«Россия и Китай на мировом рынке противостоят англосаксонской монополии»Олег Сухарев о состоянии и перспективах развития российско-китайского экономического сотрудничества Как сообщалось, Президент России Владимир Путин провел переговоры с председателем КНР СИ Цзиньпином.
В ходе встречи В.Путин, в частности, сказал: «Одним из ключевых партнёров в регионе для нас остаётся Китайская Народная Республика. В рамках сотрудничества с этой страной намерены более активно использовать в расчётах национальные валюты. Уже осуществляются первые сделки за рубли и юани. Хочу отметить, что мы будем готовы расширять такие возможности и за счёт торговли энергоресурсами».
Президент России и председатель КНР обсудили возможность расчетов в юанях в самых разных областях, сказал пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, передает РИА Новости. «Значительное внимание было уделено теме взаимных расчетов в самых разных областях, включая такие чувствительные, как ВТС, в юанях, что будет способствовать укреплению юаня как резервной региональной валюты», - сказал Песков.
О состоянии и перспективах развития российско-китайского экономического сотрудничества рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. В любых переговорах, особенно в государственных соглашениях, имеются договорённости не для общего обозрения, иногда даже секретные протоколы. Я предполагаю, что пресс-секретарь Главы российского государства выступил с определенным заявлением. Считать ли его официальным? Мне кажется, его необходимо рассматривать как официальное, поскольку пресс-секретарь – это уполномоченное лицо, его главная функция выступать с официальными заявлениями. Другое дело, что нет пока документального оформления его слов.
На мой взгляд, Дмитрий Песков обозначил факт наличия таких переговоров, окончательные решения, видимо, впереди. Одно дело обсудить вопрос, а другое дело принять по нему решение.
Почему этот вопрос важен для России? Дело в том, что учитывая нынешнюю девальвацию, регулятор предпринимает ряд действий по возвращению рубля на свои позиции. Минфин и Центробанк правы, заявляя о том, что скатившийся вниз рубль поднимется до 40-42 рублей. Ныне слишком переоценена валюта США (слишком обесценен рубль) - дается слишком большое число рублей за один доллар. Это не соответствует реальному состоянию платежного баланса. При этом, конечно, не искоренены фундаментальные причины девальвации – это низкая конкурентоспособность экономики, относительно высокая инфляция. Эти причины всегда будут создавать основу для дальнейшей девальвации. Однако, наблюдаемая в наши дни девальвация рубля является следствием спекулятивной игры на валютном рынке – и эта причина имеет более высокую значимость, чем снижение цены на нефть (не говоря уже об обслуживании частного внешнего долга в 120 млрд. долл. на 2015 г.).
Приостановить девальвацию можно, например, увеличением нормы продажи валютной выручки экспортеров (что увеличит объём долларов на валютном рынке). В свое время так поступил Примаков, возглавляя правительство в 1998 году. Он поднял эту норму для увеличения объёма долларов на валютном рынке, тем самым противодействуя девальвации рубля. Также весьма уместна переориентация экономической деятельности на расчеты в других валютах. Здесь и приобретают особую актуальность расчеты в рублях и юанях. Почему? Это отвлечет часть агентов, осуществляющих трансакции через доллары, на юань. Со временем это понизит девальвационное давление на рубль. Однако, стоит не только делать ставку на юань как региональную валюту с перспективой, что она станет своеобразной резервной валютой для стран региона, но и рубль позиционировать в таком же статусе. Пока же, по имеющейся информации, и просачивающейся информации с переговоров с Китайской стороной, наблюдается перекос в сторону юаня.
Китай является известным консерватором. По своему опыту мне известно о том, как Китай ведет переговоры с российскими фирмами по производственным контрактам. Например, приезжают китайцы в Тулу, Брянск или Москву и ведут переговоры, начиная с 10 утра и заканчивая только под следующее утро. Кстати, китайцы очень мало едят – всего лишь немного риса и любимого чая. Я сам являлся свидетелем изнурительных переговоров с китайцами – они цепляются за каждую строчку, обсуждая каждый пункт. Это национальная китайская специфика, сформированная под влиянием культуры, национальных традиций, религии, уклада жизни. Китайцы торопятся не спеша. Это их принцип бытия, связанный с религиозной компонентой - они любят добротные, прочные и стабильные взаимоотношения. Поэтому они так долго ведут переговоры, все перепроверяя и размышляя подолгу над каждым пунктом. Этому качеству нам надо поучиться у китайцев.
