(окончание)Беспримерный героизм, ярчайшие подвиги самопожертвования были явлены в Великой Отечественной войне представителями нашего многонационального народа в невиданных прежде масштабах. «Идет война народная, священная война!» — нам всем памятны слова великой песни, которую запели в июне 1941 года, в первые же дни после начала войны.
Не только воинские рати и сонмы разновозрастных беззаветных тружеников тыла и фронта одержали Победу. И ведь победный исход войны, как мы видим по первой ее половине, был далеко не очевиден. Хотя понятно, что в победу верили. Увы, даже сегодня мало кто знает и мало кто задумывается о том, что в прошении о спасении России в Великой Отечественной войне предстояли пред Богородицей и Господом русские святые молитвенники, земные и небесные.
Можно вчитаться в надписи на аверсе награды Великой войны, которую получили миллионы наших сограждан, – медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В верхней части по окружности на ней написано «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ», а в нижней части — «МЫ ПОБЕДИЛИ». Эпитет «правое» смыкается в традиции с духом Православия, говорит именно что о «правом деле»; торжественна и объединительна констатация «мы победили». Текст является победительным парафразом цитаты из первого выступления по радио 3 июля 1941 г. И. Сталина (изображенного в профиль на аверсе медали): «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».
Авторство фразы связывают со Сталиным. Не очень известен факт, что впервые она прозвучала 22 июня 1941 г., в день начала Великой Отечественной войны, в завершение обращения к советскому народу, которое зачитал В. М. Молотов.
Медаль оформлена знаменательной колодкой с георгиевской (гвардейской) лентой. Огонь и зола, победа и трагедия — вот символы двух героических цветов, представленных на полосках георгиевской ленты, которая украшает не только колодки наград (крестов, медалей, боевого оружия) Российской империи, но и ордена Славы периода Великой Отечественной войны. Оранжево-черная символика Святого Георгия, побеждающего зло, кровно вошла в духовную память нашего народа и, как видим, имеет объединяющее начало, проходя сквозной артерией через разные периоды русской истории.
В 1944 г. даже существовал проект постановления Совнаркома СССР о приравнивании статуса георгиевских кавалеров периода Первой мировой войны к статусу ордена Славы, учрежденного в 1943 г. Однако это постановление, к сожалению, так и не вступило в силу. Тем не менее с того времени негласно было разрешено ношение «старых» наград. Георгиевские кавалеры надели на грудь свои боевые отличия прежних лет.
С 2005 года георгиевская ленточка благодаря одноименной общественной акции стала символом не только Великой Победы, но и символом общерусского патриотизма. Кстати говоря, образ Георгия-Змееборца мы видим и на гербе России, и на гербе Москвы.
Нельзя не разделить суждение писателя-публициста, филолога и историка Арсения Замостьянова, высказанное в статье «Почему они ненавидят Победу?», опубликованной несколько лет назад в «Литературной газете»: «Для меня это главный и единственный государственный праздник. Понятие «Победа» вмещает все лучшее, что было и есть в судьбе России, — от сражений князя Святослава до орбитальной станции «Мир». Россия — воинская держава, и наш уклад не бандитский, не флибустьерский, а именно армейский. Фронтовики Великой Отечественной отстояли для нас и Александра Невского, и Пушкина, и Мусоргского, подарили будущее с Гагариным, Свиридовым и Сухомлинским... Не было в истории страны лучшего дня, чем 9 мая 1945 г. День Победы — праздник семьи, праздник народа и праздник государства. Свет от почерневших фотографий молодых дедов в семейных альбомах переходит в сияние погон нынешних молодых офицеров. На этом фундаменте стоит и стоять будет русская земля».
Дальше публистический напор А. Замостьянова набирает резонное звучание: «Разве удивительно, что господа, желающие уничтожения государства Российского, в последние годы выбрали предметом глумления и ехидства именно Победу? В стремлении оплевать, затушить вечный огонь Победы едины нашенские поклонники Адольфа Гитлера и Исайи Берлина, Генриха Гиммлера и Маргарет Тэтчер, «нацисты» и «толерасты». Они атакуют Победу взвинченно, яростно: идея 9 Мая для них — Карфаген, который нужно разрушить...»
Эти слова жутко актуализовались на Украине в наши дни.
Писатель А. Проханов в своей статье «Одиннадцатый сталинский удар» в свойственной ему художественной пафосной манере утверждает: «Победа — огненная, святая, божественная. Четыре года к ней через кровь, пожары, усеянные костями поля рвались советские батальоны и полки, бесстрашные дивизии и разгневанные армии, могучие и несгибаемые фронты. … Десять сталинских ударов, десять красных клиньев вбивала моя Родина в косматое тулово фашизма. … В сорок пятом году свершилась победа света над тьмой, любви над ненавистью, рая над адом. …
Но черная сперма фашизма пролилась на Киев — матерь городов русских. В золотой апсиде Софии Киевской, среди святынь и храмов стал взрастать уродливый эмбрион с волосатым лицом и черными рожками, как изображают дьявола на церковной фреске. Фашизм, как гнилое ядовитое тесто, переполнил киевскую квашню и стал расползаться по всей Украине. Его танки утюжат улицы Краматорска. Его бэтээры поливают огнем Славянск. Его вертолеты пикируют на окрестности Донецка. Его жрецы устроили ритуальную казнь в Одессе: сорок русских мучеников сгорели заживо под улюлюканье и хохот палачей. Это был фашистский молебен аду, поминовение Гиммлера, хвала Адольфу Гитлеру. После одесского крематория Обама и Меркель пахнут жареной человечиной. Тимошенко, эта злобная калека, свила себе косу из волос узников Освенцима».
