Уступи дорогу!Священник Дионисий КаменщиковБольше года назад я был назначен настоятелем храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона, который расположен на территории 1-й Клинической больницы города Саратова. Служение больничного священника – особое, во многом отличное от обычного приходского. Если на приходе батюшка постоянно сталкивается с человеческими бедами и скорбями, то в больничном храме эти беды и скорби достигают крайнего предела. Оказавшись на этом послушании, я неожиданно для себя открыл, что существительное «больница» произошло от слова «боль». Человеческой боли за этот год пришлось повидать много.
Храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона на территории 1-й Клинической больницы г. Саратова По моим наблюдениям, люди попадают в больницу по трем основным причинам. Первая, это, конечно, ССЗ – то есть сердечнососудистые заболевания: инфаркты, инсульты. Вторая – рак. И третья – автомобильные катастрофы, или, как говорят врачи, сочетанная травма. Причем автомобильные катастрофы приобретают в последнее время угрожающие масштабы. И дело, мне кажется, не только в том, что в летний сезон число аварий естественно увеличивается, а в первую очередь в стремительной деградации культуры вождения. Царят на нашей дороге волчьи законы, и этим законам мы зачастую потворствуем сами. Скольких бед, смертей можно было бы избежать, если бы водители приобрели элементарный навык – уступать дорогу.
***
Конечно, далеко не всегда все зависит от нас самих. Например, никакая культура вождения не поможет, если один из участников движения проезжает на красный свет. Самые страшные аварии в городе как раз и случаются, когда кто-то пытается проскочить под красный.
Помню, месяца три назад в наш храм начала ходить женщина. Подолгу молилась, стоя на коленях перед иконами. Плакала. Из разговора с ней выяснилось, что в больнице в реанимации после тяжелейшей травмы лежит ее внук Виталик, попавший под машину. Однажды вечером они с другом отправились погулять, засиделись в парке допоздна, так что когда возвращались домой, был уже глубокий вечер. И вот на перекрестке они начали на зеленый свет переходить дорогу… Свидетели говорят, что скорость у той машины была бешеная. Водителя вскоре задержали. Он был смертельно пьян. Друг впал в глубочайшую кому и умер в больнице. Сам Виталик долго находился между жизнью и смертью, наконец, медленно пошел на поправку. Вообще, из личного опыта могу свидетельствовать, что если находится человек, который молится за своего близкого, молится по-настоящему, со слезами, с дерзновением, то зачастую происходит выздоровление.
Человек, проезжающий на красный свет – не нарушитель ПДД, а преступник, который должен нести уголовную ответственность
Я уверен, что человек, проезжающий на красный свет – преступник. Не нарушитель ПДД, а именно преступник, который должен нести уголовную ответственность. Если на дороге я вижу, как кто-то проскакивает на красный, то с большим трудом и не всегда могу подавить в себе волну негодования. И если как священник я должен быть снисходителен к немощам человека, даже к таким, влекущим за собою смертельные последствия, то понять логику едущего на красный убийцы-камикадзе все равно не могу. Понять этого нельзя, можно лишь попытаться уступить дорогу.
***
Священник Дионисий Каменщиков Однако зачастую и сам пострадавший является причиной трагедии. Пришла к нам в храм однажды пожилая женщина, потерявшая в аварии сразу двух внучек. Супруга ее сына была за рулем. Они ехали по трассе, погода была плохая, моросил дождь, женщина пошла на обгон и, как пишут в сводках, не справилась с управлением. Сама осталась жива, а родная сестра и две дочери погибли.
Пришедшая в храм женщина держала в руках общую тетрадку в клеточку. Мы сели на скамейку. Она открыла тетрадь и начала показывать рисунки одной из погибших внучек. На листе детской рукой был нарисован храм и внизу аккуратным подчерком написано «Церкоф». Она листала тетрадку, а я пытался осознать, что этой девочки уже нет.
– Особенно она храмы любила рисовать, – говорит женщина.
– Значит, в Бога верила? – спрашиваю.
– Она и на службу с удовольствием ходила. Да вот крестная ее начала от церкви отвращать. Все делала, чтобы от храма отвадить. Кстати, поехали они тогда как раз в гости к этой самой крестной.
А ведь и этой трагедии можно было избежать, если бы та женщина, которая управляла машиной, имела гораздо более скромное мнение о своих водительских навыках. Виной всему гордыня или, как говорят психологи, завышенная самооценка. Но ведь другому человеку свою голову не приставишь, можно лишь попытаться уступить дорогу.
***
Лучше испорченное настроение, чем умножение венков на обочинах. Кроме того, в святоотеческой традиции это называется «память смертная»
Провинциальные журналисты народ забавный. Постоянно пытаются выдумать какой-нибудь креатив. Как правило получается не очень. А батюшкам расхлебывай. Вот придумали снять сюжет про Международный День яйца, а ты давай им комментарий, что Церковь об этом думает. Или расскажи, уместны ли на обочинах, в тех местах, где в авариях погибли люди, венки. А то, мол, есть мнение у определенной части общества, что венки водителям настроение портят. Лучше, – отвечаю, – испорченное настроение, чем умножение на обочинах этих самых венков. Кроме того, в святоотеческой традиции это называется «память смертная».
