Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 15:41:05  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Герои «Варяга» навечно вписали свой подвиг в летопись ратного служения Отчизне  (Прочитано 7019 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 13 Июня 2009, 04:25:23 »

http://www.nvmu.ru/smsg/32/75/111.htm

В феврале 2004 года подвигу крейсера "Варяг" исполнилось 100 лет. С прошлого столетия его история окутана тайной.
 
Что кроме знаменитой песни осталось нам от легендарного судна? Что прячут в своих военных музеях японцы? Где покоятся останки этого крейсера? Что послужило причиной поражения России: военный гений великого самурая Того или бездарность русских политиков и военачальников? Ответы на эти вопросы съемочная группа искала в России, Америке, Франции, Корее, Японии и Великобритании.
 
Участникам экспедиции удалось найти уникальные документы, проливающие свет на неизвестные страницы истории крейсера "Варяг", и бесценные реликвии, поднятые с морского дна.
Летом 2003 г. была организована специальная экспедиция по поиску останков "Варяга" в Ирландском море. В двух милях от Ленделфута на глубине 6-8 м съемочная группа канала "Россия" обнаружила разрушенный взрывом корпус "Варяга". Находку Алексеев назвал "сенсационной". Aвтор и режиссер фильма Алексей Денисов сообщил, что сенсационной стала и находка таблички с маркировкой американского завода "SNOW", поставлявшего на "Варяг" паровые приводы и насосы.
 
Эта табличка, наряду с другими поднятыми на поверхность фрагментами легендарного крейсера - латунным сливным устройством, а также боцманскими приспособлениями, были представлены на пресс-конференции. Съемочной группе телеканала вместе с российскими аквалангистами, в числе которых Андрей Быков, Михаил Школьников-Ярошевский и Дмитрий Волков, удалось обнаружить и снять на видеопленку многослойную броневую палубу, имевшуюся только на "Варяге", остатки машинного отделения, паровые котлы, шлюпбалки и устройство для наматывания якорной цепи.
 
Съемки фильма проходили в США, Республике Корея, Японии, Франции и Великобритании.
« Последнее редактирование: 13 Июня 2009, 04:27:06 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Ноября 2010, 21:08:42 »

Южная Корея вернет России флаг крейсера "Варяг"

   
Крейсер "Варяг"

Власти южнокорейского города Инчхон (Чемульпо) вернут России флаг крейсера "Варяг", пишет 2 ноября газета "Чосун ильбо". Этот флаг наряду с 13 другими предметами с борта корабля после боя у Чемульпо был захвачен японцами, однако после поражения Японии во Второй мировой войне попал в Южную Корею.

Флаг будет передан России на условиях аренды, де-факто бессрочной, но на деле возобновляемой каждые два года. Дело в том, что в соответствии с корейскими законами объекты культурного наследия нельзя передавать другим странам иначе как на условиях аренды, максимальный срок которой составляет два года.

По словам мэра Инчхона, решение о передаче флага было принято в связи с 20-летием дипломатических отношений между Россией и Южной Кореи. Передача флага будет приурочена к саммиту G20 в Сеуле, который состоится 11-12 ноября. На саммите будет присутствовать президент России Дмитрий Медведев.

Мэр также добавил, что в России находится множество исторических ценностей, связанных с движением за независимость Кореи. По его словам, со стороны России было бы дружеским шагом предоставить эти предметы для организации выставок в Южной Корее.

Крейсер "Варяг" был затоплен в ходе боя у Чемульпо. Вместе с канонерской лодкой "Кореец" "Варяг" вступил в неравное сражение с 14 японскими кораблями. Чтобы враг не захватил корабль, капитан "Варяга" решил затопить корабль.

http://www.lenta.ru/news/2010/11/02/varyag/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 11 Ноября 2010, 16:01:43 »

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»

России вернули флаг легендарного крейсера



В посольстве России в Сеуле в присутствии президента Дмитрия Медведева в четверг, 11 ноября, состоялась церемония передачи носового флага (гюйса) легендарного крейсера "Варяг". Флаг был передан властями южнокорейского города Инчхона, в музее которого он хранился.

Медведев отметил, что передача гюйса "Варяга" России – это еще и "символ новых очень добрых отношений", которые связывают две страны. "Принимая сегодня гюйс с крейсера "Варяг", мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад", – сказал Медведев.

Напомним, что законодательство Республики Корея разрешает передавать музейные экспонаты другой стране лишь в случае согласия президента страны и на условиях аренды.

27 января (9 февраля) 1904 года капитан "Варяга" Всеволод Фёдорович Руднев получил от японского адмирала Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень "Варяг" и "Кореец" вышли из Чемульпо. Капитаны иностранных судов не ожидали от русского корабля такого хода. Они были удивлены и в то же время восхищены этим поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий "Варяг" оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Уриу сигналом предложил русским кораблям сдаться, но, не получив ответа, открыл огонь. Неравный бой длился 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" – 52 снаряда (орудия корабля были слабее и "Кореец" вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира, огнём "Варяга" был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера ("Асама", "Чиода", "Такачихо" и флагман "Нанива"). "Варяг" получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа – 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На "Корейце" потерь не было.

Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где "Варяг" намеревались отремонтировать. Однако после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, а сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а "Кореец" взорван. Был затоплен также российский пароход "Сунгари". Их экипажи приняты на иностранные корабли и не выданы, несмотря на требования японского командования, а затем через нейтральные порты вернулись в Россию.
Подвиг "Варяга" восхитил даже противника: то, что российские моряки поступили по канонам самурайской чести было использовано в пропагандистских целях, как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев "Варяга" и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.

Русская линия


http://rusk.ru/newsdata.php?idar=44816
Записан
Михаил Филиппов
Ветеран
*****
Сообщений: 4077


Просмотр профиля
православный, РПЦЗ, приход Святого Благоверного Александра Невского, город Маннхайм, Германия
« Ответ #3 : 11 Ноября 2010, 20:26:18 »

"Врагу не сдается наш гордый Варяг!"
Интересно, что изначально эта песня была написана немцем Рудольфом Крейцом и опубликована в журнале Jugend. Впоследствии она стала русской народной.
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 12 Ноября 2010, 18:04:16 »

Дмитрий Медведев: «Мы отдаём дань памяти подвигу наших моряков»

Флаг легендарного крейсера «Варяг» передан России



В посольстве России в Сеуле в присутствии Дмитрия Медведева состоялась церемония передачи властями южнокорейского города Инчхон флага крейсера «Варяг», сообщает сайт Президента России. После церемонии передачи флаг был поднят на борт современного российского ракетного крейсера «Варяг» – флагмана Тихоокеанского флота, прибывшего в порт Инчхон двумя днями ранее. Переданная России на временное хранение реликвия будет доставлена в Военно-морской музей в Санкт-Петербурге.
 
