Русская беседа
 
28 Октября 2024, 20:15:49  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Политолог Юрий Косов о перспективах интеграции на постсоветском пространстве  (Прочитано 1114 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 13 Октября 2014, 12:24:32 »

«Страны СНГ, которые смогут присоединиться к ядру вокруг России, двинутся вперед»


Политолог-международник Юрий Косов о перспективах интеграции на постсоветском пространстве …



Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин принял участие в заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Отметим, что в ходе саммита В.Путин заявил о существенном снижении товарооборота между странами Содружества. «Ведь мы должны думать о том, какое воздействие окажут эти документы, подписанные с нашими коллегами в Европе (Об ассоциации с ЕС. - РНЛ), на наш собственный рынок, - заявил, в частности, Президент России. - Как будут проникать европейские товары на наши рынки, какой объём товаров под видом местной продукции может оказаться на российском и других рынках зоны свободной торговли СНГ – вот о чём речь. И если бы мы это делали своевременно, то не было бы никаких проблем. Это касается и Молдавии, это касается и Украины. Осуществить полноценную гармонизацию документов, подписанных нашими коллегами, с правовой базой СНГ, прежде всего с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, – непростая задача. Со своей стороны готовы работать над её решением, чтобы не утратить сложившиеся в рамках Содружества партнёрские связи в промышленности, финансах, сельском хозяйстве и транспорте».
 
Кроме того, вчера же состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

Об итогах заседаний, а также о перспективах интеграции на постсоветском пространстве рассуждает в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов.

 
Действительно, это очень серьезная проблема — падение товарооборота, потому что, падение товарооборота ослабевает экономические связи государств СНГ. Можно подписывать всякие соглашения, декларации, но они могут остаться на бумаге. В первые годы своего существования СНГ приняло 250 очень важных законов, постановлений. Постановление о создании экономического союза принято только сейчас, и только в 2015 году мы создаем Евразийский экономический союз трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. Плюс к ним присоединятся Армения и Киргизия. На бумаге экономический союз двенадцати стран СНГ был создан еще в 1993 году. Но он так и не заработал. Все осталось на бумаге, потому что экономические интересы, экономические реалии этих стран были другие. Подписывались документы, которые не реализовывались и фактически ничего не значили. Обобщение этого опыта  вызывает тревогу у Владимира Владимировича, что можно собираться, можно декларировать, можно говорить друг другу приятные слова, но на практике и, прежде всего, под воздействием экономических факторов, ситуация будет развиваться в другом направлении.

Сейчас мы говорим о том, что идет становление нового региона, который называют Новая Евразия. На месте Советского Союза, который он занимал и был высоко интегрированным государством, возникает новый регион, и его даже называют Новая Евразия. Если создать такой регион, то Новая Евразия будет играть в мировой политике серьезную роль. Она будет сопоставима с Европейским союзом, с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, с Африканским союзом и другими объединениями. У этого региона большие перспективы, огромная территория, колоссальные природные запасы и богатства, высококвалифицированное население. Но дело в том, что далеко не все заинтересованы в становлении такого региона, прежде всего в мире, потому, что появляется еще один конкурент, еще одна точка - центр силы, которая будет выходить на мировые рынки, в мировую экономику, чтобы получить свою долю в мировой торговле. Сейчас она составляет 1-2 %, что для такого геополитического игрока, конечно, очень мало. Тогда кому-то надо будет уменьшать свою долю в мировой торговле, уменьшать свои доли доходов, снижать уровень жизни. Понятно, что это никто не хочет делать и лучше играть на опережение.

Поэтому тут действует серьезно внешний фактор, который стремится переориентировать торговые связи государств региона на внешние союзы государств, которые не входят в наш Евразийский регион. Масса механизмов для этого выполнения есть у наших западных партнеров. Есть огромный опыт в создании мировых империй. Вот Англия создала самую крупную империю в мире «огнем и мечом». Сейчас другие способы и методы действия. Украина показала, что, создавая такие экономические вассальные пространства вокруг своих владений, западные страны не забыли и про меч и про огонь.

Посмотрите на Донбасс — что там делается при помощи западных инструкторов и наемников — это очевидно. Если все эти методы рассматривать, на это уйдет много времени.

