Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 23 Мая 2014, 06:54:03 » |
|
Валентин КАТАСОНОВБреттон-Вудская конференция и СССР В этом году исполняется 70 лет со времени проведения 1-22 июня 1944 года в США в местечке Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир) Валютно-финансовой конференции Организации Объединённых Наций (The United Nations Monetary and Financial Conference), которая заложила основу послевоенной мировой валютно-финансовой системы. На конференции присутствовали 730 делегатов из 44 государств, участников антигитлеровской коалиции. Председательствовал на конференции министр финансов США Генри Моргентау. Делегацию США возглавлял высокопоставленный чиновник Министерства финансов Гарри Уайт, делегацию Великобритании – крупный экономист и чиновник Министерства финансов Джон М. Кейнс, делегацию СССР - заместитель министра внешней торговли М.С. Степанов, делегацию Китая - Чан Кайши… Тон на конференции задавали делегации США и Великобритании. У Г. Уайта и Дж. Кейнса были заранее подготовленные предложения по послевоенному устройству мировой валютно-финансовой системы. По некоторым вопросам позиции американца и англичанина совпадали, но были и у них принципиальные различия. Кейнс предлагал для проведения расчетов между странами создание Международной клиринговой палаты и введение наднациональной денежной единицы под названием «банкор», а от золота как мировых денег рекомендовал вообще отказаться. Уайт предлагал в качестве мировых денег использовать американский доллар, эмиссией которого с 1914 года занималась Федеральная резервная система США. Для этого Америка готова была обеспечивать свободный размен долларов на желтый металл на основе фиксированного золотого паритета. Для поддержания равновесия платежных балансов отдельных стран и поддержания стабильности курсов валют (по отношению к доллару США) предлагалось создать Международный валютный фонд (МВФ), который бы выдавал странам стабилизационные займы. А для восстановления послевоенной экономики предлагалось создать Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который бы выдавал займы и кредиты для реализации инвестиционных проектов. Победила позиция США, чья военная, политическая и экономическая мощь сыграла в Бреттон-Вудсе решающую роль. К этому времени в подвалах казначейства США было сосредоточено около 70% мировых резервов золота (без СССР). * * * Решение об участии СССР в Бреттон-Вудской конференции принимал И.В. Сталин. Решение было совсем не простое. Все понимали, что Вашингтон задумал использовать конференцию для международно-правового закрепления своего финансово-экономического доминирования в послевоенном мире. Не вызывало также сомнений, что Великобритания на конференции будет вынуждена уступить Соединенным Штатам - ей уже приходилось бороться за то, чтобы не лишиться своей колониальной системы и не превратиться во второразрядную страну. Еще не была создана ООН, а Вашингтон уже выступил с инициативой назвать встречу в Бреттон-Вудсе конференцией Объединенных Наций. В принятии нужных Америке решений в Вашингтоне не сомневались. У Сталина были хорошие (можно сказать, доверительные) отношения с американским президентом Франклином Рузвельтом. Когда у Сталина проходили личные встречи с Рузвельтом, удавалось о многом договариваться. Однако никаких признаков того, что Рузвельт активно участвовал в подготовке Бреттон-Вудской конференции, нет. Считается, что предложения США готовил высокопоставленный чиновник американского казначейства (министерства финансов) Гарри Уайт, который и был назначен руководителем американской делегации. Личность Г. Уайта уже несколько десятков лет изучается и обсуждается многими экономистами и историками. Идут споры по поводу того, был он советским агентом или нет. Биограф Уайта Д. Риз упоминает о тайных связях Уайта с компартией США и даже подозревает Уайта в шпионаже в пользу СССР. Перебежчик Олег Гордиевский заявлял, что Уайт еще в 1935–1936 гг. был завербован НКВД СССР. Судя по всему, Уайт симпатизировал Советскому Союзу. Мечтал, что послевоенный мир будет базироваться на устойчивых союзнических отношениях США и СССР. Может быть, даже способствовал принятию каких-то решений в пользу Советского Союза (в министерстве финансов он отвечал за вопросы международного финансового сотрудничества). Есть и свидетельства того, что Уайт передавал секретные документы Москве при посредничестве советской резидентуры в США. То, что он нарушал американские законы, - доказанный факт, однако был ли он при этом советским агентом, остается под вопросом. * * * Насколько программа Уайта, представленная на конференции в Бреттон-Вудсе, учитывала интересы СССР? В той модели послевоенного валютно-финансового устройства мира, которую Уайт успешно продавил на конференции, роль и место Советского Союза явно не соответствовали его статусу великой державы. Более того, находясь внутри такой валютно-финансовой системы, СССР мог бы очень быстро потерять этот статус. Система была американоцентричной, а если говорить точнее – доллароцентричной. СССР мог находиться в такой системе даже не в качестве младшего партнера Вашингтона, как Великобритания, а лишь в качестве второразрядной страны. Достаточно посмотреть на чисто количественные параметры этой системы. Под нажимом США на конференции были приняты следующие раскладки квот и голосов по Международному валютному фонду. Общая сумма квот МВФ была определена в объеме 8,8 млрд. долл. Вот как эти квоты распределились в рамках «Большой пятерки» (млрд. долл.): США– 2,75; Англия – 1,3; СССР – 1,2; Китай – 0,55 и Франция – 0,45. Каждое государство – член Фонда – автоматически получало 250 голосов, плюс дополнительный голос за каждые 100 тыс. долл. собственной квоты. В результате общее количество голосов равнялось 99 тыс., где США поучили 28,0; Великобритания – 13,4; СССР – 12,0; Китай – 5,8; Франция – 4,8 %. Три страны «Большой пятерки» - США и их младшие партнеры - Великобритания и Франция - имели в совокупности 46,2% голосов. Этого было более чем достаточно для принятия Вашингтоном в МВФ любых нужных ему решений. * * * Думаю, что многие исследователи переоценивают роль Г. Уайта в создании послевоенной валютно-финансовой системы. Прежде всего, потому, что последнее слово в Министерстве финансов США принадлежало не Гарри Гекстеру Уайту, а министру Гарри Моргентау, который, находясь на посту министра с 1934 года, не хуже, чем Уайт, разбирался во всех тонкостях мировых финансов и контролировал работу последнего по подготовке американских предложений. Впрочем, и Моргентау не был последней инстанцией. Сегодня крайне редко вспоминают Марринера Экклса. А фигура эта очень серьезная. Как и Моргентау, Экклс с 1934 года оказался на самых высоких этажах власти, а именно стал председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы. Моргентау и Экклс работали в одной связке, только первый ушел со своего поста в 1945 году, а второй – в 1948 году. Экклс пришел на Олимп денежной власти из бизнеса, был миллиардером первого ряда. При этом он всегда оставался фигурой малопубличной и поддерживал самые тесные отношения с банками Уолл-стрит, которые являются главными акционерами ФРС. То есть основные идеи послевоенного устройства финансового мира исходили от банкиров и Федерального резерва, иными словами, от тех представителей мировой финансовой олигархии, которые готовили проект под названием «Вторая мировая война». Теперь они хотели пожинать плоды этого проекта. А что касается Г. Уайта, то он лишь клал на бумагу и оглашал планы банкиров по послевоенному устройству мира. Между прочим, президента Ф. Рузвельта не очень-то допускали к этой кухне. * * * Думаю, что Сталину результаты работы