Институт русской цивилизации выпустил новые книгиПереизданы исторические источники по русской истории, труды классиков русского консерватизма и монографии современных русских ученых …Издательство известного писателя и ученого, д.э.н. Олега Платонова «Институт русской цивилизации», 20-летие которого отмечалось недавно, выпустило в свет новые книги. Ниже приводим выходные данные и аннотации к книгам. Серия «Русская цивилизация»Аскоченский В.И. За Русь Святую! / Сост., предисл., прим. А.Д.Каплина / Отв. ред. О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 784 с. В настоящее издание сочинений выдающегося русского православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, поэта, переводчика, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И.Аскоченского (1813–1879) вошли его самые известные церковно-исторические труды, знаменитая публицистика «Блестки и изгарь», литературные произведения в прозе и поэзии (первый антинигилистический роман «Асмодей нашего времени», повесть «Записки звонаря», статьи по церковному искусству, стихотворения, «отголоски», басни), воспоминания, дневниковые записи...
Чтобы бороться с врагами русской культуры, Аскоченский в 1858–1877 годах выпускал журнал «Домашняя беседа», который с православно-патриотических позиций раскрывал духовные ценности русской цивилизации и показывал русскому народу его противников-либералов, масонов, нигилистов. «Домашняя беседа» стала ответом лучших сынов русского народа на создание А.И.Герценом в 1857 году антирусской, антиправославной газеты «Колокол».
Стремясь показать в отвратительном виде «асмодеев нашего времени», Аскоченский стремится противопоставить им хороших, русских православных людей. Поисками положительного героя отмечены «Записки звонаря» (СПб., 1862), в которых традиционный «маленький человек», благодаря смирению и благочестию, не «унижен и оскорблен», а возвышен над окружающим суетным миром.
Все сочинения переиздаются впервые после 1846–1882 гг.
Магницкий М.Л. Православное просвещение / Сост., предисл. Минакова А.Ю., имен. указ. Гришиной Е.П., коммент. Хатунцева С.В. / Отв. ред. О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. – 528 с.В настоящей книге впервые после почти двухсотлетнего перерыва публикуются произведения выдающегося русского государственного деятеля Михаила Леонтьевича Магницкого (1778–1844). Он активно выступал против космополитической системы образования, насаждаемой в России в царствование Александра I. Магницкий предлагал строить народное образование на Православии и следовании духовным традициям России. Успехи России в истинном просвещении предлагал показывать в духе заветов Владимира Мономаха. Основы духовной философии должно излагать по посланиям ап. Павла. Преподавателям естественных наук следует во время чтения своего курса указывать на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания всюду окружающих нас чудес. Магницкий предлагал отстранять от преподавания масонов, чтобы их подрывной дух не мог ослаблять учение Церкви в преподавании наук. За эти очевидные для православного человека истины Магницкий был подвергнут травле и клевете со стороны антирусских сил.
Домострой. Поучения и наставления всякому христианину / Сост., вступит. ст. и коммент. В.В.Колесова / Отв. ред. О.А.Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. — 448 с.«Домострой», или «Книга глаголемая Домострой имеет в себе вещи зело полезны, поучения и наказание всякому православному христианину…», – это древний свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. «Домострой» не просто сборник советов – перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к Царю и Отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.
Повесть временных лет / Сост., примеч. и ук. А.Г.Кузьмина, В.В.Фомина. Вступ. ст. и перевод А.Г.Кузьмина / Отв. ред. О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. – 544 с.Книга содержит полный текст (перевод) Лаврентьевской летописи, куда входит Повесть временных лет (основной источник по истории Киевской Руси) и ее продолжение – Суздальская летопись до 1305 года включительно. В приложении помещены известия, либо восходящие к Повести, либо отражающие иные летописные традиции. Вступительная статья характеризует основные этапы и направления русского летописания.
Бытовые подробности не занимают автора летописи. Его мысль парит над суетными попечениями, с любовью останавливаясь на деяниях святых подвижников, доблестях русских князей, борьбе с иноплеменниками-иноверцами. Но и все это привлекает внимание летописца не в своей голой исторической «данности», а как свидетельство промыслительного попечения Божия о России.
Преподобный Серафим Саровский. Стяжание Духа Святого / Сост. и примеч. А.Н.Стрижева / Отв. ред. О.А.Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. — 480 с.В книге публикуются труды, наставления и поучения великого русского святого – преподобного Серафима Саровского (1753–1833), чьи идеи и мысли стали одной из духовных вершин русской цивилизации.
В беседе с учениками старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании (обретении) Духа Святого, объяснял условия этого стяжания (трезвление души и духа, чистота плоти) и его средства (пост, молитва, добрые дела). Он говорил о том, что Бог близок каждому и лишь по всеобщей хладности к вере люди утеряли способность видеть Бога и распознавать истинные явления Святого Духа. Он показал одному из своих учеников Н.Мотовилову, что значит пребывать в полноте Духа. Кульминационный пункт беседы наступил тогда, когда по молитве старца Мотовилов телесными глазами узрел происходящее с ним самим и Серафимом чудо преображения – оба они оказались в сиянии Фаворского света.
Ростопчин Ф.В. Мысли вслух на Красном крыльце / Сост., предисл., перевод с франц., прим. А.О.Мещеряковой / Отв. ред. О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2014. – 704 с.В книге публикуются произведения выдающегося русского государственного деятеля, генерал-губернатора Москвы Федора Васильевича Ростопчина (1765–1826), сыгравшего большую роль в организации народного движения по разгрому французских войск в Отечественной войне 1812 года.
