Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 22:22:05  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Шёлковый путь культуры  (Прочитано 1576 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 06 Сентября 2014, 18:34:04 »

Шёлковый путь культуры

Выступление на встрече писателей Азии и Африки 3 сентября 2014 года в Союзе писателей России



Уважаемые коллеги, собратья по литературному делу, сотоварищи по служению литературе и культуре наших стран!

Много лет назад в странах Азии, Африки и Латинской Америки существовало и мощно развивалось движение солидарности писателей этих трёх континентов.

Оно сыграло большую роль в самоопределении сил национального самосознания, развития традиционных культур этих стран.

Лучшие представители писательского мира Азии и Африки перестали себя считать второстепенными, следующими вслед за европейскими странами и Америкой. Журнал «Лотос», издаваемый этим движением, его премии и распространение через местные организации и газеты сделали это движение заметным и влиятельным явлением в мире.

С тех пор прошло немало изменений в этих странах. Кое-где произошли «цветные революции», которые, в основном, не принесли облегчения этим странам. Чужая иностранная военная сила приносила не освобождение от диктатур, а новые следы бед, лишений и разрушения. Становилось яснее, что мир не может быть однополярным, в том числе и в области культуры и литературы. В 2010 году в Каире состоялась встреча писателей стран Востока. Ведущие организации Азии и Африки, Всеарабский союз писателей, Всеафриканский союз писателей, Союз писателей Египта, Союз писателей Сирии, Союз писателей Индии и Союз писателей России подписали соглашение о намерении создания организации или единения движения солидарности писателей Азии и Африки. К этому намерению присоединились писатели Палестины, Иордании, Ганы, Ирака. Надо отдать должное руководителю Всеегипетского союза писателей, доктору Мухаммеду Сальмави, он же президент Всеарабского Союза писателей и литераторов. И этот Союз писателей поставил тогда в центр обсуждения литературу классиков, её действительно непреходящую ценность, творчество. Мы были впечатлены тем, что вопросы творчества литературных смыслов обсуждались как в университете, так и в Академии наук, в аудитории Национальной библиотеки. Наши специалисты (доктора наук Кирпиченко, Волкова) показали, сколь всепроникающими в мир могут быть явления литературы.

Появление тогда на встрече палестинского поэта Махмуда Дервиш, борца сопротивления, к сожалению, ушедшего из жизни, было встречено аплодисментами, а проводы многолетнего председателя Всеарабского союза писателей, профессора Али Окля Арсана сопровождалось наградами и надеждами на лучшее будущее.

Да, многое изменилось на этом витке единения. Колоссальную роль играет Союз писателей Вьетнама. Что касается Союза писателей России, то мы высоко ценим наши связи с вьетнамскими писателями, их постоянное присутствие в нашей литературной жизни, обмен делегациями, выпуск совместных изданий. Недавно у нас была делегация вьетнамский писателей, которая закончилась вечером дружбы и песни, что было отмечено в центральной газете «Слово». И мы с удовлетворением встречаем делегацию Вьетнама во главе с Нгуен Куангом Тиу, зам. председателя СП Вьетнама, первым зам. генсека АППА, известным поэтом.

На двухсторонней основе постоянно проходят встречи, обмен делегациями, выход совместных изданий с Китаем (КНР). Особенно памятна встреча большой делегации СП России в 2000 году в Китае, где главы делегаций выступали в Пекинском, Тянзинском и Шанхайском университетах. Пребывание в городах Чукден, Кантон, Сючжоу. Очень важной была встреча с переводчиками с русского языка на китайский. Министерство экономического развития (Банк), посольство учредило медаль М. Горького за лучшие переводы, которые с удовлетворением были встречены переводчиками, а мы благодарим наших коллег-переводчиков.

Наверное, такие встречи, массовые и индивидуальные, проходили во многих странах. Давние контакты у нас с индийской литературой (как говорится, с того знаменитого летописного сочинения XV века «Хождение за три моря» Кузьмы Индикопрова про тверского купца Афанасия Никитина).

Запомнился, например, подарок писателей России — памятник и бюст великого русского писателя А.С. Пушкина. За последние годы он был установлен в столице Вьетнама Сайгоне, несмотря на тяжёлую и даже опасную обстановку, в Багдаде, на Красном море, на центральной площади государства Эритрея, на открытии которого был президент этой страны, а на открытии памятника в Южной Корее в г. Сеуле присутствовал президент РФ В.В. Путин и высоко оценил это взаимное рукопожатие.

В 2012 году Ассоциация писателей Азии и Африки в здании Каирской оперы окончательно была создана при участии писателей 30 стран. Позднее были избраны руководящие органы во главе с генсеком Ассоциации Мухамедом Сальмави (Египет) и председателем конференции Али Джавадом (Индия). Первым зам генсека стал поэт, зам. председателя СП Вьетнама Нгуен Куанг Тиу.

Для нас в России встреча с бюро организации Ассоциации писателей Азии и Африки, с писателями Азии и Европы не встреча с писателями чисто экзотических и дальних стран. Нет. Россия, с самого своего основания, располагаясь на двух континентах Азии и Африки, явилась мостом для многих культур Запада и Востока, где соединялись важнейшие мировые цивилизационные потоки. На эту историческую, географическую ситуацию накладывался ещё и нравственный характер русского народа. Тут более чем актуально звучат слова Ф.М. Достоевского о том, что у русских есть умение понимать и принимать другие народы (Россия сохранила на своей территории более ста народов и народностей).

