Сергей Лебедев
Унесенные ветром, или гибель заморской Европы
(Окончание)Египетские греки сильно отличались от греков собственно Греции и других греческих земель. В отличие от крестьянской Греции, греки Египта были почти исключительно жителями городов. Многие из них говорили по-арабски, носили фески и бурнусы, но в культурном плане в основном находились под влиянием Франции. Образование в греческих школах было в основном на французском, реже – на английском, языках. Среди греков распространилось французское написание имен (Жорж, Мишель, Антуан). Увы, многие греки перешли к греко-униатской церкви, и даже к "чистым" римским католикам.
Значительно позднее, в историческом, конечно смысле, в Египте появились итальянцы. Собственно, еще до нашей эры в Египте поселялись римляне, но они в основном были образованы на эллинский манер и влились в число местных греков. Настоящее проникновение итальянцев в Египет начинается с эпохи Крестовых походов и начала торговли с Востоком итальянских городских республик. В результате смешения потомков крестоносцев из различных стран Европы, среди которых преобладали итальянцы, с местными женщинами на Ближнем Востоке сложилась своеобразная конфессиональная группа, известная под названием левантийцев (от ит. Levante – Восток). Левантийцы исповедуют католицизм, или были членами различных униатских церквей, говорят на различных арабских диалектах, или по-французски, их быт и культура испытали сильное восточное влияние. Больше всего левантийцы славятся своей предприимчивостью и деловыми качествами.
Собственно итальянцы, в основном из Венеции, селились в торговых факториях в нильской дельте, начиная с XIII века. Конечно, число итальянцев было незначительным, к тому же многие их них были временными жителями, но постепенно итальянец стал более или менее заметным среди жителей Египта. Не случайно на карте Египта стали появляться итальянские названия – Дамиетта, Розетта (по-итальянски – Розочка). Со времени "открытия" Египта в начале XIX века иммиграция итальянцев приняла значительные размеры. Естественный прирост у итальянцев также был очень высоким (в среднем – по 8 детей на семью). К началу ХХ века итальянцы стали самой крупной этнической группой европейцев в Египте. Из них состояла значительная часть рабочего класса и технической интеллигенции страны. В бизнесе итальянцы также имели сильные позиции, хотя немного и уступали грекам.
В 20-х гг. ХХ века европейцев – местных уроженцев и постоянных жителей Египта, было свыше 450 тысяч человек (примерно 60 % из них – итальянцы, 30 % – греки, остальные – французы, мальтийцы и неопределенные левантийцы) на 12 миллионов всего населения страны. К этому времени в их руках находилось 91 % промышленности страны. Но, начиная именно с этой эпохи, начинается подъем арабского национализма, а затем исламского фундаментализма, что напрямую отразилось на европейцах Египта.
В 1952 году власть в стране берут "свободные офицеры" во главе с Г.А.Насером. Он начинает "социалистические" преобразования, которые свелись в значительной степени к конфискации собственности европейцев и методического "выдавливания" их из Египта. Особый размах гонения на европейцев приняли в 1961 году, после "июльских декретов", поставивших европейскую диаспору вне закона. В отличие от Алжира, здесь не убивали европейцев, но делали все, чтобы сделать их жизнь невыносимой. И начался массовый исход европейцев. На рубеже 50-60-х гг. количество европейцев сократилось вдвое. Эмиграция продолжалась и в дальнейшем. Еще в начале 80-х гг. в Египте проживали 275 тысяч европейцев – католиков и 40 тысяч православных греков Элладской церкви. Но в стране, где теперь уже 70 миллионов населения, где в результате подъема исламизма европейцы оказались загнаны в настоящее гетто, причем утратив значительную часть своей собственности, это уже не имеет большого значения. На сегодня мир игнорирует заключительную агонию 23-векового греческого и 8-векового итальянского присутствия в Египте.
Поскольку большинство уехавших из Египта европейцев были британскими подданными и "офранцуженными" в культурном плане, то мало кто их них уехал на "историческую родину". Большое количество египетских европейцев поселилось в Австралии. Часть прибыла в США и ряд стран Европы. Из числа таких беженцев вышли знаменитые певцы Демис Руссос (грек из Александрии) и Далида (итальянка Джильотти). Но их слава совершенно не отразилось на том, что вообще знает средний западный обыватель о конце европейского Египта.
