Мост, ведущий к БогуАрхимандрит Иустин (Пырву)Бегство от себя Архимандрит Иустин (Пырву) Человек бежит от себя из страха: он боится суда совести за всё произошедшее в нашем мире, мире в целом, в минувшем [XX] веке. Светлые люди, у которых на совести нет грехов, которые никому ничего не должны, никогда не торопятся, они останавливаются и разговаривают с каждым: с соседями, братом, матерью. У них имеется время и для больного, и для бедного, и для нуждающегося в совете, помощи. Тогда как те, у которых на душе что-то есть, кто охвачен страстью постоянного собирания вещей без меры, – это истинные больные нашего времени. С ними невозможно говорить нормально, у них всегда что-то на уме, они постоянно подсчитывают, но не по мерке Божией, а лишь по мерке человеческой.
Ошибка брата Мы должны следовать примеру Спасителя, взявшего на Себя грехи всего человечества: когда видим, что брат наш совершает ошибку, не будем торопиться бросить в него камень, а прежде всего сочтем себя виновными в этой ошибке, а это значит понести слабости брата, и так ему станет легче. Бог больше всего любит этот вид жертвы, и нет венца большего, чем за это, потому что Господь сказал так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – это первая и великая заповедь. А вторая подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»[1]. Однако не станем думать, будто мы, если мы непотребны душой, сможем помочь сегодняшнему непотребному обществу.
Отсутствие любви В падении человека из нашего окружения виновны и мы, бесспорно. Ты не любишь Бога, если не любишь ближнего своего. В зле, происходящем в мире, виноват каждый из нас, если мы с равнодушием смотрим на то, что происходит с нашим соседом, братом, другом, супругом, отцом; тогда мы не можем ждать и того, что кто-нибудь протянет нам руку, и тщетно ждем помощи от Бога. Святой евангелист Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Его любовь до того совершенства достигает в нас, что мы будем иметь дерзновение в день Суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (ср.: 1 Ин. 4: 16–17).
Действие диавола Вы видели, как наш крестьянин ведет свинью на заклание? Он выводит ее из хлева, бросает ей немного зерен кукурузы. Свинья поддается на уловку и идет вперед. Он еще раз бросает ей зерен, свинья делает еще несколько шагов. Так, от обмана к обману, свинья подходит к месту заклания. Так и диавол издевается над многими из нас, так обманывает нас, чтобы мы сошли с правого пути. Прельщает зернами мирских удовольствий, ничтожными мелочами, ерундой. А мы добровольно следуем за ним…
Дела Только то, что не нравится тебе с первого взгляда, укрепляет твою душу и терпение, готовит тебя к жизни избранных…
Ложное образование Если бы, дорогие мои, сократилось всё это ложное образование компьютером, дикая цивилизация телевизора и интернета, было бы хорошо, потому что всё это порождает в человеке люциферическую гордыню, такое превозношение, будто выше него уже нет ничего. Я не против компьютера или телевизора. Но то, как их используют, сколько и когда ими нужно пользоваться, – вот что меня беспокоит. Если бы, не дай Бог, сегодня потребовалось призвать молодых людей на защиту родины, не знаю, сколько их пойдет с оружием в руках, чтобы отдать свою жизнь за идеал. Почему? Потому что у людей больше нет ничего: ни родины, ни семьи, ничего. А как они у них будут, если все ничего больше не хотят, как только уехать в Канаду?
Усилие во спасение В этом мире действует и диавол!.. Не будем мнить, будто спасение, внутреннее равновесие, душевный мир приобретаются без всяких усилий. Чем больше усилие спастись, чем больше искушений, тем больше и вознаграждение истинного христианина.
Надо всегда видеть ад, чтобы знать, где рай У одного монаха на стене кельи висела картина, изображающая адские мучения. Утром и вечером, днем, каждый раз, когда мог, он смотрел на эти изображения, думая о том, что видел, и укрепляя себя перед лицом искушений. Он и других убеждал делать так же, говоря:
– Человеку надо сходить умом в ад, чтобы убедиться в его ужасности, пока он жив, ибо если он после смерти сойдет туда, то уже не сможет выйти. Кто забывает об аде, тот с легкостью ввергается в него!
Сенсационное Наш человек ищет сенсационного. Если что-нибудь не кажется ему из ряда вон выходящим, раздутым, лживым, он даже не обращает на это внимания.
