И будет нам чудо...Уроки преподобного Сергия РадонежскогоСобытия, происходящие в современном мире в разных странах и на разных континентах, говорят о том, что все мы являемся свидетелями и, главное, участниками двух глобальных духовно-политических процессов. Первый — это процесс целенаправленного уничтожения традиционных ценностей, религий и культур. Истоки этого явления уходят в более чем пятисотлетнюю давность, когда во времена так называемой Эпохи Возрождения с помощью созданного тогда же религиозно-философского учения гуманизма началась расхристианизация традиционного европейского общества. В следующие столетия наступление на христианское вероучение и Христианскую Церковь только ширилось, а со временем борьба повелась с любыми традиционными укладами жизни и любыми традиционными ценностями, религиями и культурами. Однако стержнем этой борьбы на протяжение всех веков продолжала оставаться и остается по сей день задача расхристианизации человека и общества, ведь именно христианское вероучение лежит в основе бытия локомотива мировой истории — европейской цивилизации. Наиболее жестокими насильственными методами борьба со всякой традицией велась в XX веке в рамках осуществлявшегося радикальными гуманистами-большевиками «коммунистического проекта». Впрочем, гуманисты либерального склада тоже тогда не оставались в стороне, но отличались от своих собратьев-радикалов более «мягкими», «цивилизованными» способами борьбы (к примеру, пропаганда «сексуальной», «культурной» и прочих «революций»). Однако в начале XXI века, после краха «коммунистического проекта», либеральные гуманисты перестали стесняться и повели наступление на христианство и всякую иную традицию с тем же «большевистским» задором. И теперь уже на законодательном уровне, европейцам и всему миру предлагается окончательно отказаться от своих христианских корней, а любые упоминания о христианских основах европейской цивилизации или какой-либо европейской страны вызывают немедленную бурную и негативную реакцию. Так, накануне нынешней Пасхи (20 апреля 2014 г.) британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что Великобритания — «христианская страна», и сразу же подвергся резкой критике. В «The Telegraph» было моментально опубликовано коллективное письмо, за подписью 55 британских ученых и литераторов, которые громогласно заявили: «Имеющиеся факты показывают, что нет оснований называть Великобританию христианской страной». Чуть позднее один из «подписантов», правозащитник Питер Тэтчелл в интервью BBC утверждал, что только 29% жителей современной Великобритании считают себя «религиозными», при этом более половины из них не являются приверженцами какой-либо определенной религии. «Таким образом, — сказал правозащитник, — христианская Англия ушла в прошлое, это следует признать и действовать соответствующим образом» (см. об этом:
http://www.newsru.com/religy/21apr2014/cameron.html).
Намеренный и сознательный отказ от традиционной религии влечет за собой и другие «отказы» — от традиционной семьи, от родителей и даже от собственной половой принадлежности. Попытки же сохранить традиционные формы жизни вызывают откровенную ненависть либерал-гуманистов, готовых к расправе со своими идейными оппонентами любыми дозволенными и недозволенными способами. В ход идет всё: угрозы, шантаж, провокации, обман, фальсификации, идейный террор, наконец, прямое использование силы. Один из излюбленных способов — разжигание «холодных» и «горячих» конфликтов между представителями различных традиционных религий и культур под эгидой борьбы за «толерантность» и «демократию».
Н если поначалу «мягкие» либеральные меры по замещению традиционных ценностей гуманистическими воспринимались как ступени восхождения из «дикости» к «цивилизации» и так или иначе принимались мировым сообществом, то взятый нынче либерал-гуманистами откровенный курс на уничтожение традиционных ценностей, религий и культур большинством народов нашей планеты оказался воспринят как неприкрытое духовное и нравственное насилие. Иначе говоря, неожиданно для многих вдруг открылось истинное античеловеческое лицо либерального гуманизма и истинные его цели: создание искусственного, унифицированного, полностью управляемого мира, населенного био-объектами без индивидуальности и вообще каких-либо личностных признаков. Вполне естественно, в разных странах и культурах возник сначала индивидуальный, потом общественный протест, принимающий в наши дни формы мощного народного протестного движения. Вспомним лишь недавние события: многотысячные демонстрации против законодательного разрешения однополых браков и заметный рост авторитета правого движения во Франции; приход правых националистических партий к власти в Венгрии; стремление к возрождению национальных и религиозных традиций в Австрии, где у власти находятся тоже представители правых сил; стремление нового папы римского Франциска к нравственному очищению католической Церкви и усиление недовольства европейскими «нравственными новшествами» в традиционно католических Польше и Хорватии. Нельзя забывать и о сильнейшем фундаменталистском повороте в исламском мире, также во многом ставшим реакцией на вторжение в мусульманское общество либерально-гуманистических идей и практик. И все эти явления свидетельствуют о том, что в наше время возник второй глобальный духовно-политический процесс — возрождение традиционных ценностей, религий и культур с целью сохранения «цветущей сложности», т.е. цивилизационного разнообразия мирового сообщества.