Гибель итальянской АфрикиИталия традиционно была страной, поставлявшей голодных эмигрантов на все континенты. Масштабы итальянской эмиграции не могут не поражать – за 100 лет между 1876 и 1976 гг. страну покинуло 26 миллионов человек! Считается, что в США итало-американцы, которых там 22 миллиона, являются четвертой по численности этнической группой. Из итальянцев состоит значительная часть белого населения Латинской Америки. Про аргентинцев вообще говорят, что они – это итальянцы, говорящие по-испански и живущие в Южной Америке. В Австралии выходцев с Апеннинского полуострова 800 тысяч, и еще столько же левантийцев. Свыше миллиона итальянцев в Канаде. При этом отсутствует какая-либо переселенческая нация из итальянцев. Увы, страна – поставщик эмигрантов, не сумела удержать свою заморскую территорию. Но такие попытки Италия предпринимала. Между 1912 и 1970-м годами итальянские переселенцы весьма успешно колонизировали Ливию.
Расположенная напротив Италии эта страна, принадлежащая до 1912 года туркам, стала объектом итальянской экспансии. Уже в конце XIX столетия итальянцы начали активно проникать в Ливию. Интересно, что русский путешественник А.Елисеев, посетивший Ливию в 1880-х гг., не без удивления отмечал, что итальянцев, которых насчитывалось не более 600 человек, контролируют почти всю хозяйственную жизнь этого турецкого владения, успешно опровергая представление об итальянцах как о беззаботных прожигателях жизни. После войны с турками в 1911-1912 гг. Италия присоединила Ливию к себе, и попыталась создать там переселенческую колонию. Хотя война с бедуинами не прекращалась все годы итальянского колониального господства, все же итальянцы действительно создали своего рода заморскую Италию. К 1940 году в Ливии проживало, без учета военных и присланных из Рима чиновников, свыше 140 тысяч итальянских колонистов (при 800-тысячном общем населении страны). 4/5 всех итальянцев проживали в сельской местности и занимались земледелием.
Но колонизаторство итальянцев было недолгим. Во время Второй мировой войны, уже в 1943 году Ливия была занята англичанами. После капитуляции Италии многие колонисты бежали из Ливии. Тем не менее, англичане, руководствуясь исключительно прагматическими соображениями, рассчитывая получать выгоду от эксплуатации своего нового владения, сохранили часть земельной собственности за итальянцами. Это можно понять: действительно, созданные за три десятилетия итальянского господства сельскохозяйственные и промышленные предприятия, на которых работали почти исключительно итальянцы, составляли тогда основу экономики страны. Интересно, что на встрече "Большой тройки" в Ялте и Потсдаме, когда шла речь о судьбе бывших итальянских колоний, Черчилль с искренним восхищением отзывался об итальянских поселениях в Ливии.
Итак, в 1943-1969 гг. Ливия фактически стала колонией Великобритании (провозглашение в 1951 году королевства Ливия во главе с королем Идрисом ничего реально не изменило). Ливийские итальянцы стали младшим партнером британцев. Находясь между британской Сциллой и арабской Харибдой, итальянцы постепенно покидали страну. Но королевские власти стремились самыми грубыми средствами оставить итальянцев в стране, ведь именно из них состояли почти все квалифицированные кадры.
В сентябре 1969 года после переворота власть в Ливии перешла к Муамару Каддафи. Этот был и остался до сего дня весьма экстравагантный и явно страдающий манией величия человек. И уже в июле 1970 года Каддафи издал декрет "О возвращении ливийскому народу захваченной у него собственности", в соответствии с которым земли, здания, машины и прочие имущество всех остававшихся к этому времени 25 тысяч итальянцев конфисковывались. Это стало концом итальянского присутствия. Вскоре почти все итальянцы были вынуждены, бросив все, бежать из страны, которую они во многом и сделали своим трудом. Ни "прогрессивное человечество", ни "свободный мир", ни даже сами итальянские политиканы этого не заметили.
Финал португальской АфрикиЕсли спросить, какая нация в истории была самым великим колонизатором, то можно с уверенностью сказать – португальцы. В самом деле, эта маленькая страна, размером чуть больше Ленинградской области, когда проживало в ней менее одного миллиона жителей, стала первой из величайших океанских держав. В XV веке португальские моряки прошли вдоль побережья Африки, вышли в Индийский океан, начали торговлю с Индией, открыли берег Бразилии, в начале следующего столетия создали колониальную империю в южных морях. При этом, если испанские конкистадоры при покорении индейских империй имели то преимущество, что инки и ацтеки не видели ранее лошадей, боялись огнестрельного оружия, и, наконец, не имели иммунитета против болезней Старого Света, то португальцы столкнулись с другим врагом. Индийцы, арабы, малайцы, китайцы, с которыми сражались португальцы, были представителями древнейших цивилизаций, хотя и приходящих к тому времени в упадок. Противники португальцев имели пушки и корабли, превосходящие европейские образцы, так что победы португальцев объяснялись вовсе не их технологическим превосходством. Бразилия, почти все побережье Африки, Цейлон, многие города в Индии, Малаккский полуостров, Зондские острова, Макао и еще многие острова в трех океанах – все это португальские владения XVI -XVII веков. Португальские переселенцы, смешавшиеся с индейцами, неграми, и иммигрантами из других стран Европы, составили целую нацию – бразильцев, которых ныне 180 миллионов.
