Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 04:19:38  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Россошь  (Прочитано 2712 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 29 Марта 2014, 08:38:09 »

Россошь

Шевченковские дни

Девятое марта (25 февраля по старому стилю летоисчисления) нынешнего 2014 года в культуре славянских народов отмечено памятным событием – двухсотлетием Тараса Григорьевича Шевченко.
Его главная поэтическая книга «Кобзарь» является основой современной украинской литературы, во многом – основой литературного украинского языка. Большую часть прозы – повести, дневниковые записи, – а также часть стихов Шевченко писал на русском языке.
По праву его можно называть поэтом, писателем Украины и России.
К тому же, наш воронежский край в южной его части в середине семнадцатого века начал заселяться бежавшими «под руку русского царя» из шляхетской панской неволи переселенцами из Малороссии-Украины. А Россошь оказалась кровно родственной Шевченко. Во второй половине девятнадцатого века в Острогожском уезде на хуторке Верхний Киев близ слободы поселилась на жительство семья дочери младшего брата Тараса Григорьевича – Иосифа.
Потому-то районной и городской администрациями загодя был создан Шевченковский юбилейный комитет.
Последующие в наши дни трагические кровавые события в Киеве и иных городах и весях у братьев-соседей не отменили намеченной программы. Ибо – как не помянуть добрым словом великого сына Украины и России, светоча мировой величины Тараса Григорьевича Шевченко. Ибо великим грехом было бы пойти на поводу очередных «революционеров», а, точнее, бандитов, какие не погнушались и с его именем, говоря словами современного украинского народного поэта Бориса Олейника, «взбираться на Олимп власти». Это они из тех, кто тоже по слову Шевченко, «отечество так любит, так за ним страдает, так из него, сердешного, кровь, как воду, точит».
 
Слово губернатора
 
Временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Алексей Гордеев так оценил юбилейные мероприятия в Россошанском районе: «Организаторам, участникам и гостям мероприятий, посвящённых 200-летию со дня рождения украинского поэта, прозаика, художника и этнографа Тараса Григорьевича Шевченко.
Дорогие друзья!
Среди великих имён литературы и искусства, Тарас Шевченко особенно дорог для жителей Воронежской области. В нашем регионе многие века вместе живут в дружбе и согласии русские и украинцы, дополняя и обогащая общее историко-культурное наследие. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью этого наследия. По словам выдающегося русского и украинского историка, нашего земляка Николая Костомарова: «Шевченко был избранником народа в прямом смысле этого слова: украинский народ как бы избрал его петь вместо себя».
Выражаю признательность всем тем, кто сохраняет и развивает основы национальной культуры. Я поддержал общественную инициативу по увековечению памяти гения украинского народа – в центральном городском сквере в Россоши будет установлен памятник Тарасу Шевченко. Считаю, что воплощение в жизнь этой идеи станет стимулом для усиления интереса к изучению истории и культуры проживающих на территории Воронежской области народов, развитию приграничного и трансграничного сотрудничества с нашими соседями.
Поздравляю всех вас с 200-летием со дня рождения Тараса Шевченко. Уверен, что нынешние юбилейные мероприятия будут способствовать духовному обогащению нашего общества, укреплению межнационального мира и согласия в регионе».
 