Конечно, овчинка выделки стоит, я имею в виду трудные переговоры с китайцами, но и результаты колоссальные. Насколько мне известно, китайцы никогда не отказывались от обязательств, если подписывали договор. Вязкая манера китайцев вести переговоры является и следствием и залогом их репутации, коей они весьма дорожат. Это проявляется даже на уровне промышленных сделок, а что касается государственных переговоров, стратегических контрактов инфраструктурного значения, то, безусловно, переход на региональную валюту, на прямые обмены – это процедура в перспективе меняет всю мировую финансовую архитектуру – и Китай подходит к этому с осторожностью. Поэтому и возникает обманчивое впечатление, будто Китай колеблется. Скорее это взвешивание и обдумывание, а не колебание! Китай взвешивает не только региональные выгоды, взаимоотношения с Россией, но и весь мировой расклад, связанный и с поведением Америки, оценивает, каким он будет. Несомненно, есть секретные контакты, о которых нам ничего не известно. Месяц еще не прошел, а Президент России уже дважды побывал в Китае. Тогда Владимир Путин участвовал в открытии одного совместного проекта, где присутствовали даже не первые китайские лица, а вторые и др. Тем самым, Китай дает понять России, что у него несколько таких проектов. Он дорожит отношениями с нашей страной, но дает прямой сигнал, что это лишь один из проектов, где он участвует, ведь у него множество проблем и дел в мировой экономике. Это видно по симптоматике китайского поведения.
Я не думаю, что Китай чего-то испугался, скорее всего, сказывается желание взвесить вероятные перспективы изменений в мировой финансовой и экономической архитектуре. Конечно, китайцы рассматривают этот вариант, обсуждают его, но, видимо, существует ряд технических моментов. Ведь, чтобы обеспечить оборот рубля к юаню нужно гарантировать постоянство и наращение объемов торговли. Один крупный инфраструктурный проект – это здорово, но если мы посмотрим на данные экспортно-импортных отношений с Китаем, то еще в 2000 году, когда Владимир Путин пришел к власти, Россия экспортировала в Китай продукцию высокой добавленной стоимости, преобладавшей в экспорте, однако Китай нам присылал продовольствие, одежду, т.е. не высокотехнологичный товар. Но к 2012 году ситуация поменялась, Россия экспортирует почти только сырье, а Китай начал поставлять оборудование и продукцию высокой добавленной стоимости наравне с продажей пищи, одежды и т.д. Такая крутая перемена произошла всего за 12 лет.
Поэтому заявление нашего Президента о том, что Россия может поставлять не только сырье, обнадеживает. Я надеюсь, что мы будем выправлять торговый оборот с Китаем в сторону взаимовыгодного обмена и торговли высокотехнологичной продукцией или по крайней мере товарами с высокой добавленной стоимостью - медицина, строительная продукция, приборостроение, ВПК и т.д. С 2012 года ситуация не изменилась. И это выгодно Поднебесной, потому что российский экспорт стал более сырьевым, а китайский импорт наоборот высокотехнологичным. Это называется неэквивалентность обмена между Россией и Китаем – произошло нарушение структуры торговли. Это произошло по вине нашей страны и благодаря точно выверенной политики демпинга, которую проводит Китай в мировой системе, обеспечивая высокую экономию на масштабах производства, внедряя новые технологии, которые он заимствует, осваивая их, усовершенствовав эти технологии, выходит на мировые рынки, тем самым, обеспечивая тиражирование благ по относительно низкой цене. Также Китай год от года совершенствует качество своей продукции, если раньше люди стеснялись брать китайские товары по причине низкого качества, то ныне их качество выравнивается не только с российскими товарами, но выходит на среднеевропейский уровень. По крайней мере, не самые передовые страны Европы уже существенно проигрывают по качеству в конкуренции с китайской продукцией.
И последнее. Наша страна экспортирует высоко технологичную продукцию в размере 5-6 миллиардов долларов (в лучшем случае 10-12), а Китай - 400-450 миллиардов долларов! Это не простое соотношение - разница в 40 раз! Я уже не говорю о китайском потенциале развития. Вес Китая в мировой экономике более ощутим, нежели России. Конечно, это скажется на торговле, на взаимообменах, включая валютные расчеты. Другое дело, что такая дифференциация валют – доллар, евро или если появится юань, рассредоточит наши резервы и их использование, а также возможности игроков на российском валютном рынке, снизив девальвационный «потенциал» рубля.
http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/11/rossiya_i_kitaj_na_mirovom_rynke_protivostoyat_anglosaksonskoj_monopolii/