Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 15:24:36  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О нашем усыновлении Богом  (Прочитано 758 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Ноября 2022, 03:26:10 »


О нашем усыновлении Богом

Протоиерей Лаврентий Фарли





При освящении воды для Таинства Крещения священник читает молитву, в которой просит, чтобы благодать Святого Духа сошла на воду и сделала ее для крещаемого «разрешением от уз, прощением прегрешений, просвещением души, даром усыновления». Слово «усыновление» является отсылкой к словам апостола Павла, который использовал его для описания домостроительства нашего спасения во Христе в Послании к Ефесянам. Он говорит, что Бог «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1: 5). Учитывая, что слово «усыновление» кратко характеризует и обобщает суть нашего спасения, нам следует обратить на этот термин более пристальное внимание и разобраться с его смыслом.

Во-первых, усыновление надо рассматривать в контексте Нового Завета, поскольку понимание им человека сильно отличается от нашего современного секулярного понимания.

Согласно секулярному мировоззрению, человек ‒ хозяин своей судьбы, наследник космоса, кульминация длительной эволюции. Человек не просто вершина пищевой цепи ‒ он властвует над всем, над чем только может, и в конце концов решит все проблемы и преодолеет все ограничения, с которыми все еще сталкивается.

Мы видим, что эта мифология наиболее ярко выражена в старом телесериале 1960-х годов «Звездный путь». Хотя сейчас человеческое существование омрачено расовыми беспорядками, войнами, болезнями, нищетой и преступностью, человек-завоеватель в конце концов преодолеет все это. В будущем человечество устранит расизм, так что экипаж звездолета «Энтерпрайз» из упомянутого фильма будет состоять из чернокожих, белокожих, азиатов, шотландцев, американцев, русских и даже вулканцев[1]. Человек победит все болезни, бедность, преступность и войны, и все будут жить в гармонии, полном здравии и благоденствии, смело идя туда, куда ранее не ступала нога человека. Человечество достигнет этого с помощью разума и науки, поднимаясь все выше, преодолевая все ограничения. Включите музыку из «Звездного пути» и сцену, где «Энтерпрайз» проносится мимо камеры.

Новый Завет рисует совсем другую картину. Он определяет человека как часть тварного мира, наполненного не только видимыми творениями и вещами, такими как камни, растения, цветы и животные, но и невидимыми существами, такими как ангелы, архангелы, херувимы и серафимы. Далее утверждается, что владычество над миром, которое Бог нам уготовал, было утрачено из-за наших грехов, нашего идолопоклонства и отвержения Бога ради суррогатов, которые не спасают, и что наше предательство позволило сатане узурпировать предназначенную человеку роль господина этого мира. Вот почему апостол Павел назвал сатану «богом века сего» (2 Кор. 4: 4), а Иоанн Богослов провозгласил, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Именно поэтому Христос повелел Павлу проповедовать Благую Весть язычникам, «чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26: 18).

Другими словами, в новозаветном видении мира человек остается во тьме и во узах, беспомощно томящимся в тисках сатаны. Теперь мы понимаем, почему апостол Павел однажды сказал о человеке, изгнанном из Церкви (этого единственного оазиса безопасности, святости и здравомыслия) как о «преданном сатане» (1 Кор. 5: 5).

    Наше усыновление Богом включает в себя переход от тьмы к свету, от рабства к свободе, от диавола к Богу

Мы также можем понять, почему апостол и евангелист Иоанн писал, что тем, кто принял Христа, Бог дал «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12). Почему «власть»? Потому что до Христа почти все люди были рабами диавола, но теперь Своим Воплощением, Крестной смертью и Воскресением Христос сокрушил владычество диавола, так что люди имеют власть выйти из-под господства сатаны и стать чадами Божиими. Таким образом, наше усыновление Богом включает в себя переход от тьмы к свету, от рабства к свободе, от диавола к Богу.

Во-вторых, под «сыновством» подразумевается наше особое положение, а не происхождение. Разумеется, все мы являемся детьми Бога в том смысле, что Бог есть Творец всех людей, независимо от того, любят ли они Его и слушают ли Его или нет. Но в Священном Писании термин «усыновление» и понятие «быть чадом Божиим» обычно относятся к нашему особому положению и статусу, а не происхождению. Для нас быть Божьими чадами значит, что Бог признает нас Своими и поэтому примет нас в Его Царство. Бог защитит и позаботится о нас, так же как отец оберегает и печется о своих детях, и не оставит нас на милость наших грехов или лукавого.

Это также означает, что если мы чада Божии, то и наследники Божии ‒ «наследники Божии, сонаследники же Христу», как говорит апостол Павел (Рим. 8: 17). Этот стих не подразумевает, что Христос унаследует часть Царства будущего века, и каждый из нас также унаследует свою долю, так что слава будущего века будет разделена между Христом и Его людьми. На самом деле это означает, что как Сын Божий ‒ Христос ‒ унаследует всё, так и каждый из нас как член Его Тела (Рим. 12: 5) также унаследует все вместе с Ним. Мы сонаследники Христу ‒ каждый член Его Тела получает все в грядущем веке, потому что мы едины со Христом.

Это удивительное обещание апостол Павел дал своим ссорившимся адресатам ‒ коринфянам. Отдельные их партии превозносились своими учителями, называясь ‒ одни Павловы, другие Аполлосовы, третьи Кифины. Павел указывал на неразумность такого разделения и настаивал, что все апостолы были их. Все было их ‒ «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, ‒ все ваше; вы же ‒ Христовы, а Христос – Божий» (1 Кор. 3: 22‒23). Он как бы хотел сказать коринфянам: зачем хвататься за ту или иную личность, если все в мире когда-нибудь станет их?

Знание того, что быть чадами Божьими также значит быть сонаследниками Христу, снимает с нас огромное бремя. Нам больше не нужно беспокоиться или бояться, если мы лишаемся здоровья, радости, семьи или долголетия в этой жизни. Все это мы получим в грядущем веке, унаследовав весь мир и все, что будет в нем. Будучи кроткими последователями Христовыми, мы действительно наследуем землю.

Наконец, быть чадами Божиими значит, что мы должны подражать нашему Небесному Отцу. Подобно тому как сын диавола уподобляется диаволу (вспомним, что сказал Христос Своим будущим убийцам в Ин. 8: 44: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала»), сыны Божии подражают Богу и исполняют Его волю.

Об этом сказал нам Господь в Своей Нагорной проповеди. Он заповедал:

   «Любите врагов ваших… и молитесь за гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает
   солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Итак, будьте
   совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 44‒45, 48).

    Бог по неизреченной Своей благости благословляет всех людей, независимо от того, праведны они или нет

Евангелист Лука выражает последнюю мысль даже более конкретно: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Бог по неизреченной Своей благости благословляет всех людей, независимо от того, праведны они или нет. Будучи Его чадами, мы должны стремиться делать то же самое.

По нашему поведению становится ясно, кто наш настоящий отец. Если мы исполняем желания диавола, а не Бога, то именно диавол наш истинный отец, независимо от того, что мы провозглашаем на словах. Истинные чада Божии обнаруживают семейное сходство с Отцом своей жизнью.

Таким образом, дар усыновления в Таинстве Крещения есть освобождение от уз диавольской тьмы; обещание, что мы унаследуем землю; и призыв жить праведно и творить добро. Перефразируем раннюю песню движения «Люди Иисуса» (Jesus People): «Видя нашу любовь, они узнают, что мы дети Божии».


Протоиерей Лаврентий Фарли
Перевел с английского Дмитрий Лапа

9 ноября 2022 г.


https://pravoslavie.ru/149326.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!