Оба эти процесса характерны и для России: в нашей стране немало тех, кто совершенно не приемлет традиционные религии и культуры, но есть и множество людей, для которых как раз традиционные ценности составляют основу жизни. Таким образом, наша страна в очередной раз оказалась перед историческим выбором: по какой дороге двигаться дальше, на какие ценности опираться — либерально-гуманистические или традиционные? История последних двадцати лет, когда вместо господствовавших раньше радикальных «коммунистических» ценностей в одночасье стали насаждаться ценности либерально-гуманистического толка, показала, что значительная часть наших соотечественников довольно быстро поняла смертельную опасность подобного пути развития. Недаром, как показывает статистика, число сторонников традиционных ценностей, религий и культур, особенно, последователей православия и Православной Церкви, в России в последние годы заметно выросло. Так, в 2006 г. журнал «Фома» опубликовал интервью с руководителем сектора социологии Института общественного проектирования Михаилом Тарусиным, который отметил, что еще 15–20 лет назад страна официально считалась атеистической, но если тогда атеистами называли себя около 35% населения, то сегодня эта цифра сократилась в два с лишним раза — до менее 15%. При этом около 15% опрошенных можно назвать людьми воцерковленными, поскольку они каждый месяц и чаще посещают храм и участвуют в таинствах, а ведь в конце 1980-х годов таких было всего 4% населения, во второй половине 1990-х — около 6%. Наконец, Православная Церковь оказалась на втором месте по уровню доверия в российском обществе после института президента: Церкви доверяли 60% опрошенных (см.:
http://www.foma.ru/article/index.php?news=2494).
Примечательно, что вскоре после публикации этих сведений, Русская Православная Церковь испытала мощное идеологическое наступление антицерковных и антирелигиозных сил (что стоил только один скандал с хулиганской выходкой неких девиц в Храме Христа Спасителя, а ведь таких скандалов было организовано сразу несколько). Казалось бы, авторитет Русской Православной Церкви должен был пасть ниже самых низких величин. Но вот, в соответствие с рейтингом доверия россиян, составленном исследовательским холдингом «Ромир» в июле-ноябре 2013 г. Русской Православной Церкви «полностью доверяют» или «скорее доверяют»… 64% респондентов (
http://romir.ru/studies/524_1386014400/). Иначе говоря, после всех скандалов авторитет Русской Православной Церкви только укрепился! Эту динамику подтверждают и данные, полученные в ходе опросов, осуществляемых ВЦИОМ: если в 2010 г. 64% опрошенных считали, что церковная политика, проводимая Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, отвечает интересам нашего общества, то к 2013 г. это мнение укрепилось и уже 71% опрошенных был уверен в соответствии церковной политики интересам российского общества (см.:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113639). Наконец, исследования ВЦИОМ, проведенные в феврале 2014 г., показывают, что в российском обществе за последние 10 лет заметно возросла популярность консервативных идей: если в 2003 г. 44% опрошенных были уверены в том, что консерватизм не только способствует сохранению традиций и общественного строя, но также помогает поступательно идти вперед, не совершая резких рывков, то теперь в этом уверены более половины россиян — 56% (см.:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114768).