Произведения Ростопчина стали своего рода манифестами русского национального движения, а их автор – одним из вождей русской партии начала XIX века. Ростопчин выступал с разоблачениями подрывной работы масонских лож в нашей стране, требовал распустить их и наказать вожаков.
Обличая галломанию русского общества, Ростопчин указывал на необходимость искать примеры для подражания в собственном русском национальном опыте. «Чего у нас нет? Все есть или может быть. Государь милосердный, дворянство великодушное, купечество богатое, народ трудолюбивый».
Значительная часть произведений Ростопчина публикуется впервые после двухсотлетнего перерыва.
Серия «Исследования русской цивилизации»Катасонов В.Ю. Экономическая теория славянофилов и современная Россия. «Бумажный рубль» С.Шарапова / Сост. В.Б.Трофимова / Отв. ред. О.А.Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 656 с.В книге исследуются экономические труды Сергея Федоровича Шарапова (1855–1911), вобравшие в себя многие главные идеи славянофилов. Шарапов прозорливо предвидел катастрофические последствия капиталистического развития страны в конце XIX – начале XX в., предлагал альтернативные модели экономического развития, делая особый упор на необходимость перестройки денежно-кредитной системы России. Он постоянно подчеркивал, что экономическое возрождение России возможно лишь на фундаменте Православия, крепкой церковной жизни, с опорой на приход как первичную ячейку общества, имеющую помимо всего ряд экономических функций. В альтернативной модели экономики и денежной системы, предлагавшейся Шараповым, ключевыми элементами являлись абсолютные (бумажные) деньги, мнимые капиталы, запасные капиталы, государственные банки, казенные монополии в ряде отраслей экономики, регулируемый государством валютный курс рубля и др.
Автор отмечает, что сформировавшаяся в советский период нашей истории денежно-кредитная система имела ряд элементов, которые содержались в модели Шарапова.
Нынешнее состояние российской экономики очень напоминает то положение, которое было столетие назад, поэтому многие мысли русских экономистов-славянофилов остаются актуальными по сей день.
Кикешев Н.И. Славянская идеология / Отв. редактор, авт. введения О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 704 с.Настоящий труд является первым фундаментальным исследованием славянской идеологии от момента ее зарождения до наших дней. Автор показывает основные этапы борьбы славян против Римской империи и германских народов, участие славянских народов в борьбе против III Рейха в годы Второй мировой войны, за сохранение своей самобытности в условиях глобализации. В труде исследуется роль славянской идеологии в иерархии социальных идей, ее законы и закономерности, основные составляющие, пути развития славянского движения в третьем тысячелетии.
Прохоров Г.М. Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое / М.: Институт русской цивилизации, «Издательство Олега Абышко» СПб., 2014. — 416 с.В книге выдающегося русского ученого Гелиана Михайловича Прохорова собраны исследования памятников древнерусского летописания, — жанра безвозвратно, в отличие от других жанров средневековой литературы, ушедшего. В первой части говорится о специфике этого вида литературного творчества и о его видах — местном и общерусском. Прослеживается история летописания после завершения «Повести временных лет» и перехода политического главенства на Руси от Киева к Владимиру. Исследование двух взаимно дополнительных подборок летописного материала «Карамзинской» рукописи, заставляет думать, что общерусское летописание не было создано в XV в., а было возрождено в 1185 г. во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. Произведенный постатейно анализ содержания этих подборок и их связи с двумя видами общерусского летописания — владимиро-московского и новгородского — представлен читателю в таблице. Во второй части речь идет о «центрально-русском» летописании XIV в. — загадочном «Летописце Великом Русском». Автор доказывает, что именно в Москве в 1375 г. по воле князя Дмитрия Ивановича было начато «великорусское» летописание. Созданная два года спустя, в 1377 г., Лаврентьевская летопись оказывается ярко контрастной «Летописцу Великому Русскому», каким он теперь представляется. Работа составителей «Лаврентьевской летописи» имела целью дать пример вероисповедно-непримеримой борьбы христиан-русских с иноверцами-татарами. Благословивший ее создание епископ Дионисий Суздальский явно хотел духовно укрепить и побудить князей к решительным действиям в начинающейся освободительной борьбе с татарами. В Послесловии книги говорится о трансформации жанра летописания, происшедшей на Руси в дальнейшем, начиная с XVI в.
Серия «Книги О.А.Платонова»Платонов О.А. Война с внутренним врагом. – М.: «Родная страна», 2014. – 432 с.С древнейших времен важной задачей русских людей была война с внутренними врагами России. К этой войне русский народ призывала Православная Церковь и власть. В анналах русской истории сохранились пламенные призывы к борьбе с внутренним врагом св. Феодосия Печерского, св. Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного, Петра I, св. прав. Иоанна Кронштадтского и Николая II.
Черной рати внутренних врагов от ереси жидовстующих, католических шпионов и их пособников XVI-XVII веков до масонов, террористов, революционеров, сионистов XIX века, и, наконец, современных агентов влияния Запада, космополитической антирусской интеллигенции, членов подрывных масонских организаций и тайных иудейских сект противостояло русское патриотическое движение. Патриотическая идеология стала основой для построения Великой России, она сплотила и спасла от гибели десятки малых народов. Русский патриотизм был главной духовной крепостью на пути экспансии Запада, мечтавшего поработить и расчленить Россию. Патриотическое движение объединяло любовью к Родине лучших сынов нашей страны - святых и подвижников, царей и героев, военных и штатских, выдающихся деятелей и простых людей, ставших гордостью и душой России.
Благородные рыцари без страха и упрека, русские патриоты всегда были чужды шовинизма и ксенофобии. Более того, они считали своим долгом бороться со всеми проявлениями избранничества и расового превосходства, будь это фашизм, сионизм или другие формы расовой ненависти.
(Окончание следует)