будущей конференции были известны задолго до начала ее работы. И даже не потому, что в Москву передали программу американской делегации и проекты решений конференции. Еще в 1943 году и Кейнс, и Уайт достаточно часто и открыто высказывали свои мысли и предложения по поводу будущего устройства мировой финансовой системы. Вашингтон не делал большой тайны по поводу своих имперских устремлений и планов превращения доллара в мировую валюту. И тем не менее Сталин принял решение об участии СССР в работе конференции. Во-первых, Сталин ждал, что Америка наконец-то откроет второй фронт и будет действовать энергично на полях сражений. Конечно, и без Америки гитлеровская Германия будет разгромлена, но при открытии второго фронта война может закончиться раньше и людские потери Советского Союза будут меньше. Во-вторых, продолжала действовать американская программа ленд-лиза, в рамках которой в СССР поступало оружие, снаряжение, продовольствие, другие товары. Сроки программы периодически продлевались, Сталин рассчитывал на продолжение поставок. В-третьих, Сталин надеялся на помощь со стороны США и по окончании войны. В конце 1943 года в Тегеране состоялась встреча Сталина и Рузвельта, на которой последний пообещал, что Америка предоставит Советскому Союзу кредит на сумму 6 млрд. долл. Окончательно Сталин укрепился в своём решении об участии в конференции весной 1944 года. В апреле Москва получила из Вашингтона секретное донесение от агента советской разведки Дональда Маклина (один из «кембриджской пятерки»), где тот работал первым секретарём в посольстве Великобритании. В шифрограмме сообщалось, что Вашингтон готов увеличить заем до 10 млрд. долл. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов тут же через советского посла Андрея Громыко в Вашингтоне информировал Госдеп США о готовности советской стороны участвовать в конференции. На самой конференции советская делегация больше слушала, англо-американские схватки наблюдала со стороны. Руководитель делегации, заместитель наркома внешней торговли М.С. Степанов был персоной малоизвестной, особенно на фоне таких фигур, как Джон Кейнс, Гарри Уайт или Чан Кайши. В дискуссиях советская делегация затрагивала лишь частные вопросы. Коммюнике конференции советская делегация подписала, со всеми решениями согласилась и вежливо покинула тихий городок Бреттон-Вудс. * * * Решения, принятые на конференции, должны были быть ратифицированы странами-участницами до конца 1945 года. Сталин не имел времени для того, чтобы обстоятельно обдумать шаги СССР после Бреттон-Вудса. Все силы были направлены на победное завершение войны. И жизнь распорядилась таким образом, что Сталину не пришлось особенно долго заниматься проблемой ратификации документов, связанных с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития. В апреле 1945 года из жизни ушел президент Ф. Рузвельт, на его место заступил Г. Трумэн. Период союзнических отношений между СССР и США достаточно резко закончился. За короткий срок эти отношения переросли в конфронтацию, инициатором которой стал Трумэн. Летом 1945 года Трумэн объявил о прекращении действия программы ленд-лиза для Советского Союза. На следующий год Вашингтон стал требовать от СССР совершенно неоправданных платежей по погашению советской задолженности по ленд-лизу. О кредите в 6 млрд. долл., который Рузвельт обещал Сталину в Тегеране в 1943 г., уже не могло быть и речи. В новых условиях Сталину стало ясно, что членство в МВФ и МБРР может нанести Советскому Союзу непоправимый урон. И в декабре 1945 года Москва отказалась от ратификации документов Бреттон-Вудской конференции. К концу 1945 г. соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами, а в марте 1946 на учредительной сессии Совета управляющих Международным валютным фондом были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. С 1 марта 1947 года Фонд приступил к проведению своих операций. МБРР начал функционировать в 1946 году. Последующие мировые события, а также политика МВФ и МБРР подтвердили правильность решения Сталина, отказавшегося присоединяться к этим международным финансовым организациям. http://www.fondsk.ru/news/2014/05/22/bretton-vudskaja-konferencia-i-sssr-27618.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 09 Июня 2014, 07:55:06 » |
|
Кто вы, доктор Гарри Декстер Уайт?К 70-летию международной конференции в Бреттон-Вудсе (часть 1) В свое время на экранах советских кинотеатров с большим успехом шел фильм французского режиссёра Ива Чампи «Кто вы, доктор Зорге?» Главный герой фильма - немецкий журналист Рихард Зорге, который в годы второй мировой войны находился в Японии. На самом деле Зорге был тем самым таинственным «Рамзаем», которого долго искала германская разведка. Зорге оказался резидентом советской военной разведки, главой разветвленной агентурной сети в стране, которая воевала против СССР. Даже после того, как вражеская разведка вычислила Зорге, мало кто мог поверить, что веселый, общительный и удачливый Рихард являлся советским разведчиком.Загадочный Гарри Декстер Уайт и советская разведка. Я вспомнил этот фильм, размышляя по поводу такого исторического события, как Бреттон-Вудская конференция. В этом году исполняется 70 лет со времени ее проведения. Одной из ключевых фигур этого события был Гарри Декстер Уайт (Harry Dexter White), который возглавлял американскую делегацию на конференции. Сегодня многие уверены, что доктор Г.Уайт (да, да – именно доктор, он имел степень доктора экономики) был в годы второй мировой войны агентом советской разведки. Слишком много документов и фактов свидетельствуют об этом. Но когда американскому президенту Ф.Рузвельту докладывали, что есть подозрения в том, что Г.Уайт работает на советскую разведку, президент эти подозрения отвергал. Рузвельт, как известно, ушел из жизни в апреле 1945 года, до последнего дня он полностью доверял высокопоставленному американскому чиновнику Уайту. Многие в Вашингтоне не могли поверить в предательство Уайта даже после того, когда его как подозреваемого в сотрудничестве с советской разведкой начали допрашивать американские «компетентные органы». Попытаемся разобраться в этой таинственной истории. О Г.Уайте до сих пор не утихают споры, хотя его имя хорошо известно историкам, экономистам, журналистам. О нем написано несколько книг. Сегодня есть смысл вспомнить о Г.Уайте в связи с круглой датой Бреттон-Вудса. Эта конференция проходила в июле 1944 года в штате Нью-Хэмпшир, в местечко под названием Бреттон-Вудс съехались делегации 44 государств. Была там и советская делегация. Конференция, на которой Уайт был ключевой фигурой, оказала серьезное влияние на послевоенное устройство международной финансовой системы. Размышляя о Г.