Держать заставу богатырскую!О книге П.Д. ЧалогоПисатели послевоенного поколения – люди героические, потому что они – дети героев войны.
И всё, о чём пишет поколение детей войны, является продолжением стоической защиты национальных ценностей, культурного наследия нашего народа.
Эти позиции отстаивает и воронежский писатель, журналист, переводчик Пётр Чалый в своей книге «На заставе богатырской», вышедшей в 2012 г. в издательстве ГУП ВО «Воронежская областная типография».
Начинается книга о героях Великой Отечественной войны – жителях Воронежской, Белгородской, Харьковской земли – историей о походе князя Игоря «на синий Дон». Автор вслед за историками и археологами прослеживает путь Игорева войска: от теперешнего районного городка Новгород-Северского на Черниговщине до Оскола-реки. Вместе с ранними и современными исследователями он пытается докопаться, «Где теперь ты, Каяла? Где Сальница с Сюурлицей», что значатся в «Слове о полку Игореве». П. Чалый соглашается с харьковским историком Михаилом Гетманцем, что Игоревы дружины шли по Торовской дороге к речке Макатихе-Каяле меж нынешними городами Изюмом и Славянском.
Но в целом книга П. Чалого – о героях последней (дай-то Бог) войны, что сражались с фашистами на той земле, где некогда прошли навстречу врагу воины князя Игоря.
Много сегодня говорится, к примеру, о наших просчётах и поражениях подо Ржевом и редко вспоминаются героические страницы истории, которых гораздо больше. И не надо забывать, что за Ржевским «котлом» был Сталинградский, где в плен попала 91 тысяча вражеских солдат и офицеров, а в Острогожско-Россошанской операции – 86 тысяч. Этот южный край России и охватывается повествованием Петра Чалого. В каждом селе здесь – герои. В книге представлены лишь немногие из них, а нам в краткой статье не привести и малой толики славных имён.
В ходе Острогожско-Россошанской операции у села Варваровка, тогда Воронежской области, а ныне Алексеевского района Белгородской области, на пути «международных» фашистских войск встал гарнизон из двухсот человек, на четверть из мобилизованного на ходу гражданского населения, который возглавил заместитель начальника штаба 48-й гвардейской стрелковой дивизии майор Николай Евстафьевич Захаров. Гарнизон, который имел шесть орудий, пять танков и два броневика, трое суток сдерживал и громил наступающего врага. На одного нашего бойца приходилось 60–65 итальянцев и немцев. Под Варваркой наши уничтожили 3 тысячи вражеских солдат и офицеров, 6 тысяч взяли в плен: 70 офицеров, 3-х полковников и 4-х подполковников.
Братья-близнецы Михаил и Дмитрий Кузьменко из села Криничное Россошанского района приняли боевое крещение в Сталинграде, воевали на Курской дуге, участвовали в освобождении Украины, Польши, Германии. «9 мая 1945 года все салютовали победу, а миномётчики ещё целую неделю воевали с гитлеровцами…». Среди их наград: «За отвагу», «За освобождение Праги», у Дмитрия – орден боевого Красного Знамени, у Михаила – ордена Славы второй и первой степени. Домой братья вернулись только в 1947 году.
Уроженец воронежской деревни Кантемировка маршал авиации А.Н. Ефимов свой первый боевой вылет совершил в 19 лет, а в 22 года уже был удостоен звания дважды героя Советского Союза. «О себе скажу так, – приводит автор книги слова лётчика, – от Подмосковья до Эльбы прошёл я на Ил-2, и он ни разу не подвёл меня». «Подобного штурмовика, – продолжает П. Чалый, – ни у наших союзников, ни у врага не было».
Особую часть книги занимает документальная хроника ещё одного подвига, который впору сравнить с приключениями Робинзона Крузо. Жительница Россоши Надежда Матвеевна Наталич работала фельдшером на пароходе, который война застала в Мурманске. Судно доставляло военные грузы наших союзников – англичан – в Мурманский порт. Фашисты разбомбили корабль, и команда едва смогла спастись, добравшись на шлюпке до заснеженного необитаемого острова. Здесь моряки, фельдшер и кот просуществовали почти год, схоронив многих своих товарищей, умерших от голода и болезней. Не может не тронуть такой эпизод: фельдшер Надежда замерзала в сугробе, а кот лежал у неё на груди, и, когда она застывала, он царапал её лапой, не давая забыться. Когда кот услышал голос рулевого Васи Бородина, искавшего Надежду, то разрыл снег и пополз к нему. Так женщина была спасена.