«Действительно, передача гюйса с крейсера "Варяг" для нас имеет особое, символическое значение, потому что это память о беспримерном подвиге моряков крейсера "Варяг", с одной стороны, и, с другой стороны, это символ новых, очень добрых отношений, которые связывают Российскую Федерацию и Республику Корея», - сказал Президент России Дмитрий Медведев в своем приветственном слове.
 
Он выразил большую признательность мэрии города Инчхон и музею за принятое решение о передаче на хранение гюйса с крейсера «Варяг» России. Отрадно, «что это происходит именно в этот период, период, когда проходит  визит Президента Российской Федерации в Республику Корея. И я уверен, что это ещё один пример, ещё один знак развития добрых отношений между нашими государствами», - заявил Д.Медведев.
 
«Это очень важно и для будущих поколений, - подчеркнул Медведев. - Именно поэтому, принимая сегодня гюйс с крейсера "Варяг", мы отдаём дань памяти подвигу наших моряков, и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться на то, что было совершено их предками много лет назад».
 

Крейсер *Варяг*

27 января 1904 года произошел героический бой броненосного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой контр-адмирала Уриу близ Чемульпо (Инчхон). «Варяг» (командир – капитан 1 ранга В.Ф.Руднев) и «Кореец» (командир – капитан 2 ранга Беляев) с 1903 г. находились на территории Кореи в распоряжении русского посланника и в день нападения на корабли японской эскадры еще не знали о разрыве дипломатических отношений с Японией и начале войны. На совещании офицеров русского крейсера единодушно было решено выйти в море и, ведя бой с превосходящим противником, стремиться прорваться. В случае же если это не удастся, то взорвать крейсер, дабы он не попал в руки врага. Такое же решение было принято и на «Корейце».

Под звуки оркестра «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и двинулись на встречу врагу. Бой русских моряков с 6 японскими крейсерами и 8 миноносцами продолжался около часа. Израсходовав все снаряды, потеряв половину своей артиллерии, четверть личного состава (был ранен и контужен командир крейсера Руднев), и, получив пять пробоин «Варяг» и «Кореец», не сумев прорваться вернулись обратно в бухту. Японцы в результате героического сопротивления русских моряков потеряли один миноносец, три крейсера получили повреждения. Чтобы не оставлять корабли врагу, русские моряки взорвали «Корейца» и потопили «Варяг». В 1905 году японцы подняли крейсер со дна моря. Реликвии с «Варяга» затем попали в музей в Корее.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/11/12/dmitrij_medvedev_my_otdayom_dan_pamyati_podvigu_nashih_moryakov/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 19 Ноября 2010, 16:26:41 »

В Кронштадте готовятся к встрече флага с крейсера «Варяг»

Торжественную литургию в Морском соборе города по этому случаю возглавит Патриарх Кирилл



20 ноября 2010 года эту в Кронштадте с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдут торжества по случаю встречи носового флага (гюйса) крейсера "Варяг", сообщает Интерфакс. Для встречи гюйса легендарного корабля времен русско-японской войны на Якорной площади города выстроятся войска Кронштадтского гарнизона, торжественные марши прозвучат в исполнении Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы.

Затем к площади подъедет автомобиль с гюйсом "Варяга". Приняв реликвию, офицеры пронесут флаг ко входу в Морской собор, после чего установят его в храме. Затем начнется литургия, которую, как ожидается, совершит Патриарх Кирилл.

Планируется, что в чествовании флага крейсера в Кронштадте примут участие супруга Президента России Светлана Медведева, главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий и другие официальные лица.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. Бронепалубный, высокобортный крейсер был построен на верфях одного из судостроительных предприятий США – завода Вильгельма Крампа – по заказу адмиралтейства Российского императорского флота. Проект, разработанный в России, предусматривал дальнейшее развитие крейсеров типа "Аврора" в сторону повышения мореходных и скоростных качеств, облицовки палубы и бортового броневого пояса облегченными стальными плитами.


Крейсер *Варяг*

В ночь на 1 мая 1901 года крейсер прибыл в Кронштадт. Через несколько дней он направился в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. В 1904 году "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" подготовились к бою у порта Чемульпо. Противник выставил шесть крейсеров, за которыми шли восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться, однако экипажи российских кораблей решили принять бой.

В результате атаки экипаж "Варяга" из 570 человек потерял 33 моряка, ранено было около 200 человек. Крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. Командир принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу.

Как уже сообщала РЛ, 11 ноября 2010 года в посольстве России в Сеуле в присутствии Президента Дмитрия Медведева состоялась церемония передачи российской стороне властями южнокорейского города Инчхона гюйса "Варяга".

Согласно принятым в Южной Корее правилам, любой музейный экспонат может быть передан другому государству лишь в случае согласия президента страны и на условиях аренды. Гюйс "Варяга" был передан России на пять лет. Российская сторона рассчитывает, что каждые пять лет аренда будет продлеваться.

Русская линия

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=44985
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 10 Февраля 2011, 20:54:13 »

Герои «Варяга» навечно вписали свой подвиг в летопись ратного служения Отчизне

В честь русских моряков, вступивших в 1904 году в неравный бой с противником, во Владивостоке прошли традиционные памятные торжества



9 февраля 2011 года, в 107 годовщину со дня героической гибели легендарного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», на Морском кладбище Владивостока, у памятника нижним чинам крейсера «Варяг», была отслужена заупокойная лития о погибших воинах, после которой прошёл памятный митинг, сообщает сайт Владивостокско-Приморской епархии.

Богослужение у могилы моряков-тихоокеанцев по благословению викария Владивостокской епархии епископа Уссурийского Иннокентия совершил руководитель епархиального Отдела по работе с Вооруженными силами протоиерей Виктор Жильцов.