Школьные сочинения
 
В школах Россошанского района был проведён конкурс сочинений, посвящённых юбилею великого поэта. Почётными грамотами награждены победители и их учителя. Это шестиклассник Даниил Виткалов и Галина Николаевна Стреляева из лицея № 4, семиклассница Даша Жданова и Светлана Юрьевна Бабич из лицея № 11, девятиклассница Анна Гринёва и Валентина Фёдоровна Ржевская из средней школы села Александровка. Председатель юбилейного Шевченковского оргкомитета, главный редактор газеты «Россошь» Виталий Николаевич Климов вручил всем награды и книжные подарки.
Призёрами и лауреатами этого конкурса признан 21 школьник.
В числе призёров – восьмиклассница Наташа Попова и Н.К. Трунаева, лицей № 4; девятиклассница Настя Гвоздёва и Т.А. Паровозина, средняя школа № 10; девятиклассница Женя Якшина и Н.В. Фоменко, лицей № 4; девятиклассница Юля Шевцова и Г.В. Ковалёва, лицей № 11; семиклассница Даша Нечаева и Н.Е. Лозовая, Копанская сельская школа; семиклассница Даша Гринёва и Н.А. Таранова, Алейниковская сельская школа; десятиклассница Оля Кудряшова и В.С. Лукьянова, лицей № 11; девятиклассница Катя Мандрыкина и Н.В. Коротуненко, средняя школа № 10; восьмиклассница Таня Лысенко и В.И. Беспалова, Первомайская сельская школа; двенадцатиклассница Кристина Заровнятных, вечерняя школа № 8; девятиклассница Маргарита Мамонтова и Н.В. Корсунова, средняя школа № 5: одиннадцатиклассница Алеся Гриценко и Т.Ю. Растроса, средняя школа № 2; семиклассник Даниил Ряднов и Е.С. Гвоздева, средняя школа № 2.
В числе лауреатов – восьмиклассник Андрей Чубов и М,Н. Цимбалист, Морозовская сельская школа; девятиклассница Катя Матюхина и О.Н. Медко, Украинская сельская школа; восьмиклассница Настя Чумаченко и О. Н. Заерко, Екатериновская сельская школа; семиклассница Тан Блажченко и О.И. Калиниченко, средняя школа № 5; десятиклассница Катя Заиченко и В,С. Лукьянова, лицей № 11; семиклассница Ангелина Пигунова и Н.А. Ендовицкая, средняя школа посёлка Начало; девятиклассница Катя Химичева и С.М. Серобабина, Криничанская сельская школа; семиклассница Катя Шафоростова и И.П. Красавцева, Нижнекарабутская сельская школа.
Ученикам и их учителям объявлена благодарность приказом районного отдела образования и молодёжной политики.
 
* * *
Знакомство с творческим наследием Тараса Шевченко у большинства школьников схоже – началось оно с конкурсного сочинения.
 «Впервые о нём я узнала буквально несколько дней назад, – пишет Таня Лысенко из Первомайской сельской школы. – Наша учительница Валентина Ивановна Беспалова провела внеклассное занятие по литературе «Шевченко Тарас Григорьевич – поэт, прозаик и художник». Урок был интересным, заставил задуматься: почему сейчас не изучаем творчество украинского поэта в школьной программе? А когда пришла домой, спросила у мамы и бабушки: знают ли они Кобзаря? Оказалось, не только знают, но и помнят его стихи. Бабушка сразу же прочла наизусть своё любимое:
 
«Вишнёвый садик возле хаты,
Хрущи над вишнями снуют,
С плугами пахари идут,
Идут домой, поют дивчата.
А матери их дома ждут…»
 