Пётр Чалый, рассказывая о героях войны, отдаёт дань русскому крестьянину, который, как и в былые времена, в 1941-м оставил соху и взялся за оружие, чтобы защитить свою землю. «Прясельных мужиков, – пишет П. Чалый, – в старину наряжал сельский мир присматривать за околичной изгородью, говоря языком русской былины – держать заставу богатырскую». Такой заставой сегодня является народная память и мужество нынешних защитников Отечества, не растративших генетический код своих предков. (Немало уроженцев этого края стало и героями Кавказской войны 1990-х.)
С 1980-х гг. на россошанскую степную землю приезжали итальянцы – бывшие фронтовики фашистской армии и их потомки – поклониться своим товарищам, павшим здесь. П. Чалый приводит цитату итальянского офицера Нуто Ревелли: «Летом 1942-го двести поездов привезли альпийский корпус на русский фронт, весной 1943-го только тринадцать маленьких поездов отвезли в Италию счастливых уцелевших».
Итальянцы вспоминали многочисленные случаи, когда русские спасали жизнь им, взятым в плен. В Италии, где сооружён мемориал жертвам «восточного похода», почётное место отведено русской женщине. «…Она в трудную минуту смогла удержать праведный гнев, бралась помогать не врагам, а людям, обречённым на гибель проклятой войной», – вспоминал полковник в отставке Джузеппе Бортолуцци, возглавляющий ассоциацию ветеранов альпийских стрелков.
Сегодня, когда по улицам Киева, «матери городов русских», маршируют толпы в фашистской форме, как не обратиться к военным воспоминаниям итальянского офицера Нуто Ревелли, приведённым в книге П. Чалого: «Немчура проклятая!.. Вы плевали в лицо тем, кто пробивал вам дорогу, вы бросали в снег раненых, чтобы вам было удобнее разместиться в избах. Не могу за вас сражаться и всегда готов драться против вас». Этот офицер вернулся в Италию и возглавил партизанский отряд «Память павшим».
Завершает свою книгу П. Чалый историей заселения Харьковско-Белгородско-Воронежской земли, на которую с начала XVII в. с севера приходили великороссы, а из Малороссии днепровские козаки – черкасы, бежавшие от польского гнёта «под руку Московского государя». Именно козаки, поскольку «казаки обживали тихий Дон южнее», – поясняет П. Чалый. Так, вдоль границы на запад появились слободские полки – Изюмский, Харьковский, Ахтырский, Сумской, несколько веков служившие оплотом южной границы России.
Как тут не упомянуть о «Новой походной песне слободских полков», написанной в 2005 г. харьковским поэтом Станиславом Минаковым, который также, как и Пётр Чалый, обращается к истории родного края, находя в ней защитника соотечественникам и судью врагам:
…По Полтавскому Шляху на Киев
командиры пехоту ведут,
Это наши полки слободские
за победой на запад идут.
А за ней с чудотворной Песчанской
выступает изюмский отряд,
Чтобы нечисти ханской и панской
прекратить непотребный парад...
…Поднимайтесь – и Ворскла, и Уды,
встань, народ, от Сулы до Донца
против ведьмы и против иуды.
У которого нету лица!
Мы не предали отчую славу
и над Лаврою свет золотой!
Постоим за Луганск и Полтаву,
за поруганный Киев святой!..
Но это не начало истории донской, слободской земли. П. Чалый напоминает нам, что славяне жили здесь с незапамятных времён до конца X века, пока их не вытеснили «неразумные хазары».
Дай-то Бог, чтобы и сегодня неразумные «иных времён татары и монголы» не диктовали свои порядки на нашей политой кровью и потом русской земле, не выбивали дикой глобализацией из традиции великой культуры великороссов и малороссов.
Фёдор Тютчев сказал: «Истинный защитник России – это история». И книга документальной прозы Петра Чалого «На заставе богатырской» подтверждает, что наша история – защитник серьёзный.
Ирина Ушакова
http://www.voskres.ru/literature/critics/ushakova.htm