Архимандрит Иустин (Пырву) Святость человека В человеке столько святости, сколько в нем молитвы. Человек получает святость в крещении и может умножить ее делами. Через руку человека, подающего нищему, и руку нищего, принимающего кусок хлеба, образуется мост, ведущий к Богу. Мост этот хрупок вначале, но неотступностью можно сделать его прочным.
Смирение и гордыня Смирение – риза Божества, а гордыня – риза диавола. Чью ризу мы надеваем, тому и уподобляемся. Но интересно то, что, как бы далеко они ни были одно от другого, человек может в одно мгновение соскользнуть из смирения в гордыню.
Страдание ближнего По учению Церкви, все мы, верующие, являемся частями тела одной Церкви, Глава которой – Христос, а мы – члены этого тела. Мы все – члены друг другу, как говорит апостол![2]
Все мы крестились одним Духом и в том же теле воскреснем. Поэтому мы должны заботиться о других наших членах, потому что если ломается один из них, то тело страдает. Кто остается равнодушным к страданию ближнего, у того не всё в порядке. Духовным является такое состояние, в котором ты, считая себя ниже всех, видишь в себе падение всего человечества. То есть каждый из нас несет на себе вину всех и все несут вину одного. И это наилучший путь помочь ближнему – прежде всего считать себя грешнее всех, потому что это правда!
Душа Только в примирённую душу вмещается сразу весь мир, а в душу ожесточенную, унылую, взволнованную не вмещается ничего.
Техника и супертехника Я понял, как опасна эта супертехника, если она не понята как следует, если человек не удерживает над ней власть. Ведь человек из манипулирующего техникой становится манипулируемым, становится рабом. Как она незаметно меняет тебя!..
Месяц тому назад, я вроде уже говорил вам, я присутствовал на некоторых актах спектакля, поставленного в тюрьме Даном Пуриком[3]. Это был спектакль, который Дан Пурик играл специально для того, чтобы я его увидел. Я пробыл час с лишним там, в соседней камере, перед телевизором. И когда вошел сюда через час с лишним, я уже был совершенно чужим: у меня уже не было моих вещей, икон, стола, книг, у меня не было ничего, господин, я был чужим. «Разве это я? И это моя комната?» Мне потребовалось минут пять, чтобы вернуться в себя и занять свое нормальное место.
И теперь отдаю себе отчет в том, что происходит с бедными малыми детьми, которые день и ночь сидят, разинув рот, перед телевизором, компьютером. И ты видишь, как они деформируются, меняются, как уже не видят реальность такой, какая она есть: они видят ее такой, какой ее преподносят им! Этими средствами людей дрессируют, а потом с ними можно делать всё что хочешь.
Архимандрит Иустин (Пырву) Телевизор Когда мать сидит перед телевизором по три-четыре часа с ребенком на руках и смотрит всю эту бесовщину, то как этот ребенок получится здоровым? Он станет модифицированным человеком, вдохновляющимся только тем, что видит по телевизору.
Молодежь Молодежь методически заражают идеей насилия, молодежь методически разрушают, начиная с ее чувствительности, с души. Если мы не будем заботиться о нашей молодежи, то будем горько раскаиваться в этом спустя какое-то время. Молодежь – это как инвестиция в будущее. Если ты хорошо инвестируешь в талант, то будешь хорошо жить в старости. А если плохо инвестируешь в талант, то ответишь за это.
Поэтому знамения будущего можно прочесть в поведении нашем и нынешней молодежи. За то, что мы не сориентировали ее, молодежь будет судить нас через какое-то время. А что мы им скажем? Что не знали? Что нас это не волновало? Извинениями не исправишь того, что испортил от эгоизма, глупости или безразличия.
<...>
Соседи Если вы можете себе представить, что два человека ругаются только из-за того, что дым из трубы выходит определенным образом, и отсюда начинаются процессы, суды, ненависть, то вы понимаете, как хрупки отношения между людьми, как слаба их вера в действительности! Какая дистанция между этим и тем, что сказал один святой отец: «Ни разу я не ложился спать, имея что-нибудь против кого-то, и никого не оставлял лечь спать имеющим что-нибудь против меня. Насколько мог».