За богослужением молились командование и военнослужащие Тихоокеанского флота, члены экипажа гвардейского ракетного крейсера «Варяг», представители администрации Владивостока, воспитанники детских военно-патриотических клубов, представители общественных и ветеранских организаций. После богослужения к монументу были возложены живые цветы.

Отдание воинских почестей морякам крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" стало традицией на Тихоокеанском флоте. Церемония памяти проходит ежегодно 9 февраля на Морском кладбище Владивостока, сообщил РИА Новости пресс-секретарь командующего Тихоокеанского флота (ТОФ), капитан первого ранга Роман Мартов.

Он напомнил, что мемориал матросам крейсера "Варяг" был открыт по просьбе раненых моряков легендарного крейсера. В госпиталь Чемульпо сразу после боя поступили 24 русских матроса. Умирая от ран, они просили похоронить их на русской земле. Правительство России в 1911 году обратилось к Японии с просьбой разрешить перенос праха в Россию, во Владивосток.

Японцы дали согласие на перенос останков русских моряков из оккупированной ими Кореи. Двадцатого декабря 1911 года состоялось погребение останков героев на Морском кладбище Владивостока. Летом 1912 года на братской могиле на народные пожертвования был установлен обелиск из серого гранита, увенчанный Георгиевским крестом. Рядом с памятником героям "Варяга" находятся могилы моряков – участников русско-японской войны.

Героический бой броненосного крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" с японской эскадрой контр-адмирала Уриу близ Чемульпо (Инчхон) произошёл 27 января 1904 года. "Варяг" (командир – капитан 1 ранга В.Ф.Руднев) и "Кореец" (командир – капитан 2 ранга Беляев) с 1903 г. находились на территории Кореи в распоряжении русского посланника и в день нападения на корабли японской эскадры еще не знали о разрыве дипломатических отношений с Японией и начале войны. На совещании офицеров русского крейсера единодушно было решено выйти в море и, ведя бой с превосходящим противником, стремиться прорваться. В случае же если это не удастся, то взорвать крейсер, дабы он не попал в руки врага. Такое же решение было принято и на "Корейце". Под звуки оркестра "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря и двинулись на встречу врагу. Бой русских моряков с 6 японскими крейсерами и 8 миноносцами продолжался около часа. Израсходовав все снаряды, потеряв половину своей артиллерии, четверть личного состава (был ранен и контужен командир крейсера Руднев), и, получив пять пробоин "Варяг" и "Кореец", не сумев прорваться вернулись обратно в бухту. Японцы в результате героического сопротивления русских моряков потеряли один миноносец, три крейсера получили повреждения. Чтобы не оставлять корабли врагу, русские моряки взорвали "Корейца" и потопили "Варяг".

Продемонстрировав всему миру силу русского духа, мужество и верность Андреевскому флагу, русские моряки навечно вписали свой подвиг в летопись ратного служения Отчизне.

Русская линия

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=46620
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 11 Августа 2011, 22:34:14 »

Китайский «Варяг» напугал американцев



Китайцы вызвали очередную волну опасений в странах Тихоокеанского бассейна, приступив к финальным испытаниям своего первого авианосца с 10 по 14 августа. После краткого выхода в море корабль будет возвращен на судостроительный завод в городе Далянь (провинция Ляонин) для проведения монтажных и испытательных работ. Таким образом, Китай дополнил список стран обладающих авианосными кораблями (Россия, США, Индия, Бразилия и Таиланд).

Как и характерно для большинства китайских ноу-хау (если не переделка, то калька), первый китайский авианосец – перестроен из бывшего советского авианесущего крейсера «Варяг». После распада СССР авианосец достался Украине, у которой его и благополучно прикупили в 1998 году по цене металлолома за $20 млн предприимчивые китайские товарищи. В контракте специально оговаривалось, что авианосец не будет использоваться по назначению. С него сняли все вооружение, а китайцы заверили, что превратят «Варяг» в плавучее казино. Однако со временем стало понятно, что планы у КНР были иные. В 2005 году начались работы по достройке авианосца. Кораблю до сих пор не присвоено китайское имя, в СМИ КНР его до сих пор величают «Варягом». Но вскоре, вероятно его назовут «Ши Лан» (Shi Lang) в честь китайского полководца.

Пока в КНР пытаются преуменьшить значение на международной арене испытаний своего авианосца, однако внутри страны оно является предметом национальной гордости.

Последние несколько недель государственное телевидение Китая и публикующие военные новости интернет-сайты ежедневно освещали приготовления к спуску корабля на воду. И хотя Китай и уверяет в соседей, мол, все будет использоваться в мирных целях, планы строит грандиозные. В Пекине и не скрывают, что хотят нарушить безусловное военно-морское превосходство США. «Лучше равновесие, чем военное всемогущество США», - утверждают представители командования ВС КНР.

Вчера пресс-секретарь Министерства обороны КНР Ген Яньшен подтвердил, что Китай намерен построить несколько авианосцев и собирает информацию из разных источников для дальнейшего развития авианосца. По его словам, «Варяг» будет использоваться для военной подготовки и научных исследований.

Как утверждают военные аналитики, пробное плавание - это не проверка эксплуатационных качеств и рассчитано больше на психологический эффект. И хотя, пока рано говорить о китайском авианосце, обладающем реальной боеспособностью, так как строение и разработка корабля является долгим и сложным процессом, и займут еще несколько лет, если не десятилетий, китайские товарищи добились нужного эффекта. Первыми заголосили американцы, у которых на счету 11 авианосцев.

«Я думаю, вы помните, что у нас были проблемы в течение некоторого времени (когда из-за поставок США оружия на Тайвань Пекин приостановил военное сотрудничество с Вашингтоном – «Сегодня.ру»). И мы всегда открыто говорили о недостатке прозрачности..., мы хотим видеть больше такой прозрачности и приветствовали бы любые объяснения относительно того, почему Китай нуждается в этом вооружении», - заявила официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд. - Но наше беспокойство заключается в том, что Китай не так прозрачен, как другие страны, как США, в части военных закупок и военного бюджета».

Американцев поддержали японцы, заявившие о мутной политике КНР в области вооружений. Напряглись и в Тайване, де-факто самоуправляющемся с 1949 года, но рассматриваемом Китаем в качестве своей неотъемлемой части (некоторые эксперты не исключают, что в Пекине существуют сценарии военного вторжения на остров). В день начала испытаний китайского авианосца, в Тайбэе - административном центре острова - появился рекламный плакат с изображением самой современной тайваньской ракеты «Сюн Фэн-3», поражающей авианосец.

