Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 23:38:33  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Пассия – страсти Христовы  (Прочитано 3498 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 11 Апреля 2016, 14:05:12 »

Пассия – страсти Христовы

Михаил Щеглов о важности посещения пассий, которые служатся во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста



Церковь и святые отцы предписывают нам в пост чаще посещать храмы Божии, что мы и стараемся делать. И службы Великим постом бывают особые, наиболее значимые – в первую и последнюю его недели.

А вот, в середине великого поста – второе, третье, четвёртое и пятое воскресенья - служится совершенно чудная «пассия», на которой хоть раз за пост следует быть православному христианину.

В буквальном переводе с греческого и латинского «passio» переводится как «страдание». Именно так, а не «пассия» – «страсть», как это слово чаще понимается в значении современного русского языка – эмоциональное, сердечно зависимое на грани безумного состояние влюблённости. В нашей церкви «пассия» – это со смыслом, скорее как «страшное». И, вот, почему.

В обозначенные дни во всех церквях проходят одноимённые вечерние службы – «пассии», установлена эта традиция в память о крестных страданиях и плотской, «человеческой» смерти Христа.

«Разделиша ризы Моя себе и по одежде Моей меташа жребий» - этот молитвенный возглас многократно слышим мы во время пассии. Он напоминает события почти двухтысячелетней давности о том, как стража, охранявшая трёх распятых на крестах, делила «шмотки», не зная, что на самом деле это святые одежды распятого Бога. И не думая даже, что страдал Он в этот момент невыносимыми страданиями, самыми что ни на есть человеческими. И пусть, таким образом сбылось ветхозаветное пророчество, этот возглас, по сути адресован нам всем, каждому земному человеку в назидание о том, какое чудовищное легкомыслие может овладевать нами, если жить без ощущения непосредственной близости Бога, жертвующего ради нас Высочайшую Жертву – Сына Своего Единородного – часть Своего Всесвятого естества – ради нас, людей, подчас вовсе не достойных такой Жертвы.

Чудное пение, высочайшая гармония гениального церковного произведения возносят нас почти туда, к божественному, но только, если читал последние главы Евангелия – о крестных страданиях и крестной смерти Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И о предшествовавшем этой смерти иудином предательстве…

Во время этой службы, как раз и читают эти фрагменты Евангелия, напоминается нам и возможность абсолютно любому, даже самому великому грешнику, получить спасение, подобно благоразумному разбойнику, среди двоих, распятых со Христом, уверовавшему в Него как в Бога. И каждый из нас, грешных, может вслед за этим разбойником снова и снова помолиться Спасителю: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»  И крест – для памяти об этом и земных поклонов – перед алтарём.

Многие, даже из тех, кто посещают храм еженедельно в пост, – не были ни разу на пассии. А в этом году только единожды после прошедшего воскресного дня можно посетить пассию – вечером следующего воскресенья, и это стоит сделать – участвовать в этой уникальной, хоть и довольно короткой по времени, церковной службе. Ведь каждый христианин знает, что за страданиями и крестной смертью Христа-Бога неизбежно и Его Восересение, что за постом последует и Праздников Праздник – Светлая Христова Пасха. А предшествующее молитвенное участие в пассии поможет не только запечатлеть в душе масштаб богопредательства и страданий Божьих, но и познать праздник Его воскресения во всей христианской полноте.

Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан



http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/11/passiya_strasti_hristovy/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 11 Апреля 2016, 14:12:25 »

 Пассия



Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит - «страдание» (по церковно-славянски - «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии названы так тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин пассии был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

Пассия или чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым. М., Издательство Московской Патриархии, 2000 г.

http://velikiypost.paskha.ru/Bogosluzhenie/Passiya/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 11 Апреля 2016, 14:19:38 »

Особая великопостная служба - ПАССИЯ

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/rdM3_1qRWGs

Пассия - (лат. «страдание») - особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.



Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.

Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам.

За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа:

- на 1-й Пассии: 26 и 27 главы от Матфея,

- на 2-й Пассии: 14 и 15 главы от Марка,

- на 3-й Пассии: 22 и 23 главы от Луки,

- на 4-й Пассии: 18 и 19 главы от Иоанна.

По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.

Кроме того, на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий...» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом.



На Пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами.

Не удивительно, что Пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что Пассия - порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Позднее это нововведение подхватили протестанты.

Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух Пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием. Т.е. мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы.

Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

При подготовке материала использовались следующие труды:
«Азы православия», К. Слепинин.


http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1163776
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 11 Апреля 2016, 14:24:41 »

Иеромонах Никон (Париманчук)

Слово на 1-й Пассии



 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ангельским силам невозможно было постичь великую тайну воплощения Христова. Непостижима им и тайна крестных страданий и крестной смерти Христа Спасителя.

Эта же тайна непостижима миру, тому миру, дружба с которым есть вражда на Бога (см.: Иак. 4: 4).

И если силам небесным тайна эта непостижима от трепета предстояния престолу Царя Славы, от полноты благоговения и страха познания Вседержителя, то миру непостижима эта тайна от нежелания знать Бога, от нежелания страдания, от нежелания скорби, от суеверного страха смерти и конца.

Этот мир алчно требует: еще, еще и еще, больше, больше… Больше наслаждения и покоя. И выдает это все за истинную цель жизни. И работники этого мира трудятся не покладая рук над тем, чтобы и тень печали не покрыла личину старого греха.

Но «когда мир совлечет с человека всё и в день смерти вынесет его из дома, тогда узнает человек, что мир подлинно лжец и обманщик» (Исаак Сирин).

Ибо нет такого пути в этом мире, на котором не встретил бы человек страдание.

«Человек рождается на страдание» – читаем мы в одной из древнейших книг Ветхого Завета – книге Иова (Иов 5: 7). «Человек рождается на страдание, – пишет Дух Святой в этой книге, – как искры, чтобы устремляться вверх». Чтобы не смешаться с прахом земным, но в очистительном огне спасительных страданий устремляться духом ввысь.

Павел, апостол, ободряя филиппийцев, писал к ним: «Живите достойно благовествования Христова… не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1: 27–29). «И вера – дар, но вера с страданием за нее есть высший дар» (святитель Феофан Затворник).

Какое значимое, глубокое слово «страдать». Означает оно «терпеть, выносить, испытывать, добиваться, стараться, претерпевать». В греческом оригинале этого текста послания ему соответствует слово «пасхин», созвучное и родственное названию самого главного нашего торжества.

Нам, стремящимся стать друзьями Христовыми, Сам Христос сказал: «Вам дано знать тайны Царствия Божия» (Мк. 4: 11).

Знать тайны Царства Божия значит знать, что Царство это в нас и мир этого Царства, его радость, праведность, его благодать – в нашем сердце.

Нам дано знать, что жизнь вечная начинается здесь, на земле. Она начинается у подножия Креста, произрастает от единого корня этого святого Древа Жизни.

В молитве Симеона Нового Богослова к Святому Причастию читаем, что Господь «милостию сострастия» тепле кающихся и очищает, и просвещает, и делает причастниками света преображения, общниками Божества Своего. В страданиях Своих Он Сам сострадает нам, первым протягивает руку помощи в несении креста. Покоящийся на Древе Крестном раскрывает объятия, созывает к Себе всех труждающихся и обремененных.

И тогда скорби болезней, предательства, тягот, неустроенности, неблагополучия жизни и вся тяжесть суеты мира – у Креста становятся святым, благодатным даром для исцеления души.

