В тишине и упованииСергей Худиев Рубль падает, люди нервничают, злятся и паникуют. Между тем это не первый кризис в мировой истории, и нам давно уже сказано, как надо (и как не надо) на него реагировать.
Прежде всего, не надо делать резких движений. Весь мировой — и особенно отечественный — опыт показывает, что нет такой плохой ситуации, которую нельзя было бы радикально ухудшить. Ситуация перед революцией 1917 года была намного тяжелее, чем сейчас: уже три года шла Мировая война, миллионы людей погибли, миллионы на фронте привыкли к оружию, насилию и жестокости, миллионы в тылу — к суровым лишениям. Что может быть хуже? Не хватит ли терпеть Царя, который «кровавый», правительство, которое состоит из «дураков и изменников», министров, которые «воры»? Люди вышли на улицы с красными бантами и вскоре убедились, что хуже быть может, причем значительно хуже.
Эта история повторяется раз за разом, мы можем читать о ней в учебниках истории, а можем наблюдать в реальном времени: люди становятся недовольны своим положением, воспламеняются гневом, яростью, энтузиазмом по поводу того, что, вот, будем метаться и буянить — и все как-то улучшится. В результате все только ухудшается. В советской школе — кто ее застал — мы твердо выучили фразу Салтыкова-Щедрина: «Дорога из Глупова в Умнов лежит через Буянов, а не через манную кашу». Эта хлесткая фраза, как обычно для хлестких фраз, верна с точностью до наоборот. Дорога через Буянов ведет в Разорилов и Голодалов, а никак не в Умнов. Множество людей в разные времена ходили этой дорогой и убедились в этом. «Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели» (Ис. 30:15).
Трудные обстоятельства гораздо менее губительны, чем неправильная реакция на них
Это верно для стран в целом, это верно и для отдельных людей: трудные обстоятельства сами по себе гораздо менее губительны, чем неправильная реакция на них — паника, метания, истерика, ярость на реальных или предполагаемых виновников ухудшения нашего положения. Люди, выведенные из эмоционального равновесия, становятся легкой добычей разного рода манипуляторов — от биржевых спекулянтов до революционеров, от мелких мошенников до экстрасенсов. Поэтому для тех, кто паразитирует на ситуации, очень важно эмоционально раскачать людей, внушить им панику: «Ааа! Мы все умрем!» или ярость: «Во все виноваты они! Это они все устроили!».
Что же делать? И Священное Писание, и все Предание Церкви говорит о смирении и терпении, как о правильном ответе на жизненные неприятности. Это непопулярный ответ: он был непопулярен во времена пророка Исайи, он непопулярен сейчас. Людям кажется, что мир обошелся с ними несправедливо: у них были планы, они надеялись, что их жизнь материально улучшится, они наконец смогут приобрести квартиру или еще что-то — не обязательно роскошное, иногда действительно нужное. А теперь им нужно будет, ну, не голодать, конечно, но заметно снизить уровень потребления. Не так заметно, когда ты живешь в бедности все время, но когда уже попробовал относительного достатка, а потом он упал, это болезненно.
Лучшее, что можно сделать — это принять изменившиеся обстоятельства
Однако лучшее, что можно сделать — это принять изменившиеся обстоятельства. Да, в жизни бывают неприятности, иногда существенные. Нередко они совершенно не зависят от нас, наших усилий или наших проступков, а сваливаются нам на головы, как стихийное бедствие. Мы живем в падшем мире, который вообще полон бедствий — стихийных и рукотворных. Мы живем еще в относительно благополучной его части. Откройте мировые новостные ленты: талибы напали на школу в Пакистане и убили более 100 человек, 80 из которых дети. Террориста, который захватил заложников в кафе Мельбурне, застрелили, пятеро раненных. В сторону Африки лучше вообще не смотреть. Мы действительно все умрем — это неизбежно при любом экономическом и политическом раскладе: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).
Перестав метаться, можно обрести надежные источники надежды, твердости, стойкости и упорства. Мы, христиане, верим в Промысл Божий. В то, что «любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). В то, что нам нечего бояться: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лук. 12:6,7). В то, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15).
Очень важны наши отношения с Богом и ближними, очень важно, что происходит внутри нас, с нашими душами, которые могут быть спасены для блаженной вечности, а то, что происходит на биржах — не так важно. Надо только принять все это к сведению для того, чтобы наилучшим образом исполнить наши обязанности и сосредоточиться на исполнении воли Божией. Тогда мы увидим, как Промысл обратит все обстоятельства нашей жизни к нашему временному и вечному благу.
17 декабря 2014 годаhttp://www.pravoslavie.ru/jurnal/75914.htm