Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 09:41:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Митрополит Иона(Думин)  (Прочитано 1590 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 17 Января 2014, 19:36:32 »

Митрополит Иона(Думин)
как книжник и церковный администратор

Среди множества имен, составляющих славную историю древней Руси, можно найти немало тех, которые в наше время принято называть знаковыми. Князья и видные церковные деятели, монахи-аскеты и книжники… И одним из наиболее известных в ряду этих имен, несомненно, стоит имя святого благоверного великого князя Александра Невского. О его воинских победах, успехах на дипломатическом поприще и имеющем огромное значение даже спустя столетия нравственном примере сегодня сказано уже много, но следует заметить, что важное для объективного осмысления истории России увековечение памяти о первом и едва ли не единственном русском князе, совершившем путешествие в далекую Маньчжурию и победоносно выведшем русские войска в устье реки Ижоры и на лед Чудского озера, конечно, не возможно без воздаяния заслуженной благодарности тем, кто сохранил имя великого государственного деятеля, способствовавшего укреплению Руси как самостоятельного государства сначала в церковном предании, затем – на страницах летописных манускриптов, и, наконец, после причисления князя к лику святых в середине 16 в. – в тексте широко распространившихся по Руси различных вариантов «Жития Александра Невского».
И среди авторов одной из наиболее подробных редакций этого, достаточно хорошо известного произведения древнерусской книжности, несомненно, следует назвать митрополита Ростовского Иону (Думина), который вошел в отечественную историю не только как талантливый книжник, но и как опытный церковный администратор время деятельности которого пришлось на крайне сложный период в истории Русской Церкви, а также как собиратель редких книг, написанных другими книжниками. А начиналась деятельность будущего митрополита во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре, где он занимал должность наместника, и, кстати, вероятно, далеко не случайным следует признать тот факт, что этот монастырь, где в 1263 г. было погребено тело князя, скончавшегося в Городце на пути из Золотой Орды во Владимир, нашел столь существенное отражение в книжных трудах митрополита Ионы.
В 1589 г. архимандрит Иона был рукоположен в сан епископа и занял Вологодскую епископскую кафедру, а в в 1603 г. возглавил Ростовскую епархию, бывшую одну из древнейших на Руси и являвшуюся в то время одной из крупнейших по территории и наиболее значимых по своему статусу в Русской Церкви. В этот период митрополит Иона пользовался значительной благосклонностью со стороны царя Бориса Годунова, но, тем не менее, между 1604 и 1605 гг. ушел на покой и вновь вернулся во Владимир, откуда начинал свое восхождение к высоким должностям в церковной иерархии. Характеризуя митрополита Иону (Думина) как церковного администратора, следует обратить внимание, в частности, на такой вызывающий немало споров эпизод его биографии, как то, что он, как и другой видный церковный деятель того времени, митрополит Варлам (Рогов), также возглавлявший Ростовскую кафедру, а до этого бывший архимандритом Владимирского Богородице-Рождественского монастыря, признал законным воцарения Бориса Годунова и подписал в числе других русских епископов грамоту с присягой на верность новому царю. Правомерность этого шага у многих сегодня вызывает сомнения – ведь, как известно, Борис Годунов не был прямым продолжателем рода Рюриковичей, прервавшегося со смертью сына Ивана Грозного царя Феодора Иоанновича. Конечно, выходец из не самого знатного рода кавказских князей был далеко не самым законным правителем Руси, но перед страной, чем дальше, тем все более отчетливо маячил призрак грядущего Смутного времени, и Церковь, как никакая другая общественная сила, была заинтересована в сохранении в государстве хотя бы временной и хотя бы шаткой стабильности.