Люди говорят: отлеживание тимошенкиных боков в комфортной палате больницы свидомиты при посредстве своих СМИ называли «страшными издевательствами режима Януковича», а зверское убийство людей в Одессе ими называется «неприятным происшествием», инцидентом, эпизодом, причем вина валится на «российские спецслужбы», а также утверждается, дескать, «они сами себя подожгли». Меж тем, по словам главы российского МИД С. Лаврова, бойня, устроенная нацистами в Одессе 2 мая с.г., — это фашизм в чистом виде.
Мы все знаем, откуда он к нам пришел. Вместе с 5 миллиардами долларов. То есть фактически США превратились (уже давно) в фашистскую империю, предав память своей же страны, которая участвовала в антифашистской коалиции и именно поэтому получила особый статус в созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций.
* * *
Теперешние хунтостроители изощряются как могут, лишь бы перекроить национальную память. Ими запрещена георгиевская ленточка, отменены празднования в День Победы, а сама дата перенесена на 8 мая — как «во всем мире».
Идеологически свидомый Украинский институт национальной памяти отмечает, что «в России День Победы является одним из главных государственных праздников, рассматривается ее руководством как важный консолидирующий фактор для общества. При этом консолидация происходит на двух уровнях — просоветском, объединяя значительную часть просоветски настроенных граждан, и российском националистическом, который усиливает тезисы о непобедимости русского народа, его особую мировую миссию».
УИНП использует формулировку: «День Победы выполняет важную для режима Путина функцию инструмента реабилитации советского прошлого» и утверждает, что «возрождение советских традиций празднования Дня Победы также используются для восстановления и усиления идеологического влияния России на постсоветском пространстве». Констатируя, что День Победы праздником считают более 80% граждан Украины, критикует «времена правления Януковича», когда «празднование происходило в типично советском стиле». ЛЖИВО утверждает, что «повторная советизация Дня Победы, осуществленная на фоне становления за годы независимости национального взгляда на место и роль украинцев в этой войне, стала дополнительным источником напряжения в стране, еще одной линией разлома между гражданами».
Позиция УИНП в связи с «празднованием Дня Победы на Украине в перспективе» сформулирована внятно: «Для избавления от идеологического влияния России следует отказаться от празднования Дня Победы в советском формате. Утверждается, что главный акцент должен быть сделан на чествовании всех жертв войны: этот день должен стать данью памяти погибшим воинам».
И дальше – уйти от исторического единства народов, от общей антинацистской идеи на атомарный, частный «подвиг». Но уходят от ответа на вопрос: а во имя чего же он был тот «индивидуальный подвиг»?
Мы знаем, как проявляется на Украине забота о ветеранах, как натужно идет уравнивание ветеранов Советской армии с коллаборантами УПА, не говоря уже про эсэсманов-карателей и прочей сволочи. Между прочим, вояки УПА получают в галицийских областях доплаты к пенсиям, каковых лишены ветераны Великой Отечественной. Правда, воякив еще не приравняли к «участникам боевых действий». Зато на днях «участниками боевых действий» сделали карателей, подавляющих народный протест против киевской хунты на Юго-Востоке Украины.
Вместе с тем, пишут «методисты», необходимо ввести практику празднования завершения Второй мировой войны — 2 сентября. Украина выставляется в контексте того, что «Вторая мировая война — еще одна национальная трагедия, во время которой украинцы, лишенные собственной государственности, вынуждены были воевать за чужие имперские интересы и убивать других украинцев».
Неоукраинские «иваны, не помнящие родства» придумали список художественных фильмов, которые якобы «отображают события Второй мировой войны» и которые рекомендуют для широкого проката: «Спасти рядового Райана » (США), «Тонкая красная линия» (США, Канада), «Сталинград » (Германия), «Катынь» (Польша). И порцию иных произведений британцев, голландцев, французов, итальянцев, но больше, конечно же, немцев и американцев. Среди двух десятков опусов назван лишь один российский фильм («Свои»), один украинский («Хайтарма») и два советских («Проверка на дорогах», «В бой идут одни "старики"».
Среди украинских документальных лент рекомендованы, конечно же, «Воспоминание об УПА», «В сентябре 1939», «Война без победителей», «Катынь. Письма из рая».
Нужны ли комментарии?
Институт «беспамятства» рекомендует «ввести европейскую акцию ношения наград в форме красных маков (или собственную украинскую символику в форме кисти калины, а не русскую "георгиевскую ленту"), разработать собственный, отличный от советского, ритуал памяти погибших во Второй мировой войне».
В Харьковском национальном университета им. Каразина, ректор которого В. Бакиров известен чувствительностью к любым властным дуновениям, подсуетились мгновенно. На мероприятиях 6 мая с.г., посвященных Дню Победы, хоть и присутствовали ветераны Великой Отечественной войны и Советской армии, имелась исключительно новая символика, привнесенная хунтостроителями.
Нечто, как они думают, напоминающее «красный мак», с надписью «знову николи» («снова никогда») и годами Второй мировой войны. Нам же представляется, что похоже это то ли на «кулю в лоби», по реплике Яценюка, то ли на нечто, о чем и сказать на людях неловко.
После аутодафе, устроенного правосеками 2 мая в Одессе, после расстрела мирных граждан в Андреевке, Мариуполе и других городах Юго-Востока, это «знову николи» выглядит глумлением. Причем об аде, устроенной нацистами в Одессе, в ХНУ не было сказано ни слова.
Но в нас — жива наша Великая Победа, 70-летие со дня которой мы будем отмечать в 2015 году.
В своем «Слове в День Победы 9 мая 1945 года» Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) сказал: «Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, — дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, — и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, — ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру».
Верим, что победим нацистов и в 2014-м.
Станислав Минаков
http://www.voskres.ru/articles/minakov21.htm