Эти цифры, конечно, радуют, но не стоит сильно на них уповать, наоборот, нужно трезво оценивать ситуацию и осознавать, что процесс духовно-нравственного оздоровления нашего обществ только начался, а приведенные цифры свидетельствуют лишь о тенденции, о желании нашего народа исправить существующее положение. Не стоит и преувеличивать надежд на «природные свойства», «природные нравственные качества», «природную религиозность» русского народа. Наоборот, стоит помнить, что каждое поколение, даже в той, давней, православной России, должно было заново открывать для себя Христа. Ибо искренняя вера — это не простое, традиционное следование обрядам, не только привычка, приобретенная в семье. Искренняя, настоящая вера всяким человеком обретается в его личных духовных переживаниях. Духовная, и, как следствие, и политическая мощь России во все века и держались на том, что власть и Церковь создавали условия для того, чтобы каждое пришедшее в этот мир новое поколение, более того, каждый человек, родившийся в Русской державе, мог обрести Христа — лично обрести. Кстати, важнейшей обязанностью русского правителя, государя состояла в том, чтобы дать возможность каждому подданному стать настоящим христианином. И не в том было дело, чтобы силой заставить ходить человека в церковь, а нужно было предоставить возможность для личного выбора каждым человеком пути к духовному преображению, чего никакой силой не достигнешь, только любовью. И опасность утери искренней веры — она тоже всегда существовала, недаром же один из главных заветов, который давали русские князья и цари своим наследникам, звучал однозначно: храните веру православную! И многие беды, обрушивавшиеся на нашу страну, были связаны с тем, что те или иные правители плохо исполняли эту свою обязанность
Как нам не потерять, не утратить самих себя? Кто и что может нам помочь сохранить собственное душу, собственную землю, наш Русский мир? Как нам правильно сделать очередной исторический выбор? Как всегда, в самый трудный час ответы на подобные вопросы нам дарят наши предки. А к кому же нам еще обращаться? У России, как известно, нет иных союзников, кроме армии, флота и… русских святых. И первый наш советчик на все времена — преподобный Сергий Радонежский (1314–1392), который во все века считался небесным покровителем московских государей и главным небесным молитвенником за Русское государство и русский православный народ. И не случайно на протяжении вот уже почти семисот лет преподобный Сергий — это самый любимый и почитаемый святой всего православного Русского мира. Так какие уроки дарит нам преподобный Сергий из далекого XIV века и из нынешней своей небесной Вечности?
Урок первый. «Ничего нет, если Правды нет…», — написал когда-то один средневековый русский книжник. Правда, как ее понимали наши пращуры, — это прежде всего справедливость, установленная человеку Самим Господом. Так вот: именно Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием, уже в XIV столетии стал символом такой Правды, русской Правды…
Если мы начнем читать Житие преподобного Сергия, то в первую очередь увидим подвижника, живущего по Правде: скромного, терпеливого, неприхотливого. «…Одежда новая никогда не прикрывала тело его, — сообщает нам Житие, — ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное,.. но только из сукна простого, то есть из сермяги… одежду носил, ветхую, не раз перешитую,.. многим потом пропитанную, а иногда даже и с заплатами». Отчего вдруг одежда монаха оказывается пропитанной «многим потом»? А оттого, что Сергий основой жизни считал труд и только собственным трудом добывал себе пропитание. Житие сообщает: как-то в голодный год пришел Сергий к некому монаху Даниилу и предложил соорудить сени перед его кельей, а в качестве платы за труды попросил гнилого хлеба. Даниил тут же вынес Сергию целое решето хлеба, и был готов отдать его даром, но преподобный ответил: «Прибереги хлеб до девяти часов, потому что я прежде, чем руки мои не потрудились, и до работы, платы не беру». И вообще, рассказывает Житие, Сергий «братии как купленный раб служил: и дрова для всех… колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».
По таким же правилам жила и вся Троицкая обитель, особенно после того, как приняла общежительный устав, в основе которого лежало несколько главных принципов — равенство всей братии (включая игумена), запрет на частную собственность, совместный стол и молитва, послушание и четкое распределение обязанностей, наконец, ежедневный неустанный труд.
Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен в его первые игумены. Затем по примеру Троицы самим Сергием и его учениками общежительные монастыри основываются по всей Руси и везде становятся центрами притяжения для местного люда. Почему? Прежде всего потому, что иноки в этих обителях жили также, как и окрестные крестьяне — в труде и скромности, а правила монастырского бытия оказались схожи с принципами жизни сельской общины. И крестьяне увидели в этих монахах сами себя — таких же тружеников, живущих столь же скудно и скромно. И в этом крестьяне узнали столь чаемую русским сердцем Правду…