«Это истребитель авианосцев», - гласит надпись на рекламном щите. Надо сказать, Тайвань уже не раз демонстрировал созданные своими силами ракеты и оснастил ими некоторые корабли своих ВМС, однако до этого тайваньские военные ни разу не заявляли, что тактико-технические характеристики ракеты позволяют ей бороться с авианосцами.

Ирина Антонова

http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=1&newsid=14508
« Последнее редактирование: 10 Февраля 2014, 07:40:37 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 16 Августа 2011, 04:26:34 »

Первый китайский (!) авианосец

Или как «Варяг» превратился в «Ши Лан»



«Первый китайский (!) авианосец» – под таким заголовком (правда, без восклицательного знака) ряд СМИ поместили следующее сообщение: «Китай приступил к ходовым испытаниям своего первого авианосца, сообщает информагентство "Синьхуа". Корабль, носящий по неофициальным данным имя "Ши Лан", в среду, 10 августа, покинул верфь в городе Далян. Первые ходовые испытания авианосца, сообщили агентству представители оборонного ведомства Китая, будут краткосрочными, после чего корабль вновь вернется на верфь. "Ши Лан" — создан на базе недостроенного советского авианосца "Варяг", который в 1998 году был приобретен Китаем у Украины по цене металлолома. Тогда сообщалось, что недостроенный корабль будет переоборудован в плавучее казино.

Однако в начале июня 2011 года начальник Генштаба Народно-освободительной армии Китая Чэнем Биндэ объявил, что бывший "Варяг" проходит достройку и модернизацию на верфи в Даляне. На воду авианосец будет спущен до конца июня, сообщил он, не став уточнять никаких иных подробностей. Зарубежные СМИ, в свою очередь, сообщали, что на бывший "Варяг" установлено новое радиолокационное оборудование, вооружение и некоторые вычислительные системы. По их данным, авианосец поступит на вооружение ВМС Китая в 2012 году. В середине июля 2011 года также стало известно, что Китай начал строительство авианосца, спроектированного собственными конструкторскими бюро. Сообщалось, что этот авианосец будет сопоставим по размерам с бывшим "Варягом"».

Прочитав это сообщение СМИ, я вспомнил, что где-то читал про эту постыдную историю с продажей «Варяга». Покопавшись в своей библиотеке, нашел книгу («Уникальная и парадоксальная военная техника», авторы Ю.Ф.Каторин и др., СПб, 1999 г.), в которой рассказывалось о сверхтяжелых танках, сверхдальнобойных пушках, сверхмалых подлодках и т.п. Имелась там и глава о авианесущих кораблях СССР (с.374-379). Сказав об авианосных советских крейсерах («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Адмирал флота Горшков»), построенных в период с 1970 по 1987 годы, авторы книги далее говорят: «Получив необходимый опыт строительства авианесущих кораблей, Советский Союз приступил к постройке настоящих авианосцев… В апреле 1982 года в Николаеве заложен первый истории отечественного судостроения корабль такого класса, получивший название "Рига" (с 1990 г. "Адмирал флота Кузнецов"). В 1985-м заложен его систер-шип "Варяг". Это были уже настоящие великаны водоизмещением в 70000 т, длиной 304 и шириной 38 метров (по полетной палубе 75 м). Максимальная скорость составляла 32 узла, а дальность плавания 6000 миль. На вооружении помимо ракет и орудий, состояло 24 самолета и 42 вертолета. "Кузнецов" вошел в строй в 1990 году. "Варягу" повезло меньше. В 1992 году его строительство было приостановлено при степени готовности 85 процентов… В общем, в Советском Союзе были созданы действительно замечательные авианесущие корабли. С огромным сожалением употребим слово "были". В августе 1994 года "Киев", "Минск" и "Новороссийск" были выведены из боевого состава флота и переданы в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. Гиганты не прослужили и 15 лет, что для кораблей такого класса преступно мало. Американцы, например, тщательно сохраняют некоторые авианосцы еще военной постройки. Недостроенный "Варяг" продан Украиной за 20 млн долларов Китаю»… И в этом месте академический тон авторов книги, до этого бесстрастно повествующих о тактико-технических характеристиках разнообразных военных изделий, единственный раз на всех ее 650 страницах изменяет им, и они срываются на крик, далее восклицая: «Если бы существовала книга черных рекордов Гиннеса, думаем, что эти факты заняли бы там почетное место. Какой новый Достоевский способен объяснить: до каких пор людей, по крохам собиравших державу и беспощадно каравших ее врагов, мы будем обзывать палачами, а инвалидов, разваливших страну и пустивших на ветер труды целых поколений, именовать реформаторами»?!

Комментарии, как говорится, излишни, но несколько слов все же хотелось бы сказать. Конечно, китайцам покупка «Варяга» обошлась дороже 20 млн, надо же было дать и взятки ворам-чиновникам, продавшим за эту смехотворную цену корабль, на самом деле стоивший самое меньшее несколько сотен миллионов долларов. Понятен и раж ельцинской команды ворья, в 1994 году передавших три вполне современных боевых корабля для реализации, т.е. для того, чтобы, как всегда в таких случаях, нагреть себе руки. Причем, все это происходило под завывания типа «демократической РФ никто не угрожает и не может угрожать, поэтому ей не нужна такая дорогостоящая военная техника». А теперь, когда Япония на полном серьезе выдвигает территориальные претензии к России, чуть ли не собираясь с нею из-за этого воевать, потомки Ельцина покупают у Франции «Мистрали», стоящие по 1 миллиарду долларов каждый, но по своим тактико-техническим характеристикам намного худшие 3 уничтоженных авианесущих крейсеров, а тем более проданного за бесценок «Варяга»! Эти-то «Мистрали» как раз и собираются отправить на Дальний Восток.