Но достаточно быстро Португалия пришла в кризис. К ХХ веку она была самой отсталой страной Европы, экономически полностью зависимой от Англии. Тем не менее, Португалия владела все еще достаточно обширными колониями – Анголой, Мозамбиком, Португальской Гвинеей (Бисау), островами Зеленого Мыса и Сан-Томе, городом Гоа в Индии, Макао в Китае, частью острова Тимор в Индонезии. Правда, сами эти владения не только не обогащали метрополию, но и напротив, только разоряли ее на содержание колониальной армии и чиновничества. Другое дело, руками португальцев транснациональные корпорации удерживали в повиновение туземных жителей колоний.
В ХХ веке Ангола, берегами которой португальцы владели уже 500 лет, стала переселенческой колонией. К 1970-м годам в Анголе проживало 600 тысяч португальцев и чуть менее мулатов (из 4 700 тысяч всех жителей). Из португальцев состоял весь рабочий класс, средняя буржуазия, интеллигенция и средние слои. Правда, не было среди португальцев Анголы ни крупных капиталистов (те сидели даже не метрополии, а США и странах Западной Европы), ни социальных низов. Белые ангольцы были весьма активными и инициативными людьми. Благодаря их труду и природным богатствам Ангола по промышленному производству обогнала метрополию.
С 1961 года в Анголе шла партизанская война нескольких африканских группировок. Среди них ведущую роль играла коммунистическая организация МПЛА, программа которой предусматривала создание многорасового социалистического государства. Кроме того, были и группировки черных расистов ФНЛА с лозунгом: "Убивай все, что белого цвета", и племенная группировка УНИТА народности овимбунду. Победу одержала МПЛА. После того, как 25 апреля 1974 года португальская армия, которая не выдержала 13 -летнюю войну сразу во всех колониях, свергла диктаторское правительство Каэтану, метрополия была вынуждена предоставить независимость всем колониям.
В Анголе немедленно разгорелась гражданская война, в которую вмешались соседние государства, в результате чего более 90 % португальцев бежали из страны. Кстати, лидеры МПЛА, среди которых было много мулатов, действительно не собирались выгонять белых, понимая, что именно они и делают Анголу развитым государством. Но логика событий привела к белому исходу. Так закончилась полутысячелетняя история португальской Африки.
Смерть белой РодезииМежду реками Замбези и Лимпопо находится страна Зимбабве. Ныне это – типичная африканская страна, управляемая диктатором, с разваленной экономикой, нищим и безграмотным населением, почти четверть которого инфиницирована СПИДом. Но три десятилетия назад эта страна называлась Родезией, и правили ею, жестко и эффективно, белые поселенцы британского происхождения. В 1890 году английские «пионеры» основали первые поселения в стране, которую назвали в честь Сесиля Родса, бизнесмена и политика, одного из строителей Британской империи. Ранее в этих краях жили различные племена, среди которых выделялись матабелы и шона. Интересно, что взаимоотношения этих племен напоминали апартеид – матабелы управляли шона, заставляя их пасти свой скот, причем различные кланы матабелов и шона также находились в сложном иерархическом подчинении друг другу. Англичане подчинили себе все племена, и сами стали господствующим «белым племенем», white tribe. Одной из главных причин, по которой весьма малочисленные британцы держали в повиновении превосходивших их в численности в 20 раз негров, была именно та, что для самих негров в этом не было что-то необычное. Они привыкли к такой социальной системе, и если протестовали против власти белых, то только из желания занять их место своим племенем.
Белых в Родезии было немного: 11 тысяч в 1901 году, 33 тысячи – в 1920, 80 тысяч – в 1945, 210 тысяч – в 1965 году. Максимальной численности белые родезийцы достигли в 1973 году, когда их было 272 тысячи, причем подавляющее большинство из них были местными уроженцами. Негров к этому времени было 6 миллионов.