Мутящие ум и сердце тяжкие грехи становятся ничтожными и покрываются милостью дара покаяния.

Печаль, уныние, ропот, отчаяние, недовольство собой и миром – у Креста преображает стремление к духовному преображению.

Плоть становится духом, земное – небесным, смерть становится жизнью.

Таков великий дар страстей Христовых, таково великое таинство жизни в Церкви, такова великая милость человеколюбия Божия «не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1: 29), страдать вместе с Ним.

Предстоя Святому Распятию, будем благодарны Спасителю за Его страшные и спасительные страсти, за Животворящий Крест, за вольное погребение, будем просить Его показать и нам святое Свое воскресение. Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/60503.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 11 Апреля 2016, 14:33:59 »

Пассия. Евангелие от Матфея

Протоиерей Александр Шаргунов о предательстве Иуды



Описание Страстей Христовых в Евангелии от Матфея начинается с рассказа о возлиянии драгоценного мира на главу Спасителя женщиной, сердце которой разрывалось от покаянной любви к Нему. И сразу же после исключительного примера жертвенной самоотдачи мы видим величайшее зло. Предельное раскрытие добра и зла окружает Христа даже среди Его последователей.

Наше слово сегодня о грехе, о корне всех зол и о предательстве, в котором квинтэссенция греха. Предателем был Иуда Искариотский. Об Иуде сказано, что он был одним из двенадцати, и это усугубляет его вероломство. Когда число учеников, как читаем мы в книге Деяний, возрастало, неудивительно, что среди них появлялись такие, кто был позором и несчастьем для Церкви, вроде Анании и Сапфиры, лицемерно утаивших от Церкви часть своего имущества, или Симона-волхва, желавшего за деньги купить Божию благодать.

Но когда учеников было только двенадцать, и один из них оказался диавол, мы понимаем, что никогда не должны мы ждать совершенного общества даже в Церкви, по эту сторону небес. Никакие обеты долга, никакие особые отношения с Самим Господом не удержат того, кто имеет диавола. Иуда приходит к первосвященникам и говорит: «Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его». Они не посылали за ним, не делали ему никакого предложения. Им и в голову не приходило, что один из учеников Христовых может оказаться предателем. Иуда не обещает им свидетельствовать против Христа, хотя им недоставало свидетелей. Ему не в чем было обвинять своего Учителя, ему нужны были только деньги. Только сребролюбие делало его предателем.

«Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его». «Как, Иуда, разве ты в чем-то нуждаешься? — говорит святой Иоанн Златоуст. — Может быть, в пище ты испытываешь недостаток или в одежде, или чего-то еще тебе недостает, чего Бог не может тебе дать?» Но не недостаток денег, а любовь к деньгам — корень всех зол. Первосвященники заключили с ним сделку, отсчитав ему тридцать сребреников, согласно древнему иудейскому закону. Как написано в книге Исход, тридцать сребреников — это цена раба. Вот в какую цену оценили Христа служители Божии. Они дали ему деньги тут же, в руки, наличными. Все надежно — не колеблясь, смелее вперед! Все они в тот час были иудами-предателями.
Как страшно может быть сребролюбие! Оно может сделать человека слепым к честности и чести. Человек может не задумываться о средствах достижения своих целей. Мы дожили уже до времени, когда в газетах публикуют цену на заказное убийство. На то же самое заказное убийство, которое было по отношению ко Христу, а теперь по отношению к другому человеку, за которым стоит Христос. Только здесь наемный убийца сам приходит предложить свои услуги. Как говорится о печати антихриста: «волею прихожу к тебе». То, что происходило в мире вокруг Христа и у Его Креста, раскроется в полноте во времена антихриста накануне Второго Пришествия Христова, которое будет предваряться знамением Его Креста.

Всякий грех и прежде всего сребролюбие, зависть, честолюбие — то, из-за чего был предан на смерть Христос. И то, из-за чего до сих пор предают Его. Чем ближе история человечества к развязке, чем больше возрастает в мире грех, тем больше предают. Чем больше изгоняется Бог из жизни, чем больше в ней присутствие диавола, тем больше предательство. Иуда предал Самого Бога, вступив в союз с диаволом. Только тогда человек может опуститься до христопродавчества, когда окончательно изгонит из своей жизни Бога и примет в нее диавола.

Двадцатый и наступивший двадцать первый век показывают, как близки последние испытания. Слова святого царя-страстотерпца Николая: «кругом измена, трусость и обман» оказались пророческими по отношению к России, и не только к ней. Наше сегодняшнее поражение не знает пределов. Может быть, рано делать последние выводы, историки напишут, как была уничтожена Россия, если Бог продлит историю. Но совершенно очевидно, что Россия была предана всеми. Самое подлое, что произошло, — предательство со всех сторон.

Всегда было предательство, но надо было создать атмосферу, где предательство побеждает. Кругом предательство — в самом широком смысле слова и в самом глубоком. В самом мрачном, легкомысленном и преступном. Время сейчас такое безнравственное, что если выгодно предать, то это уже не предосудительно, не считается позором, как еще в девятнадцатом веке, потому что сребролюбие уже, можно сказать, становится добродетелью. В детстве некоторые из нас могли слышать: «Самое ужасное — это быть предателем». Но теперь такая удивительная готовность к предательству, что не каждый еще найдет хозяев. Современная культура — сплошная апология предательства. И супружеская измена, то есть предательство самого близкого человека, разрушение основ жизни, восхваляется всюду не просто как норма жизни, а как доблесть.

Два последних десятилетия таких иуд вывело на свет, которые у всех на глазах продают и предают детство, девство, красоту, чистоту, любовь. И родину, и народ продают с молотка новоявленные иуды. Но что бы ни было, в истории человечества всегда остается самый страшный пример того, каких глубин может достигнуть сребролюбие. Поистине зловеща фигура Иуды. Как какой-то змей. Само слово «Иуда» с детства внушало ужас, в самом имени как будто звучало и «удавился», и предательство, и ад. У Бога ничего не бывает без смысла. Дело ведь не в самом имени. Мы знаем, что есть святой апостол Иуда. И удивительным образом то же самое имя звучит совершенно по-иному — победно, радостно. А Иуда-предатель с тридцатью сребрениками — это почти невозможно представить. Как будто все остальное в этом человеке исчезло. Не только его, может быть, какие-то добрые качества, но и сама его личность. Ничто остальное уже не имеет для него значения, потому что диавол вошел в него. Цель диавола — войти во всех людей. Но мы не должны ничего страшиться, если с нами Господь, Крестная Его сила.

Христос знает, что ждет Его впереди, Он предвидит то, что неизбежно должно случиться. На Тайной Вечери Он говорит: «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению» (Лк. 22, 21—22). Он был предан на смерть по совету и предведению Божию. Но Господь предупреждает предателя: «Горе человеку тому, которым Сын Человеческий предается. Лучше было бы ему не родиться». Хотя в Превечном Совете решено, что Христос будет предан, и Он Сам вольно идет к смерти ради нашего спасения, ради нашего воскресения с Ним в превечной славе — грех Иуды от этого не становится меньше.

Непостижима тайна свободы и ответственности человека, содержимая в деснице Божией. До скончания мира не прекращается война света и тьмы, и каждый из нас может быть орудием добра или зла. Так много зависит от нашего выбора! Во всех нас есть тьма греховная, но всегда существует покаяние, пока не станет слишком поздно. Неслучайно на Тайной Вечери, когда Христос сказал, что один из учеников предаст Его, все они спросили: «Не я ли, Господи?» «Не я ли?» — бесстыдно посмотрел Иуда в глаза Спасителю. И Господь ответил ему: «Ты». Однако это не остановило Иуду. Вот в чем заключается участие каждого человека в этой тайне.