Одно из лучших сочинений конкурса посвящено «горячей сегодня» идее дружбы и единения славянских народов в творчестве Тараса Шевченко. Написала его ученица Александровской средней школы Анна Гринёва под опекой учительницы словесности Валентины Фёдоровны Ржевской.
Работу школьницы стоит прочитать внимательно.
«Кобзарь – это народный певец, который аккомпанирует своему пению на кобзе (струнном щипковом инструменте). Такое пение было распространено в старину на Украине, и исполнителей его с полным правом называют кобзарями (с маленькой буквы).
Вместе с тем в Украине живёт слово Кобзарь – с большой буквы. Так называют Тараса Шевченко, великого народного поэта и художника Украины, 200-летие которого отмечается в текущем году.
Стихи мне попались на глаза совсем недавно в февральском выпуске газеты «Россошь». Они привлекли моё внимание тем, что были напечатаны на украинском языке. Наше село находится у границы с Украиной, а в минувшие века здесь и вовсе были лишь районные, областные и республиканские межи. Поэтому местное население говорит на так называемом слобожанском наречии украинского языка. Раньше я думала, что знаю многие украинские слова, что язык грубоват, что на нём говорят только малообразованные и некультурные люди. А когда прочитала вірши Тараса Шевченко, то поняла, что ошибалась. Стихи заворожили меня необычностью звучания незнакомых слов, однако я понимала всё написанное. Я читала и представляла знакомые, до слёз милые сердцу картины: «Садок вышневый коло хаты…», «У неділю вранці-рано/ Поле вкрилося туманом…», слышала, как «Затихло все, тільке дівчата/ Та соловейко не затих…», как «Сичі в гаю перекликались…».
Читая его стихи, я осознала, что такое – чистый украинский язык! Как мелодично и напевно звучат строчки! Какой глубокой стариной веет от каждого стихотворения! Я теперь понимаю, что Шевченко всё-таки лучше читать на украинском языке.
Творчество Шевченко – многогранно, впрочем, как и его талант. Он был и глубоким лириком, и создателем эпических поэм, и выдающимся прозаиком, и разносторонне одарённым художником. Особую любовь и теплоту великий Кобзарь отдавал своей родине – любимой Украине. Пронзительные его произведения наполнены болью и состраданием к обездоленным землякам. Он верил, что когда-нибудь настанет то время, когда «раскуются закованные люди…, врага не будет супостата, а будет сын и мать… в семье вольной, новой».
Множество своих творений Шевченко посвятил героической освободительной борьбе народа Украины. Любимый герой шевченковских поэзий – витязь народный, повстанец гайдамака, казак-запорожец, который выступает защитником родного края, носителем народной правды и чести. В поэмах «Иван Подкова» и «Гамалия» Шевченко воспел героические походы украинского казачества против турок. Поэмы «Тарасова ночь» и «Гайдамаки» изображают разные моменты борьбы украинского народа против польского господства. Поэт призывает славян к совместной борьбе против социального насилия и к братству: «Пусть житом-пшеницей, как золотом покрыта, неделимой останется от моря до моря – славянская земля».          Идея дружбы и единения славянских народов присутствует и в стихотворении «Полякам», в котором он призывает к согласию и братству украинский и польский народ, как равный с равным. В послании «И мёртвым, и живым…» поэт призывает славян выступить против насилия католической церкви и отстоять настоящий народный патриотизм.
Судьба Тараса Григорьевича сложилась так, что большую часть жизни он провёл на русской земле. Ещё в пятнадцать лет, будучи крепостным обрусевшего немца господина Энгельгарда, он вместе с дворовыми помещика покинул родную Украину и переехал в Петербург. Впоследствии здесь ему удалось сойтись с выдающимися деятелями украинской и русской культуры И. Сошенко, К. Брюлловым, В. Григоровичем, О. Венециановым, В. Жуковским, которые приложили все усилия, чтобы выкупить Шевченко из крепостничества. Т. Г. Шевченко был очень благодарен своим избавителям и наставникам. В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому он посвятил ему одно из наиболее значительных своих произведений: «Катерина». Кстати, эта поэма очень любима среди наших старожилов.
Но особенно духовно близок был Шевченко с нашим земляком, выходцем из слободы Юрасовки Острогожского уезда (ныне это село в Ольховатском районе) учёным-историком Николаем Ивановичем Костомаровым, которого в своих стихах называл «мій брате». Также с большой теплотой он относился и к его матери – крестьянке Татьяне Петровне Костомаровой, называя её «благороднейшею матерью». Костомаров и Шевченко были одними из основателей Кирилло-Мефодиевского тайного общества, основной идеей которого было объединение народов славянского племени. «Такое братство, – считали основатели, – проложит дорогу лучшему будущему – федерации славян». Эта идея очень сблизила Костомарова и Шевченко, но общество просуществовало недолго, его организаторы были арестованы. Так Шевченко и Костомаров стали узниками тюрьмы III отделения. Здесь случайно Шевченко увидел измученную тревогами мать Костомарова. Увиденное запечатлел в слове:
Дивлюсь: твоя, мій брате, мати,
Чорніше чорноі земли
Iде з хреста неначе знята…
Молюся! Господи, молюсь!
Хвалить тебе не перестану!
Що я ні з ким не поділю
Мою тюрьму, моі кайдані!
Стихи Шевченко писал на украинском языке, большая часть прозы написана им на русском языке, поэтому многие исследователи относят его творчество, как к украинской, так и к русской литературе. Автор биографической повести «Тарас Шевченко» Михаил Зощенко писал: «Шевченко стал выразителем духовной жизни народа. Но его поэзия не была только украинской поэзией. И не потому, что темы Шевченко не ограничивались пределами Украины, а потому, что его тема была близкой и необходимой темой для многих народов».
Творчество Тараса Григорьевича Шевченко неоднозначно воспринималось его современниками. По-разному к нему относятся и в наше время. И всё же не хочется, чтобы имя великого Кобзаря стало клином в славянской культуре между русскими и украинцами. Ведь этому будут только рады наши недоброжелатели…
Может, лучше просто брать и читать Шевченко?»
 