Уайте, еще раз вспомним конференцию, ее цели, участников, решения. А также попытаемся сделать выводы, которые могут быть полезны России в сегодняшней непростой международной ситуации. Биография Уайта. Дадим короткую биографическую справку Уайта для тех, кто не знаком с этой личностью. Отец и мать Гарри Декстера Уайта родились в еврейском местечке в Литве, входившей тогда в состав Российской империи. В конце 19 века происходил достаточно массовый исход евреев из России в Америку. В этом потоке эмигрантов оказались родители Уайта, которые покинули Российскую империю в 1885 году. Гарри родился уже в Америке в 1892 году (в Бостоне), он стал седьмым ребенком в семье. Семья находилась в крайне стесненных материальных условиях. Обладая незаурядными способностями, Гарри начал энергично подниматься по социальной лестнице. В 1917-18 гг. в звании лейтенанта принял участие в Первой мировой войне. После её окончания в возрасте 30 лет начал учиться на экономическом факультете в Колумбийском университете, а закончил обучение в Стэнфорде. Степень доктора экономики получил в Гарварде в 1930 г. за диссертацию на тему «Французские национальные счета, 1880-1913 гг.» (French International Accounts, 1880-1913). В 1933 году эта работа была напечатана в издательстве университета Гарварда. Молодой доктор экономики Уайт преподавал четыре года в университете Лоуренса в Эпплтоне (штат Висконсин). Именно в эти годы стал устанавливать тесные связи с профессорами Чикагского университета. Америка переживала Великую депрессию, резко подскочила безработица во всех секторах экономики, происходили сокращения в государственном аппарате. Но, как отмечают биографы Уайта, в этих непростых условиях он благодаря протекции профессоров Чикагского университета в 1934 году получил интересную и престижную работу в министерстве финансов. Тут следует обратить внимание на один интересный нюанс. В те годы Чикагский университет был оплотом не экономического либерализма (как в нынешнее время), а левых и даже откровенно социалистических взглядов. Министерство финансов США также было сосредоточением людей с левыми взглядами. Скорее всего, Уайт тяготел к идеям социализма, поэтому ему несложно было получить необходимые рекомендации, а затем уже в стенах министерства финансов укреплять свои социалистические убеждения. А там, где возможно, он пытался влиять на принятие решений, которые способствовали реализации «нового курса» президента Ф.Рузвельта. Как известно, политика под названием «новый курс» опиралась на идеи английского экономиста Дж. М. Кейнса и предусматривала активное вмешательство государства в экономическую жизнь. А по тем временам такая политика расценивалась как «почти социализм». Кроме того, в 1930-е годы в СССР проводилась индустриализация, успехи Советского Союза на фоне экономической депрессии на Западе выглядели особенно впечатляюще. Многие вдумчивые экономисты в США признавали превосходство социалистической модели экономики над капиталистической, хотя старались громко об этом не говорить. Можно уверенно утверждать, что Уайт был одним из таких экономистов. Успехи экономического строительства в СССР не могли не укреплять социалистических взглядов Уайта. Кстати, нескрываемое восхищение Советским Союзом и социализмом Уайт сохранил до конца жизни. В то время, когда Уайт пришел в министерство финансов, во главе этого ведомства встал новый, 52-й министр – Генри Моргентау (младший). Новый министр стал одной из ключевых фигур в команде президента Ф.Рузвельта, он пробыл на своем посту до лета 1945 года, т.е. его карьера по времени почти точно совпала с президентством Рузвельта. Уайт идеально вписался в команду Г.Моргентау. В рамках министерства после прихода Моргентау был создан отдел монетарных исследований, Уайт был первым руководителем этого нового подразделения. С декабря 1941 г. (сразу же после Перл-Харбора и вступления США в войну) Уайт был назначен помощником министра финансов. Он стал курировать вопросы, относящиеся к международным делам, осуществлял тесную координацию работы министерства финансов и Госдепа США. Особо можно отметить, что Уайт курировал работу Валютного стабилизационного фонда (Валютный стабилизационный фонд США (Exchange Stabilization Fund) был создан в соответствии со статьей 10 Закона о золотом резерве 1934 г. (вступил в силу 30 января 1934 г). Закон о золотом резерве уполномочил министра финансов (секретаря казначейства) осуществлять операции с золотом и иностранной валютой за счет указанного фонда в целях стабилизации доллара. Фонд играл большую роль в валютной политике США до создания бреттон-вудской валютной системы). А также за реализацию программ ленд-лиза, финансирование деликатных операций политического, разведывательного, диверсионного и военного характера за пределами США. Имел доступ к большим массивам секретной информации по экономике и финансам США и других стран. Последней страницей служебной биографии Уайта является его работа в качестве директора Международного валютного фонда от США (при этом он продолжал оставаться в штате министерства финансов США). На указанной должности он находился примерно два года. Это был не лучший период работы Уайта на поприще финансов. Из жизни ушел президент Ф.Рузвельт, идеи которого были созвучны Уайту. С поста министра ушел его шеф Генри Моргентау. Исчезло надежное «прикрытие», тучи над головой Уайта сгущались. 19 июля 1947 г. Уайт был отозван с поста директора МВФ, а немного ранее уволен из министерства финансов в связи с подозрениями в сотрудничестве с советской разведкой. Начались бесконечные допросы. Уайту приходится испытывать большие психологические перегрузки. 16 августа 1948 года, в возрасте 55 лет, Гарри Уайт умирает в результате сердечного приступа в своем загородном доме в штате Нью-Хэмпшир (между прочим, в том самом штате, где проходила бреттон-вудская конференция). Считается, что уже осенью того года он мог бы быть осуждён за шпионаж в пользу СССР. Таким образом, министерство финансов стало основным и последним местом работы Уайта. Он пробыл в его стенах 11 лет, а если считать еще последние два года директорства в МВФ – 13 лет. Совсем не много. Но это были очень насыщенные годы. За столь короткий срок Уайт успел оставить след в новейшей мировой истории (не только финансовой). В основном благодаря двум крупным акциям, в которых особую роль Уайта сложно оспорить. Первая акция – разработка так называемого «Плана Моргентау», который определял послевоенное устройство Германии. А также последующие действия Уайта, связанные с этим документом. Вторая акция – участие в работе Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шараповаhttp://ruskline.ru/news_rl/2014/06/05/kto_vy_doktor_garri_dekster_uajt/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #2 : 09 Июня 2014, 08:14:08 » |
|
Кто вы, доктор Гарри Декстер Уайт?К 70-летию международной конференции в Бреттон-Вудсе (часть 2)«План Моргентау» и Г.Уайт. «План Моргентау» (англ. Morgenthau Plan) - программа послевоенного преобразования Германии, предложенная министром финансов США Генри Моргентау. Более развернутое название этого документа - «Программа по предотвращению развязывания Германией третьей мировой войны». Хотя документ назван именем Моргентау, его фактическим инициатором и разработчиком был помощник министра Гарри Уайт. План был очень секретный и очень жесткий. Он предусматривал расчленение Германии, переход важных промышленных районов под международный контроль, ликвидацию тяжёлой промышленности, демилитаризацию и превращение Германии в аграрную страну. Что-то наподобие того, что предусматривал Версальский мирный договор в отношении Германии по окончании первой мировой войны. В этом документе доходило даже до такого абсурда, как вырубка всех лесов в Германии, а также «сокращение численности её населения на 25 млн. человек» (каким образом можно их было «сократить», можно только догадываться). Документ был предложен для закрытого обсуждения в сентябре 1944 года на второй квебекской конференции, в которой участвовали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Был еще премьер-министр Канады. Сталина, как известно, там не было; его об этом плане сочли уместным не ставить в известность. Более того, документ засекретили, чтобы о нем не узнал ни Гитлер, ни Сталин. Руководители США и Великобритании подписали меморандум, который фактически одобрял «План Моргентау». Биографы Г.Уайта отмечают, что помощник министра панически боялся нацизма. Из-за этого страха у него появился, мол, такой человеконенавистнический план сравнивания Германии с землей. Но в то же время он всячески «болел» за Советский Союз. Он болезненно переживал новость о том, что США и Великобритания начали сепаратные переговоры о мире с Гитлером (без СССР). Г.