Протоиерей Георгий Городенцев

Несколько слов скажу и о втором китайском авианосце, якобы созданном уже самими китайцами. Совершенно очевидно, что для этого были использованы конструкторские решения нашего «Варяга». Дело, однако, в том, что для постройки своего такого корабля китайцам мало обладать его прототипом, необходимо еще знать технологию его изготовления. Но, думаю, и в этом у них не возникло слишком больших затруднений, думаю, что и это они купили, точнее, украли у России. В этой связи вспоминается один случай, бывший где-то в середине 90-х годов (в 94 или 95 году). Ко мне в храм пришел пожилой мужчина лет 55-60, который захотел исповедоваться. Из разговора с ним я узнал, что он военный ученый-конструктор, специалист по радарам, собирающийся работать по специальности в Северной Корее, так как на родине работы для него уже не было. Несмотря на все мои уговоры, он твердо стоял на своем. Так и уехал, и можно только догадываться, сколько военных секретов и технологий увез с собой этот обиженный липовой «родиной», которой стала для него Украина, этот полковник технических войск. Правда, Северная Корея это еще не Китай, но эти страны расположены во всех смыслах очень близко, так что становится понятно, как от России убывает, а ее потенциальным противникам прибывает. Спасибо демократам за это!!!

И последнее. Как известно, крейсер «Варяг», давший название несостоявшемуся для нас авианосцу, после своего героического боя с 6 японскими крейсерами и затопления своей командой, был впоследствии поднят японцами и введен в состав их флота под названием, если мне не изменяет память, «Сойя». Но повоевать против своих он не успел: пока японцы его подымали и ремонтировали, Русско-японская война закончилась. Остается только выразить надежду: дай Бог, чтобы и в этом элементе своей судьбы «Варяг» – «Ши Лан» был бы подобен своему однофамильцу «Варягу» – «Сойе»!

Протоиерей Георгий Городенцев, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, кандидат богословия

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/08/15/pervyj_kitajskij_avianosec/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 07 Февраля 2012, 10:43:57 »

Состоится панихида памяти героев «Варяга» и «Корейца»

9 февраля — 108-я годовщина жертвенного подвига русских моряков



В четверг 9 февраля — сто восьмая годовщина жертвенного подвига русских моряков крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец». В 2004 году отмечалось столетие отважного сражения двух русских военных кораблей с пятнадцатью японскими боевыми судами: броненосным крейсером «Асама», бронепалубными крейсерами «Нанива», «Такачио», «Чийода», «Акаси», «Нийтака», посыльным судном «Чихайя» и восемью миноносцами. Тогда против русских двух 203-мм, тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов вели огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата японцев. У противника было более чем тройное огневое превосходство!


Крейсер *Варяг* и его командир

В столетнюю годовщину морской битвы эскадра Тихоокеанского флота во главе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» под командованием адмирала Виктора Дмитриевича Федорова совершила переход из Владивостока в порт Инчхон (бывший порт Чемульпо). В походе принимала участие большая делегация духовенства и православных мирян, которую возглавлял Владыка Вениамин (Пушкарь), архиепископ Владивостокский и Приморский.

Участники юбилейного морского похода из числа москвичей традиционно 9 февраля собираются на Панихиду в московском храме Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами (проезд до станций метро «Серпуховская» или «Добрынинская»). На панихиде совершается поминовение согласно полному списку русских героев славной морской баталии. «В том сила России грядущей — герои безсмертны у ней!...» По поручению игумена Алексия (Просвирина) сообщаю, что в этом году Панихида памяти героев «Варяга» и «Корейца» состоится в 10 часов утра.

Леонид Болотин, историк, публицист



http://www.ruskline.ru/news_rl/2012/02/07/sostoitsya_panihida_pamyati_geroev_varyaga_i_korejca/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #10 : 29 Марта 2013, 22:44:06 »



Фильм Алексея Денисова "Крейсер "Варяг", часть 1

См.фильм по нижеприведённой ссылке:

http://www.youtube.com/watch?v=G6PrMobwc3s

Фильм Алексея Денисова "Крейсер "Варяг", часть 2

См.фильм по нижеприведённой ссылке:

http://travelmov.ru/video/film-alekseja-denisova-kreiser-varjag-chast-2.html
« Последнее редактирование: 02 Февраля 2014, 23:49:27 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #11 : 16 Ноября 2013, 14:33:56 »

Патриарх Александрийский Феодор совершил богослужение на борту крейсера "Варяг"

Египет, 15 ноября 2013 г.



14 ноября Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II по приглашению капитана 1-го ранга Александра Потапова прибыл на борт флагманского корабля российского Тихоокеанского флота — гвардейского ракетного крейсера «Варяг», который в настоящее время находится у берегов Египта, сообщает Патриархия.ru.

Предстоятелю Александрийской Православной Церкви был оказан торжественный прием, на котором также присутствовал генеральный консул России в Александрии Сергей Петляков.

Блаженнейший Патриарх совершил водосвятный молебен и произнес речь, пожелав команде успешного несения службы, направленной на поддержание мира и безопасности в регионе.

Патриарх Феодор уже посещал корабль Тихоокеанского флота. 17 февраля 2013 года, в день своего тезоименитства, Предстоятель Алексадрийской Православной Церкви побывал на борту большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», находившегося в порту Танзании.

http://www.pravoslavie.ru/news/65800.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #12 : 02 Февраля 2014, 23:48:14 »

«Варяг» подает сигнал. Подвиг легендарного крейсера сегодня снова будоражит умы



Накануне 110-летия боя "Варяга" и "Корейца" - двоих против 14, - всё более широкую поддержку получает идея подъема корпуса крейсера, с глубины 6-8 м у берегов Шотландии.

Главное внимание всегда привлекал подвиг моряков, а что нам известно о дальнейшей судьбе крейсера после того, как команда открыла кингстоны и клапаны затопления, и он погрузился в воду залива у порта Чемульпо (ныне Инчхон) с развевающимся на мачте простреленным Андреевским флагом?

Полтора года японцы поднимали крейсер, затратив около одного миллиона иен, и после двух лет ремонта под названием "Сойя" он был зачислен в состав японского военного флота, причём на корме оставили надпись "Варяг" из уважения к храбрости русских моряков (хотя и под иероглифами). Девять лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. И каждую новую команду кадетов выстраивали на палубе и объявляли, что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой. Следуя самурайской логике, правительство Японии после войны награждает капитана крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца и создает в Сеуле мемориальный музей героев "Варяга". Впоследствии прах погибших в бою моряков "Варяга", захороненных в Корее, переносят на Морское кладбище Владивостока. За четыре миллиона иен русское правительство выкупает "Варяг" в 1916 году, и 21 марта он входит в бухту Золотой Рог. С тех пор "Варяг" комплектуется только гвардейскими экипажами. Зачисленный в состав флотилии Северного Ледовитого океана, он совершает переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск), после чего отправляется на ремонт в Великобританию, увы, в роковое время - феврале 1917 года... Согласно условиям ремонт обошелся бы в 300 тыс. фунтов стерлингов, но большевики платить были не намерены. Далее следует такое развитие событий: разоружение крейсера союзнической Англией, конфискация и продажа на слом германским фирмам. Попав в сильный шторм при буксировке (1925 г.), корабль застревает в скалах в Ирландском море у берегов Шотландии, возле поселка Лэнделфут. Позже корпус крейсера попросту взрывают, дабы не мешал местным кораблям.

