EVG
Гость
|
|
« Ответ #1 : 13 Августа 2014, 17:10:37 » |
|
(продолжение)
А.С.: Было желание поучаствовать в преображении России, в возвращении страны на исконный путь развития...
З.Ч.: Да, они возвращались, чтобы, как говорил мой отец, «бросить камешек в это застойное болото, чтобы пошли круги, и зашевелилось что-то». Они ехали привносить в общество, в котором выхолостили все национальное и традиционное, то, что они сохранили в своей жизни, – те традиции и обычаи, которыми жила Россия до революции. Вот такое было ощущение...
Но реальность оказалось другой. Как я говорил, отца арестовали в 1949 году, а нас – семью врага народа – сослали в южный Казахстан. Только в 1956 году отец вернулся из лагеря, его реабилитировали, а следом и нас. Я это уже хорошо помню, мне тогда было 14 лет. Я помню вопрос, который часто задавали отцу, приходившие в гости люди: «Не жалеете ли вы, что вернулись?». И я навсегда запомнил ответ моего отца: «Когда я думаю о том, что я принес страдания моим детям, меня, конечно, одолевают сомнения, и я чувствую вину перед детьми, думаю, что я зря приехал. Но я ведь знал, что происходит за "железным занавесом", который,конечно, был не герметично железным, сведения все-таки приходили о том, что происходит в стране. Знал, что расстреляли брата. А я в это время, хотя и испытывал определенные лишения эмигрантской жизни, но все-таки жизнью не рисковал, был на свободе. Поэтому я всегда чувствовал свою вину, что я не разделяю судьбу моего народа, который сейчас страдает, терпит лишения... Теперь я испил из той же чаши! Теперь я могу спокойно жить, а мои дети могут свободно ходить по родной земле».
Вот чем он утешался! Это – свидетельство любви к Родине, к родной земле, к своему народу. Такое просветленное патриотическое чувство, которое питалось из православного миропонимания, из убеждения, что только через покаяние, через преодоление трудностей и горестей приходит спасение. Это я хорошо запомнил, поскольку в детском возрасте мы чище, мы яснее смотрим на многие вещи.
Может быть поэтому мне и удалось прожить в СССР внутренним эмигрантом. Советская идеология для меня была чужой, но у меня было много друзей во время учебы, работы, и этих отношений мне хватало для полноценной жизни. Конечно, в юности мне иногда жалко было, что я не могу участвовать в каких-то комсомольских походах, мне тоже хотелось с ними пойти, но меня не пускали, поскольку я не вступал в комсомол. Но дефицита общения у меня никогда не было, у меня были полноценные отношения с друзьями.
А.С.: А ваша семья общалась с теми, кто тоже вернулся в СССР в 40-е годы?Сложилась какая-то особая эмигрантская среда здесь?
З.Ч.: Общались, конечно. Правда, когда нас сослали, общение со всеми прекратилось, но после возвращения продолжилось. Я был очень дружен с Павлом Александровичем Кутеповым, сыном знаменитого генерала Кутепова, он фактически на руках у меня умер, мы его отпевали в храме Адриана и Наталии на Ярославском шоссе. С Кривошеиными общались. Но с ними были сложные отношения, они тяготели к диссидентству.
Но особой среды не сложилось, чтобы так в одном соку вариться. Так где-то когда-то встречались. Нас связывали общие воспоминания, не более. Кастовости такой закрытой не было.
А.С.: Вы были диссидентом в советское время?
З.Ч.: Нет, никогда. Диссиденты, хотя они были разными по темпераменту и поведению, были одинаковыми в своих прозападнических настроениях. А те, кто вернулся из эмиграции, прекрасно знали, что такое реальный Запад, видели его духовную деградацию. Поэтому нас на этот крючок было не поймать. В диссидентской среде было принято не верить советской пропаганде про загнивающий Запад (помните, сколько было анекдотов, «как пахнет загнивающий Запад», например), но мои родители реально знали, что это – правда, только Запад тогда деградировал духовно, а не экономически или политически.
А.С.: Сейчас-то мы это видим воочию...
З.Ч.: Сейчас уже всё открылось, но и тогда это знали те русские, кто там жил и знал Европу не понаслышке. Поэтому диссиденты в классическом варианте – Щаранский, Сахаров, Боннэр и проч. – были мне чужды.
А.С.: Но Вы были все-таки во внутренней эмиграции. Видимо, Вам ближе была позиция таких людей как Владимир Солоухин, писатели-деревенщики?