Уайт решает принести в жертву «План Моргентау» ради того, чтобы расстроить сепаратные переговоры. По своим каналам он передает документ в Москву, а затем он оказывается в ставке Третьего Рейха. В Берлине разразился скандал. Министерство пропаганды Геббельса через свои СМИ заявило, что «еврей Моргентау» хочет превратить Германию в огромное картофельное поле. Газета «Фёлькишер Беобахтер» вышла с заголовком «Рузвельт и Черчилль согласились с еврейским убийственным планом». Результат операции Уайта был достигнут. Министру финансов США и его помощнику было конечно жалко, что «План Моргентау» оказался в мусорной корзине. Но они попытались хотя бы частично компенсировать ущерб от «утечки» информации через подготовку других планов и документов. Моргентау все же удалось повлиять на окончательную оккупационную политику Запада, в том числе, благодаря оккупационной директиве JCS 1067, которая действовала до лета 1947 года и запрещала любые попытки экономического восстановления в Германии (Среди условий, которые предусматривала директива, были, например, такие меры: жесточайший налоговый режим, вывод налогов за пределы страны в виде репараций и контрибуций, запрет на ведение внешней торговли, демонтаж предприятий, создание 11 банковских округов с автономными центральными банками и запретом на их взаимодействие, вырубка лесов и т.п.). Биографы Г. Уайта признают, что помощник министра успел приложить свою руку к подготовке упомянутой директивы. Решения Потсдамской конференции также формировались под влиянием министерства финансов США. Как известно, эти решения легализовали на западе Германии демонтаж тяжёлой промышленности, он продолжался до 1951 года. В 1949 году между США и Западной Германией был подписан кабальный для немцев договор, который часто называют «актом канцлера». До последнего времени он оставался тайной за семью печатями. Помимо всего, данный договор предусматривает жесткое согласование с Вашингтоном кандидатур политиков на пост канцлера, безоговорочное предоставление территории для военных баз США и НАТО, хранение золотого запаса Германии за пределами страны и т.п. Судя по тому, как ведет себя нынешний канцлер Германии А.Меркель в связи с событиями на Украине, можно предположить, что «акт канцлера» продолжает действовать. Конечно, Уайт уже не участвовал в подготовке указанного документа. Но несомненно, что теми документами, которые он ранее готовил вместе со своим шефом Моргентау, Уайт задал вектор дальнейшей политики США в отношении Германии. Хотя Уайт восхищался Советским Союзом, в общем и целом поддерживал политические инициативы Сталина и советского руководства, однако на примере отношения Уайта к Германии хорошо видно, что некоторые действия чиновника явно противоречили замыслам Сталина. Сталин, как известно, не поддерживал планы Запада по превращению Германии в колонию. Сталин хорошо помнил, к какой трагедии привел в свое время Версальский мир с его беспощадными условиями для побежденной Германии. Конференция в Бреттон-Вудсе и Г.Уайт. Не только биографы Г.Уайта, но даже те, кто изучал историю подготовки и проведения конференции в Бреттон-Вудсе нередко говорят: основным автором послевоенной мировой финансовой архитектуры является Гарри Декстер Уайт. Конечно, авторов было много, некоторые из них вообще находятся «за кадром». Но в утверждении, что среди нескольких или даже многих Уайт был основным автором, нет преувеличения. Историк Бенн Стейл пишет в своей книге «Битва при Бреттон-Вудсе: Джон Мейнард Кейнс, Гарри Декстер Уайт и формирование нового мирового порядка» (Benn Steil. The Battle of Bretton Woods: John Maynard Keynes, Harry Dexter White, and the Making of a New World Order // Council on Foreign Relations Books // Princeton University Press, 2013), что Декстер Уайт задумал этот международный форум ещё в 1936 году, чтобы сделать доллар универсальной валютой и вытеснить конкурента – фунт стерлингов. Бенн Стейл и другие биографы Г. Уайта полагают, что одной из главных целей, которые преследовал их герой, заключалась в том, чтобы обеспечить в послевоенном мире устойчивый альянс США и СССР. Чтобы этот альянс был гарантией мира на долгие десятилетия. Вполне вероятно, что не без лоббирования интересов Г. Уайта американский президент Ф. Рузвельт на Тегеранской конференции 1943 года обещал Сталину сразу же по окончании войны предоставить кредит на несколько миллиардов долларов. В то же время Уайт очень настороженно относился к Великобритании и делал все возможное, чтобы в результате войны она утратила позиции великой державы. Биографы даже утверждают, что Г. Уайт как чиновник, который курировал международные вопросы в казначействе США, ограничивал финансовую помощь Великобритании в начале 1940-х гг. «Это была сознательная попытка спровоцировать принудительную ликвидацию Британской империи после войны», – пишет Б. Стейл. На конференции в Бреттон-Вудсе Уайт озвучил предложения США по послевоенному устройству мировой финансовой системы. Суть этого устройства в создании золотодолларового стандарта, который предусматривал приравнивание доллара, печатаемого Федеральной резервной системой США, к «желтому металлу». США (в лице казначейства, накопившего 70% золотых резервов капиталистического мира) брали на себя обязательство свободно разменивать доллары на золото денежным властям других стран. Размен должен осуществляться по фиксированной цене 35 долларов за тройскую унцию (т.е. по той цене, которая была установлена в США, согласно указу президента Ф. Рузвельта, в 1934 году). Система предусматривала фиксированные курсы валют (золотые паритеты). В случае серьезных отклонений валютных курсов от фиксированных значений допускались ревальвации или девальвации, т.е. законодательно фиксируемые изменения курсов и золотых паритетов. Но это были крайние меры. Для поддержания фиксированных курсов предлагалось использовать кредиты специального международного института. Позднее этот институт получил название Международный валютный фонд (МВФ). У руководителя британской делегации известного экономиста Джона М. Кейнса был иной вариант. Не будем его описывать детально. Суть заключается в том, что международные расчеты должны осуществляться с помощью некоей наднациональной денежной единицы. Кейнс назвал ее «банкором», она должна эмитироваться (выпускаться) Международной клиринговой палатой. Англичане не могли уже надеяться на то, что фунт стерлингов будет выполнять функцию универсальной международной валюты. Они не надеялись даже на то, что фунт стерлингов будет валютой №2 после доллара. Поэтому в качестве альтернативы доллару предложили банкор. Английский вариант был более демократичным, но для США он был не интересен. Вашингтон стремился выжать все возможное из сложившейся раскладки в мире, где они оказались главными «бенефициарами» второй мировой войны. При гораздо большей убедительности английского варианта победил вариант Г. Уайта. Заслуга чиновника из американского казначейства здесь налицо. Но не следует ее переоценивать. Делегации голосовали за вариант Г. Уайта потому, что рассчитывали получить благосклонность богатой Америки в виде финансовой помощи. Некоторые авторы полагают, что Г.Уайта нельзя называть главным архитектором послевоенной валютной системы. Мол, он лишь озвучивал те планы, которые рождались в мире финансовой олигархии. Ряд историков обращают внимание на фигуру такого «серого кардинала», как Марринер Экклз (Marriner Eccles). Кем был Экклз? – Председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы США. Он занимал этот пост с 15 ноября 1934 г. по 31 января 1948 г. Историки, политики, экономисты, которые изучают эпоху Ф.