С 1922 года Родезия была самоуправляемой колонией, в которой власть находилась в руках белых поселенцев. Страна процветала, причем негры, хотя и подвергались дискриминации, имели самый высокий уровень жизни в Тропической Африке.
Между тем распадалась Британская империя. Суровые завоеватели четверти Земного шара, британцы к 60-м годам превратились в упадническое общество, желающее наслаждаться жизнью. Британские колонии одна за одной получали независимость, причем Англию не смущала полная неготовность многих из них к независимому развитию. Объясняя отступление Британии из Африки, зять Уинстона Черчилля Дункан Сэндс, занимавший пост Секретаря по делам Содружества в правительстве Макмиллана, бесхитростно заметил: «Мы, британцы, утратили волю править».
Но у белых родезийцев воля осталась. Избранный в 1964 году премьер-министром колонии лидер партии Родезийский фронт Ян Смит пытался удержать власть белых. Когда же официальный Лондон все же решил предоставит власть черному большинству, то белые под руководством Яна Смита 11 ноября 1965 года провозгласили независимость белой Родезии. Разумеется, весь мир немедленно ополчился против мятежных родезийцев. Вскоре началась партизанская война африканских группировок, поддержанная Москвой и Пекином. Прежняя метрополия делала все, что бы усмирить «зарвавшихся колонистов. И в таких условиях, имея поддержку только одной страны мира – ЮАР, которая, впрочем, также была страной-изгоем, «белое племя» сражалось 15 лет!
Мы не сможем понять суть событий в Родезии в 1965-1980-х гг. без учета такого фактора, как менталитет «белого племени». Родезийцы действительно стали новой маленькой нацией с сильным самосознанием, весьма отличающаяся от унылых лондонских снобов. Даже советские издатели справочника «Зимбабве», выпущенного в 1985 году, то есть еще полностью советско-марксистком по содержанию, все же признавали: «Белому населению Зимбабве присущ ряд социально-психологических черт, отличающих его от существовавших не так давно белых общин в соседних бывших колониях. К числу таких черт относятся, в частности, меньшая бюрократичность, прагматизм, способность к быстрым и энергичным действиям. Состоящее из мелких предпринимателей, провинциальных бизнесменов, инженеров и фермеров, это общество в течение долгого времени было способно обеспечить реальную поддержку политики, проводимой Родезийским фронтом Я.Смита. В условиях мировой изоляции и активных действий борцов за национальное освобождение белые поселенцы продемонстрировали определенную жизнестойкость и до некоторой степени способность к адаптации». Сюда же можно добавить высокую религиозность белых родезийцев. Южноафриканский писатель Стюарт Клути так охарактеризовал символ веры типичного белого того времени: «Он верил в Бога, в свое ружье и в свою плеть».
Но к концу 70-х гг. устали даже железные родезийцы. После всяких дипломатических мероприятий 18 апреля 1980 года страна была провозглашена государством Зимбабве под властью черных. В течение первого же года количество белых в стране сократилось до 120 тысяч человек. Надо заметить, что первоначально черный президент страны Роберт Мугабе, понимая, что с крушением «белого сектора» экономики рухнет и вся экономика Зимбабве, действительно сохранил за белыми часть собственности и предоставил им места во властных структурах. Благодаря этому Зимбабве какое-то время действительно выгодно отличалась от соседей по континенту.
Но все проходит. Постарел Мугабе, развалилась экономика Зимбабве, усилились племенные трения в стране. И вот с 2001 года, проигнорировав мнение собственного Верховного Суда, Мугабе начал сопровождаемую террором экспроприацию земель белых фермеров. Этот «черный передел», как его окрестили журналисты, сопровождается убийствами белых, разграблением их имущества. Последние оставшиеся в живых белые покидают страну, в которой они жили более столетия, и которую, собственно говоря, и создали. Весьма символично, что в конце прошлого года на 89 году жизни умер и Ян Смит. Вместе с ним умерла и белая Родезия.
+ + +
Как видим, заморской Европы в Африке уже нет, несмотря на исключительно сильную волю, бурную энергию и героизм, которые проявили белые африканцы в борьбе за место под африканским солнцем. Все они были преданы своими метрополиями, которые сами полностью разложились. Так погибал древний Рим, утративший способность к борьбе, хотя последние римляне еще сражались с варварами на окраинах империи. Так гибнет Запад. И есть ли у него инстинкт самосохранения?
Сергей Викторович ЛЕБЕДЕВ, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)http://www.rusk.ru/st.php?idar=105148