Иуда тайно замышлял свое злодейство. Тайно, потому что если бы кто из учеников узнал о его замысле, ему бы несдобровать. Не унести бы ему ноги из Сионской горницы. Он мог скрывать свой замысел от своих товарищей, но он не мог его скрыть от Христа. Человек всегда может скрыть свой грех от людей, но он никогда не может скрыть его от взора Христа, Который видит тайны человеческого сердца. Такая минута наступила на Тайной Вечери, как будто там присутствовали только двое: Христос и Иуда, и больше никого. Христос знал, что намеревался совершить Иуда. Господь мог бы употребить Свою чудесную силу, которую Он столько раз являл в жизни, чтобы сделать Иуду беспомощным, даже предать его смерти. Но мы знаем, что Он никогда не являл Свои чудесные силы ради спасения Себя, а только ради спасения других. И единственное, что употребляет сейчас Христос, — это зов любви. Одна из величайших тайн жизни — это уважение Бога к свободной воле человека.

Когда Господь хочет удержать человека от греха, Он прежде всего ставит его перед ужасом и реальностью этого греха. Святые отцы говорят, что нашей величайшей духовной безопасностью является способность ужасаться грехом. Мы живем во времена, когда более чем когда бы то ни было есть чему ужасаться. И когда люди все меньше и меньше ужасаются самым мрачным грехам и преступлениям. «Посмотри, — взывает к нам через стыд и совесть Господь, — как невыносим грех и как страшны последствия греха. Неужели ты этого хочешь?» И как последнее средство — Христос дает возможность человеку взглянуть на Него. Может ли человек встретить взор Христа, и после этого, как ни в чем не бывало, идти на грех? Так в конце концов совершается испытание каждого из нас. В решающих обстоятельствах Христос дает нам узнать ужас греха и благодать Своей любви, которая зовет к покаянию.

И мы видим, как может раскрыться «тайна беззакония» в полноте. Несмотря на призыв любви Господа, Иуда не поколебался в своем выборе. Ему было показано, что такое грех, замышляемый им, и он был поставлен лицом к лицу со Христом, но он не повернул вспять, не покаялся. Так открыл он свое сердце диаволу. Диавол, падший денница, знал, что значит противиться благодати Божией, но все равно захотел и дальше идти против Бога. В мире совершается эта «тайна беззакония», отсутствие адекватной реакции на самые гнусные грехи, и это соединяется с отвержением дара любви Божией, с попранием святыни, с ненавистью к благодати, которая мучительней для человека всех терзаний совести.

В час ужаса Иуда внезапно увидел полную пустоту служения маммоне и предательства Бога и человека. И эта пустота убила его. Отчаяние — это когда человек близок к образу беса, и когда он стоит уже во вратах ада. Бес — это отчаяние, и антихрист — это отчаяние. Мгновенный земной успех внезапно приводит к беспросветному мраку, когда все проходит. И грех — всякий грех и тем более то, что является корнем всех зол, — обладает, оказывается, такой особенностью, что человек начинает ненавидеть то, что он приобрел. То, что он больше всего на свете хотел получить, это то, от чего он больше всего на свете хотел бы избавиться. Когда Иуда искушался предать своего Учителя за тридцать сребреников, они сияли для него как солнце, но когда грех совершился, и он получил деньги, серебро стало жечь его совесть невыносимым огнем. Дорого бы он дал, чтобы избавиться от этих сребреников!

Что же такое наш выбор верности Господу или предательства? Если бы Иуда, говорят святые отцы, и это слишком очевидно, остался верным Христу, он умер бы так же, как другие апостолы, мученической смертью. Но грехом предательства он утратил венец мученичества и наложил на себя руки, оттого что жизнь стала непереносимой для него из-за его греха. Святые отцы говорят, что есть грех и грех. Есть грех страстного сердца, когда под влиянием момента человек совершает плохое. Пусть не думает никто умалить такой грех. Последствия его могут быть самыми ужасными, если человек не покается. Но несравненно ужасней, когда человек сознательно, расчетливо и хладнокровно идет на грех, будучи предупрежден об ужасе своего греха и зная о благодати любви Христовой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/28/passiya_evangelie_ot_matfeya/&?print=y
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 11 Апреля 2016, 14:40:49 »

Пассия

Евангелие от Марка



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Снова по милости Божией сподобляемся мы дара поклонения Кресту Христову и святое Воскресение Его восславить. Крест Христов говорит нам, как велик наш грех и каким должно быть наше покаяние. Крест выявляет грех в полноте, и всякий, кто идет крестным путем вслед Христу, должен до конца осознать свою греховность, чтобы принести ему совершенное покаяние. В этом смысл нашей жизни, нашего следования за Христом.

Мы видим выявление Крестом греха в полноте, когда приближается час тьмы, и Господь говорит на Тайной Вечери избранным из рода человеческого людям, лучшим Своим ученикам: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». У них недостанет мужества сохранить верность Христу в заповеди Его, но все они по малодушию оставят Господа. В час испытания придут соблазны к ученикам Христовым. Невозможно не придти соблазнам, потому что они немощны, потому что нет еще в них крепости Божией, благодати Духа Святого. Мы с вами во святом крещении помазаны Духом Святым, но надо, чтобы этот дар раскрылся в нас осознанием, какой ценой мы получили его. И потому в этом мире, лежащем во зле, мы все проходим через искушения.

Искушения могут быть столь сильны, что даже великие подвижники могут претыкаться и падать. Наступает такая тьма, что никто не может устоять. «Если бы Господь не сократил тех дней, - говорит Христос, - не спаслась бы никакая плоть». И есть такие соблазны, которые касаются всех. «Все вы соблазнитесь», - предупреждает Своих учеников Христос. Хотя только один будет предатель, но оставят Господа все. Мы должны быть готовы к внезапным испытаниям, которые могут скоро открыться в самой предельной степени. Мы знаем из недавней истории Церкви, как неожиданно может начаться буря. Крест Христов может оказаться камнем преткновения для многих по видимости принадлежащих к Церкви. Но только Крестом Христовым спасутся те, кто любит Господа, даже если они будут терпеть поражение.

Так исполняется Писание: «Поражу пастыря, и рассеются овцы». Здесь речь идет о поражении Пастыря овцам великого в Его Крестных Страданиях и о рассеянии овец, Его учеников. Каждый из них будет спасаться, как может, и легче всего будет тем, кто дальше убежит от Креста. Во времена гонений враги будут поражать прежде всего пастырей Церкви, но только Крестом Своим Господь спасает всех и дает утешение, обещая собрать всех любящих Его в Своей победе. «По Воскресении же Моем предварю вас в Галилее, - говорит Он на Тайной Вечери Своим ученикам. - Вы оставите Меня, но Я не оставлю вас. Хотя вам не избежать падения, Я сделаю все, чтобы вы восстали, и мы встретимся в совершенной радости снова». Начальник нашего спасения знает, как собрать Своих воинов, когда все придет в полное смятение и рассеяние. Так действует всепобеждающая Крестная любовь Христова.