Музыка стиха
 
В юбилейной программе прошли библиотечные выставки книг Тараса Шевченко.
Для участников и зрителей стал особо памятен детский и молодёжный конкурс чтецов стихов поэта, который состоялся в читальном зале районной библиотеки имени поэта Алексея Прасолова. Честно признаться, организаторы и жюри не ожидали такого наплыва желающих – до сорока школьников и студентов.
Ребята не просто постарались выучить и пересказать стихотворение на украинском языке или в переводе на русский. Кто-то захотел даже своим нарядом оживить образ героя или героини стихотворения. Будто из старины выходили украиночки – коса-веночек на голове, цветные шелковистые ленты до пояса, оборчатые блузки украшены вышивками народных узоров и орнаментов, черевички, в которых «сама царица ходила». Выступал козак-запорожец – рубаха-вышиванка, широкие шаровары.
И читали столь артистично, что виделось тебе и всем, как –
Реве та стогне Днiпр широкий.
Сердитий вiтер завива,
Додолу верби гне високi,
Горами хвилю пiдiйма.
I блiдний мiсяць на ту пору
Iз хмари де-де виглядав,
Неначе човен в синiм морi,
То виринав, то потопав.
Ще третi пiвнi не спiвали,
Нiхто нiгде не гомонiв,
Сичi в гаю перекликались,
Та ясен раз у раз скрипiв.
Тут – и грамотная речь, и душевность, и глубина, точность в раскрытии смысла и образного строя стиха, ставшего нередко, как в этом случае, народной песней…
А жюри просто растерялось.
Три денежных премии выделил лучшим из лучших член оргкомитета юбилея, депутат районного Совета Александр Митрофанович Бабешко. Входили же в первый ряд, по крайней мере, десяток самодеятельных артистов. Лауреатами же признали одиннадцатиклассника из Александровской сельской школы не прочитавшего, сыгравшего запорожского козака Ивана Пiдкову, а ещё – девятиклассницу из Криничанской сельской школы Викторию Коваленко, Дмитрия Дзюбу из лицея № 55. Впрочем, ни один из конкурсантов не был в обиде. Каждый получил на память Почётную грамоту, альманах «Слобожанская тетрадь» или книгу земляка Петра Чалого «На заставе богатырской». Дипломантам «добавили» подписные квитанции на газету «Россошь»!
 
* * *
…Душа поэта жива в стихах. Тем более – дорого то, что «племя младое» при доброжелательной поддержке наставника-словесника сумело сквозь туман веков увидеть главное в толще шевченковских стихов. То, что несёт и дарит нам радость, доброту.
 