Чтобы поддержать героические традиции, все живые в 1954 году члены команды "Варяга" к дате 50-летия подвига награждаются советской медалью "За отвагу".

Выходит на экраны художественный фильм "Крейсер "Варяг" (1946), памятники Рудневу торжественно открываются на его родине в Туле (1956) и в селе Савино (1992). Был открыт и музей в деревне Русятино (1984). Вот почему орловский писатель Валентин Рассохин свой очерк о "Варяге", написанный к 100-летию подвига, с полным правом назвал «"Варяг" жив!». Об этом свидетельствует и замечательный фильм Алексея Денисова (ВГТРК), который рассказал о подвиге современникам, а главное – нынешнему «рыночному» поколению молодежи. Съёмочная группа продемонстрировала затопленную часть корпуса крейсера в Ирландском море и доказала, что это именно "Варяг", засняв под водой табличку изготовителя - американской фирмы, на обороте которой видны иероглифы японской верфи, где крейсер ремонтировали в 1907 году.

Русские предприниматели создают Благотворительный фонд «Крейсер "Варяг"» (глава М.В. Слипенчук). Усилиями фонда в море над затопленным корпусом крейсера устанавливается буй с Андреевским флагом, на шотландском берегу - мемориальная доска, а затем и памятник - трехметровый бронзовый крест (2007) . У него удивительная история. В объявленном фондом конкурсе принимали участие сотни энтузиастов, профессиональных художников, скульпторов, а победил макет, представленный тремя нахимовцами, - по нему и выполнен памятник.

В ходе официального визита в Сеул в ноябре 2010 г. президенту Д.А. Медведеву торжественно вручили флаг крейсера, который как священную реликвию более века сохраняли в Корее. Выступая на церемонии, президент России, в частности, сказал: "Принимая сегодня гюйс с крейсера "Варяг", мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад".

Создаётся впечатление, что "Варяг" постоянно напоминает о себе, подавая нам сигналы, чтобы мы не забыли о нем, не бросили у чужих берегов…

Весной 2008 года представитель Круглого Стола потомков дворянских родов Российской империи С.С. Зуев высказал идею подъёма частей корпуса и организации музея. Длительная упорная работа в этом направлении проделана им за несколько лет переписки с учреждениями и инстанциями. На его инициативу откликнулась региональная общественная организация "Клуб адмиралов", высоко оценив значение проекта и предложив поднятые кормовую и носовую части установить в новый корпус с необходимой длиной - 115 м, заказать который можно прямо в Шотландии. Определена группа адмиралов во главе с адмиралом флота И.М. Капитанцем, которая будет решать от имени клуба консультативные и технические вопросы реализации проекта. Разработана концепция экспозиции, где будут представлены флаги, портреты, личные вещи, фотографии членов экипажа, документы, картины морского боя. Председатель "Клуба адмиралов" адмирал флота В.И. Куроедов пишет: "После ремонта частей корпуса крейсера и реставрационных работ станет возможным создать в морской столице России в городе Санкт-Петербурге на реке Неве у Дворцового моста напротив памятника Петру I "Музей-крейсер "Варяг". Создание мемориала подвигу его экипажа станет важным и вдохновляющим стимулом воспитания граждан России на патриотических примерах героического служения Отечеству военных моряков".

Вот что пишет по этому поводу врио начальника НИИ спасания и подводных технологий доктор технических наук, капитан 1 ранга А. Крамаренко: "При подъеме корпуса крейсера "Варяг" специалисты НИИ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" могут участвовать на всех этапах выполнения работ, в том числе и в составе формируемой экспедиции подводных работ особого назначения, как это было при подъеме линкора "Новороссийск", подводных лодок С-80 и "Курск", радиоактивного опытного судна "Кит" и других сложных для подъема объектов".

Обойтись в данном деле без проработки международно-правовых аспектов невозможно, и она полностью выполнена МИД России. Предпринят комплекс мер, направленных на установление статуса останков "Варяга", выяснение требований британского законодательства в части получения разрешений на проведение работ по подъему останков крейсера и их вывозу в Россию. Получена нота МИД Германии, информирующая об отсутствии у германской стороны документальных подтверждений наличия у ФРГ прав собственности на остатки крейсера "Варяг". Посол России в Великобритании А. Яковенко сообщает: "В контакте с британскими властями продолжаем проработку вопроса о прояснении права собственности на останки крейсера "Варяг". Поступили ответы Агентства "Хисторик Скотланд" и Агентства "Марине Скотланд" о возможности поднятия останков крейсера, а также распечатка с интернет-форума британских дайверов, которая может представлять интерес в плане принятия решения о подъеме корабля". Заместитель директора Правового департамента МИД России Д. Гончар констатирует, что проработка международно-правовых аспектов подъема частей крейсера "Варяг" по линии МИД России завершена.

Не может не радовать и то, что даже в Шотландии этот замысел находит отклик. Андреевский флаг для них тоже свят: Святой Андрей является покровителем не только Руси, славян, моряков, но и Шотландии. Дайверы приносят детали, снятые ими ранее с корпуса "Варяга", поскольку не забыли ещё о совместной работе по созданию на Темзе в центре Лондона "Музея-крейсера "Белфаст", участвовавшего в 1941-1942 гг. в Северных конвоях. Тогда определённые денежные средства для этого музея были безвозмездно переданы министерством обороны России, возглавляемым в то время С.Б. Ивановым.

Так что народ отнюдь не "безмолвствует", а поддерживает делом священные традиции.

Как это ни парадоксально, но через 110 лет детали подвига не забылись, а напротив, всё более проясняются. История расставляет все по своим местам.