В том величие Христа, что Он знает людей в самом худшем их проявлении, и не перестает любить их. Он знает нашу человеческую немощь, Он знает, как несомненно то, что мы совершим грех и не сохраним верность Ему. Но Его знание не превращает Его любовь в горечь и презрение. У Него нет ничего, кроме любви к человеку, который ненавидит грех, но в немощи своей влеком диаволом ко греху. На Тайной Вечери Господь предупреждает о намерении диавола в отношении ко всем христианам. Господь сказал: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу». Диавол требует: «Дай мне искусить их, в особенности пастырей Твоей Церкви, и Ты увидишь, что стоят их заверения в любви к Тебе». Сатана хочет сеять христиан, чтобы они стали мякиной, а не пшеницей. Но сатана не может сеять их, пока Бог не даст ему позволения. Господь попускает этому быть, чтобы мы узнали, что наше стояние в заповеди и верности Господу может быть только по дару Божию. Чтобы через глубокое покаяние мы обрели совершенную любовь и сделались способными войти в Его Царство.

Без любви ко Господу не может быть покаяния, но наша любовь несовершенна. До тех пор пока она не заполнит все в нас, в час искушения мы неизбежно будем давать в сердце своем место диаволу. Пока мы не научимся этой тайне, говорят святые отцы, нашей вере все время будут угрожать две главных опасности: самонадеянность и беспечность, через которые диавол снова и снова будет одолевать нас.

С исключительной силой показывает нам это Господь на примере апостола Петра. Только апостол Петр в отличие от нас научился тайне любви, покаяния и смирения сразу и навеки. Апостол Петр знал, что он любит Христа, он никогда не сомневался в этом. И он думал, что своими силами сможет справиться с любой ситуацией. Он был уверен, что он сильнее, что он больше любит Христа, чем Христос думает о нем. Петру казалось, что он во всеоружии встретит искушение и лучше, чем кто-либо. «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь», - говорит он. Он согласен, что некоторые, и даже все, могут соблазниться, но только не он.

Каждому из нас, глядя на то, что произошло с первоверховным апостолом, следовало бы в таком случае сказать: «Если все могут соблазниться, есть опасность, что это случится и со мной». Господь дает особое предупреждение Петру о том, что это с ним произойдет. Он думал, что в час искушения он покажет себя лучше, чем кто-либо, а Христос говорит ему, что с ним случится худшее. «Истинно говорю тебе», - говорит Христос. Тот говорит, Кто знает его лучше, чем он знает себя. Петр утверждает, что если все отрекутся, но не он. А Господь говорит ему, что он отречется раньше, чем кто-либо. И как скоро это с ним произойдет! В сию самую ночь, прежде чем наступит завтрашний день, прежде чем воспоет среди мрака, возвещая о наступлении нового дня, петух. Господь говорит, что подобно тому, как мы не знаем, насколько близка к нам беда, мы не знаем, насколько мы можем быть близки к падению. Если Бог оставит нас, предоставив нас самим себе, мы будем всегда в опасности.

Господь говорит Петру, сколько раз он будет впадать в этот грех: трижды. Трижды - это своего рода полнота. Христос говорит ему, что он будет совершать этот грех снова и снова, ибо когда однажды на пространном скользком месте нога у нас начинает скользить, нам трудно будет через короткое время не поскользнуться снова. Мы помним, как Петр настаивает на своей верности Христу. «Даже если бы мне надлежало умереть с Тобой, - говорит он, - не отрекусь от Тебя». Он знал, что он должен был сделать. Лучше умереть со Христом, чем отречься от Него. И он думал, что так и будет, что он никогда не предаст своего Учителя, чего бы это не стоило ему. Мы можем говорить о смерти смело и бесстрашно, когда она далека от нас, но когда приходит время, в жизни все оказывается не так, как на словах.

Из-за самонадеянности Петра Господь попустил такое позорное его падение. Если кто-то из нас сейчас по-прежнему уверен в своих силах после стольких своих падений, которые были у него, тем ужаснее его состояние. «Если могучие кедры не могут устоять от малейшего дуновения ветра, если какая-то служанка заставила пасть столпа Церкви, - говорит святитель Тихон Задонский, - как смогу я устоять перед столькими врагами внутренними и внешними, имея перед глазами столько печальных примеров и столько поводов к падению, и столько бесов, непрестанно гонящих меня и поклявшихся погубить меня? Как смогу я устоять, надеясь на собственные силы?»

Самонадеянность, говорят святые отцы, особенно губительна тем, что неминуемо приводит к беспечности. Петр должен был бодрствовать, молиться, быть на страже, как заповедал Христос: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть. Дух бодр, плоть же немощна». А что сказать о нас? После всех предупреждений, которые мы слышали от Господа, стоим ли мы на страже, ходим ли с открытыми глазами, чтобы видеть сети и ловушки, расставленные под ногами нашими? Этой книги, этого зрелища, этого общения, этой беседы, этого места - не следовало ли бы нам с опаской бежать? Но мы смело шагаем, по существу, безоружными посреди самых коварных врагов. Святая Церковь говорит нам, что надо постоянно быть с Господом постом и молитвой, чистотой сердца и памятью о Кресте Его, чтобы не соблазниться.

И снова наша мысль возвращается к любви Христовой. Святые отцы говорят, что Христос, предупреждая Петра о его предательстве, как бы готовит восставление его от падения. Как будто Он заранее готов простить его, чтобы он не отчаялся. Он знает, что Петр соблазнится более по немощи своей, чем из-за чего бы то ни было, что Петр на самом деле будет одним из двух учеников, у которых хватит мужества следовать за Христом во двор дома первосвященника.

Искушение, постигшее Петра, на самом деле могло случиться только со смелым человеком. Все разбежались, а Петр следовал, преодолевая все, за Господом. Смелые всегда подвергаются большей опасности, чем боязливые и осторожные. И бывают обстоятельства, когда лучше потерпеть самое ужасное поражение, чем спасти свою жизнь позорным бегством, даже не пытаясь оказать сопротивление. Не здесь ли тайна покаяния разбойника благоразумного и всякого истинного покаяния? Именно таких людей Господь ведет через все поражения к победе. И каждого, кто от всего сердца покается, какие бы грехи он ни совершил, Господь примет с любовью.

Любовь Господа к одному согрешившему человеку является ради многих грешников. Господь попустил падение Петра не только для того, чтобы вразумить его, но чтобы всю Церковь предупредить о соблазнах. Пусть никто не удивляется ничьим падениям после того, что случилось с первоверховным апостолом. И Господь попускает произойти этому с Петром, чтобы воодушевить всякого грешника. После покаяния Петр не был укорен Господом, и он стал не менее велик, и он не был лишен апостольства. Святой Григорий Двоеслов говорит, что это было попущено, чтобы апостол Петр, которому были даны ключи царства, не был слишком строг к грешникам кающимся. Во время соборования священник обращается ко Господу с такой молитвой: «Петра верховного, отвергшегося трижды, покаянием приял еси, Господи, и рекл ему: ты еси Петр, и на камени сем созижду Церковь Мою, и дам тебе ключи Царствия, и врата ада не одолеют ее». Вот тайна Церкви - она воздвигнута на камне веры, той, которая была у Петра, по благодати свыше. И на том покаянии, которое он принес, и на том сострадании к грешникам кающимся, которое должна явить Церковь.