Однако, главные исторические заслуги митрополита Ионы (Думина), несомненно, относятся не к области политики и деятельности на церковно-административном поприще, а к области книжности. В 1591 г. им был написан один из вариантов « Жития Александра Невского», и этот фундаментальный труд сделал его автора знаменитым еще при жизни. Говоря об этом, немаловажно отметить, что как книжник митрополит Иона (Думин) сформировался в сложную и противоречивую эпоху Ивана Грозного, когда, казалось бы, многие идеалы и основополагающие принципы древнерусской церковной книжности были подвергнуты коренному пересмотру в угоду интересам светской власти. В этот период аскетический монашеский нравственный идеал, имевший важнейшее значение для православной традиции и получивший наиболее широкое распространение на Руси во времена преподобного Сергия Радонежского, должен был, по мысли молодого и очень амбициозного монарха, уступить место идеалу воинскому. Проходившие в начале царствования Ивана Грозного Архиерейские Соборы 1547 и 1549 гг. причислили к лику святых, главным образом, представителей светской власти – в их числе были, в частности, святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, и, кроме того, в это же время был канонизирован Церковью и Александр Невский. И только к концу 16 в. Церковь попыталась избавиться от жесткого давления на нее светской власти и обратиться вновь к жизни и делам тех исторических деятелей, которые наиболее ярко воплощали в себе христианский нравственный идеал. Это произошло, когда в самом конце столетия была причислена к лику святых преподобная Евфросиния Суздальская, а в это же самое время будущий митрополит Иона уже написал первые страницы жизнеописания князя Александра Невского, которому впоследствии суждено, будет стать офийциальным текстом княжеского «Жития» и неотъемлемым атрибутом церковного почитания великого государственного деятеля.
И тут выяснилось одно любопытное, но, вместе с тем, вполне закономерное обстоятельство: как оказалось, православный нравственный идеал воина ничуть не противоречит православному нравственному идеалу аскета – отлично взаимодополняют друг друга, эти, на первый взгляд, такие сосем не похожие друг на друга идеалы являются гранями одной и той же многообразной и изменчивой, но, вместе с тем, сохраняющей свое постоянство на протяжении столетий православной традиции. И утвердить эту простую, но, вместе с тем, сложную мысль в сознании своих соотечественников помогли поистине подвижнические труды митрополита Ионы (Думина): вознесенный практически к самым вершинам церковной власти и пользовавшийся немалой благосклонности со стороны власти светской, он никогда не забывал о Владимире и о монастыре, где сделал первые значительные шаги на церковно-административном поприще. Об этом свидетельствует тот факт, что в свой родной монастырь в течение всей своей жизни митрополит Иона внес вклады на общую сумму 250 рублей: были среди них и уникальные книжные сокровища из личного собрания видного иерарха. Но, несмотря на немалый общественный статус, который митрополит Иона имел для своего времени, бывший наместник Владимирского Богородице-Рождественского монастыря отчасти воплотил в своей жизни и основательно забытый во времена Ивана Грозного под влиянием мирских страстей аскетический монашеский идеал. По своему значению церковно-административная деятельность митрополита Ионы (Думина) и его книжные труды, несомненно, надолго пережили свое время – даже спустя столетия имя этого человека памятно и дорого, прежде всего, тем, что фактически вся его жизнь была посвящена сохранению на Руси памяти о славных делах святого благоверного великого князя Александра Невского. И, конечно, в первую очередь, это имя должно стать дорогим для всех жителей Владимира, которые по праву могут считать митрополита Иону своим земляком. А лучшим доказательством того, что митрополит Иона (Думин) был не только выдающимся книжником и видным церковных деятелей своего времени, но и наследником лучших аскетических традиций Русской Церкви, несомненно, следует считать тот факт, что до сегодняшнего дня точно не известна даже точная дата смерти этого человека. Историкам известно лишь то, что после своего ухода на покой, поселившись во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре, он еще жил здесь довольно долго: во всяком случае, детальный анализ различных исторических источников позволил исследователям сделать вывод о том, что содержащиеся в них 1604 и 1608 г. как возможные даты смерти митрополита Ионы являются неточными. И только из Евангелия, переписка которого была начата в первое десятилетие 17 в. и которое должно было стать очередным драгоценным вкладом прославленного книжника в родной монастырь, можно лишь по косвенным данным судить о том, что к моменту завершения работы над этим объемистым фолиантом в 1616 г. митрополита Ионы уже не было в живых Но, тем не менее, и это Евангелие можно считать не менее достойным вкладом митрополита Ионы (Думина) и в историю Владимирского Богородице-Рождественского монастыря, и в историю города Владимира, и в историю всего Владимирского края
.
Андрей Торопов
http://www.voskres.ru/podvizhniki/toropov1.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!