Его Преосвященству
Диомиду
епископу Анадырскому и Чукотскому
Преосвященнейший Владыко!
Уверен, что для Вашего Преосвященства не будет новой или странной причина моего нынешнего к Вам обращения. К моему глубокому прискорбию, причина для написания этого письма та же, что побудила Духовный Собор Лавры обратиться к Вам с увещанием, а меня и еще двух уважаемых насельников Обители Преподобного Сергия в июне сего года посетить Вас в вверенной Вашему попечению епархии. Причина этого – глубокая тревога, которую вызывает Ваша непрекращающаяся политическая деятельность, могущая, да избавит нас от сего всемогущий Господь, привести в смятение некую часть чад Русской Православной Церкви.
Непосредственным же поводом для этого моего нового обращения к Вашему Преосвященству послужило появление в средствах информации текста Вашего очередного интервью для газеты «Дух христианина». Поскольку с момента его опубликования прошло уже достаточно много времени, а с Вашей стороны не появилось никаких уточняющих разъяснений, то мне, к моему глубокому сожалению, не остается уже более никакой возможности предполагать, что в этом интервью взгляды Вашего Преосвященства изложены неверно или в чем-либо искажены.
Ваше Преосвященство! Несмотря на все мое нежелание вступать в бесплодную полемику с Вами, оставить Ваше последнее высказывание без внимания и хоть какого-то ответа не считаю для себя возможным. Тяжело и прискорбно писать такое собрату-архиерею, бывшему насельнику Троице-Сергиевой Лавры, но мой долг побуждает меня предостеречь Ваше Преосвященство еще раз: Ваши взгляды, по моему мнению, приобретают все большую определенность, как взгляды расколоучителя. Трудно иначе расценить Ваше рассуждение в упомянутом интервью о том, что «лучше ходить в храм, где нет ИНН», и только если таких храмов нет, то «можно ходить в какой есть». Страшно слышать такое из уст не какого-нибудь неуравновешенного неофита, привнесшего с собой в Церковь неудовлетворенную страсть политической борьбы, а от архиерея Православной Церкви, получившего благодать епископского служения в той самой Церкви, храмы которой, опять-таки по Вашим словам, «зачастую лишает благодати принятие ИНН». Что может быть страшнее, Ваше Преосвященство, чем это новое деление храмов Русской Православной Церкви на благодатные и безблагодатные по политическим мотивам? Неужели трагический опыт нашей Церкви не научит нас тому, как трудно врачуются раны такого разделения? Опомнитесь, Владыко, Вы у опасной черты, если уже не переступили ее. Прислушайтесь к мнению Ваших собратьев-архипастырей, ведь они, вопреки Вашим утверждениям, отнюдь не «молчат как рыбы», якобы подавленные человеческим страхом. Прислушайтесь к мнению архипастырей, отдающих все свои силы решению действительных проблем церковной жизни, проблем действительного воцерковления миллионов наших соотечественников, насильственно отторгнутых от Церкви Христовой, а сейчас повернувшихся к ней. Неужели Вы, Ваше Преосвященство, не страшитесь дать всем этим людям вместо «хлеба животнаго» истинного христианского учения и возможности духовного преображения в Церкви, змеиный яд душепагубной политической борьбы, прикрывающейся псевдорелигиозной риторикой? Неужели, Владыко, Вы действительно считаете себя единственной опорой миллионов православных людей, «брошенных и оставленных», как Вы утверждаете, и «государством, и Церковью»? Не опасаетесь ли Вы, что чуждые Церкви силы стремятся сделать из Вас такую политическую фигуру? Еще раз призываю Ваше Преосвященство задуматься над этим.
В своем последнем интервью Вы, Ваше Преосвященство, назвали свою деятельность «критикой, которая никогда вреда Церкви не приносила, а только пользу» и сравнили ее с Божиим дерзновением преподобной Марии Египетской, обличившей некогда через старца Зосиму непорядки в одном из монастырей. Оставляя совести Вашего Преосвященства судить, действительно ли глубина Вашего христианского смирения и покаяния сподобила Вас меры святости преподобной Марии Египетской и облекла Вас величественным дерзновением возвещать другим непреложную волю Божию, я, в заключение своего письма, позволю себе напомнить Вашему Преосвященству, что благодать Божия, которую по молитвам Церкви получает епископ, не гарантирует его непогрешимости и дается ему лишь как залог, о котором он будет истязан в Страшное и Преславное Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Остаюсь недостойный сомолитвенник Вашего Преосвященства
Феогност,
епископ Сергиево-Посадский
Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
12 декабря 2007 года
http://stsl.ru/news/letter-12dec2007.php