзническую стратегию и организовала единое руководство на театрах военных действий. У Четверного союза с единым руководством проблем не было – всем заправляла Германия, а вот с единой стратегией дело шло туговато. Результат налицо. Гинденбург не случайно заметил что «самой трудной задачей было примирение различных интересов отдельных союзников. Я утверждаю, что в большинстве случаев решающее значение имели политические отношения, а не военные».
Неудачным можно считать оперативное развитие наступательных действий. Достижение оперативного развития прорыва во многом зависело от боевых возможностей объединений, правильного использования подвижных сил (танков, кавалерии), взаимодействия с артиллерией и авиацией, а также от достаточного количества резервов. Всего этого в силу объективных и субъективных причин не удавалось достичь. Развитие авиации и танков еще не позволяли осуществление глубоких операций, а германцы чаще всего грешили еще и отсутствием надлежащих резервов.
Зато в тактическом плане мировая война реализовала практически все новшества в полном объеме. Первая мировая война решила проблему преодоления тактической обороны и удержание тактической полосы укреплений. Усложнилась вообще тактика наступательного и оборонительного боя. Вся тяжесть его ложилась на плечи пехоты, могучим оружием которой стал пулемет, особенно в оборонительном бою. Пулемет господствовал на поле боя, как и артиллерия, которая начинает действовать в тесном контакте с пехотой.
Боевые порядки пехоты в наступление менялись от простых цепей до волновых цепей и групповых боевых единиц и штурмовых групп. Боевые порядки от батальона до корпуса, как правило, строились в два эшелона. Второй эшелон использовался или для смены первого эшелона или для его усиления. Особое значение приобретает взаимодействие с артиллерией. С самого начала наступление предшествовала артиллерийская подготовка, мощь которой увеличивалась месяц за месяцем и длилась она порой до десяти суток. Потом пехота с артиллерийским сопровождением поднималась в атаку. Плотность артиллерии стала доходить до 100 орудий на1 кмфронта. Только к концу войны стал применяться кратковременный мощнейший артиллерийский удар, и атака шла в сопровождении одного, чаще нескольких огневых валов. Противник не успевал, как раньше отгадать направление главного удара и заблаговременно подтянуть туда резервы. Для оперативного прорыва, как это было в Брусиловском прорыве, удачно применялся метод одновременных сильных ударов на нескольких направлениях.
Развитие обороны шло от очаговой (опорные пункты с огневой связью) к траншейной. Это привело к образованию укрепленных фронтов из нескольких позиций (полос) с опорными пунктами, сплошными траншеями, насыщенными различными сооружениями и огневыми средствами. Оборона зачастую уходила в глубину от 1,5 до 10 –15 километров. Вообще, на мой взгляд, в первую мировую войну оборона достигла полного совершенства, исходя из тогдашних возможностей войск. Никогда, ни до первой мировой войны, ни после до нашего времени не строились такие большие многоэтажные блиндажи, бункеры, в которых многие месяцы активно воевали войска. Оборона вообще доминировала над наступлением, и только объективные недостатки обороны, просчеты обороняющихся войск, позволяли противнику совершить успешные наступательные действия. К этому можно отнести недостаток резервов, плохую работу разведки, внезапность атаки, неправильное расположение войск в оборонительных порядках, когда они попадали под губительный огонь артиллерии. В конце войны обе стороны научились в обороне перед атакой противника отводить свои войска из под обстрела с передовой линии в тыл, и встречать атакующих на следующих позициях огнем и контратакой.
В действиях войск все большое значение стали приобретать военно-воздушные силы. Уже в первом сражении на Сомме в 1916 году авиация с обеих сторон помимо разведки выполняла ударные функции – вела воздушные бои за господство в воздухе, атаковала наземные войска штурмовкой и бомбовыми ударами, наносила бомбовые удары по тыловым объектам.
Огромное влияние на тактику действия войск оказали появившиеся на поле боя танки. К концу 1917 года они стали все чаще применяться при внезапных атаках без предварительной артиллерийской подготовки в качестве основного огневого и таранного средства прорыва.
Особое значение в тактических построениях войск, в том числе и наступления штурмовыми группами, имело применение химического оружия. Оно же стало обязательной составляющей в артиллерийской подготовке наступления, в авиаударах, особенно по тыловым объектам.