Рузвельта и экономическую политику «Нового курса» незаслуженно забывают эту фигуру. Экклз идеально вписывался в команду Ф. Рузвельта, по своему влиянию не уступал Г. Моргентау, но всегда предпочитал оставаться в «тени». Был он в «тени» и во время Бреттон-Вудской конференции. Он присутствовал на заседаниях конференции, но лишь в качестве члена делегации США. Биографы Уайта отмечают, что глава американской делегации на конференции неоднократно уединялся для проведения бесед с М. Экклзом. Впрочем, следует признать, что предложенная американской делегацией модель мировой финансовой системы резко усиливала значение и авторитет казначейства США. Именно оно брало на себя обязательство свободного размена долларов на золото и выступало главным гарантом устойчивости бреттон-вудской системы. Даже более важным гарантом, чем МВФ. А аппетиты банков Федерального резерва были ограничены. Напомним, что с 1911 года для банков США была установлена норма покрытия золотом 40% денежной эмиссии. В 1945 году, т.е. на следующий год после бреттон-вудской конференции она была понижена до 25%. При этом следует напомнить, что покрытием с 1934 года выступало уже не золото, а золотые сертификаты; сам металл из сейфов банков перекочевал в хранилища американского казначейства. Но это все равно было серьезным ограничением для банковского капитала США. Подобного рода отношения в альянсе «Казначейство США – ФРС» складывались в условиях, когда в мире господствовали идеи кейнсианства, которые повышали авторитет государственной казны. Г.Уайт всячески поддерживал и обхаживал советскую делегацию на конференции. Он очень рассчитывал на то, что СССР ратифицирует Устав МВФ и, таким образом, станет полноправным участником бреттон-вудской валютной системы. Ради этого он постоянно лоббировал решение о предоставлении Советскому Союзу Соединенными Штатами кредита после окончания войны. Увы, этим надеждам Уайта не суждено было состояться. Президент Ф.Рузвельт не дожил до окончания войны, кредит Советскому Союзу предоставлен не был, Устав МВФ нами не был ратифицирован, СССР оказался за пределами бреттон-вудской валютной системы. Мир стал двухполюсным. А сам Уайт оказался через три года после конференции отстраненным от всяких дел в министерстве финансов. Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шараповаhttp://ruskline.ru/news_rl/2014/06/07/kto_vy_doktor_garri_dekster_uajt/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #4 : 14 Июня 2014, 16:29:23 » |
|
Кто вы, доктор Гарри Декстер Уайт?К 70-летию международной конференции в Бреттон-Вудсе (часть 3)Тайная жизнь Г. Уайта. О том, что Гарри Уайт работал на советскую разведку, свидетельствовали многие из тех, кто начинал работать на СССР, а потому переходил на сторону противника. Среди них - перебежчик Виттекер Чемберс (Whittaker Chambers), который в 1930-е гг. был в Америке коммунистическим активистом и вербовал на идейной основе агентов для работы на СССР. Чемберс, согласно его заявлениям, был возмущен подписанием советско-германского пакта в августе 1939 года и по этой причине прекратил сотрудничество с советской разведкой. Не просто прекратил, а начал раскрывать агентов и различные секреты. Согласно его показаниям, Уайт стал шпионом в 1939 году. Другим авторитетным источником можно назвать советскую шпионку-курьера Лиз Бентли (Elizabeth Bentley). 7 ноября 1945 года она перешла на сторону США, раскрыв почти всю агентурную сеть СССР. В её списке Уайт по значимости был агентом №2. Но и в этот раз финансисту не предъявили обвинения. Удивительно, что даже на сообщение Лиз Бентли не было реакции со стороны властей США, хотя к этому времени Уайт уже лишился своих главных покровителей. Биографы Уайта утверждают, что сообщения Бентли были не очень убедительные, не давали достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. Некоторые утверждают, что в 1945-1947 гг. Уайт находился под «колпаком» американских спецслужб, которые все это время выявляли связи своего «объекта наблюдения». Сегодня свидетельства тех давних лет дополнительно подтверждаются рассекреченными материалами из архивов ФБР, ЦРУ, КГБ. В секретных документах Гарри Уайт как агент проходил под кодовыми именами «Адвокат», «Ричард» и «Юрист». Об одном фрагменте тайной жизни Г.Уайта мы уже упомянули: о передаче советской разведке секретного документа под названием «План Моргентау». Уже этого достаточно для того, чтобы назвать помощника министра финансов США ценнейшим агентом нашей разведки. Биографы Г.Уайта называют еще целый ряд фрагментов. Наиболее часто они вспоминают следующий эпизод. Согласно показаниям уже упоминавшегося агента Бентли, Уайт ответственен за передачу советским агентам печатных клише. Эти клише министерство финансов США использовало для печатания союзнических военных марок в оккупированной Германии. Эти клише позволили СССР печатать деньги в неограниченном объёме – скупая на них в американской зоне товары, расплачиваясь с агентурой. По разным оценкам, СССР за первые послевоенные годы сумел напечатать и реализовать марок на сумму эквивалентную от 200 до 400 млн. долл. Трудно переоценить роль Уайта как агента влияния. Английский журналист Дуглас Рид в своей известной работе «Спор о Сионе» полагает, что первым крупным результатом работы Уайта как агента влияния стало провоцирование Перл-Харбора. Дуглас Рид отмечает: «Первое решающее вмешательство м‑ра Уайта в американскую государственную политику состоялись в 1941 г. Согласно двум не вызывающим ни малейших сомнений источникам (проф. Вилчьям Лангер и проф. С. Эверетт Глизон из Гарвардского университета, в их книге «Необъявленная война»), именно Уайт составил текст американского ультиматума от 26 ноября 1941 г., с помощью которого Японию «заманили сделать первый выстрел» в Перл‑Харборе (по выражению военного министра США Стимсона)» (Дуглас Рид. Спор о Сионе. Глава 41 «Революция распространяется»). Биографы полагают, что Уайт явно выступал в роли агента влияния, когда добился срыва переговоров о займе на сумму 200 миллионов долларов с китайскими националистам в 1943 году. Такой срыв был выгоден Москве и китайским коммунистам. Как агент-информатор Уайт по своим возможностям мог конкурировать только с таким агентом советской разведки, как высокопоставленный чиновник Госдепа Эльджер Хисс. Небольшая справка по этому чиновнику. В годы войны Э.Хисс занимал позицию помощника государственного секретаря США. Он оказал большое влияние на создание и деятельность Организации объединенных наций (ООН) на начальном этапе. Хисс, в частности, был генеральным секретарем конференции по учреждению ООН в Сан-Франциско (1945 г.). Был осужден после войны за свою шпионскую деятельность (по разным данным, провел в тюрьме от 4 до 5 лет). До конца своей жизни (умер в возрасте 92 года в 1990-е гг.) считал себя невиновным и непричастным к работе на советскую разведку. Были и другие интересные агенты советской разведки, которые были связаны с государственным аппаратом США. Например, на финансовом направлении работал Локлин Керри («Паж») – в 1935–1939 годах помощник директора Федерального резервного управления Минфина США, с 1939 года по 1944 год – старший административный помощник президента Рузвельта, выполнявший различные специальные поручения, в 1944–1945 годах – помощник начальника Управления внешнеэкономических связей. В Государственном департаменте был агент Лоренс Даггэн («Принц», «Фрэнк»). По мнению историка В.В.Познякова, с 16 ноября 1941 года по 21 февраля 1946 года в США работало от 42 до 63 сотрудников легальных и нелегальных резидентур советской разведки (НКВД, ГРУ). В годы второй мировой войны они контролировали работу от 372 до 548 агентов. Хотя отдельные западные историки называют еще более высокую цифру. Для сравнения – в апреле 1941 года советская внешняя разведка имела 221 агента (Позняков В.