(Окончание)- Как вы оцениваете работу наблюдательной миссии ОБСЕ в зоне конфликта в Донецкой и Луганской областях? Насколько она эффективна и непредвзята?- Роль ОБСЕ в урегулировании ситуации на Украине детально обсуждалась в ходе заседания Совета министров иностранных дел Организации в Базеле 4-5 декабря.
Напомню, что решение о развертывании на Украине Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ принято государствами-участниками в марте нынешнего года в связи с острой необходимостью деэскалации растущей напряженности внутри страны.
Пока, вполне очевидно, мы далеки от этой цели.
В числе задач наблюдателей - отслеживание ситуации в сфере безопасности, оперативное информирование государств-участников о возможных инцидентах, нарушениях прав и свобод граждан, включая права национальных меньшинств. В этой связи настоятельно призывали руководство мониторинговой миссии обратить внимание на вопросы содействия украинцам в искоренении ультрарадикальных тенденций, достижении национального согласия и соблюдении социальных, политических, языковых, образовательных, культурных, религиозных прав жителей всех без исключения украинских регионов. Такие неотложные меры, будь они приняты, могли бы оздоровить ситуацию на Украине.
Безусловно, сам факт присутствия на украинской земле значительного числа международных наблюдателей, по нашим оценкам, сыграл определенную стабилизирующую роль. Вместе с тем, откровенно говоря, мы ожидали большего.
Результативность работы наблюдателей, их вклад в урегулирование внутриукраинского кризиса напрямую зависит от беспристрастности и адекватности их оценок происходящего на Украине. Следует признать, что в некоторых случаях наблюдателям не хватает твердости и принципиальности.
Из поля зрения наблюдателей выпадают факты широкомасштабного использования украинскими военными тяжелых вооружений и запрещенных боеприпасов против мирного населения, целенаправленного уничтожения объектов жизнеобеспечения городов на юго-востоке. В сильно ретушированном ключе подается информация о гуманитарном положении на Донбассе. Освещались размыто, а то и вовсе обойдены вниманием трагедии в Одессе и Мариуполе, авианалеты на Луганск, планомерное уничтожение Славянска, факты необоснованных задержаний, избиений и убийств российских журналистов. При этом явно избыточное внимание уделяется перемещениям ополченцев, их военной техники.
Все мы понимаем, в каких условиях наблюдателям приходится действовать. Речь идет не только о сильнейшем политическом давлении со стороны Киева и его западных кураторов. Под непосредственной угрозой оказалась жизнь наблюдателей ОБСЕ, чей иммунитет, как выяснилось, гарантирован Киевом лишь номинально. Вынуждены еще раз напомнить руководству Украины о взятом в рамках ОБСЕ обязательстве обеспечивать безопасность всем сотрудникам мониторинговой миссии.
- Одним из главных итогов года стало резкое ухудшение российско-американских отношений. Некоторые эксперты говорят, что отношения эти близки к уровню холодной войны. Насколько, на ваш взгляд, верна такая оценка? Что необходимо для их улучшения и готова ли Россия сделать первый шаг?- В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин подчеркнул, что политика сдерживания нашей страны придумана не вчера - каждый раз, когда кто-то считает, что Россия становится слишком сильной, самостоятельной, соответствующие инструменты включаются немедленно.
Проблемы в наших отношениях с США стали накапливаться еще до кризиса на Украине, причем не по нашей вине. Вспомнить хотя бы пресловутый "закон Магнитского", принятый в 2012 году. Однако то, что творится с начала этого года, удручает еще сильнее. В Белом доме взяли курс на конфронтацию, обвинив Россию во всех грехах в связи с украинским кризисом, который они сами в значительной степени и спровоцировали.
В практическом плане Вашингтон еще весной свернул двусторонний диалог по большинству направлений, в том числе заморозил деятельность созданной в 2009 году президентской комиссии, рабочие группы которой занимались среди прочего вопросами борьбы с терроризмом и нелегальным оборотом наркотиков. Одновременно против России были задействованы противоречащие международному праву и нормам ВТО санкции, затронувшие на настоящий момент 50 российских граждан, 47 компаний и банков. Все это сопровождается звучащими из Вашингтона агрессивными заявлениями, включая возведение России в разряд главных мировых угроз наряду с ИГИЛ и лихорадкой Эбола.
Такая риторика действительно может вызывать определенные ассоциации. Однако времена, когда международные отношения определялись двумя или одной сверхдержавами, остались в прошлом. В современном мире, где действует несколько самостоятельных центров силы, попытки изолировать кого-то из ведущих игроков или навязывать свои односторонние рецепты с позиций некой исключительности США не могут дать результата.
Показательно, что даже сейчас, несмотря на все разногласия по Украине, американцы говорят нам о желании сотрудничать в решении острых международных проблем, в целом работать над позитивной повесткой дня отношений. Правда, эти правильные слова и призывы существуют в параллельной реальности с практическими действиями Вашингтона, которые носят недружественный характер. Это отчасти связано с тем, что на подходах американских партнеров во многом сказываются колебания внутренней политической конъюнктуры в США, включая текущие задачи избирательных кампаний.