Главное же достижение военной тактической мысли заключалось в том, что именно в первую мировую войну из за мощного размаха вооруженной борьбы, с одновременным применением пехоты, артиллерии, танков, авиации, химических средств, характер основного сражения принимает законченный вид ОБЩЕВОЙСКОВОГО боя. В интересах общевойскового боя впредь усовершенствуется взаимодействие всех родов войск. Теперь уже не полк, дивизия, а корпус и даже армия становятся той инстанцией, в которой общевойсковой бой получает свое оперативное завершение. Так будут воевать весь двадцатый век, и нового пока ничего не придумано.
Во второй мировой войне военное искусство, конечно, продолжало совершенствоваться. Значительно улучшенные качественные характеристики самолетов, танков, артиллерийских систем, стрелкового оружия, средств связи и снабжения, систем ПВО, ПТО, механизация войск позволили решить все неразрешимые противоречия вооруженной борьбы первой мировой войны. Во вторую мировую войну, в отличие от первой, были успешно осуществлены целый ряд крупных, стратегических операций, существенно повлиявших на ход и исход войны. В первую мировую войну не удалось провести ни одной успешной стратегической наступательной операции с прорывом фронта противника на всю глубину для достижения стратегических целей. Во вторую мировую войну их было десятки. Это, например, операции вермахта по разгрому польской армии, вооруженных сил Франции, войск Красной Армии в приграничных сражениях 1941 года и летом 1942 года. Это и более внушительные судьбоносные операции войск Красной Армии и союзников на втором, победном этапе войны. Битвы за Москву, Сталинград, под Эль Аламейном, в которых соединились успешные стратегические оборонительные и наступательные операции. Практически все стратегические наступательные операции Красной Армии от Курского сражения до взятия Берлина и разгрома японской Квантунской армии. Это сражения союзников в Северной Африке, и, наконец, беспримерная стратегическая десантная операция по высадки союзных армий в Нормандии. Вторая мировая война характеризуется невиданной маневренностью войск, крупнейшими операциями по охвату, окружению различных формирований войск, вплоть до фронтовых и армейских группировок. Таких котлов, как во вторую мировую войну история не знала, а в первую мировую войну о них полководцы могли только мечтать. Но все это предмет отдельного исследования. Нам же важно отметить, что и области военного искусства имелись существенные различия между двумя войнами. А это значит, что сравнивать, например, наше отступление летом 1941 года с отступлением лета 1915 года, по меньшей мере, некорректно.
Вот вкратце и все итоги той теперь уже далекой, потрясшей в свое время мир, войны. Войны, так незаслуженно забытой нами потомками тех, кто воевал, дай Бог так воевать каждому. Тех, кто прославил Россию и ее вооруженную силу на века. Позволю себе перечислить лишь некоторых героев тех сражений, о некоторых мы уже говорили. Самую малую толику той огромной массы известных и неизвестных «тружеников, медленно бредущих по полям, омоченным в крови». Поэт знал, о ком говорил. Это и Великие князья Николай Николаевич и Михаил Александрович. Это и генералы Брусилов, Юденич, Лечицкий, Клембовский, Зайончковский, Гурко, Плеве, Радко-Дмитриев, Келлер, Деникин, Корнилов, Марков, Гутор, Снесарев, братья Михаил и Александр Свечены – белогвардеец и краском. Это и офицеры Врангель, Шкуро, Краснов, Дутов, Шапошников, Миронов, Дроздовский, Кутепов, Капель, Уборевич, Василевский, Говоров, подпоручик Бочкарева и корнет Гумилев. Это и нижние чины, рядовые и унтера Крючков, Буденный, Чапаев, Тимошенко, Жуков, Рокоссовский, гимназист Вишневский и совсем мальчишки Федя Фрискин, Антоша Власин и Шурка Червятник. Список это можно и нужно продолжать, ибо это наша ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ народная, и мы, наконец, вспомним по-настоящему о первой мировой войне и ее героях.
Дай, Бог!
* Сергей Куличкин. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ. Очерки военной истории. / Союз писателей России. — М.: ИИПК «ИХТИОС», 2013. — 512 с. — (серия «Национальная безопасность»: Приложение к журналу «Новая книга России».Полковник Сергей Куличкинhttp://www.voskres.ru/army/library/kulichkin8.htm