Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 10:27:11  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Исполненный Духа Божия. О Затворнике Задонском Георгии  (Прочитано 2423 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 06 Июня 2014, 12:55:05 »

Исполненный Духа Божия

Священник Олег Булычев




Затворник Задонский Георгий


Много святых явил Господь миру. Кто-то из них прославлен земной Церковью, кто-то еще нет. Но святость, слава небесная, в которой пребывает тот или иной праведник, вовсе не зависят от того, прославлен он или нет земной Церковью или даже знают ли вообще о нем современные христиане.

И в этом отношении исключительна и представляет особый интерес личность Задонского Затворника Георгия. Он, конечно же, своим жизненным подвигом прославил Русь, подобно другим святым нашей земли. Но он не только наше духовное достояние; Георгий Затворник поистине драгоценнейший камень в духовной сокровищнице не только Русской Православной Церкви, но и всей Вселенской (разумею под этим и Церковь Небесную).

Кто-то удивится таким выводам или не согласится, ведь многие о нем даже не слышали (в том числе и на его малой родине – в Вологодской области – или в местах, где он подвизался, – сейчас это Липецкая область). Перечисляя «Задонских старцев», о нем лишь упоминают, никак его не выделяя. А если кто-то и слышал о нем или читал какие-нибудь из его писем, ничего особенного в нем не видят, добавляя порой, что слог его писем неудобоваримый. Таково отношение к подвижнику многих нынешних христиан. Почему – отдельная тема.

Но какой же контраст с нашим временем – век XIX-й. Книги, составленные из писем Затворника Георгия, были любимым духовным чтением боголюбцев (под боголюбцами разумею в том числе подвижников, духовных наставников, святителей, некоторые из которых потом были прославлены в лике святых) того времени. Достаточно сказать, что до 1917 года сборник его писем выдержал шесть переизданий. Известный дореволюционный церковный историк Петр Знаменский писал, что «прозорливый Затворник Георгий» пользовался такой же славой, какую имел среди православных «старец Серафим Саровский».

Почему некоторые святые имеют для наших церковных учителей, да и для многих из нас, исключительное значение, привлекают к себе особенное внимание? Порой влечемся к ним неосознанно, по сердечному чувству. Потому что видим в них истинных, настоящих свидетелей (очевидцев) Христовых, боговидцев (таковыми были апостолы и древние святые отцы). При этом неважно, в какую эпоху жил тот или иной подвижник. Эти святые, передавая нам свой духовный опыт через сочинения или письма, подтверждают истинность слов Христовых: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20), да и слов апостола Павла: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: . Эти святые открывают нам, что их чистота сердца позволяет им видеть Бога и общаться с Ним еще в земной жизни.

Вот это-то свидетельство о Христе Затворника Георгия и поразило нашего великого церковного учителя святителя Игнатия (Брянчанинова). Как это – его современник, живущий в век нарождающегося безбожия и отступления от Истины Христовой, говорит как власть имеющий, как один из древних отцов, как знающий Бога! А ведь мы знаем, насколько придирчиво святитель Игнатий относился к современным (да и не только) ему подвижникам, церковным деятелям, их мнениям и сочинениям. Его оценки всегда отличает отточенность и точность. Он, не знавший Затворника во время его земной жизни, прочитав его письма, пришел в духовный восторг, который выразил в таких словах: «Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени… духовным успехом заменив лета многа. С пера его текут струи благодатные, и недостаточество внешнего образования заменяется обильным достоинством духовным. Книжка сия сделалась одной из моих настольных».

Ничтоже сумняшеся, совершенно независимо от стереотипов своего времени, святитель Игнатий смотрит на Георгия Задонского как на одного из древних святых отцов: «…в простом монашеском чине есть много светильников от Антония Великого, Иоанна Дамаскина до Сергия Радонежского и Георгия Затворника. Веру утверждали, ереси обличали и попрали» (сенатору С.Д. Нечаеву); «Христианину, которого жребий – проводить… жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели… св. Иоанн Златоустый, св. Димитрий Ростовский, св. Тихон Воронежский… Георгий Затворник» (супругам Энгельгардт).

Приводя духовный опыт блаженного Георгия в качестве ориентира для современных ему христиан, святитель Игнатий прямо называет Георгия святым: «Представим ответ из святой опытности святых Божиих… украшение и слава позднейшего монашества, Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигнувший христианского совершенства…» (Аскетические опыты). Обращаясь в письме к преподобному Макарию Оптинскому, святитель Игнатий пишет: «…прошу Вас о письмах Затворника Георгия, сего мужа исполненного Духа Божия». Именно Оптина пустынь первой стала издавать письма Георгия Затворника. И не лишним будет вспомнить, что преподобный Амвросий Оптинский имел у себя в келье портрет Затворника Георгия. Старцы Оптинские, как и святитель Игнатий, видели, насколько важен для православного мира духовный опыт и руководство этого подвижника.