Как отметил президент Путин, разговаривать с Россией с позиции силы бессмысленно. Помним, что нынешний спад в отношениях между нашими странами - отнюдь не первый. И не раз бурные выплески русофобских эмоций в Вашингтоне сменялись отрезвлением и пониманием, что с нами гораздо выгоднее сотрудничать. Особенно если учесть, чем чреват разлад между ядерными сверхдержавами для международной безопасности и стратегической стабильности.
Со своей стороны всегда открыты для конструктивного и честного диалога с США как в двусторонних делах, так и на мировой арене, где наши страны несут особую ответственность за международную безопасность и стабильность. Вопрос в том, когда Вашингтон будет готов к сотрудничеству на принципах подлинного равноправия и учета российских интересов, поступаться которыми мы ни при каких обстоятельствах не собираемся.
Что же касается контактов на высшем уровне, то они не прерывались. Президенты Владимир Путин и Барак Обама трижды виделись в этом году, в том числе недавно на саммитах АТЭС в Пекине и "двадцатки" в Брисбене. Кроме того, они десять раз говорили по телефону, причем это были весьма продолжительные беседы и в основном по инициативе Белого дома.
У меня также нет недостатка в общении с госсекретарем США Джоном Керри - с января мы провели 16 обстоятельных встреч, в том числе 4 декабря на полях заседания СМИД ОБСЕ в Базеле, не говоря о нескольких десятках телефонных разговоров.
- Россия и США - инициаторы и лидеры международного процесса разоружения, в первую очередь ядерного. Между странами действует ряд важнейших договоров - по РСМД, СНВ. Не ставит ли резкое охлаждение двусторонних отношений под угрозу срыва выполнение этих соглашений?- Нужно понимать, что прямой взаимосвязи между охлаждением российско-американских отношений и выполнением двусторонних договоров в области контроля над вооружениями не существует.
Договор о СНВ, безусловно, полезен, поскольку отвечает нашим интересам и укреплению стратегической стабильности в целом. Особых проблем с его реализацией сейчас не возникает, технические вопросы решаются в рамках специальной двусторонней комиссии.
В то же время мы напоминаем и будем напоминать нашим американским коллегам о зафиксированной в преамбуле Договора формулировке относительно неразрывной взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений. В послании Федеральному собранию президент Путин подчеркнул, что продолжающаяся настойчивая работа по созданию глобальной системы ПРО США в том числе и в Европе представляет собой угрозу не только безопасности России, но и всего мира - как раз в силу возможного нарушения стратегического баланса сил. Предупреждаем, что на каком-то этапе развития американской ПРО нам придется предпринимать адекватные меры для обеспечения собственной безопасности. Втягиваться в дорогостоящую гонку вооружений не намерены, но обороноспособность нашей страны обеспечим надежно и гарантированно.
Что касается Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, то в июле США принялись голословно обвинять Россию в его нарушении. Однако никаких доказательств до сих пор не представили. При этом не дают внятных ответов на наши конкретные вопросы относительно приверженности американской стороны букве и духу этого соглашения. Например, вразрез с ним американцы собираются со следующего года начать размещать в Румынии и Польше пусковые установки ПРО, которые одновременно могут использоваться для запуска ударных крылатых ракет средней дальности, таких как "Томагавк". В Вашингтоне, к сожалению, делают вид, что не понимают российской озабоченности.
Считаем, что обсуждать связанные с Договором проблемы следует по дипломатическим каналам, а не путем "мегафонной дипломатии".
- Отношения России и НАТО тоже серьезно пострадали за последний год, откатились практически к нулевой точке, если не хуже. Целесообразно ли в этих условиях "парадное" присутствие России при альянсе (постпредство) и НАТО в РФ (информцентр)? Планирует ли Россия сохранять действие этих учреждений?- Отношения России и НАТО сегодня переживают самый серьезный кризис со времен окончания "холодной войны". Альянс продолжает курс на "сдерживание" России, предпринимаются шаги по укреплению военного потенциала и последовательному наращиванию военного присутствия блока у российских границ. Принято решение о приостановке практического сотрудничества с нашей страной по военной и гражданской линиям. Такие действия, безусловно, способствуют росту напряженности, подрывают стабильность в Евроатлантическом регионе.
Несмотря на это, полагаем необходимым сохранять открытыми каналы для политического диалога. На решение этой задачи в настоящее время нацелена деятельность постоянного представительства России при НАТО.
Что касается информбюро НАТО в Москве, то оно осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями основополагающего акта Россия-НАТО, которые наша страна неукоснительно соблюдает. В настоящее время не видим оснований для пересмотра нашей позиции по этому вопросу.
- Агрессивная риторика Вашингтона в отношении Тегерана постепенно смягчается, газета The Times недавно сообщила о якобы прошедших "тайных переговорах" представителей двух стран о возможном открытии представительства США в Иране.