В. Советская разведка в Америке. 1919–1941 годы. М., 2005). Вице-президент США Генри Уоллес (занимал этот пост в 1941–1945 годах) признался спустя много лет, что если бы больной президент США Рузвельт умер в этот период и он бы стал президентом, то бывший вице-президент планировал назначить Л. Даггэна своим государственным секретарем, а Г.Уайта – министром финансов. И только то, что в январе 1945 года пост вице-президента занял Гарри Трумэн, а Рузвельт прожил еще три месяца, не позволило нашей разведке провести самую уникальную операцию в своей истории, когда два ее агента стали бы членами правительства США (Клим Дегтярев, Александр Колпакиди. Энциклопедия спецслужб. Внешняя разведка СССР. - В. К.). По разным поводам Уайту приходилось общаться и даже путешествовать за границу с тогдашним госсекретарем Корделлом Халлом (занимал этот пост в период 1933-1944 гг.) и вице-президентом Генри Уоллесом (занимал этот пост в период 1941-1945 гг.). Уайт регулярно докладывал Москве о своих разговорах с этими высокопоставленными чиновниками, а также об их разговорах между собой и третьими лицами. Уже не приходится говорить о том, что Москве были известны не только каждый шаг министра финансов Г. Моргентау, но и его мысли. Потому что многие мысли в голове Моргентау появлялись в результате бесед со своим талантливым помощником. Уайт не только сам работал на Москву, но со временем под его началом оказалось немало сотрудников министерства финансов, которые «втемную» или осознанно работали на ту же самую Москву. Г.Уайт надежно «прикрывал» своих единомышленников. В 1950-е гг. (в эпоху «маккартизма») в США под руководством сенатора Уильяма Дженнера (William Ezra Jenner) была создана рабочая комиссия для выяснения нарушений и злоупотреблений в государственном аппарате. На основе собранных материалов по министерству финансов был составлен сборник под названием «Дневник Моргентау». Вот что мы читаем в этом документе по поводу деятельности Г.Уайта и его коллег в министерстве финансов США: «Сосредоточение сторонников коммунизма в министерстве финансов, и особенно в отделе монетарных исследований, теперь полностью зафиксировано. Уайт был первым директором отдела; его преемниками были Франк Кое и Гарольд Глассер. Также в отделе монетарных исследований были Уильям Людвиг Ульман, Ирвинг Каплан, и Виктор Перло. Было установлено, что Уайт, Коэ, Глассер, Каплан и Перло являются участниками коммунистического заговора...» («Records of the Morgenthau Diary Study, 1953-65». The Center for Legislative Archives. - В.К.). Нашим гражданам старшего возраста, особенно тем, кто интересовался экономикой США, очень хорошо известно имя одного из упомянутых выше сотрудников министерства финансов. Это Виктор Перло (1912-1999) (Примечательно, что биография В.Перло во многом схожа с биографией Г.Уайта. Перло также родился в семье еврейских эмигрантов, которые прибыли в США из Российской империи (г. Омск). В 1931 г. окончил Колумбийский университет со степенью бакалавра экономики. В 1933 г. получил степень магистра математики и статистики. Прежде чем попасть в министерство финансов работал в разных государственных и полугосударственных организациях. - В.К.). который очень активно публиковался в советской прессе, в СССР были изданы на русском языке его книги (Вот список этих книг: Американский империализм (М., 1951). Негры в сельском хозяйстве Юга США» (М., 1954). Империя финансовых магнатов (М., 1958). Доллары и проблема разоружения (М., 1961). Милитаризм и промышленность (М., 1963). Неустойчивая экономика (бумы и спады в экономике США после 1945 г.). (М., 1975). - В.К.). В США он относился к категории «левых» экономистов. По сути, он был марксистом. Состоял в компартии США, причем относился к группе ее наиболее активных членов. В министерстве финансов работал в 1945-1947 гг., видимо именно там он окончательно сформировал свои коммунистические взгляды. Имел контакты с Г.Уайтом. Одновременно с Г.Уайтом был уволен из министерства по подозрению в шпионаже в пользу СССР. Однако до суда дело не дошло. Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шараповаhttp://ruskline.ru/news_rl/2014/06/14/kto_vy_doktor_garri_dekster_uajt/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #5 : 17 Июня 2014, 17:20:03 » |
|
Кто вы, доктор Гарри Декстер Уайт?К 70-летию международной конференции в Бреттон-Вудсе (часть 4)«Охота на ведьм» и Г.Уайт. Некоторые автора связывают трагический исход жизни Г.Уайта с так называемым «маккартизмом» (который еще называют «охотой на ведьм»). Однако антикоммунистическая и антисоветская кампания, которую возглавил сенатор Джозеф Маккарти, формально датируется периодом 1950-1954 гг. От нее реально пострадал Э.Хисс, а Г.Уайта не было уже в живых. Но фактически антикоммунистическая и антисоветская истерия («охота на ведьм») стала раздуваться в Америке еще до того, как на политической арене появился Дж.Маккарти. Фактически ее инициировал сам президент Г.Трумэн, который перечеркнул все результаты советско-американского сотрудничества, достигнутые Ф.Рузвельтом и И.Сталиным. Едва отгремели последние залпы второй мировой войны, а Вашингтон в лице нового президента Трумэна уже думал о нанесении ударов по своему союзнику – Советскому Союзу. Уже 9 октября 1945 года комитет начальников штабов США подготовил секретную директиву №1518 «Стратегическая концепция и план использования Вооруженных сил США». Она предусматривала нанесение Америкой превентивного ядерного удара по СССР. После этого последовали другие директивы, планы, стратегии, суть которых была одна – уничтожить СССР или нанести ему максимальный ущерб. Благодаря хорошо отлаженной работе советской разведки все эти документы становились тут же известными Москве. Вот поэтому Вашингтон начала массовую «чистку» государственного аппарата, где находилась основная часть агентов советской разведки. Поэтому можно сказать, что эпохе «маккартизма» в США предшествовала не менее жесткая и жестокая эпоха «трумэнизма». Тема возможного сотрудничества Г.Уайта, Э.Хисса и ряда других высокопоставленных чиновников администрации президента Ф.Рузвельта с советской разведкой (как по линии НКВД, так и по линии ГРУ) периодически всплывает в американских СМИ и конгрессе США. Причинами таких периодических возвращений к шпионским историям 1930-х гг. и времен второй мировой войны являются появление новых документов и фактов, а также различные повороты во внутренней и внешней политике США. Так, в 1997 году комиссия сената США в сто первый раз рассматривала историю Г.Уайта и Э.