Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 19:28:15  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Сольная народно-певческая традиция  (Прочитано 1688 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Ноября 2014, 10:19:04 »

Сольная народно-певческая традиция как неотъемлемая часть русской православной культуры

Выступление на секции «Церковь и культура» XVIII Всемирного Русского Народного Собора



С принятием христианства на Руси произошла духовная переориентация мышления событий земледельческого круга на Вечность. Обрядовая, календарная, трудовая практики помогли понять церковно-календарный принцип осьмогласия. Идея осьмеричности отражена в самом акте мироздания. «И благословил Господь Бог день седьмый, яко во оный почил от всех дел Своих яко начат Бог творити» (Быт: 29).

Восьмой день «замкнул» круг, став символом нескончаемого века, т.е. символом Вечной жизни. В русской народно-певческой традиции это отразилось в непрерывной кантилене голошения. Голос-это инструмент души, доносящий до нас музыку мелодии и речи, который не может осуществится без образно-смыслового мышления. Пример: в русских народных сказках говорится о том, чтобы оживить Богатыря нужна живая и мертвая вода, мертвая вода – это наш фольклор и традиции, а живая вода – это христианская вера.

Уразумевший Господа народ избрал приоритет образного мышления.  В связи с этим, воспитание певца-это воспитание и развитие образного творческого мышления, которое проходит ряд ступеней: представление, осмысление, видение и озарение. В момент творческого озарения у Шуберта появилась Неоконченная симфония, у Менделеева Переодическая таблица, у Шаляпина – творческое озарение наступило в тот момент, когда Мамонт Викторович Дальский сказал ему: «Интонация не та». Федор Иванович искал правдивое воплощение образа Мельника и ему было достаточно одного слова «интонация», чтобы наступило озарение не только для создания образа, но и для всего дальнейшего творческого пути. Интонация стала главным выразительным средством Шаляпина, позволившим ему достигнуть потрясающей силы драматического выражения. Этот пример подтверждает значение интонации как выразительницы духовного начала. Через правдивую интонацию душа выражает духовную суть. Поэтому отображение духовного начала в различных сферах музыкального творчества необходимо, т.к. в современном мире существует явная опасность ухода в культовый рок-фолк, либо в масс-культуру. В настоящее время необходимо возродить то духовное начало, которое определяло на Руси все стороны бытия.

Принявший христианство народ выбрал слово: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (из Евангелия).

Утвердившись в молитвенном Богообщении, певческая христианская культура вызвала изменения в характере народного пения. Горловое, с вибрацией, линейное народное пение, не в состоянии передать тончайшие оттенки смысла Богообщения человека, отразить слово, которое в молитве имеет первичное место. И тогда народ берет за начало церковный опыт, в котором, тело – это сосуд, наполняющий слово, в момент его Богообщения. Профессор Московской Консерватории Медушевский дал полное определение этого состояния: «Интонационность человеческого слова – это отблеск Божественной силы». Излучение красоты как явления Божьей славы, стало основным содержанием, целью и смыслом музыкального певческого искусства. Состояние души становится основополагающим. Душа – главная героиня народной песни. Или как говорится в народе: «Песня – свеча души».

В 1993 году, будучи в Северодвинске Архангельской губернии, в воскресный день я пришла в восстанавливающийся храм. Не было певчих, священник вел службу, а отрок 13 лет пел псалом «Душе моя». Это духовно-музыкальное впечатление стало для меня примером соединения духовного и народного.

В результате, можно сказать, в народном пении с момента его зарождения, заявлено три начала: слово, звук и душа. И все это одухотворенно.

Основные черты характера русского народа: мягкость, материнство и созерцательность. Примечательно, что в изобразительном искусстве эти качества проявились только в 18 веке. А.Г. Венецианову удалось выявить и отобразить русский портрет и природу. Русская философия и поэзия сформировала эти понятия только на рубеже 19 века. А русская песня на этом родилась. Достаточно вспомнить жанр лучиночных песен, в котором женщины поверяют свою судьбу, где глубина страдания, выраженная в мелодии, соединяется со смиренным духом и рождает образ одухотворенной души. Свадебные песни, также отражают созерцательное состояние русской души, смиренно принимающей свою судьбу, и даже в эпических песнях, повествующих о трагических событиях («Плач Ярославны» и «Слово о полку Игореве», душа и жизнь отдаются Богу. Таким образом, русская народная песня является связующим звеном между церковным песнопением и мирской культурой.

Крещенный на Руси народ, избравший слово, обратился к творчеству поэтов,  таких как Лермонтов, Некрасов, Козлов, Кольцов, Сурков, Клюев, Ознобишин и других. Он сам избрал эти слова и воспел их. И это было не только эмоциональное выражение, но и молитвенное. Наши поэты сумели отобразить в своем слове национальный дух народа, всего миросозерцания и восприятия окружающего мира как совершенство Божьего творения. Но при этом, народная песня никогда не замыкается в традициях события как такового, а использует само событие как возможность отображения состояния души, доброты, любви и великодушия. Например: песня 1812 года «Шумел, горел пожар московский», исполненная Надеждой Плевицкой. Надежда Васильевна стала основоположницей сольного народного пения на сцене. Плевицкая внесла в исполнение правдивую интонацию, музыкальность, умение играть голосом и говорить с народом. Темы ее песен были жизненно важными и исторически точными. Она воспевала Россию и ее судьбу, и была признана и народом, и Царской семьей.

Этот песенный путь служения народу продолжили Ольга Ковалева, Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Ольга Воронец. Женский голос в их образе становился выразителем женского начала России. Признанием этого послужило создание ЭОСНП (экспериментальное отделение сольного народного пения) в Российской академии музыки имени Гнесиных.

В этом году отделение отмечает 35-летие со дня основания и  за этот период подготовила ряд профессиональных певиц и певцов, продолжающих традицию русского народного исполнительства. Методика образования, изложенная в книге «Искусство народного пения» народной артистки СССР, профессора Н.К. Мешко, стала основополагающей школой воспитания исполнителя. Она вобрала в себя огромный теоретический и практический опыт формирования народного вокала, определила основные направления обучения, выявила суть, задачи и вектор служения. Призвала осознать свою ответственность за результаты воздействия на людей.

Как отмечала Нина Константиновна Мешко задача художника – это Вера и Служение. Именно эти качества, отличающие нашу школу русского народного пения, должны быть сохранены сегодня и переданы будущим поколениям как одно из главных достояний культуры русского народа.

Татьяна Петрова

http://www.voskres.ru/idea/petrova1.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!