Не каждый из нас имеет постоянного духовника. Это и понятно: святые отцы предсказывали в последние времена оскудение в духовных наставниках. Но они же призывают христиан руководствоваться писаниями авторитетных духовных руководителей – святых отцов. Ведь дар духовного наставничества дается от Бога, он уникален и не всякий даже человек в сане обладает им. Вспомним слова Христовы: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 19). Возмещая недостаток в духовном руководстве в наше время, и по преставлении ко Господу святые отцы через свои писания во всей полноте окормляют всякого внимательного христианина. Они его научают, просвещают, утешают, питают духовно и ободряют на прохождение поприща земной жизни. Одним из лучших представителей таковых духовных руководителей является преподобный Георгий Затворник.

Еще при его земной жизни не прекращались очереди к его келье желающих его окормления людей из разных сословий (от крестьянина до аристократа, от простого послушника до епископа). Они приезжали из разных уголков России. Дар духовного руководства доказывает и его обширная переписка. А по преставлении ко Господу святого Георгия эти же, уже изданные, письма стали духовно наставлять всю православную Россию. И письма эти имели большой спрос не только среди мирян и простых монахов, их очень ценили известные подвижники благочестия. О святителе Игнатии (Брянчанинове) и Оптинских старцах мы уже упоминали. Вспомним теперь про старца Югской пустыни Адриана, который сам пользовался наставлениями Георгия Задонского и своих духовных чад к этому призывал: «Советую с уважением читать письма Георгия, Затворника Задонского»; «Прошу слушаться Георгия Задонского»; «Отец Георгий меня кругом стыдит»; «Будем чаще прибегать к Затворнику Георгию… Пролог вас да вразумляет; Георгий да подкрепляет»; «Письма Георгия Затворника премного могут утешать в горестях».



Общий вид Тихоновского общежительного мужского монастыря. Литография 1915 года      


Старцу Адриану вторит его ученик, известный подвижник благочестия второй половины XIX века Иван Иванович Троицкий. В письмах к желавшим его совета христианам видно его восторженное преклонение перед святостью Георгия Задонского: «Очень рад и благодарю Господа, что вы полюбили читать письма Георгия, Затворника Задонского. Драгоценно это руководство, утешительно, премудро, светло, многоопытно и любвеобильно – оно, как говаривал батюшка Адриан, приводит к чтению “Добротолюбия”, и чрез письма Затворника и “Добротолюбие” понятнее – я разумею славянское. В письмах этих найдете удовлетворительные решения всех ваших задушевных вопросов» (1882).

Для него тоже Георгий – один из святых отцов: «С истиною, учением и советами, преподанными Георгием Затворником и другими святыми отцами, дружитесь крепко умом и сердцем… и свет в душе умножится»; «Предайтеся искренно и всецело Господу и Его святым евангельским заповедям; Георгия Затворника держитеся крепче, и вернее будет».

Почитали и имели духовное общение с Затворником, посещали его святители Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский; Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.

Как порой удивительным образом и промыслительно переплетаются судьбы людей, подчас даже ничего общего между собой не имеющих. Люди могут жить под одной крышей, есть за одним столом, но как же различен бывает их жизненный выбор, нередко до взаимного отчуждения. Георгий Алексеевич был дворянином из рода Машуриных. Послужил царю и Отечеству в офицерском звании, участвуя в военных походах и сражениях. Тем удивительнее его дальнейший жизненный путь, отличный от пути большинства офицеров его времени. Он и на военной службе всегда обращал на себя внимание, будучи скромен и неприхотлив; он никогда не участвовал в развлечениях своих сослуживцев, чуждаясь их нередко порочных увлечений и понятий.

И ведь мало еще уйти в монастырь, что для многих боевых товарищей Георгия было, скорее всего, непонятно и даже неприемлемо. Отставной поручик принял на себя исключительный подвиг затворничества, в котором достиг духовных высот необычайных, придя в меру мужа совершенна.

Нравы формируют в человеке его мировоззрение, идеологию. И многим дворянам того времени, большинство из которых состояли в военной службе, было не по пути с такими, как Георгий Алексеевич Машурин. Они жили идеалами, нередко враждебными идеалам будущего Затворника. Будучи формально, по крещению, православными, по образу жизни эти дворяне были совершенно нецерковными. Не зная родного Православия, внутреннее свое устроение они созидали на ценностях западной цивилизации. Даже были случаи, когда некоторые из них переходили из Православия в католицизм. Чтобы пресечь таковую нарождающуюся тенденцию, император Николай I был вынужден наказывать этих вероотступников лишением дворянства и конфискацией имущества.