Цвета времени
 
Едва-едва коснулся струн смычок скрипача, мелодию бережно повёл, слегка растянув мехи, баянист. Неведомо откуда воскресло очарование украинской песни под сводом выставочного зала в окружении непритязательных живописных полотен, ярких узоров на белотканье рушников, девчоночьих и женских уборов-нарядов…
Так открылась художественная выставка, тоже посвящённая двухсотлетию Шевченко.
Художник-искусствовед Борис Иванович Таранцов сказал о русско-украинской направленности выставки. Это иллюстрации Василия Колиуха к повести «Пропавшая грамота» Н.В. Гоголя, пейзажные и жанровые работы Надежды Радевской. Особо он отметил творческие поиски Ивана Кветкина. Его картина «Философ Григорий Сковорода на Слобожанщине» выполнена в стиле, так называемого, «наивного искусства». А вот его новый пейзаж «Недалеко от Украины» свидетельствует о том, что автор довольно успешно шагнул в реалистическую живопись.
Прекрасен прозрачный акварельный этюд Любови Копань «Вспоминая детство»: степь русско-украинского пограничья, вдалеке белые хаты-мазанки. На тропинке в море цветов ребячьи фигурки. И – щемящая грусть по уходящему лету, теплу и детским радостям. Молодая художница Ксения Жукова представила картину «Родные просторы». Она перекликается с работой Копань. Поле с пшеничными колосьями, крытые камышом и соломой хатки. Но краски на полотно нанесены не кистью, а специальным мастерком-ножом – мастихином. Такая техника рисования позволяет создавать видимость колыхающейся нивы. Сочнее краски. Новые манеры живописи рождаются не так часто. Уже потому они хоть интересны, но ещё спорны.
Украсил выставку и портрет Тараса Григорьевича Шевченко, исполненный Борисом Колесниковым.
 
Записан
EVG
Гость
« Ответ #1 : 29 Марта 2014, 08:39:22 »

(окончание)

 
Тарасова родня в «Литературной гостиной»
 