З.Ч.: Солоухин был моим другом, мы были знакомы с ним с 1966 года, когда вышли его «Черные доски». Мы задружились тогда на всю жизнь, были с ним очень близкими друзьями. У нас было много общего. Он не принимал советскую действительность, но не принимал и наших либералов. Те пытались заполучить его в свои ряды. Он мне рассказывал, как уже во время перестройки с коллегами по цеху либеральных взглядов они сидели в ЦДЛ, выпивали, разговаривали. Те говорят Солоухину, что, мол, вот судьба нас свела. А он им в ответ: «Не обольщайтесь. Вот представьте, мы с вами на вечеринке засиделись до двух ночи в гостях, уходим, идем все вместе в сторону стоянки такси, поскольку метро не работает. Так вот то, что мы идем в одну сторону вместе – не значит, что мы вместе. Вот сейчас дойдем и разъедемся в разные стороны». Он всегда подчеркивал свою дистанцию от диссидентов. Но когда некоторые советские патриоты упрекали его в том, что он не поддерживает их позицию, он отвечал им: «Меня обратно в стойло не заманишь никогда».
А.С.: Вы знакомы были со многими представителями так сказать «патриотической оппозиции» коммунистической власти. Почему эта «патриотическая партия» не сформулировала какую-то политическую программу. Ведь в итоге, когда Советский Союз рухнул, то единственной силой, которая имела внятно артикулированную политическую программу, оказались как раз наследники диссидентов, либералы. И мы потеряли великую страну. Как-то обсуждался этот вопрос: какой должна быть будущая Россия после падения советской власти?
З.Ч.: К сожалению, надо признать, что зло всегда активнее и сплоченнее. В этом вся беда. К тому же либералов всегда объединял и материальный интерес, они знали, где самый короткий путь к кормушке. Именно поэтому бывшие лектора Общества «Знание», которые по всему Союзу ездили и читали лекции про марксизм, про научный коммунизм, про победу социализма и т.п., вдруг быстро перекрасились и стали ура-демократами, громче всех кричали лозунги. К сожалению, так всегда бывает, – те люди, за которыми стоит правда, не умеют выдвигать прагматичные цели.
Поэтому самое большое, что смогли сделать эти люди – защитить здание Союза писателей на Комсомольском проспекте. Я был участником этого «сидения» вместе с моими друзьями-писателями, в том числе и с Солоухиным... Выпили много водки, но здание отстояли. Либералы засылали туда своих эмиссаров. Было три попытки захвата. Но потом решили, что лучше с нами не связываться, испугались, решительного штурма не было. Так мы до конца там просидели, пока они не оставили нас в покое.
А.С.: Да, это был своего рода символ сопротивления...
З.Ч.: Ну да. Несомненно, мы были горды, что мы такое совершили. Но такой пассионарности у правильного русского национального движения не было, а вот у неправильного она была. «Неправильные» они опять-таки прагматичнее.
А.С.: Сегодня снова обостряются идеологические споры. Подхлестнула эти споры теперь уже знаменитая «Валдайская речь» В.В.Путина. Президент открыто сказал о необходимости выработки идеологии будущей России, которую он назвал «идеологией развития». Но пока до идеологического единства нам далеко. Вновь вспыхнули споры идеологий ХХ века. Одни говорят, что после падения советского проекта наступило время реставрации, что нам нужно возвращаться к традициям дореволюционной России, при этом, чаще всего речь идет, правда, о реставрации идей феврализма, о реалиях эпохи Временного правительства. Другие, как, например, актер-политолог Сергей Кургинян, говорит, что нам надо создавать новый советский проект, СССР 2.0, для чего зовет вернуться к наследию Маркса и Ленина. Что Вы думаете об этом?
З.Ч.: Это – конечно крайности.
Начну с последнего. Идеи, которые высказывает этот нерукопожатный господин [имеется в виду С.Е.Кургинян.– Ред.], – это полный бред. Я не верю в его искренность, он – просто искусный манипулятор. Он эксплуатирует патриотические чувства молодых поколений. Особенно разочарование тех, кого называли «поколением, выбравшим пепси».
В 90-е годы минувшего века я больше всего тревожился, когда видел у 18-летнего юноши пламенный взгляд на Запад, где он видел идеал, мечту. Этот символ – выбор пепси – для меня был очень тревожным. А сейчас я смотрю на этих людей, теперь им по 35-40 лет, и вижу, что у них уже нет этого очарования Западом.