Это те самые люди, которые создавали тайные общества, входили в масонские ложи, а затем с оружием в руках вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 года, при этом обманув простых солдат. Поэтому неудивительно, что для них были нормой дуэли, которые Церковь приравнивает к греху самоубийства, бесчисленные прелюбодеяния, содомский грех, издевательства над крепостными и прочее. И понятно, что только церковный образ жизни делал дворянина своим для простого народа, братом во Христе.

В наше время есть немало людей, еще не пришедших в Церковь, но искренне любящих историю и культуру своего Отечества. Любителям русской классической литературы будет небезынтересна личность Георгия Задонского, его связь с русскими писателями. Так, известно, что Н.В. Гоголь не раз посещал Оптину пустынь. В этом монастыре он подружился с иноком Порфирием (Григоровым), бывшим насельником Задонского монастыря, который был келейником, да и духовным сыном, Затворника Георгия. Конечно же, они говорили о Затворнике и книге его писем. Гоголь уже читал письма Задонского подвижника, пользуясь изданием 1839 года. И даже делал из них выписки в составленный им самим сборник цитат из творений святых отцов и учителей Церкви. Об этом сборничке вспоминает бывшая фрейлина, приятельница Пушкина, Гоголя и многих других известных писателей и поэтов, впоследствии супруга калужского губернатора, А.О. Смирнова-Россет: «После обеда Николай Васильевич вытаскивал тетрадку и читал отрывки из отцов Церкви».

Спустя время отец Порфирий отправил Гоголю новое издание (1850 г.), в трех томах, дополненное новыми письмами и кратким житием Георгия Задонского. «Препровождаю к вам обещанные мною книги Затворника Задонского Георгия… Вы увидите, что и он был поэт и душа его стремилась к небу… Я надеюсь, что и жизнь его прочтете с удовольствием», – писал инок писателю. Своему духовному другу Николай Васильевич отвечал: «Много благодарю вас… за книгу Затворника. Как она пришлась мне кстати в наступивший Великий пост!»

А сам отец Порфирий, будучи еще в миру, знавал «солнце русской поэзии» – А.С. Пушкина. История его знакомства с великим поэтом весьма забавна. Ее любил рассказывать преподобный Варсонофий, старец Оптинский. Отец Порфирий, в миру Петр Александрович Григоров, до монастыря был гвардейским офицером и служил в конной артиллерии. Однажды на его батарее, стоявшей около Задонска, появился штатский молодой человек. Когда Григоров узнал в нем поэта Пушкина, то, будучи поклонником его поэзии, немедленно произвел в честь него пушечный салют. Правда, потом радость общения с великим литератором сменилась для молодого офицера наказанием. Он был посажен на гауптвахту. Наверняка, отец Порфирий рассказывал об этой истории Затворнику Георгию. И думается, Александр Сергеевич не остался без их молитвенного попечения.

Сердечный друг и наставник Пушкина В.А. Жуковский, знаменитый поэт и воспитатель цесаревича – будущего императора Александра II, посетил в 1837 году Задонскую обитель. В своем дневнике он оставил такую запись: «Видел могилу знаменитого затворника Георгия». Как видим, слава о нашем Затворнике достигала и слуха царедворцев, к каковым смело можно отнести Жуковского. А ведь круг его общения состоял из многих знатных и знаменитых людей.

Говоря о святом Георгии, хоть косвенно, но и о Лермонтове можно вспомнить. В 1840 году святитель Игнатий (Брянчанинов) был приглашен на обед в дом к французскому посланнику при Русском дворе де Баранту. За столом между ними завязался разговор о вещах духовных. При этом архимандрит Игнатий прочитал де Баранту (переводя из книги) отрывок из жизнеописания Георгия, Затворника Задонского, в чем ему помогал близкий друг Пушкина и Жуковского А.И. Тургенев (это тот самый Тургенев, дипломат и царедворец, который ходатайствовал о принятии юного Пушкина в Царскосельский лицей; ему же единственному было поручено императором сопровождать тело Пушкина для погребения в Святогорском монастыре). Де Барант отозвался на прочитанный отрывок, сказав, что тут видна истинно святая простота, без всякой примеси.

Через полтора месяца после этого званого обеда, в феврале 1840 года, между Лермонтовым и сыном французского посланника Эрнестом де Барантом произошла стычка из-за дамы. Взаимная неприязнь переросла в дуэль – де Барант послал вызов Лермонтову. Они дрались на рапирах и стрелялись, но дело кончилось без крови, и они помирились. За эту дуэль Михаил Юрьевич был наказан гауптвахтой, а затем был отправлен служить на Кавказ.

Как видно, блаженного Георгия знали и почитали не только в монастырях и крестьянских избах, но и в царском дворце, и в литературных салонах, и в домах дипломатов.