Встреча в «литературной гостиной» Россошанского педагогического колледжа была посвящена теме «Тарас Шевченко и славянский мир». О ней уже рассказывалось в печати.
Речь, в частности, шла и о том, сколь тесен мир. Не близко от Днепра к Дону, но, оказывается, и в Россошанской округе живёт, трудится уже второе столетие «тарасова родня». Собственная семья у Тараса Григорьевича не сложилась. Его племянница Василина – Василиса, дочь младшего брата Иосифа, вместе с мужем Тимофеем Фоменко во второй половине девятнадцатого поселились на хуторе Верхний Киев близ слободы Россошь. Отсюда и пошла разрастаться кустистым древом воронежская родословная ветвь потомков рода Кобзаря.
Так вот – студентка Марина Чекрымова уже после разговора в «литературной гостиной» помогла найти тех старожилов, кто воссоздаёт родословие одной из внучек Шевченко.
О Евдокии Тимофеевне и «всей нашей родне» рассказали уже её внуки, тарасовы правнуки, проживающие в Россоши. Алексею Ивановичу Тютюнникову и Надежде Владимировне Чекрымовой за восемьдесят лет. «Бабусю Явдоху» хорошо помнят. «Добрая, в любой одежде нарядная, весёлая и до преклонных лет оставалась хозяюшкой хоть куда». А завершила она свой земной путь в 1948 году.
Лик Дуняши с сёстрами Мариной и Варварой запечатлён на старинной фотографии мастера с личным «клеймом» – «Е.И. Педановъ Россошь». Действительно, и на снимке она самая нарядная – в светлой блузе с оборочками, статная.
Девушку Дуняшу судьба свела здесь же, в Верхнем Киеве, с Корнеем Тютюнником. Свела, да и быстро разлучила, муж скончался молодым. Евдокия осталась с малолетками на руках – с дочуркой Катей и сынками Ваней, Васей, Алёшей. Вдова, пригожая хозяюшка, приглянулась местному неженатому парубку. Был Семён Чекрымов намного моложе Дуни, но стал родным отцом для чужих детей. И – собственных быстро нажили, тоже четверых. Все свои – так и растили…
О Тютюнниках поведал Алексей Иванович. Он «рождён в 1928-ом, а записан в 1929 году. Лишний год до пенсии пришлось дорабатывать. Дядю Алёшу не помню. Его в Гражданскую войну ни за што, ни про што прямо у двора казаки шашкой надвое разрубили. В память о нём я живу с его именем. Тётя Катя и дядя Василий работали в колхозе Чапаева. Нашу семью отец увёз в Луганск. Работал в забое на шахте Четырнадцать-Семнадцать. Началась война. Немцы на подходе. Нас эвакуировали на Урал. Пять суток добирались в Нижний Тагил. Отца взяли на фронт. В Сталинградской битве был тяжело ранен. Умер и похоронен в городе Ленинск.
Я когда в школу в Луганске пошёл, записали – Тютюнник. Тютюн по-украински – табак. На Урале устроился на железную дорогу. Тут стал Тютюнников. Однажды в документе обозвали даже Тюркиным, подсказали – вовремя исправил. По службе вырос до дежурного по станции. Домой, на родину, потянуло. Мой начальник долго не подписывал моё заявление, уговаривал – пожалеешь. «На такую должность тебя в Россоши не возьмут». Он был прав. А я раз решил – чего жалеть? Дома и солома едома. Пошёл в шофёры. Сельские стройки обеспечивал материалами, после – химический завод…»
Чекрымовское «родовое древо» в памяти у Надежды Владимировны. «Я наше родословие диктую под запись племяннице – дочери брата Леонида. Марина учится в Россошанском, называю по старому, педучилище. Не забудется и учителю пригодится».
«Дедушка Семён Фомич из работящих крестьян. Детей и нас, внучат, к честному труду приучал. Учиться помогал. Первенец сын Стефан вместе со старшим братом Иваном на шахту в Луганск уехал. Так же ушёл на фронт. Как об Иване Корнеевиче, о Стефане Семёновиче есть запись в «Книге Памяти. Россошанский район»: «Чекрымов, рядовой, в 1943 году пропал без вести». Дочь Аннушка трудилась в колхозе. Дядя Пётр Семёнович работал учителем, директором школы.
Мой отец Владимир Семёнович остался в Верхнем Киеве. Любил лошадей, ухаживал за ними в колхозе. В нашей семье выросло шестеро братьев и сестёр. Выучились. Тая – медсестра в Семилуках. Нина – учительница в Россоши, а Николай – в Кемерово. Леонид – врач, Виктор военный, в Екатеринбурге. Кто на пенсии, кто ещё работает. Я всю жизнь бухгалтером в Россоши – на предприятии Сельхозхимии, в районном финансовом отделе, в казначействе».
Спрашиваю у правнуков о Тарасе Шевченко. «Гордимся, любим его книги, – сказала Надежда Владимировна. – Мой брат Николай ведь тоже в газету пишет, стихи сочиняет…»
 
Спектаклем дело ставится
 
Шевченковские дни завершились большим сбором зрителей на спектакль известного народного театра из села Морозовка.
Вроде недавно семья работников культуры Филатовых переселилась из воронежского райцентра Бутурлиновки в село близ Россоши.
– Уже третий десяток лет «распечатали» в жизни творческого коллектива, – рассказывает его «начальник» и главный режиссёр Вера Алексеевна. – Театр и его самодеятельные артисты – лауреаты, дипломанты областных, всероссийских и международных конкурсов. В репертуаре были серьёзные спектакли – «Трибунал» Андрея Макаёнко, «Сватанье на Гончаривци» Григория Квитка-Основьяненко. Больше – весёлые картины народной жизни «собственного сочинения».
Вот и спектакль «Пiдбрехач» родился из небольшого, в страничку, юмористического рассказа.
На сцене – слобожанская казачья хата под камышовой стрехой-крышей. Сельское подворье. Стол, где в тёплый летний вечер можно собирать гостей. Колодец с родниковой водой.
Здесь живёт семья Прокопа и Одарки с невестой на выданье – Ульяшей.
Сюда и направились ряженые сваты – отставной солдат Осип, схожий чем-то с Яшкой-артиллеристом из знаменитой «Свадьбы в Малиновке», и его приятель, сельский кузнец. Друзьям захотелось хорошо выпить и закусить. Главным сватом взялся быть солдат. Кузнецу повелел быть «пiдбрехачем».
«Как начну нахваливать жениха, ты мне поддакивай. Больше бреши! Ври!»
Сватовство вроде бы сладилось. Но когда изрядно захмелевший Осип стал плести небылицы о достоинствах жениха, то пьяный кузнец запутался вконец. Он преувеличивал «изъяны» в женихе – и неходячий, и незрячий…
Застолье закончилось скандалом для актёров, для зрителей весёлым хохотом.
Играли, как всегда, мастерски супруги Филатовы – Вера Алексеевна и Иван Алексеевич, Валентина Фёдоровна Зыкова, Владимир Николаевич Прянников и Владимир Тимофеевич Дерконос.
Зрители старшего возраста вспоминали далёкие сельские вечера, когда буквально в каждом клубе ставились на понятном всем украинско-слобожанском наречии спектакли, будто взятые и озвученные из местной обыдёнки. Благодарили артистов за то, что они вернули на сцену зря позабытое…
 