***
Принято считать, что наше время очень неудобное для спасения. Например, эта заедающая суета. Ведь какая при нашей суете может быть духовная жизнь? А пробки? Сколько драгоценного времени мы на них тратим! А эта нервотрепка за рулем! Но ведь и к этим проблемам можно относиться по-разному. Например, за год-другой езды по пробкам можно Евангелие наизусть выучить. Или Златоуста всего полностью в аудиокнигах прослушать. Или Псалтирью наслаждаться. А нервотрепка за рулем – это же прекрасная школа смирения. Попробуй на нашей дороге всегда оставаться христианином. Никого не ругать, не пытаться никому отомстить или доказать, что именно ты здесь герой асфальта. Да просто для начала попробуй уступить дорогу настырному водителю, даже если у тебя приоритет, и ты прав на все сто. Попробуй и увидишь, как она, гордыня, прижжет, как костяшки пальцев на руле побелеют, а нога против воли запляшет на педали газа… Сложно это? По-моему – неимоверно, хотя, казалось бы, дело пустяковое – уступить дорогу. Тем не менее, христианин и за рулем должен оставаться христианином, а священник – священником.
За год-другой езды по пробкам можно Евангелие наизусть выучить. А нервотрепка за рулем – это прекрасная школа смирения
Однажды зимой после вечерней службы еду домой. За окном темно. Мороз. На одном участке дороги стоят несколько машин с включенными аварийками. Проезжая, краем глаза замечаю, что в нескольких метрах от переднего бампера «Волги» лежит человек. Что должен делать священник в такой ситуации? …Остановился, тоже включил аварийку. Вышел. Человек – это была женщина – была жива. Над ней стояли несколько растерянных мужчин.
– Скорую вызвали? – спросил я.
– Вызвали.
Я склоняюсь над женщиной.
– Исповедоваться хотите?
– Да иди ты отсюда со своей исповедью! – не со злобой, а с каким-то глухим отчаянием сказал один из мужчин, видимо, водитель, совершивший наезд. Думаю, не буду обращать внимание, сделаю, что должен.
– Я мусульманка, – отвечает она.
– Там еще одна лежит, на гредере.
Я перелезаю через грязный снежный хребет, за ним лежит вторая женщина. Задаю тот же вопрос, получаю такой же ответ. Возвращаюсь в машину… Как быстро в нашей жизни может все измениться! У этих женщин ведь были свои планы на сегодняшний вечер, их ждали дома! Бампер «Волги» в один миг внес в жизнь этих людей горе. Может быть, этого бы и не произошло, если бы водитель «Волги» был готов уступить дорогу.
***
Навык уступать – один из важнейших в духовной жизни. Им поражается гордыня. И тренировать его за рулем очень удобно
Вообще навык уступать – один из важнейших в духовной жизни. Этим навыком поражается гордыня. И тренировать его за рулем очень удобно. Преподобный Амвросий Оптинский любил говорить так: «Кто уступает, тот больше приобретает». На дороге эти слова на сто процентов подтверждаются. А водители высказывают ту же мысль, только другими словами: «Тише едешь, дальше будешь». Сколько раз я лично убеждался, что пропустив какого-нибудь бешеного наездника, в итоге ты его все равно опережаешь. Как это происходит – загадка! Ясно одно – установленные Богом духовные законы действуют и на дороге.
Кроме того, нужно помнить, что водитель, который должен по правилам уступить тебе дорогу, но этого не сделал, может быть, не имел такой возможности. Например, тормоза отказали.
Помню однажды, стоя на перекрестке, я готовился повернуть. Для меня, наконец, загорелся зеленый, однако я решил пропустить как-то подозрительно останавливающийся КамАЗ. Но КамАЗ, груженый плитами, так и не остановившись, проехал мимо на красный. Водитель, глядя на меня, развел руками – мол, такие тормоза, ничего не поделаешь, остановишься не вдруг.
Или водитель не уступает тебе дорогу, потому что ему стало плохо, например, с сердцем.
В один из дней меня вызвали в больницу исповедовать и причащать. Завершив все свои дела, я отправился к выходу из палаты. У двери лежал, внимательно наблюдая за мною, мужчина лет сорока пяти. Вообще, когда приходишь к больному, для всей палаты ты представляешь собой, наверное, весьма занимательное зрелище. Пожалуй, многие живого попа видят едва ли не первый раз в жизни. Я вдруг решил с ним поговорить, интересно стало, как он попал в больницу.
– Та инсульт, – ответил он с южным говором. – Я сам дальнобойщик, из Новороссийска. Еду позавчера здесь, под Саратовом, и вдруг чувствую – плохо мне. Успел затормозить и на обочину съехать. Остановился, тут инсульт меня и шарахнул. Вся левая сторона тела теперь парализована. Съездил в командировочку, называется…
***
И снова череда трагических известий. У знакомого на отца машина наехала. И где – в деревне на полтора двора. Живой, слава Богу! Объявились после лета в прошлые выходные наши прихожане. А у нас, говорят, беда, у крестных родителей бабушку на пешеходном переходе насмерть сбили. Что же это происходит, какая-то смертоносная техногенная эпидемия! А решается эта проблема одновременно и крайне сложно, и очень просто. Нужно всего лишь навсего научиться уступать дорогу. И начинать следует, как всегда, с себя!
3 октября 2014 годаhttp://www.pravoslavie.ru/jurnal/74081.htm