Оттого что у Петра была такая ревность о Господе, он мог искушаться суровостью к приходящим с покаянием. В нем уже было это, когда Сын Божий дал заповедь оставлять грехи, а он спросил, до скольких раз, до семи ли. Но после своего падения он несомненно исполнился состраданием к кающимся грешникам. После того как он сам так легко получил прощение своего преступления, как мог он отказать в прощении другим? Разве могла не тронуть его сердце печаль другого, когда сам он, согрешив, плакал горько? Петр знает теперь, что значит самый ужасный грех, и что значит слезное покаяние, и потому он сможет помочь другим, кто проходит через те же испытания. Увы, часто только так мы можем научиться пониманию других людей и состраданию им. Не потому ли Господь попускает нам снова и снова впадать в одни и те же грехи, что мы не можем никак научиться этому?

Господь попустил быть падению Петра, чтобы мы поняли, что смысл духовной жизни заключается в том, чтобы все происходящее с нами, даже наши падения, мы могли обращать на пользу. Для этого нужно только одно: искренне и неотступно следовать за Господом до предела наших сил, изо всех сил стараясь исполнять то, что Он заповедует. Как бы ни был самонадеян Петр, как бы ни было велико его падение, он действительно любил Христа. «Любящим Бога, - мы видим, - все содействует ко благу». Господь предвидел, что так Петр научится истинному смирению. И покаянием, и смирением может стать истинным пастырем и истинным причастником Божией благодати. Любовь его станет более пламенной и никогда не колеблющейся, после того как он узнает такую любовь Христову.

Кто-то из святых отцов сказал, что Петр стал несравненно более святым, согрешив, чем если бы он никогда не согрешил. О, если бы мы научились так во спасение употреблять наши грехи! Неужели такое возможно, чтобы я мог извлекать величайшее добро из худшего моего зла? Богу это возможно. И тому, кто изо всех сил ищет жизни в Боге. Но каким должно быть наше покаяние! Оно должно быть таким, чтобы Господь восстанавливал то, что мы разрушили грехом, в еще лучшем виде, чем это было до нашего греха. Восполним нашей ревностью по Богу время, которое мы потеряли.

Благодатью покаяния обратим наши вчерашние грехи в самые прекрасные добродетели. Научаясь всему, чему нужно научиться у Господа, научимся главному - смирению. И надежде среди всеобщего нынешнего уныния, проникающего даже в Церковь. Уповая всецело на Господа, на силу Креста Его, несмотря на наши грехи, достойные отчаяния. И любви научимся. Тем больше любя Его, чем большую любовь Он к нам являет. Несмотря на нашу неверность Ему, которую мы так часто обнаруживаем нашими грехами. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://moral.ru/propoved/09_Passia2.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 11 Апреля 2016, 14:48:15 »

Кто первым входит в рай

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Пассии. Евангелие от Луки



Сегодня мы слышали Евангелие от Луки о первом из рода человеческого в раю — о разбойнике благоразумном. Мы не можем постигнуть милосердия Божия, которое последнего делает первым. На северных дверях Никольского придела нашего храма изображен этот святой. И кто-то из прихожан, вскоре после того как появилось это изображение, не разобрав надпись, спросил: «Это Христос?» — показывая на разбойника благоразумного.

Действительно невозможно, кажется, отличить. Человек, похожий на Христа, с крестом. И он облечен той святостью, которая у Христа, потому что Христос пришел, чтобы дать нам все, что у Него есть, взяв на Себя то, что есть у нас. То, что есть у разбойника. Трудно постигнуть человеческому сознанию, как может быть причислен к лику святых проживший такую жизнь. Но он первым входит в рай, Сам Христос канонизирует его, открывая ему доступ во Святое святых.

На некоторых иконах мы видим вместе с воскресшим Христом только одного этого праведника в раю, где обителей много, как говорит Господь, но они еще не заняты никем. Сонм ветхозаветных пророков, праведников во главе с Предтечей устремляется к вратам рая, в то время как разбойник благоразумный уже в раю, самый первый, впереди всех, сияет ослепительной белизной брачных небесных одежд.

Мы должны снова увидеть то, что произошло на Голгофе. Как распяли Христа вместе с двумя разбойниками. Почему они это сделали? Чтобы презрение и ненависть, которые люди естественно имеют к извергам рода человеческого, распространялись и на нашего Господа. Люди обычно судят обо всех, находящихся в одной компании, вместе. Им не свойственно отличать одного от другого. Глядя на распятых, они могли заключить, что и Он злодей, потому что наказание одно. И более того, он худший из злодеев, потому что распят посреди них.

Мы слышим во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Луки, о том, что разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Как если бы они были святыми по сравнению с Ним. «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Очевидно, что из всех людей у этого разбойника, который не переставал поносить Господа, было меньше всех оснований делать это. А другой, такой же, как он, разбойник, постепенно стал многое понимать.

Господь был распят посреди разбойников, чтобы удовлетворить правде Божией за зло, соделанное Ему грехом, покоряясь предельному поруганию, какое только может быть совершено по отношению к Нему со стороны худших из людей. Так Он стал грехом и клятвой за всех нас. И тьма от шестого часа до часа девятого показывает мрак, который покрывал душу Господа. Бог повелевает солнцу Своему светить на праведных и нечестивых, но даже свет солнца был отнят от Господа, когда Он сделался грехом за нас. Иудеи часто требовали знамения с небес. И теперь оно было дано им, но такое знамение, которое являло их абсолютную слепоту.

Древо Крестное, насажденное на Голгофе, становится Древом Жизни посреди рая. «Отче, прости им», — первые слова, которые Христос произносит на Кресте. И разбойник благоразумный — первый свидетель, первый в роде человеческом, облагодатствованный силой этой молитвы. Свет, который через несколько мгновений коснется его сердца, явится знамением прощения Отца Небесного, обещанный всякому, кто обратит свой взор ко Христу. Как сказал Бог Моисею: всякий, кто воззрит на него, спасется.

Разбойник благоразумный не только первый, кто свидетельствует об исполнении древнего пророчества. Его глазами Церковь научается по-новому видеть само распятие. Слово крестное, о котором будут проповедовать апостолы, исходит впервые из его уст. Глядя на Христа, непостижимого в Своей кротости и долготерпении, но столь же реально близкого к нему, как всякого человека, он начинает забывать о своем собственном страдании. Он не знает, как это происходит, но присутствие Того, Кто страдает и умирает рядом с ним, так же, как он, и вместе с ним, все меняет. Из его уст исторгается слово, которое мы все знаем, и которое из всех молитв, какие знает Церковь, составленных величайшими ее святыми, являются самыми краткими и самыми совершенными молитвенными словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Многие кресты и памятники на могилах верующих людей запечатлены ими.

Каждое слово в этой молитве драгоценно. Прежде всего, это слово «Господи», главное во всякой христианской молитве, ибо нет другого имени под небесами, которым бы нам надлежало спастись, как говорит апостол Петр, после того как совершается чудо Пятидесятницы. И никто не может, говорит апостол Павел, назвать Христа Господом, только Духом Святым.

Среди всех оскорблений хулителей Господа, среди беснующейся толпы, вождей Израиля, которые манипулируют этой толпой, среди всех этих «Спасись Сам! Других спасал, Себя ли не может спасти!» — только у разбойника благоразумного есть вера в Того, Кто может его спасти. Его вера вся заключена в одном слове: «Господи». Он говорит: «Помяни мя». Он ни о чем не просит, только о милости памяти Божией: сохрани меня в памяти Твоей.

Эти слова «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» заставляют нас со страхом и трепетом размышлять о тайне человеческого спасения. Кто дал этому человеку знание, что распятый Господь — рядом с ним? Отвергнутый и осмеянный всеми, снова придет на землю, но уже в небесной славе. Когда придет и как придет? Тот, Кто сейчас умирает, как он, как всякий человек, снова будет живым. Не просто живым, но явится как Царь всех живых.