Однако вместо этого появляется идеализация советской эпохи, когда не было бомжей, когда люди не умирали от голода, когда каждый мог получить минимум здравоохранения. В конце концов, когда можно было гордиться великой Державой, когда молодежь воспитывали в традициях патриотизма (пусть и с примесью коммунистической идеологии).
Вот эти настроения и эксплуатирует этот нерукопожатный господин. Он, судя по всему, человек хитрый, не лишенный ума и предприимчивости. Поэтому решил заработать на этом политический капитал, а может быть, и не только политический, но и вполне конкретный. Короче говоря, на мой взгляд, он совершенно неискренно толкает идею «советского реванша».
Кстати, схожие идеи высказывает и писатель Александр Проханов, но он делает акцент на идее советской империи, которой можно гордиться. Он, кстати, и не призывает буквально восстанавливать советскую империю, он говорит, что надо, опираясь на это наследие, строить новую империю. А этот говорит: давайте реконструировать то, что было. Вот Проханову я верю, он искренен. А этот лжив. Тут принципиальная разница.
Кстати, я узнал из интервью Саши Бородая, что этот господин сказал что-то дурное про Игоря Стрелкова. Бородай даже сказал, что хотел набить ему морду. Так и сказал открыто, я сам слышал... Зная очень хорошо Бородая, я удивился. Оказалось, что этот господин обвинил в предательстве Игоря Стрелкова за прорыв из Славянска. То есть не пойми кто обвиняет настоящего, героического человека в предательстве! Это уже ниже плинтуса, что называется! После этого я бы с удовольствием присоединился к Бородаю в его намерении, но только брезгаю прикасаться к этому существу, он ведь даже на расстоянии брызжет слюной (смеется).
Я ведь лично знаю Игоря Стрелкова, а Сашу Бородая я вообще знаю с пеленок, что называется. Мы были очень близкими друзьями с его отцом Юрием Мефодиевичем Бородаем, крупным философом, доктором наук. Сашу я знаю с малых лет, с умилением наблюдал за его взрослением. Он был еще совсем юным мальчиком, когда у него скончались родители. Потом он закончил Московский университет, после чего поехал на войну. В обе чеченский кампании был корреспондентом газеты «Завтра». Я с гордостью читал его фронтовые записки, – невероятно талантливо и умно. Вообще, Саша – замечательный человек, чистый сердцем, умница, очень преданный друг. У меня есть тетка уже преклонных лет, которая тоже дружила с его родителями, так он до сих пор ее регулярно навещает, привозит ей какие-то подарки и печется о ее здоровье. Это – настоящий, подлинный человек, по-русски доблестный и великодушный.
Именно Бородай меня познакомил со своим самым близким другом Игорем Стрелковым, с которым судьба сдружила его на чеченской войне.
Кстати, в 1996 или в 1997 году мы с отцом Тихоном (Шевкуновым) полетели в Чечню, в Ханкалу, повезли туда гуманитарную помощь нашему воинскому контингенту. Это был подарок к Пасхе от прихожан Сретенского монастыря. Надо сказать, что тогда народ жил бедно, и я наблюдал просто душераздирающие сцены, когда люди приносили последнее, чтобы помочь своим воинам. А главный подарок отец Тихон привез в виде своего хора, который великолепно поет, причем, не только духовные песнопения, но и замечательные русские народные песни. И эти песни слушали в Ханкале наши генералы, офицеры и солдаты. Когда пел хор Сретенского монастыря прямо на поле в Ханкале, многие рыдали. Эти люди, которые каждый день смотрели смерти в глаза, плакали, слушая русские песни! Этого я никогда не забуду...
Мы жили там два дня вместе с генералами, а там были представители всех служб – ФСБ, МВД, Министерства обороны. И вот как-то после ужина мне несколько генералов рассказали про доблестного офицера Стрелкова, который помимо того, что сражается как рыцарь, еще и потрясающий стратег, и они очень ценят его советы. Поэтому, когда меня познакомил с ним Саша Бородай, я уже был подготовлен.
Игорю, кстати,приписывают некую белогвардейскую позицию. Но это не имеет никакого отношения к идеологии. Он – продолжатель традиции Белой гвардии как традиции верности присяге, трепетного отношения к чести офицера. Для него это главное. И я полностью разделяю эту точку зрения. Вместе с тем он понимает, что два раза в одну реку не войдешь. Он не является сторонником какой-то партийной белогвардейской идеи. Для Стрелкова важен рыцарский дух белого движения, о котором прекрасно написали Марина Цветаева и Михаил Булгаков.