Хисса и вновь пришла к выводу, что вина обоих чиновников бесспорна. Даже те политики, которые утверждают, что Уайт и Хисс не были в буквальном смысле завербованными агентами, признают, что они по собственной инициативе выходили на людей, связанных с Москвой, и оказывали Москве различные «услуги». На языке разведки таких людей называют «инициативниками». А отношения Уайта и Хисса с Москвой квалифицируют не как «шпионские», а как «доверительные связи». А вот оценка их деятельности с точки зрения не юридической и уголовно-правовой, а политической до сих пор очень разнится. Стефен Шлезингер пишет: «Среди историков, единого мнения об Уайте до сих пор не существует, но многие склоняются к тому, что он пытался помочь Советскому Союзу, но не считал свои действия шпионажем» (Schlesinger, Stephen E. Act of Creation: the Founding of the United Nations: A story of Superpowers, Secret Agents, Wartime Allies and Enemies, and Their Quest for a Peaceful World. - Cambridge, MA: Westview, Perseus Books Group, 2004. Р. 108). Могут ли на Западе появиться новые «Уайты»? Мне известно несколько американцев, которые до сих пор оценивают эту деятельность как исключительно положительную. Сегодня, в условиях резкого обострения отношений между США и Россией и начала новой серии «холодной войны» (из-за событий на Украине и вокруг Украины) такие оценки американским гражданам опасно озвучивать. В Америке раскручивается новая волна маккартизма. Мои друзья в Америке сообщают, что даже обычные симпатии к России и критика американской политики в отношении Российской Федерации там начинают оцениваться с помощью уголовного кодекса. Впрочем, не стоит идеализировать и те периоды американской истории, которые предшествовали эпохам «трумэнизма» и «маккартизма». В 1930-е гг. в политике и общественной жизни Америки также нагнетались антисоветские и антикоммунистические настроения. Но эффективность этих кампаний была крайне невысока. Несмотря на то, что в те времена не было интернета, а пресса США находилась под жестким контролем Вашингтона и хозяев Федеральной резервной системы, до американского народа неведомыми путями доходила информация об успехах СССР в социалистическом строительстве. А провалы капиталистической модели общества американцы видели воочию каждый день, экономическая депрессия продолжалась в стране до начала войны. 1930-е гг. в Америке – время антикапиталистических настроений и симпатий к СССР. По крайней мере, такие настроения были распространены в среде образованных американцев, которые привыкли думать и сопоставлять. Как пишет наш историк Н.Н.Бонцевич, «в либеральных кругах Америки еще с середины 30-х гг. стали активно распространяться социалистические идеи, появились сторонники социалистического реформирования как пути выхода из кризиса. «Красное десятилетие» (30–40-е гг.) способствовало росту численности коммунистической партии США, которая увеличилась с 25 тыс. в 1934 г. до 75 тыс. в 1938 году» Н.Н.Бонцевич («Мы все были жертвами»: власть и общество в послевоенной Америке // Новейшая история. Дипломатия и политика в середине ХХ века. Сборник статей, 2001, с.112). Поэтому неудивительно, что в Америке появлялись такие союзники Советского Союза, как Гарри Уайт. Кстати, появлялись они и в других странах Запада. Прежде всего, на память приходит «кембриджская пятёрка» - ядро сети советских агентов в Великобритании. Речь идет о завербованных в 1930-х годах в Кембриджском университете агентах, которые впоследствии занимали высокие посты в британских спецслужбах и министерстве иностранных дел Великобритании. Вот эти агенты: 1) Ким Филби (Kim Philby) - кодовое имя «Stanley», занимал высокие посты в SIS (MI-6) и MI-5; 2) Дональд Маклин (Donald Duart Maclean) - «Homer», работал в министерстве иностранных дел; 3) Энтони Блант (Anthony Blunt) - «Johnson», военная контрразведка, советник короля Георга VI; 4) Гай Бёрджес (Guy Burgess) - «Hicks», военная разведка, министерство иностранных дел. Мнения о пятом члене команды расходятся, однако чаще всего называется Джон Кернкросс (John Cairncross) - министерство иностранных дел, военная разведка. Кстати, позднее этот агент перешел на работу в министерство финансов Великобритании, где у советской разведки до этого не было никаких источников (После разоблачения Филби, Маклин и Бёрджес бежали в СССР, Кернкросс и Блант остались в Англии, но не преследовались в судебном порядке). Бывший директор ЦРУ Аллен Даллес называл «кембриджскую пятёрку» «самой сильной разведывательной группой времён второй мировой войны». Все они были завербованы советским разведчиком австрийского происхождения Арнольдом Дейчем (1904-1942) на идейной основе. Кстати, даже те, кто настаивает на том, что Уайт был все-таки полноценным агентом советской разведки, признают, что его вербовка могла произойти только на идейной основе. Уже упоминавшийся выше биограф Уайта Бенн Стейл пишет: «Я нашёл в архивах Уайта рукописное эссе, написанное в 1944 году, где он осуждает лицемерие США в отношениях с СССР и восхваляет преимущества советского социализма». Стейл заключает: «Уайт и многие другие американские и английские государственные деятели считали тогда, что социалистическая экономика эффективна и мир развивается в её направлении». Сегодня, в 2014 году Россия начинает завоевывать некогда утерянный авторитет в мире. Она «набирает очки», прежде всего, благодаря дипломатическим, внешнеполитическим акциям. Это и активное участие в разрешении кризиса вокруг Сирии, и возвращение Крыма в состав России, и шаги в направлении евразийской экономической интеграции. Это необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы процесс усиления авторитета России в мире стал устойчивым. Нам необходимы серьезнейшие внутренние социально-экономические преобразования. Такие преобразования, которые бы позволили России продемонстрировать свое превосходство над загнивающим капиталистическим Западом. Более того, здоровая часть западного общества ждет от нас таких преобразований. И тогда, в этом можно не сомневаться, в тех же США появятся люди на всех уровнях власти, готовые помогать нашей стране. Как это делал Г.Уайт. Валентин Юрьевич Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шараповаhttp://ruskline.ru/news_rl/2014/06/17/kto_vy_doktor_garri_dekster_uajt/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #6 : 24 Июня 2014, 08:31:29 » |
|
Валентин КАТАСОНОВ Бреттон-Вудс-II и Джордж Сорос Выражение «Бреттон-Вудс-II» становится популярным, и каждый понимает эту туманную формулу по-своему. Одни ностальгируют по золотому стандарту, другие хотели бы вернуться к идее Джона Кейнса о создании и внедрении наднациональной валюты типа банкора или использовать в качестве таковой специальные права заимствования, которые в небольших количествах были выпущены МВФ в 1970 году. Третьи полагают, что Бреттон-Вудс-II будет принципиально отличаться от американского и британского проектов, обсуждавшихся в 1944 году, и что мир должен состоять из нескольких региональных валютных зон. Экспертное сообщество ввело понятие «Бреттон-Вудс-II» еще в конце ХХ века. В 1994 году в связи с полувековым юбилеем конференции был создан Комитет за обновление Бреттон Вудса, который возглавил некто Марк Узан. На официальном уровне идею «Бреттон-Вудса-II» первым высказал итальянский сенатор Оскар Петерлини. В разгар финансового кризиса в 2009 году Петерлини официально представил в итальянском сенате «Предложение о реорганизации международной валютной системы: новый Бреттон-Вудс». Документ был одобрен большим количеством депутатов верхней палаты. Хотя в документе ничего не говорилось о возврате к золоту, но обращалось внимание на необходимость контроля над выпуском денег, привязки их к реальным активам и товарам, а не к финансовым активам. Акцентировалось также внимание на том, что миру нужна финансовая система с фиксированными (постоянными) валютными курсами и запретами на свободное трансграничное перемещение спекулятивных капиталов. На проходивших в Вашингтоне в ноябре 2008 года и в Лондоне в апреле 2009 года встречах G-20, где обсуждались пути выхода из мирового финансового кризиса, также неоднократно звучало выражение «Бреттон-Вудс-II». В разгар финансового кризиса на форумах «Большой двадцатки», «Большой восьмерки», «Большой семерки» и им подобных делались радикальные предложения по перестройке мировой валютной и финансовой системы. Говорили даже о необходимости созыва всемирной конференции «Новый Бреттон-Вудс» на площадке ООН. Там предлагалось заключить ряд важнейших международных соглашений: 1) Всемирная экономическая хартия, основанная на предложениях канцлера Германии А.