Не это ли было причиной глумления распинающих Его? И они запечатлевали это презрение, которое Пилат повелел надписать над Крестом. Слова эти были перед глазами разбойника: «Сей есть Царь Иудейский». И воины, одевшие Христа в багряницу, издевались над Ним: «Радуйся, Царь Иудейский». Они возложили Ему на голову терновый венец. Но разбойник благоразумный не сомневался в этом Царстве. И он узнает это Царство, и он возвещает это Царство для всех.

Удивительное, неслыханное дело, скажет кто-нибудь, — Крест перед твоими глазами, а ты говоришь о Царстве. Что видишь ты, что напоминало бы Царство, достоинство? Распятый человек, умирающий от истязаний, окруженный улюлюканиями и заплеваниями, раздираемый бичами. Разве это знаки, через которые можно узнать Царя? Но разбойник благоразумный не останавливается перед внешней видимостью. Он видит глазами веры.

И вера этого человека, необъяснимое противоречие всей внешней очевидности — свидетельство и доказательство славы Христа распятого, Который силой Своей преобразует погибающую душу. Праведный жив будет верой, говорит апостол Павел. Но нечестивого, добавляет блаженный Августин, оправдывает Христос. И Он оправдывает его, когда тот и сердцем верует, и устами исповедует свою веру. Так разбойник благоразумный веровал сердцем, и устами исповедовал свою веру.

Часто говорят, что существование зла в мире очень многим мешает веровать. И правда, один из разбойников хулил Бога, находясь рядом с Ним. Но нельзя забывать, что разбойник благоразумный именно в это время обрел веру. Он является здесь нашим учителем, показывая, что вера по преимуществу есть дар Божий. Ответ на смирение человеческого сердца, которое даром Божиим совершенно изменяется. И такое изменение человеческого сердца — большее чудо, чем творение неба и земли. Святые отцы сравнивают знамения, которые сопровождали смерть Христа, — землетрясение, затмение солнца, рассевшиеся камни и многие усопшие, восставшие из гробов, — с тем чудом, которое было явлено с сердцем разбойника благоразумного. Он был тверже камня в исповедании этой веры, потому что через него действовала благодать. Перед нами исповедание веры человека, которому впервые открывается вера во Христа, но также исповедание покаяния человека, который признает свой грех. «Мы достойное по делам нашим приемлем», — говорит он своему товарищу по несчастью. Он ждет всего от Христа, и в то же время приносит глубокое покаяние.

Он упрекает другого разбойника, который поносит Христа. Он обращается ко всем людям без исключения, которые в скорбях своих оказываются неспособными исповедовать веру во Христа Бога. Мы тоже на кресте. Оскорбления, которые ты бросаешь Господу, поражают прежде всего тебя самого. Всякий, кто обвиняет другого в грехах, в которых обличает его совесть, осуждается первым. И всякий, кто обвиняет другого в несчастье, в котором он сам виновен, первым должен быть наказан теми казнями, на которые он осуждает другого.

Разбойник благоразумный признает свой грех. Он ждет от Христа, распятого на Кресте, невозможного. И находит точные слова: «Помяни меня, твоего спутника по страданию. Не забудь меня, когда придешь в Твоем Царстве». Где, когда это Царство наступит, через какие века — не имеет значения. Он надеется на спасение в далеком будущем. И вот он слышит в ответ: «Днесь, сегодня, ты будешь со Мной в раю».

Господь говорит: «Аминь, глаголю тебе, днесь со Мной будешь в раю». «Аминь», которое Спаситель употребляет в самые торжественные моменты, когда Он провозглашает самые существенные истины нашей жизни, в которых присутствует Его благодать сугубым образом. И Откровение говорит нам именно такими словами: «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный». От имени Самого Господа взывает к нам Апокалипсис.

«Днесь, сегодня, — говорит Христос, — ты будешь со Мной в раю». Мне не нужно хранить это в памяти, это будет сейчас. Мне не нужно будет тебя где-то искать, Я беру тебя с Собой, мы идем вместе. Что значит это «со Мной»? Святой Иоанн Златоуст говорит: великая честь войти в рай. Но есть еще большая честь — войти в него с Господом. Это «со Мной» означает разделенную вместе жизнь со Христом, участие в одной и той же судьбе до конца. Мы знаем, что так призывает Господь Своих апостолов, чтобы они всегда были с Ним, как Он говорит. Так на Тайной Вечери накануне Своих Страданий Он говорит: «Желанием восхотел Я есть с вами Пасху прежде Моего страдания».

Это «со Мной» входит в Первосвященническую молитву Господа: «Отче, тех, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной». К этому шло человечество. Моисею, когда мужество оставляло его, и он стал искать возможность уклониться от посланничества Божия, Господь сказал: «Я буду с тобой». «С Тобой мне не нужно ничего на земле», — говорит Псалмопевец, видя соблазны мира и процветание нечестивых. И Сам Христос именуется Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог», как пророчествует Исаия и как возвестил об этом Ангел праведному Иосифу.

То, что сделали некогда три отрока в печи вавилонской, когда отказались поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись все народы, племена и языки, — совершил разбойник благоразумный. Он уверовал в Господа страждущего, исповедовал Его как своего Господа, подобно этим юношам. И прежде чем апостол Павел сможет сказать: «Имею желание разрешиться и быть со Христом», этот разбойник благоразумный исполняет своей жизнью и смертью слово апостольское.

Святость этого человека — в том, что он узнал в распятом Иисусе из Назарета Мессию Царя. И всякий раз во всех многочисленных сравнениях разбойника благоразумного с другими святыми, которые предлагают святые отцы, он оказывается впереди всех. Его сравнивают с Марией Магдалиной. Но та узнала Христа, когда Он назвал ее по имени, а здесь мы видим, что Спаситель не обращается к разбойнику благоразумному первым. Его сравнивают с апостолом Павлом, когда тот шел в Дамаск и был гонителем Христа. Но тот, кого осиял свет, услышал голос: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» Но у разбойника благоразумного мы не видим этого света и не слышим этого голоса. Мы знаем только, что столь глубока была его вера, что этот свет и этот голос, незримый и неслышимый, был в его сердце.

Разбойнику благоразумному не надо было многих лет, чтобы достичь спасения своей души. В одно мгновение луч Божества, коснувшись его души, засиял ему солнцем вечности. Чтобы стать святым и стать человеком, необходима благодать, без которой никто не может знать, что значит быть святым и что значит быть человеком.

Все святые призывают нас всегда размышлять о чуде разбойника благоразумного. Прощение дается ему так скоро и благодать превосходит его молитвы, ибо Господь всегда дает больше, чем просят. Тот просил, чтобы Господь помянул его, когда придет в Своем Царстве, а Господь сказал ему: «Истинно говорю тебе, сегодня со Мной ты будешь в раю». Жизнь — это быть со Христом, потому что где Христос, там Царство.

Исполняется на разбойнике благоразумном слово Христово о тайне покаяния. Мытари и блудники кающиеся идут впереди в Царство Божие. Святые отцы сравнивают разбойника благоразумного с блудным сыном из евангельской притчи, которому отец его предлагает бесконечно большее, чем он смел просить. Принесите ему скорее первую, самую лучшую одежду, одежду бессмертия. Пир царства готов, и радость заполняет небеса.