Тарас, ждём вас!
 
Почему памятник Шевченко решено установить в Россоши? Здесь, в придонских и донецких степях, уже в середине семнадцатого века охраняли рубежи возрождающегося Отечества, стояли плечом к плечу днепровские козаки и московские сторожевые люди. Если Переяславская Рада на века воссоединяла братские народы, то тут, в воронежской слобожанщине, шло реальное слияние некогда разделённых золотоордынским игом восточных славян. И посейчас здесь – на равных звучат украинский и русский говоры, вместе поют и о Днепре широком, и о батюшке Тихом Доне.
Знаменательно, что в год 200-летия со дня рождения Шевченко у нас в Россоши как бы встречаются два великих славянских поэта. Памятник Пушкину есть в нашем городе, а теперь должен бы появиться и памятник Шевченко.
Когда ранее проводился конкурс проектов скульптур Шевченко, к одной из них наш земляк поэт Михаил Тимошечкин выразил своё отношение в строке:
Очнись от дум, поэт и хлебороб!
Увидят пусть твоих потомков внуки
Мыслителя могучий лоб
И пахаря натруженные руки.
Памятник хотели поставить на средства Воронежской и Луганской областей ещё в начале 2000-х лет. Не получилось.
Можно, конечно, говорить о нерасторопности тех, кто стоял «во власти». Но были на то и объективные причины. В отношениях России и Украины наступили очередные см­утные времена. У наших соседей закипели нешуточные схватки за власть. Новая президентская рать готова была укреплять свою незалежность – независимость чужеземными танками военного блока НАТО. Уже рыли экскаваторами глубокие рвы вдоль полевых лесо­полос, ставших государственной границей. Такие же незримые рвы копали в народной культуре. Естественно, что не­доброжелатели не обошли стороной Тараса Григорьевича Шевченко. Человека, творившего не только на украинском языке, но и на ру­сском, равно принадлежащего украинской и русской культурам. Его творческое наследие, его биографию порой перетолковывают на свой лад – во вред славянскому единению. Так что же – отдадим творческое наследие Тараса Шевченко на поругание потомкам бендеровцев?..
Напомним, к 1990 году насчитывалось около четырёхсот памят­ников Кобзарю. Есть они в Киеве и Москве, в Казахстане и Румы­нии, в США и Канаде, во Франции. Россошь – особое место, степной некогда казачий воронежский слобожанский край. Рядом село Юрасовка, где родился и вырос друг поэта – большой отечественный историк Николай Костомаров. Рядом Кантемировка, уроженец которой стал классиком украинской литературы. Евгена Плужника называют поэтом шевченковской школы. У нас, как уже сказано, живут и прямые потомки тарасовой родни – правнуки его племянницы.
Главное – здесь единый неразделимый славянский мир, в кото­ром неразрывно сплелись две ветви – русская и украинская. Идею единения народов-братьев и должен нести в себе памятник поэту, чьи песни живы в нашей душе...

Пётр Чалый

http://www.voskres.ru/articles/chaliy3.htm
 
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!