А.С.: В советском офицерстве времен Великой Отечественной войны это ведь снова проявилось.
З.Ч.: Проявилось сполна...
А теперь о феврализме. Хотя мои предки воевали в Белой гвардии, я никогда не смогу простить белым, что они не выдвинули монархического лозунга. Даже Троцкий признавал, что если бы белые выкинули лозунг восстановления монархии, большевики бы и двух недель не продержались, потому что сознание народное было еще по инерции с царем.
Выскажу даже крамольную по нынешним временам мысль: России феврализм обошелся бы дороже, чем октябрьский переворот. Казалось бы – парадокс, поскольку февралисты выглядят вегетарианцами по сравнению с большевиками. Я прекрасно знаю историю революции и Гражданской войны, когда большевизм буквально рьяно накинулся на все русское, помню о тех реках жертвенной крови, которая вопиет к небу (в ней есть и кровь моих родственников). Но я понимаю, что если бы не было октября с его зверствами, то нас как народа уже не существовало бы, нас растлили бы по одиночке. Именно в феврализме я вижу главную трагедию России, главную опасность для народного бытия. Ведь, октябрь – это следствие февраля, не только по хронологии, но и по сути. Я преклоняюсь перед исполнением своего воинского долга белыми воинами, перед их доблестью и честью. Но я далек от того, чтобы идеализировать Белое движение. Есть такой историк Сергей Волков, который специализируется на Белом движении, он – настоящий апологет белой идеи. Я ему все время говорю: «Сергей Владимирович заканчивайте Вы эту борьбу с советской властью. Это сегодня уже мифический враг, советской власти нету больше, оставьте ее в покое. У нас других врагов сейчас расплодилось немало». Но эти люди и слушать не хотят, а это не разумно...
Я занимаю другую позицию, я с теми, кто пытается закончить Гражданскую войну в умах. Меня спрашивают люди, которых я давно знаю, к которым хорошо отношусь и даже люблю: так на чем же нам объединяться? Что может быть общего у меня с теми, которые поклоняются советскому периоду? Я отвечаю, что решение этой проблемы возможно только на почве Православия. Если ты православный человек, и видишь, что ты прав, что истина за тобой, то ты как раз и должен первым протянуть руку и забыть. Мы должны понять, что нас разделяют не разные точки зрения на нашу историю, это – вторично, а первично то, что нас разделяет грех. Грех – причина разделения, вот нам и надо перестать быть друг против друга, потому что это – грех. Как преодолеть грех разделения? По-православному! Ты знаешь, что ты прав, но снисходительно и без осуждения воспринимаешь точку зрения своего политического оппонента. Таким образом ты сеешь семена мира и нейтрализуешь грех розни, грех противостояния. Вот тогда что-то получится.
К сожалению, пока в обществе много тех людей, которые продолжают сеять семена розни. Одни при этом преследуют сугубо корыстные интересы. Другие просто попадаются на удочку тщеславия, им приятно слышать ура-патриотические лозунги...
А.С.: Хочу вернуться к фигуре Игоря Стрелкова, которого Вы, как выяснилось, неплохо знаете лично. Понятно, что он – боевой офицер, каких,наверное, немного в нашей армии, поскольку он прошел многие «горячие точки». Но в связи с событиями в Новороссии он становится уже и политической фигурой. Может быть, вопреки собственному желанию. Это вполне естественно. Но вот какую опасность я вижу. Некоторыми деятелями националистического направления предпринимаются попытки «раскрутить» Стрелкова, противопоставив его Президенту Владимиру Путину. Вот он – вождь народа, а Путин «сливает Новороссию», поэтому мы все должны поддержать Стрелкова. Такая нехитрая мыслишка подбрасывается обществу. Но цель ее вполне даже хитрая – расшатать власть в России и помочь американцам убрать Путина из власти, последствия чего будут катастрофичны для России. На этом, кстати, спекулирует тот самый «нерукопожатный Кургинян», который заявляет, что он защищает Путина от Стрелкова. То есть мы и тут видим, попытку столкнуть лбами патриотических политиков, разделить людей во власти. Вы знакомы со Стрелковым, общались с ним. Как Вы считаете, поддастся ли он на льстивые речи в патриотической упаковке? Сумеет ли разглядеть провокацию националистов, которые, кстати, заявляют о своих симпатиях к белой идее?
|