Тайна спасения разбойника благоразумного заставляет задуматься о том, что страдания, которые претерпел Господь на Кресте, истекая кровью, изнемогая в муках, умирая среди разбойников, как разбойник, были приняты Им ради любви к каждому человеку без исключения. «Помяни меня, Господи» — наверное, отсюда, из этих слов с такой несомненной надеждой предстательствует Церковь о каждом отошедшем в вечность христианине, возглашая ему «вечную память». И просит упокоения со святыми.

И мы, видя, как уходят от нас наши близкие, все чаще убеждаемся, что спасается гораздо большее число людей, чем это иногда может нам представляться. Господь сподобляет принести покаяние тех, кто были далеки от Него, может быть, даже всю жизнь хулили Его, и перед самой кончиной по молитве Его, которой Он молился на Кресте за всех людей, в том числе за распинающих Его: «Прости им, не знают, что творят», и по молитве разбойника благоразумного открывается им свет спасения.

Однако мы должны помнить, что не зря святые отцы столь внимательно всматриваются в образ разбойника благоразумного. Потому что существует опасность слишком легкого отношения к тому, что обретено для нас дорогою ценою.

Блаженный Августин говорит: «Помиловал Господь разбойника в последний час, чтобы никто не отчаивался, ни один человек, потому что не бывает ни одной безнадежной ситуации. Пока жив человек, он может еще обратиться ко Господу. Но одного только помиловал, из двух только одного, чтобы никто чрезмерно не уповал на Его милосердие». Как бы нам не оказаться тем разбойником, который ошуюю, когда не хватит у нас глубины веры в час великих испытаний. Преподобный Феодор Студит говорит: «Таков его конец! Каков же будет наш — не знаем и какой смертью мы умрем, не ведаем: внезапно ли она придет или с каким-либо предуведением?» «Сможем ли мы тогда нравственно переродиться в мгновение и духовно возвыситься подобно "спутнику Христову", "мал глас испустившему и велию веру обретшему"? Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью?» — говорит святитель Кирилл Александрийский. «Потому, грешник, — говорит блаженный Августин, — не отлагай покаяния в грехах, чтобы они не перешли с тобой в другую жизнь и не отяготили бы тебя сверхмерной тягостью».

Пусть коснется и наших сердец этот свет надежды, соединяющий наш крест с Крестом Христовым, — свет, который никакая тьма не может поглотить. Самые великие грешники, если они приносят подлинное покаяние, получают не только прощение своих грехов, но место в Божием раю. В этом весь смысл Крестных Страданий Господа. Он умер, чтобы купить для нас не просто прощение грехов, но вечную жизнь. Христос пострадал на Кресте, чтобы открыть Царство Небесное всем кающимся грешникам. Крестом Христос входит в Пасхальную радость. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Господь убеждает нас, что все кающиеся с подлинной верой в Него после смерти идут к Нему. Если радость на небесах бывает об одном грешнике кающемся более, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии, то какая радость будет, когда все грешники принесут покаяние, подобно разбойнику благоразумному! Тому, кто умирает с покаянием, Господь дает вкусить новую жизнь — сразу же, сегодня, раньше, чем наступит завтра, день Второго и Славного Его Пришествия, когда эта радость раскроется в Божественной полноте.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/09/kto_pervym_vhodit_v_raj/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 11 Апреля 2016, 14:55:15 »

Что есть истина?

Пассия. Евангелие от Иоанна

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В Евангелии от Иоанна нет описаний страданий Господа в Гефсимании. Хотя незадолго до них, Господь, взволнованный приходом язычников, желающих видеть Его, охвачен переживаниями предстоящей Ему Крестной смерти: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому… Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12, 23, 27).


Христос перед Пилатом

Таким образом Евангелие от Иоанна с особенной силой обозначает победоносный путь Спасителя, с державным достоинством хранящего власть над всеми событиями. Господь Сам предает Себя пришедшим взять Его и требует, чтобы никто не смел возложить рук на Его учеников. Мы видим это нелепое шествие среди ночи во главе с предателем Иудой, этот отряд стражи Храма с фонарями, с дрекольями и оружием. Что значат все их предосторожности? Господь Сам выходит навстречу им. Он не ждет, когда поцелуй лицемера укажет на Него и предаст Его на расправу первосвященникам. До этого времени никто не мог взять Его — ни восторженные толпы, желавшие провозгласить Его царем (Ин. 6, 15), ни посланные от первосвященников и фарисеев, пришедшие взять Его в праздник Кущ (Ин. 8, 20), ни иудеи, намеревающиеся побить Его камнями (Ин. 8, 59 и 10, 31) «ибо не пришел еще час Его».

Теперь Его час пришел. Господь принимает его. «Грядый Господь на вольную Страсть», — исповедуем мы на Страстной седмице. «Кого ищете?» — спрашивает их Господь. Ему отвечают: «Иисуса Назорея». Господь говорит им: «Это Я». Мы знаем, какой смысл придает Евангелие этим словам Спасителя. «Это Я», «Аз есмь» — чаще обозначает Божественную Личность и Божественное служение Господа. «Аз есмь, от начала Сущий» (Ин. 8, 25), «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6), «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11), «Аз есмь лоза истинная» (Ин. 15, 1). Иногда Господь употребляет эти слова в абсолютном значении: «Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 8, 58). Теми же словами Бог открывает Себя Моисею: «Аз есмь Сущий» (Исх. 3, 14).

Услышав имя Божие, враги Господа отступили назад и пали на землю. В этом предваряющем Страсти Христовы событии Побежденный является Победителем. Это есть знамение Его Воскресения. Господь вольно предает Себя, но Он один идет к Своей смерти. «Оставьте их, пусть идут», — говорит Он о Своих учениках. Он не называет их учениками, чтобы не дать повода обвинить их. Он только показывает на них рукой и заставляет врагов повиноваться Ему. Иисус Христос — Тот, Кто спасает. И это есть также знамение Его.

Однако Петр, исполненный гнева, забыв о всякой осторожности, пытается защитить своего Господа. Он извлек меч и ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Все четыре Евангелия повествуют об этом событии, но только Евангелие от Иоанна сообщает имя того, кто это сделал, — Петр, и только здесь дается имя раба первосвященника — Малх. Вероятно, он был специально послан первосвященником, чтобы следить за исполнением операции по захвату Христа.

Господь обращается к Петру со словом, которое напоминает нам также о Гефсимании, но которое в Евангелии от Иоанна звучит в этот момент: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» Господь хочет, чтобы ученики поняли, что всякое сопротивление бесполезно, что Он исполняет волю Отца.

Только в Евангелии от Иоанна упоминается о суде Господа прежним первосвященником и тестем Каиафы Анной. Анна был первосвященником с 6 по 15 годы по Р.Х., один из его сыновей наследовал ему в течение краткого периода (с 15 по 18 годы), затем его сменил Каиафа, пребывавший в этой должности до 37 года. Далее первосвященниками были последовательно четыре сына Анны, а также один из его внуков. Сохранилось множество свидетельств о близких родственных связях многих первосвященнических семей. Они держали в своих руках не только религиозную, но и политическую власть, а также несметные богатства. Ирод Великий очень ревниво относился к влиянию первосвященников — нередко даже он убивал их и членов их семей. Вероятно, Каиафа приказал привести Христа вначале к своему тестю, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение и утвердить его авторитет.

Христа спрашивают о Его учении. С величайшим достоинством Господь отсылает их к достоверным свидетельствам, которые могли бы быть здесь представлены, чтобы состоялся подлинный суд, а не зловещая пародия на него, где все решено заранее. Впечатление, что говоря: «Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся» (Ин. 18, 20), Господь обращается к свидетельству истории, ко всем в роде человеческом, кто услышит Его благовестие.