Меркель; 2) Глобальная энергетическая хартия, предложенная лидерами стран нетто-экспортеров энергоресурсов; 3) серьезные поправки в Устав ООН, включающие создание Совета финансовой безопасности. Однако как только гроза мирового финансового кризиса прошла, политические лидеры тут же забыли о проектах «Нового Бреттон-Вудса». В конце ХХ века возникла иллюзия, что мир может стать монополярным и управляться из Вашингтона. Под флагом глобализации шло построение Pax Americana. Однако сегодня Вашингтон теряет свое влияние в мире и повторения Бреттон-Вудса, скорее всего, не будет. Новый Бреттон-Вудс Джорджа СоросаВ то же время можно говорить о новом Бреттон-Вудсе как реанимации проекта Джона Кейнса, который 70 лет назад не был поддержан участниками конференции. Наиболее известным публичным носителем этого варианта Бреттон-Вудса выступает финансовый спекулянт Джордж Сорос. Еще в ноябре 2009 года, на пике мирового финансового кризиса, этот миллиардер заявил о подготовке конференции «Новый Бреттон-Вудс». В апреле 2011 года Сорос провел эту конференцию. Подробностей о ней не так много. Сорос потратил 50 миллионов долларов, чтобы собрать в Нью-Гэмпшире около 200 учёных, деловых людей и государственных лидеров под эгидой его Института нового экономического мышления (Institute of New Economic Thinking - INET). На встрече были такие знаменитости, как бывший председатель Совета управляющих ФРС Пол Волкер, бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун, лауреат Нобелевской премии и бывший вице-президент Всемирного банка Джозеф Стиглиц, известный экономист, директор Института Земли Джефри Сакс. Мероприятие Сороса в Бреттон-Вудсе было столь же секретным, как и заседания Бильдербергского клуба. Известно, что мероприятие проходило под лозунгами кейнсианства. Говорилось об особой роли Китая как полюсе мировой экономики и политики, о необходимости перехода к наднациональным деньгам и создания мирового эмиссионного центра (мирового центрального банка), о перестройке мировой финансовой системы. Джордж Сорос как рупор клана РотшильдовХорошо известно, что Джордж Сорос – ставленник Ротшильдов, их рупор. Через публичные высказывания и действия этого известного своими эпатажами финансового спекулянта можно составить некоторое представление о его хозяевах. Ротшильды – абсолютные космополиты, они не держатся ни за какую государственность в отличие от Рокфеллеров, которым нужна Америка, потому что на территории США находятся печатный станок и военно-промышленный комплекс, призванный его охранять. Если говорить о понимании мировых денег Соросом, то это, скорее всего, комбинация наднациональных денег и золота. Сорос неоднократно заявлял, что считает Китай моделью нового мирового финансового порядка вместо США. Сорос называл США обузой мировой экономики из-за дешевеющего доллара, отмечая необходимость новой мировой валюты в виде специальных прав заимствования МВФ. Сороса иногда принимают за сторонника идей Джона Кейнса, но это заблуждение, возникшее из-за того, что Сорос выступает критиком рынка, считая, что он не может быть саморегулирующимся механизмом. На самом деле Сорос против государства и государственного регулирования. Он сторонник регулирования экономики с помощью крупных корпораций и банков. Такое регулирование может дополняться регулированием со стороны наднациональных органов. Примерами таких органов могут служить институты Европейского союза, к созданию которых Сорос тоже приложил руку. Соросу нравятся Европейский центральный банк, Еврокомиссия и прочие органы европейской интеграции не потому, что они обеспечивают какую-то экономическую эффективность и улучшают жизнь людей, они нравятся ему потому, что они приближают смерть национальных государств, расчищая место монополиям и банкам. Джордж Сорос, не стесняясь, заявляет, что ему не нравится Америка. Нет, не потому, что она ведет разрушительные войны по всему миру. И не потому, что в ней велика социальная поляризация. И не потому, что в ее тюрьмах содержится более 2 миллионов человек, а еще 4 или 5 миллионов американцев осуждены на тюремное заключение, но гуляют на свободе, потому что тюрем не хватает. И не потому, что в Америке организовано тотальное прослушивание всех телефонных разговоров. Америка не нравится Соросу потому, что она всё ещё сохраняет слишком много атрибутов государственности. Поэтому Сорос выступил одним из главных спонсоров Обамы во время предвыборной президентской кампании. Этим объясняются и некоторые нелогичные на первый взгляд решения и поступки нынешнего хозяина Белого дома, возмущающие патриотов Америки… Если все называть своими именами, то Сорос – сторонник финансового капитализма. Того самого, о котором примерно век назад писал австрийский социалист Рудольф Гильфердинг, понимая под финансовым капитализмом банкократию, диктатуру банков. Эта модель общества очень напоминает единый концлагерь. Говоря о Соросе, можно также вспомнить еще одного человека Ротшильдов - бывшего исполнительного директора МВФ Доминика Стросс-Кана. Он так же, как и Сорос, недолюбливает Америку, доллар, работая на уменьшение роли зеленой валюты. Известно, в частности, что незадолго до того, как против Ливии начались военные действия в 2011 году, Стросс-Кан встречался с лидером Ливии М. Каддафи и поддержал проект введения региональной валюты - золотого динара. Что, естественно, вызвало неудовольствие хозяев печатного станка ФРС и послужило причинной скандальной отставки Стросс-Кана, а немного позднее – агрессии НАТО против Ливии. Новый мировой финансовый порядок «в широком культурном контексте»Ротшильдам не нравятся национальные деньги, это, с их точки зрения, анахронизм ХХ века, они мешают созданию мирового правительства. Чтобы поскорее избавиться от национальных денег, надо уничтожать национальное государство. А для этого следует по возможности расшатывать все культурно-нравственные устои общества. Наблюдения за тем же Соросом показывают, что этот миллиардер способствует культурному вырождению человечества. Сорос поддерживает права «угнетенных меньшинств» на аборты, атеизм, легализацию наркотиков, сексуальное просвещение, эвтаназию, феминизм, однополые «браки» и т.д. Он выступает за глобализацию во всех ее проявлениях, массовую иммиграцию, контроль над рождаемостью. Эти установки Сорос продвигает по всему миру через отделения своего Института открытого общества, действующего в 60 странах (совокупные расходы на деятельность института – около 600 млн. долл. в год). Пропагандистскую работу Соросу помогают вести многие другие ветераны политики, финансов, СМИ. Среди них можно назвать бывшего президента Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жака Атали. Поражаешься удивительному сходству идей Сороса и Атали. Оба – космополиты до мозга костей, оба уповают на организующую роль банков, оба рьяно нападают на остатки культуры и религиозности, оба говорят о необходимости мирового центрального банка и мировых вооруженных сил и т.п. Чувствуется, что у них - общий хозяин и заказчик. Не знаю, выходили ли разговоры в отеле «Маунт Вашингтон» в апреле 2011 года за рамки привычной повестки дня мировых финансовых форумов, но не вызывает сомнений, что «широко мыслящий» Сорос нацелен на разрушение основ традиционного общества. В своей программной статье, вышедшей еще за полтора года до конференции «Новый Бреттон-Вудс», Сорос писал: «Реорганизация мироустройства должна будет простираться дальше и вне финансовой системы». Миллиардер выражает мировоззрение своих хозяев, для которых деньги, финансы, валютные курсы, золотые фиксинги, ценные бумаги, кредиты, производные инструменты, биржи и прочие атрибуты современной финансовой системы – всего лишь средства, а целью является мировая власть. http://www.fondsk.ru/news/2014/06/24/bretton-vuds-ii-i-dzhordzh-soros-28051.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|