Следующий момент, в самом СНГ существуют проблемы, которые мешают интеграции.

Во-первых, что нужно современным государствам? Современным государствам нужен доступ к рынкам сбыта, к новейшим технологиям и инвестициям. Новейших технологий в странах СНГ не так много. В основном они сосредоточены в России. По оценке экспертов, по 55-60 новейшим технологическим направлениям Россия либо имеет первенство, либо находится на мировом уровне. По оценке российских экспертов, в частности Андрея Кокошина и других экспертов, — от 50 до 80 направлений и больше связаны с военными технологиями. Россия стоит на первом месте по энергетическим позициям в мировой энергетике и на втором месте по поставкам вооружений на мировой рынок. Технологий в других сферах не хватает. Введенные Западом санкции ставят Россию в сложное положение, которое ограничивает доступ новых технологий в нашу страну.

Инвестиционным потенциалом в СНГ обладает Россия, отчасти Казахстан, Азербайджан, т.е. страны, которые имеют богатые ресурсы. В то же время из этих стран идет отток капитала, особенно из России, который обусловлен не только внутренними, но и внешними факторами. Страны СНГ не могут внутри своего сообщества найти и новые технологии, и инвестиции в достаточном количестве. Поэтому они вынуждены обращаться вовне, а там предоставление технологий и инвестиций связывают с определенными политическими условиями. Здесь надо проявлять политическое, дипломатическое искусство, действовать сообща, потому что далеко не всегда это получается. А почему? Дело в том, что политические элиты ряда стран СНГ, в частности Молдавия, Украина — попали в явную политическую зависимость от Европейского союза, Соединенных Штатов Америки. Не хочется называть страны, но, какая-то абстрактная страна СНГ на переговорах неоднократно предлагала России, при условии погашения ее долгов, возможность занять пророссийскую позицию.  Но погашение долгов не означает, что пророссийская позиция будет соблюдаться достаточно долго, поскольку эта страна собиралась набрать новых долгов. Так связывают с финансовыми, с экономическими условиями без всяких гарантий.

Россия многие годы поставляла энергоносители, сырье по ценам гораздо ниже мировых, и политические элиты этих стран использовали это сырье и энергоносители для перепродажи. А разница – маржа – шла не на улучшение жизни и благосостояния народа. То, что получила Молдавия от России, могло бы поднять уровень жизни населения. Сейчас Молдавия самая бедная страна в Европе по данным ООН. Страна, которая получала энергоносители, сырье по ценам ниже мировых, живет хуже, чем соседние страны, которые все это получали по мировым ценам. Значит те деньги, которые давала Россия, куда-то девались. Деньги девались, естественно, не в российские банки, а в банки стран, которые находятся западнее от Молдавии. Если политическая элита какой-то страны имеет все свои деньги и сбережения в банках другой страны, то она уже не является политической элитой этой страны. Она является политической элитой той страны, в которой она хранит свои деньги и капиталы, от которой она зависит экономически, где учатся их дети, где рожают их жены и пр. Поэтому это достаточно мощные рычаги влияния. Правительство Молдовы оказалось в числе вновь принятых государств, с которыми заключили соглашения, а это Молдавия, Украина, Грузия. Вы знаете, что настойчиво предлагали Армении сделать то же самое, но Армения решила вступить в Евразийский союз, настойчиво предлагали Азербайджану. Азербайджан тоже самостоятельную политику решил проводить – никуда не вступать. А из этих трех стран — Украине явно не до таких заявлений, и ситуация с Россией достаточно сложная в отношениях по другим вопросам. Грузия тоже извлекла определенный опыт конфронтации в рамках СНГ и с Россией, поэтому относится сдержанно к таким проектам.