Далее в немногих словах упоминается о суде Каиафы. Евангелие от Иоанна не сообщает о собрании синедриона, но дает подробное описание суда Пилата. Перед нами — страшная парадоксальность этой ситуации. Лицом к лицу встречаются две власти — власть, которую представляет Пилат, то есть римская империя, и власть, которой обладает Христос, пришедший свыше, и без которой Пилат — ничто. Две власти и две справедливости: одна колеблющаяся и, в конце концов, несправедливая — римского прокуратора и другая, державная — Господа, Который читает в умах и сердцах и судит Своего судию: «Более греха на том, кто предал Меня тебе». И, наконец, лицом к лицу встречается истина и ложь. Господь утверждает Себя провозвестником истины, Тем, Кто являет откровение истины. Он Сам — истина, та, которая у Бога.

Вопрос Пилата: «Что есть истина?» исполнен тревоги и смятения. Пилат не настолько глуп. Он убежден в невиновности Христа. Он открыто говорит об этом. Но как убедить в этом орущую толпу и обвинителей из синедриона? Римскому прокуратору не хватает мужества, чтобы идти до конца в свидетельстве об истине. (Заметим, что Господь говорит не о тех, кто обладает истиной, а о тех, кто от истины, ибо истина — благо, превосходящее все и всех). Но иудеи со своей стороны продолжают наступать на Христа с наглой ложью: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю».

И ложь побеждает: «Нет у нас царя, кроме кесаря». На самом деле они думают совершенно противоположное, они лелеют одну надежду — что явится среди них вождь, который освободит их от римского ига. Если бы Христос был таким соблазнителем, революционером, зовущим к политическому освобождению Израиля, они никогда не предали бы Его Пилату! Но верхом лицемерия членов синедриона, уже прежде суда, было, когда они отказались войти внутрь дворца Пилата, чтобы быть чистыми перед вкушением пасхального агнца. В то время как Христос, войдя в дом необрезанного, становится для них «нечистым». Так совершающие самое страшное из всех преступлений в истории человечества называют себя неоскверненными.

В течение всего допроса Господь хранит полное спокойствие. Пилат, напротив, охвачен тревогой и нервозностью — трижды выходит он из претория к синедриону и толпе, и трижды возвращается ко Христу, пытаясь проникнуть в тайну Его Личности. Центральная тема диалога, как и в синоптических Евангелиях, — политическая: называл ли Себя Обвиняемый царем? Пилат может осудить Его только в случае если ответ будет положительным. Господь говорит: «Царство Мое не от мира сего». Такое Царство не может соперничать с Римской империей. Пилат удовлетворен. Но обезумевшая толпа понимает все по-своему и требует смерти Господа и освобождения Вараввы.

Пилат подвергает Господа бичеванию — то ли с целью устрашения Его, то ли для того, чтобы вызвать жалость у иудеев. Бичевание, увенчание терновым венцом, одевание в багряницу, глумление воинов — все это в Евангелии от Иоанна происходит во время суда. Вопрос, не является ли Христос царем, — первое обвинение, предъявленное Ему, — завершается представлением шутовского царя с венцом из терний, от которых кровь струится по Его лицу. И красное одеяние Христа — знамение Его победы.

«Се, человек», — говорит Пилат. Евангелие от Иоанна — раскрытие тайны Воплощения. С ужасающей правдивостью свидетельствует оно о предельном смирении Бога, ставшего человеком. Но этим скорбным путем Сын Человеческий восходит к славе.

Однако первосвященники не знают жалости: «Распни, распни Его!» И поскольку обвинения в посягательстве Христа на царство оказывается недостаточным, чтобы поколебать прокуратора, они бросают свое собственное обвинение — единственное слово правды, которое звучит здесь из их уст: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». На этот раз Пилат по-настоящему встревожен. Он испытывает род религиозного страха. Он спрашивает Христа: «Откуда Ты?» «Но Иисус не дал ему ответа». С этого времени Пилат искал отпустить Его. Он предпринимает еще одну попытку. Он выводит Христа перед народом на каменный помост и, сев на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа, говорит иудеям: «Се, Царь ваш!» В ответ ему раздаются только злобные крики и угрозы обратиться с жалобой к кесарю, и Пилат в бессилии уступает, боясь доноса в Рим.

«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый». Нам дается точное указание времени. Иудейская Пасха начинается в вечер Крестной смерти Христа (счет дней велся от захода солнца). После шести часов, то есть после полудня, Господь восходит на Голгофу. Он испустил дух на Кресте в час, когда пасхальный агнец был принесен в жертву в Храме. Он — Агнец новой Пасхи, закланный за спасение всех.

Три подробности выделяются в Евангелии от Иоанна в повествовании о распятии и смерти Господа: упоминание о нешвенном хитоне, слова Господа, обращенные к Его Матери, и удар копием римского воина. Апостол Иоанн Богослов торжественно утверждает свидетельство своего Евангелия: он видел воду и кровь, истекшие из прободенного копием ребра Спасителя. Конечно же, не просто физическое явление, а богословское значение его интересует евангелиста. Этот высший дар Христа — последнее Его благовестие. Вода — символ жизни. И точно так же кровь. В ней — жизненное начало. Господь умер, чтобы дать жизнь. Отныне Божественная жизнь будет с избытком изливаться через таинства Церкви, прежде всего через Крещение и Евхаристию. Мы помним, как в своем Первом Соборном Послании апостол Иоанн Богослов говорит о «трех свидетелях» — о крови, воде и духе. Кроме того, вода на языке Священного Писания — символ Духа Святого и духовной жизни.

Воины нанесли удар копием в ребро Христа, чтобы удостовериться в Его смерти. Они не сокрушили Его костей. Евангелие напоминает слово пророчества о пасхальном агнце: «Кость его да не сокрушится» (Числ. 9, 12). Христос — пасхальный Агнец. Он питает нас Собою в евхаристическом даре, предваряющем Его вольное заклание. Чтобы мы были всегда едины с Источником жизни нашей.

Одежды казненного, согласно закону, могли быть разделены между палачами. Их было четверо. И они разделили одежды Господа на четыре части, каждому воину по части. «Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху». Евангелие от Иоанна упоминает об этом, потому что ношение нешвенного хитона было отличием первосвященника за богослужением ветхозаветного праздника, прообразующего оставление грехов всего народа. Кроме Послания к Евреям, это — единственное место Нового Завета, где так ясно обозначено превечное первосвященническое служение Господа.

Прежде исхода Господь обращается к Своей Матери. «Жено! Се, сын Твой!» — говорит Он, указывая на ученика, которого Он любил. Как в Кане Галилейской, Господь говорит Своей Матери: «Жено!» «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» Господь вверяет Свою Матерь Иоанну. Его взор устремлен дальше — к Его Церкви. Он говорит Своей Матери: «Жено» как в Кане Галилейской, потому что призывает Ее к служению, превосходящему Ее человеческое материнство — то, что уже было явлено в Кане Галилейской.

Святой апостол Иоанн Богослов — единственный из учеников, кто был верен Господу до конца. Он — тот, кто Верный, он — Церковь. Божией Матери вверяется бескрайнее духовное Материнство. Вот почему Господь начинает Свое служение с участием Своей Матери. И в конце пути, в Сыновней скорби Он передает Ее возлюбленному ученику. Чтобы каждый из нас мог обращаться к Ней как к Своей Матери.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/60997.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!