К примеру, прежде было популярным мнение, что "Варяг" не мог бросить тихоходную канонерскую лодку "Кореец", а теперь пишут, что на самом деле все было ровно наоборот. Так, до сих пор не является общеизвестным тот факт, что двигательная установка крейсера была подорвана еще в ходе испытаний в Филадельфии, где он был построен. Корабельный руль был почти вдвое меньше, чем у других кораблей такого водоизмещения, что сказалось на манёвренности (она была недостаточной). Сэкономили американцы в затратах на бронзу и другие дорогостоящие металлы. На крейсере не было орудийных башен или хотя бы щитов. Был установлен бракованный радиотелеграф. Плюс ошибка американских инженеров в расчете парораспределения. Ещё в Филадельфии разорвало цилиндр паровой динамо-машины, а люки топочных котлов и чугунные заслонки раскалялись докрасна. Температура в котельном отделении переваливала за 70 градусов по Цельсию, и в 1901 году из-за перегрева в машинном отделении вспыхнул пожар в центральном угольном бункере, но благодаря умелым действиям экипажа обошлось без человеческих жертв. Удалось выяснить и то, что известная песня "Раскинулось море широко" написана именно на "Варяге".

Жутковато читать, сколько было других инженерных ошибок: занижен метацентр, корабль не имел требуемой остойчивости, что крайне опасно при шторме. Неисправные машины все время подводили, постоянно требовался ремонт, а скорость была почти на десять узлов меньше расчетной, т.е. не превышала 14 узлов (некоторые источники пишут 9).

А скорость "Корейца" - 13 узлов. Удивительно, что подвиг "Корейца" , как получается, - недооценен, сведения о его командире и команде скудны. Общество с нетерпением ждет, когда обещанный телеканал "История" заработает в полную силу и расскажет нам подробнее о капитане 2 ранга Григории Павловиче Беляеве. А пока мы знаем, что этот умный и смелый командир, сын морского офицера, родился в Кронштадте, а его экипаж был умелым и слаженным. Когда 26 января 1904 года канонерскую лодку направляют в Порт-Артур, японская эскадра из шести крейсеров, восьми миноносцев и одного посыльного судна уже выстроилась на внешнем рейде залива двумя колоннами, блокируя выход из порта. Попав между ними «в клещи», но продолжая движение, "Кореец" подвергается минной атаке японских кораблей, на которых все орудия расчехлены и все стволы направлены на канонерку. Капитан на провокацию не поддается и лодка, уходя от торпед, которыми японские миноносцы её атакуют до объявления войны, удачным манёвром, - как пишут моряки, - загоняет миноносец "Цубаме" на мель, останавливает двумя предупредительными выстрелами "Такачихо" и, совершая разворот на полном ходу, чтобы вернуться в порт Чемульпо, идет на таран миноносца "Хатэ", который сворачивает в сторону.

27 января после часового боя двоих против 14, когда "Варяг" получил 5 подводных пробоин и с перебитым рулевым управлением потерял большую часть своей боеспособности, "Кореец", прикрывая огнем отход "Варяга" и отвлекая на себя часть японских сил, несколькими выстрелами потопил японский миноносец, обстрелял крейсер "Такачихо" (который затонул позже), полностью вывел из строя броненосец "Асама" (толщина его брони составляла 6 дюймов, а 8-дюймовое орудие было только на "Корейце") и сохранил канонерку в полной боевой готовности. На "Корейце" нет повреждений, нет убитых и раненых, поскольку накануне капитан приказал укоротить мачты, сбросить в море деревянные рангоуты, стеньги, что предотвратило пожар на судне и помешало японским артиллеристам точно определять расстояние и корректировать огонь. Кроме того, "Кореец" стрелял снарядами с дымным порохом и после каждого выстрела окутывался густыми клубами дыма.

Несмотря на то, что о подвиге пишут более ста лет, именно в наше время небезынтересно узнать, что три четверти команды "Варяга" были из Волынской губернии (Малороссия).

А нынешний "Варяг", флагман Тихоокеанского флота, до роспуска Советского Союза назывался "Червона Украина". Когда в ноябре 2010 г. он прибыл в Республику Корея, на улицах Инчхона и Сеула российских моряков встречали аплодисментами, ибо в Корее сохранилась память о сражении двоих против 14 в начале прошлого века.

На пресс-конференции (Интерфакс) режиссер А.Г. Денисов сообщил журналистам, что во время съемок фильма "Варяг" в США, Республике Корея, Японии, Франции, Великобритании неожиданно были обнаружены уникальные реликвии, документы, фотоматериалы по истории "Варяга", которые никогда не публиковались и не демонстрировались в России.

Мало кому известно, что Сергей Сергеевич Зуев, на редкость энергичный в свои 87, хотя скромно называет себя координатором движения за подъем крейсера "Варяг", начал и возглавляет эту кампанию. Не перевелись еще патриоты на земле русской!

Кстати, шведы в 1963 г. подняли свой галеон ХVII века "Васа", хотя он еще ничего не успел сделать, а только вышел в море первый раз. Королевский флагман четырехпалубный, для его изготовления использовали тысячи дубов. Его достали с глубины 32 м, и теперь он красуется в центре Стокгольма на о. Юргорден. Круглый год открыт в Осло, на полуострове Бюгдей, музей, где норвежцы хранят плот "Кон-Тики", на котором Тур Хейердал переплыл Тихий океан, папирусную лодку "Ра" и камышовую "Тигрис".

Еще одно примечательное новшество: в интернете подробно разбирают события тех дней, вплоть до маневров кораблей; моряки, писатели, журналисты, историки, военспецы анализируют ситуацию с точки зрения конкретных цифровых данных; версии различаются полярно, авторы рьяно спорят, критикуют друг друга, и всё это говорит лишь об одном: "Варяг" жив!