И вот законным образом возникает вопрос: почему Затворник Георгий до сих пор не канонизирован нашей Церковью, которую прославил? Ведь процесс по его канонизации не был завершен из-за прихода безбожной власти в 1917 году. Не пора ли восстановить элементарную справедливость по отношению к этому праведнику? Или мы настолько сильно отличаемся от христиан столетней давности, что просто не видим в святом Георгии того, что видели они, и поэтому не заслуживаем прославить Затворника в лике святых?

Мы знаем евангельские слова, что ученик не может быть выше учителя своего. Так не странно ли, что почитатели святого Георгия, учившиеся у него (а это святитель Игнатий (Брянчанинов), Оптинские старцы, святитель Антоний (Смирницкий), святитель Филарет (Амфитеатров) – как видим, их немало), прославлены Русской Церковью в лике святых, а сам он чуть ли не предан забвению? Что бы сейчас сказали о нас эти святые, видя равнодушие многих из нас к их учителю?


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 06 Июня 2014, 12:55:24 »

(Окончание)



Затворник Задонский Георгий


К прискорбию нашему, приходится даже слышать такие несуразицы, что, мол, нереально будет канонизировать Затворника Георгия по той причине, что его мощи нельзя уже обрести, а потому и ощутить от них благоухание, увидеть различные исходящие от них чудеса, в том числе и мироточение. Плохо, видно, эти люди знают церковную историю. Православной Церковью немало прославлено подвижников, мощи которых до сих пор не обретены или же чьи останки были уничтожены природной стихией или гонителями. А многие святые отцы запрещали воздавать почести своему телу, некоторые завещали вообще отдать его на растерзание диким зверям. Они же учили, что вера, основанная на чудесах и знамениях, не может быть прочной. Или мы забыли, что Господь всегда обличал тех, кто ждал от Него чудес и знамений (см.: Мф. 12: 39)?

Возглавлявший комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви митрополит Ювеналий говорил, что главным признаком святости того или иного подвижника является его жизнь по Евангелию, проявляющаяся в его словах и делах. А наличие мощей, исходящих от них знамений или мироточения является вторичным признаком.

Да что говорить! Одного свидетельства упомянутых выше наших святых уже достаточно для канонизации Георгия Задонского. Ведь они смотрели на всё очищенным духовным взором. Хотя сам святой Георгий и его духовное наследие – лучшее свидетельство: «Желать быть святым и благочестно жить есть долг каждого человека: ибо грешные не блаженствуют!» И исполнение долга этого он довел до совершенства.

Если Сам Господь, как мы видим из Евангелия, требует от нас веровать прежде всего Его слову, нежели чудесам, то и по отношению к Его святым мы должны поступать так же. Ведь они самые лучшие проводники Его благодатного учения. Господь попускает некоторым святым не иметь мощей для испытания нашей веры. Если вера наша созидается на камне, а не на песке, то для нас слова и поступки праведника, пронизанные евангельским духом, намного важнее любого внешнего свидетельства (чудес и знамений).

По учению святых отцов, увлечение внешними свидетельствами, поиск и ожидание знамений зачастую ввергают человека в бесовскую прелесть. Действительно, с чего мы взяли, что в наше духовно-скудное время мы достойны от Господа чудес и знамений? Непременное ожидание нами, несмотря ни на что, от тех же мощей праведников какого-либо знамения есть нарушение заповеди Божией: «Не искушай Господа Бога твоего!» Это не означает того, конечно же, что мощи не могут чудотворить. Могут, но часто это не про нашу честь.

А для немощных в вере существует интересный документ, который может вполне их удовлетворить. Доношение из Московского цензурного комитета в Святейший Синод о рукописи с кратким известием о жизни Задонского Богородицкого монастыря затворника Георгия, датированное 19 октября 1838 года, сообщает: «Сие известие о жизни Затворника не заключает в себе ничего не согласного ни с чистым учением христианским, ни с духом и правилами подвижнической жизни, предначертанными в писаниях и житиях святых отцев, и может служить средством к возбуждению в верующих ревности и подвигам благочестия и к подкреплению в них надежды на успех, при помощи Божией: ибо пример добродетелей подвижника, близкий к нам по времени, с особенною силою действует на сердца… в сем известии находятся сказания о свыше сообщенном Затворнику Георгию даре прозорливости, о случаях сверхъестественных, о видениях бесов, об особенной славе Затворника, об исцелениях его молитвами…» Автор этого доношения – цензор, профессор философии протоиерей Феодор Голубинский. Для людей с непредвзятым отношением данный документ достаточно красноречивый.

Но для всякого человека, понимающего и любящего Православие, красноречивее всего свидетельство самого святого. Вот святое завещание нам Затворника Георгия: «Дано знать миру, что воля Божия есть: чтобы со страхом хранимы были все Заповеди Господни. Угодно Господу, чтобы любовь была между всеми».


6 июня 2014 года

http://www.pravoslavie.ru/put/71269.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!