Истоки, которые были у русской цивилизации, Византийская культура Переднего Востока, исламский и арабский фактор (включая народы, исповедующие ислам на территории России), мощные потоки китайской и индийской цивилизации и др.

Да, вот недавнее событие, прошедшее в этом зале. Здесь презентовался пятитомник казахской литературы, выпущенный эталонным издательством России «Художественная литература» и казахскими государственными и писательскими силами. Это происходило уже в рамках новой объединяющей силы на просторах Азии и Африки — ЕВРОЗЭСа (европейско-азиатского сотрудничества), которая, как мы надеемся, будет расширять такое сотрудничество в области литературы и культуры.

Случившийся недавно факт — создание полноценной экономической организации в мире из представителей государств Индии, ЮАР, Китая, Бразилии и России (БРИКС) — говорит о том, что во всём мире крепнет уверенность в невозможности создания мира на основе однополярной модели.

Как говорил один русский философ: «Множество в единстве», так и сегодняшние очаги культуры единичны в своём облике и тоже соединены в единство множества культур. Мы не можем не признавать большое развитие (хронологическое) некоторых культур, но не можем и отрицать богатство и палитру других, что и создаёт единство культуры.

Своеобразный шёлковый путь культур надо признать не повторение БРИКСа, а своеобразным подтверждение утверждающегося многополярие, в том числе и мира культуры.

Создание такого рода ассоциации и организации, о которой мы говорим сегодня, ставит великое множество задач как перед центральными органами, так и перед отдельными людьми.

Первое. Видя его всеохватность, почти невыполнимость, но необходимо ввести многомиллионные массы на поле культуры, гуманизма, литературы своих стран и других лучших образцов. На недавнем Всемирном Русском Народном Соборе было сказано деятелями культуры, учёными, священнослужителями, что права человека — очень важная вещь и принцип в мире, но они должны учитывать традиционные нравственные ценности и исторические особенности его развития. Это очень тонкий и деликатный вопрос, который будет сталкивать подлинные ценности с застарелыми архаичными формами жизни. И нужно обладать подлинной любовью к своему народу, чтобы просвещать и освещать жизнь миллионов людей. Вседозволенность свобод и поведения, которые царят во многих сегодняшних культурах и литературах и ведут, в конечной степени, к деградации под видом творчества.

В каждой стране это сегодняшнее обозначается по-разному, но, нет сомнения, что, наряду с общепринятыми культурными ценностями, имеются и свои, национальные, которые отстаивает национальная литература, не превращая их в застывшие анахронизмы, но и не позволяя каждый раз превращать их в пугало, объявляя крайним национализмом и отсталостью.

Как говорил великий русский святой, просветитель и объединитель земель и народов Сергий Радонежский, 700-летие которого, как гуманиста, отмечалось недавно: «Любовью и единением спасёмся». И нет сил, которые этому могут победно восторжествовать.

Ещё одна опасность — потеря многих исторических ценностей в результат6е войны, революции, алчности и вандализма. У нас только что показывали фильм о том, как во время событий в Каире в 2011 году на День независимости неизвестными лицами были захвачены залы всемирно известного Каирского исторического музея. Исчез ряд экспонатов. То же самое произошло в Багдадском музее величайших исторических экспонатов. Там тоже исчезли бесценные вещи, которые до сих пор не найдены (и всё это под видом народной стихии). Это же происходит в древнейшей Сирии, где находится выдающийся монастырь св. Фёклы в Маалюле (где я бывал) подвергся разграблению так называемыми повстанцами. Также подвергаются расстрелу православные храмы и музеи в Донбассе. Происходит потрясающее единение на почве культурного варварства цивилизованных разбойников и чёрных собирателей, торгашей, необразованных, необузданных дикарей, выводящих за пределы своих узких воззрений всякие многовековые культурные ценности.

Думаю, что наша встреча должна поднять решительный голос против фактов вандализма под какими бы идеологическими лозунгами они не проходили (мы хорошо помнить это у нас в стране в 1917 после революции и 1941 гг. после мировой войны с фашизмом).

Итак, на тонкой нити, соединяющей народы, рождается и существует единственный путь соединения культурных путей различных соединений и цивилизаций. Мы, Союз писателей России и наш заведующий международными делами СП, секретарь СПР Олег Бавыкин, уже много лет работающий на этой ниве, и после консультаций с рядом организаций дискуссионный и организационный путь определяем такой повесткой дня: «Шёлковый путь культуры».

Действительно, шёлковый караванный путь издревле соединял народы Китая, Средней Азии, Византии, Индии, России, Европы.

Сейчас ясно, что этот торгово-экономический путь должен стать путём культуры, цивилизации, заменив те формы конфронтации, которые разрушают мир в этом регионе (часто под видом якобы неизбежной глобализации, что отнюдь не сопрягается с варварством и вандализмом).

Итак, переходим к обсуждению, выступлениям, вопросам.

Валерий Ганичев

http://www.voskres.ru/idea/ganichev37.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!