Галина Рыжова

http://topwar.ru/38923-varyag-podaet-signal-podvig-legendarnogo-kreysera-segodnya-snova-budorazhit-umy.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #13 : 10 Февраля 2014, 07:43:35 »

Юрий РУБЦОВ

Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…



 В этот день сто десять лет назад, 9 февраля (28 января по старому стилю) 1904 года, началась русско-японская война. Не стесняя себя формальным объявлением о начале военных действий, Япония произвела бомбардировку русской военно-морской крепости Порт-Артур на Жёлтом море (Ляодунский полуостров). В этот же день в корейском порту Чемульпо эскадрой контр-адмирала Уриу были блокированы бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», находившиеся в распоряжении российского посла в Сеуле…

«Мы пред врагом не спустили // Славный Андреевский флаг, // Сами взорвали "Корейца", // Нами потоплен "Варяг"!». Слова этой песни часто звучали по радио в советское время. Пусть тогда война с Японией оценивалась как захватническая со стороны царского режима, о ней помнили, имена её героев знали не только историки, но и обычные школьники. В 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР ветераны морского боя полувековой давности были удостоены советских боевых орденов и медалей. Подвиг бронепалубного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», не спустивших перед лицом противника флаги, стал легендарным. Можно услышать эту песню и сейчас.  Правда, нынешнюю молодёжь учат по таким учебникам, что для нее русско-японская война 1904–1905 гг., возможно, ничуть не ближе Семилетней войны или Отечественной войны 1812 года.  Тем более остро встаёт задача сохранения преемственности поколений, восстановление связи времён там, где эта связь дважды в ХХ веке прерывалась.

Вспомним о том подвиге русских моряков. Получив от японского адмирала ультиматум, требовавший до полудня покинуть порт под угрозой атаки и сдаться на милость победителям, командир «Варяга» капитан 2 ранга В.Ф. Руднев принял решение вместе с поступившем под его начало «Корейцем» прорываться в Порт-Артур. Корея на тот момент не находилась в состоянии войны, поэтому рейд Чемульпо сохранял нейтральный статус. Здесь стояли на якоре военные корабли Великобритании, Франции и Италии, командиры которых выразили протест против намерений Уриу атаковать русские корабли прямо на рейде, но уклонились от их сопровождения в открытое море, где шансов на сопротивление у русских было бы больше (соотношение вымпелов 2 против 14).

В ответ на поднятый японцами сигнал, предлагавший сдаться, «Варяг» и «Кореец» пошли на сближение с эскадрой противника. Около часа шел жаркий и неравный бой. «Варяг» выпустил по противнику более 1100 снарядов, а вступивший в бой в конце сражения «Кореец» – более полусотни. Военно-морские историки, анализировавшие как бой при Чемульпо, так и морское сражение при Цусиме, обратили внимание на то, что японцы использовали фугасные снаряды сильного разрывного действия, быстро выводившие из строя экипажи русских кораблей. Артиллерия русских  же применяла мощные бронебойные снаряды, которые прошивали борта кораблей противника, не взрываясь, поэтому даже при меткой стрельбе не наносили врагу большого урона. То, что вначале казалось преимуществом, обернулось фактором поражения. 22 русских моряка погибли, 130 было ранено. Из 12 шестидюймовых орудий сохранили способность к ведению огня только два. По позднейшему докладу Руднева, огнем с «Варяга» был все же потоплен один миноносец и повреждены два японских крейсера.

Израненный, получивший большую пробоину у ватерлинии и накренившийся на левый борт, с раненным в голову командиром, «Варяг» в сопровождении «Корейца» сумел возвратиться в порт Чемульпо: рассчитывали исправить повреждения, потушить пожары и продолжить бой. Однако оказалось, что возможности для дальнейшего сопротивления исчерпаны.

По просьбе Руднева оставшихся в строю членов команд и раненых приняли на борт корабли нейтральных держав. Чтобы корабли не достались врагу, «Варяг» по решению командира был затоплен, «Кореец» – взорван.

На родине, куда русские моряки попали через два месяца, их встречали, как героев. Участникам боя были пожалованы Георгиевские кресты и специально учрежденные медали «За бой "Варяга" и "Корейца", 27 января 1904 года при Чемульпо». Император Николай II  повелел наградить каждого матроса именными часами.

Ракетный крейсер с гордым именем «Варяг» был в составе советского Военно-морского флота. Есть такой корабль и в российском ВМФ – это флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг». Летом 1997 г. во Владивостоке был установлен памятник их славному предшественнику.

Давние события порой напоминают о себе самым неожиданным образом. Власти южнокорейского города Инчхон (так сегодня называется Чемульпо) в 2010 г. во время официального визита президента России передали российской стороне гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». Тогда было сказано немало возвышенных слов о доброй воле принимающей стороны, об акте передачи флага как «символе новых очень добрых отношений, которые связывают Российскую Федерацию и Республику Корея», а также о том, что, «принимая сегодня гюйс с крейсера «Варяг», мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу», даем возможность «молодым поколениям россиян ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад».

Однако как гюйс оказался в руках корейцев? Он наряду с другими 13 предметами с борта корабля был захвачен японцами, а после поражения Японии во Второй мировой войне попал,  как писали местные газеты, в Южную Корею, которая тогда была территорией, управлявшейся Японией. Скорее всего, имущество императорского российского флота захватили американцы, оккупировавшие в 1945 г. и Японские острова, и Южную Корею, и так оно оказалось в распоряжении властей Инчхона.

Флаг не возвращен России, как следовало бы ожидать, а передан… на условиях аренды. Южнокорейская сторона поясняет, что, в соответствии с национальными законами, музейные экспонаты нельзя передавать другим странам иначе как на условиях аренды, максимальный срок которой составляет два года, и с обязательного согласия президента страны. Однако предметы с «Варяга» оказались в Южной Корее в качестве перемещенных культурных ценностей. Тогда причем здесь «в соответствии с корейскими законами…»? Что это за законы, позволяющие удерживать у себя объекты чужого культурного наследия? Может быть, пришло время потребовать возвращения российской военно-морской святыни на родину?

…2 сентября 1945 г. по случаю разгрома милитаристской Японии И.В. Сталин обратился к согражданам со следующими словами: «Поражение русских войск в 1904 г. в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день наступил». Непосредственным поводом для этих слов стало возвращение Советскому Союзу Южного Сахалина и островов Курильской гряды, отторгнутых у России в результате её поражения в 1904–1905 гг. Но Верховный Главнокомандующий Советскими Вооруженными силами имел в виду нечто куда более значимое – то, что с победоносным окончанием Второй мировой войны наша страна стала одним из ведущих субъектов мировой политики. Наверное, придёт и такое время, когда на Россию перестанут посматривать как на страну, согласную изучать свои национальные святыни за стеклом иностранной музейной витрины.

http://www.fondsk.ru/news/2014/02/09/my-pred-vragom-ne-spustili-slavnyj-andreevskij-flag-25653.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!