Как вы оцениваете перспективы налаживания диалога Вашингтона и Тегерана, отразится ли это на отношениях Ирана с Москвой и как скажется на переговорах по иранской ядерной программе?- Что касается возможности открытия представительства США в Иране, то об этом лучше спросить самих американцев и, разумеется, иранцев. Со своей стороны всегда выступали за нормализацию американо-иранских отношений, затянувшееся кризисное состояние которых не отвечает интересам обеих стран.
На наш взгляд, полномасштабный политический диалог между Тегераном и Вашингтоном, в том числе по вопросам региональной безопасности, давно назрел. Убеждены, что оздоровление отношений между двумя государствами пошло бы на пользу стабильности на Ближнем Востоке и за его пределами, способствовало бы решению проблемы вокруг иранской ядерной программы, повышению эффективности борьбы с международным терроризмом и наркоугрозой.
В рамках текущих переговоров по ИЯП переговорщики Вашингтона и Тегерана поддерживают активные контакты в целях сближения подходов по целому спектру проблемных моментов на пути к окончательному урегулированию ситуации. Со своей стороны поддерживаем любые шаги, приближающие нас к всеобъемлющей договоренности.
- Недавно в интервью американским СМИ премьер-министр Дмитрий Медведев рассказал о данных, согласно которым США уже не стремятся к свержению президента Сирии Башара Асада, а пытаются найти пути для сепаратных переговоров с Дамаском, в том числе и для борьбы с террористами из ИГИЛ. Может ли Россия содействовать таким контактам и обращались ли к Москве с такой просьбой американцы? Готова ли Москва рассмотреть проект резолюции Совбеза ООН по противодействию ИГ, если такой документ будет внесен на обсуждение? При каких условиях Россия его поддержит?- Прежде всего, хотел бы отметить, что Вашингтон не видел нас в качестве прямого участника антиигиловской коалиции, которую сколачивал по собственным правилам и параметрам, сугубо под себя, без оглядки на международное право. Более того, президент Обама не раз ставил Россию в один ряд глобальных угроз с тем же ИГИЛ и лихорадкой Эбола. На этом фоне время от времени звучащие из уст других американских представителей обращения "объединить усилия" для борьбы с игиловскими террористами выглядят неубедительно.
С просьбой о содействии контактам с Дамаском американцы к нам не обращались. Наоборот - это мы постоянно призываем их не игнорировать сирийские власти в борьбе с ИГИЛ. Однако в Вашингтоне упрямо продолжают твердить о "принципиальной невозможности" для США идти пусть даже на косвенную легитимизацию режима Асада. Там продолжают демонизировать Асада и одновременно резервируют за собой право применять силу в любом месте, когда угодно, в одностороннем порядке. Именно поэтому администрация Обамы не стала обращаться в Совет безопасности ООН при формировании антиигиловской коалиции.
Не думаю, что есть нужда в нашем посредничестве между Дамаском и американцами. В период резкого обострения обстановки вокруг Сирии в августе 2013 года госсекретарь США Керри напрямую звонил министру иностранных дел САР Валиду Муаллему. Есть и другие возможности для прямых контактов.
Россия, как известно, активно выступает за консолидацию международных усилий в противодействии терроризму и экстремизму, в том числе на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует, в частности, наша роль в принятии резолюций 2170 и 2178 СБ ООН. Вместе с тем настаиваем на том, чтобы такие усилия носили универсальный и комплексный характер, опирались на имеющуюся международно-правовую базу и легитимные механизмы. Невозможно успешно вести борьбу с терроризмом на территории той или иной страны без координации с ее законными властями.
В противном случае можно получить обратный результат, последствия которого будут ощущать страны и народы Ближнего Востока. Это мы уже видели в Афганистане, Ираке, Ливии.
- Международная напряженность вылилась, по мнению экспертов, и в активизацию гонки за Арктику. Россия здесь один из признанных лидеров. На каком этапе находится рассмотрение в ООН заявки России на расширение границ российского континентального шельфа? Когда может быть принято решение и каковы, по вашему мнению, шансы на успех?- Гонки за Арктику нет и не может быть в принципе. Международно-правовой режим арктических морских пространств ясно определяет права и прибрежных арктических, и других государств. Это касается в том числе доступа как к освоению минеральных ресурсов, месторождений нефти и газа, так и к управлению морскими биологическими запасами. Международное право регламентирует и возможности расширения внешних границ континентального шельфа прибрежных стран. Сегодняшняя непростая международная ситуация не вносит каких-либо кардинальных перемен в установившийся порядок.
Напомню, что Россия в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года впервые внесла в Комиссию по границам континентального шельфа заявку в отношении континентального шельфа в Северном Ледовитом океане еще в 2001 году. К настоящему времени собран огромный массив дополнительных научных данных в обоснование российской заявки, процесс оформления которых завершается. Заявка будет подана в течение ближайших месяцев. На изучение Комиссией заявки и подготовки по ней рекомендации уходит порой до пяти лет. Учитывая высокое качество доказательной базы российской заявки, есть все основания полагать, что она имеет большие шансы на успех.
По материалам: РИА Новостиhttp://ruskline.ru/opp/2014/12/11/lavrov_v_otnosheniyah_s_es_zhesty_dobroj_voli_uzhe_ne_dayut_rezultata/