Теперь настало время по сценарию политологов и экспертов, которые разрабатывают проекты создания других конфликтов на границах с Россией, чтобы тоже оказывать давление на Россию. Все эти разногласия и конфликты создают трудности для нашей страны. И то, что этими странами дирижируют, дергают за ниточки марионеточных правительств, которые полностью зависят от них и держат деньги в их банках, привело к тому, что наступила очередь Молдавии. Украина ушла в конфронтацию с Россией, что такие заявления уже не уместны. Грузия свой этап конфронтации прошла. В 2008-2009 годах эта страна была во всех заголовках новостей. О ней только и писали. Сейчас это забытая бедная страна, которая особо не рассчитывает на помощь в подъеме ее экономики. Значит, наступила очередь Молдавии. Молдавская политическая элита оказалась наиболее готовой на современном этапе к тому, чтобы выступить с таких позиций. То, что молдавский политический класс фактически не сформировался и выступает в роли флюгера, откуда ветер сильнее подует, это сложилось достаточно давно. В середине 2000-х годов, при помощи правительства России, администрации Президента, был согласован план урегулирования Приднестровского конфликта, который устраивал и молдавское руководство (оно активно участвовало в разработке этого плана), и Приднестровье. И за три дня до подписания Молдавское государство, которое само внесло огромный вклад в тот документ, которое оно и написало при помощи другой стороны, отказалось от его подписания. Выяснилось, что этот договор устраивает Молдавию, устраивает Приднестровье, устраивает Россию, устраивает страны СНГ, но не устраивает Европейский союз. Казалось бы, в стране, которая является независимой, политическая элита которой сохранила чувства самоуважения и себя, и своего народа, просто нужно принять это к сведению и сказать: наши национальные интересы выше, нам ценно ваше мнение, но у нас есть свои интересы.

Именно это сейчас говорит Россия Европейскому союзу. Но политическая элита Молдавии поступила другим образом. Она отстранила свои национальные интересы, интересы Европейского союза поставила выше своих интересов. Тогда Молдавия находилась на третьем месте с конца по уровню бедности. Теперь, при такой политике, она заняла первое, но не почетное место. Таким образом, несформированность политических элит, отсутствие национально-ориентированных элит, коррумпированность элит и политического руководства, которое существует в ряде стран СНГ, наличие государств, которые являются конкурентами для Содружества, приводят к таким результатам. Понятно, что у Владимира Владимировича Путина, который всю эту ситуацию понимает и представляет, это начинает вызывать раздражение. Потому что если становление политического класса, политической системы государства затягивается на 5-10 лет, то это еще можно понять, но когда это затягивается на четверть века, то можно говорить, что не состоялась не просто политическая элита, а не состоялись сами государства. Термин «несостоявшееся государство» сейчас применяют к Украине, потому что страна, которая получила 3-4-ю по масштабов армию, вооружения, промышленность, которая входила в десятку наиболее развитых стран, за 25 лет распродала свои вооружения. На Украине осталась группировка с солдатами, офицерами, всей техникой, инфраструктура которой составляла треть Советской армии, которая была сильнейшей в мировой истории. И все это было распродано. Десять тысяч ополченцев смогли разогнать украинскую армию. Это о чем-то говорит.

То же самое с промышленностью Украины. Достаточно мощная, передовая промышленность превратилась в предприятия, которые находятся в плачевном состоянии. Если бы не было этого кризиса, то вскоре Россия сама стала бы отказываться от поставки украинского оборудования, не в силу какого-то кризиса, а в силу  того, что продукция украинских заводов находится на уровне 70-х-80-х годов прошлого века. Ничего не делается ни для модернизации, ни для продвижения вперед, ни для внедрения новых технологий. Эта продукция морально устарела. Пока она находит сбыт в России, но в России ставится вопрос, надо ли на российские вертолеты и самолеты ставить двигатели, которые разработаны в 60-е годы, внедрены в производство в 70-е годы, а на дворе уже 2015-й год. Серьезный структурный кризис наблюдается.
 
В некоторых странах СНГ создается масса проблем для Содружества в целом. В Содружестве выделилось ядро. Это — Евразийский экономический союз. Это страны, которые развиваются динамично. Те страны СНГ, которые смогут присоединиться к ядру вокруг России, двинутся вперед, создадут Евразийский экономический союз и регион Новая Евразия. А те страны, которые не смогут решить свои внутренние проблемы, пополнят печальный список несостоявшихся государств.


11.10.2014


http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/11/strany_sng_kotorye_smogut_prisoedinitsya_k_yadru_vokrug_rossii_dvinutsya_vpered/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!