Зрение грехов Святые отцы говорят, что больше силы у того, кто видит свои грехи, чем у того, кто воскрешает мертвых. Такого боятся все демоны, потому что ты можешь иметь все добродетели, но если у тебя нет смирения, они тебе не пойдут на пользу. Если мы не живем в Духе, мы не можем ни своих грехов видеть, ни любить ближнего, чтобы не осуждать его. Сегодня потому так много разделений, что мы живем одними похотями мира сего и даже не осознаём, как мы далеки от Евангелия. Потому что если бы мы действительно осознавали это, то душа у нас больше болела бы из-за собственного бревна, чем из-за сучка брата.
Архимандрит Иустин (Пырву) Жизнь – это пригоршня цветных камушков Смерть не является ни концом, ни началом, а скорее завесой, разделительной стеной между здешней жизнью и тамошней. Кто мертв душой, кто не позаботился о своей душе, те путем этой земной смерти перейдут в смерть вечную, то есть в вечные муки адовы, от которых да сохранит нас благий Бог. А кто был жив душой, поддерживая в себе пламя веры, те перейдут путем этой телесной смерти в жизнь вечную, в блаженство рая.
Один человек нашел на берегу реки большой кошелек с цветными камушками. Он взял его и стал бросать их в воду, запускать в птиц, летающих над головой, забавлялся, закидывая их, куда попало. И вот когда у него оставалось всего два-три камушка, которые он тоже уже хотел зашвырнуть без всякой пользы, встретился ему сосед. Он посмотрел на камушки и затем сказал:
– Откуда у тебя эти камушки? Они же очень дорогие!
Узнав это, наш человек кинулся отчаянно искать брошенные им бесцельно камушки, но уже трудно было вернуть что-нибудь назад.
Так поступаем и мы с днями нашей жизни. Каждый день человека, каждая неделя, каждый месяц, каждый год – это сокровища, которые мы выбрасываем непредусмотрительно, а однажды потеряв, их уже нельзя будет вернуть.
Жизнь человека Человек живет не для себя, человек благословлен жить для другого. Живя для другого, ты живешь для себя.
Жизнь ради удовольствий Кто гонится за удовольствиями, тот должен знать, что они превращаются в банальность, люди начинают видеть себя такими, какие они есть, без любви, критически, даже начинают ненавидеть друг друга. Так портится жизнь, распадается брак. А почему?
Надо немного взглянуть на то, когда обвенчались эти люди. Может, в недозволенные дни, может, даже в пост? И почему этот ребенок родился с уродливой ножкой? Почему он родился с безобразной головой? Потому что человек больше не держит пост, молитву, человек больше не соблюдает праздников, воскресных дней, Пасху, Богоявление и уходит в этот алкогольный мир, составляющий еще одну беду нашего общества, нашего христианства!
Потому и молодежь, живущая в настоящее время, в большинстве своем страдает от этой умственной болезни, называемой по-современному ограниченными возможностями. И эти наши современные ограниченные возможности мы никоим образом не излечиваем в мире медицины. Это невозможно. Сейчас столько школ и интернатов, в которых бедные учителя, воспитатели и педагоги бьются над тем, чтобы выкинуть что-то из этих голов, вставших на кривые дорожки. Но что ты тут выкинешь, дорогой мой, что ты тут сделаешь?..
Враг Если враг застает тебя витающим умом в вещах неполезных, в вещах неподобающих, тогда диавол усаживается в твоем уме и гонит тебя куда попало.
Газеты Люди читают газеты, живут ими, но там полно всего что хочешь и чего не хочешь! Если ты внимаешь им, то тебе кажется, что в этом мире действует один только враг! Лишь изредка можно найти какую-нибудь затесавшуюся то тут, то там статью, которая еще говорит правду, глубоко, а всё остальное – словно карикатура на жизнь, для которой поставил нас Бог.
Из книги: Părintele Iustin Pârvu. Daruri duhovniceşti [Отец Иустин (Пырву). Духовные дары] / Adrian Alui Gheorghe. Piatra Neamţ: Editura Conta, 2007. Архимандрит Иустин (Пырву),
собрал Адриан Георге
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
23 июня 2014 года [1] Мк. 12: 30–31.
[2] См.: Рим. 12: 5; 1 Кор. 12: 12–27; Еф. 4: 25.
[3] Дан Пурик (р. 1959) – румынский актер, мим, театральный режиссер, публицист, широко известный за рубежом. Лауреат Большой премии ЮНЕСКО за вклад в культурное развитие (2002), автор книг «Кто мы» (2002), «Человек красивый» (2009), «Будь достойным!» (2011), «Румынская душа» (2013). http://www.pravoslavie.ru/put/71616.htm