(Окончание)Фильм вышел на экраны летом 1973 года. Рассказывают, что ждали, когда вернется в Москву Л. Брежнев, находившийся за рубежом, чтобы он стал первым зрителем. Леонид Ильич был так захвачен фабулой фильма, игрой актеров, что не пожелал отрываться от просмотра до самого его конца. В результате В. Тихонов стал Героем Социалистического Труда, Л. Броневой получил орден Трудового Красного Знамени, были награждены и все создатели фильма и занятые в нем актеры.
О реакции широкой публики на «Семнадцать мгновений весны» лучше всего говорили пустынные улицы городов в часы показа его по телевидению, замиравшая жизнь в торговой сети.
МВД даже фиксировала значительное снижение уровня преступности. С той поры прошло более 40 лет, а фильм и сейчас вызывает интерес у новых поколений граждан России.
Но героями-патриотами на экране были не только разведчики, но и контрразведчики, в задачу которых входило нейтрализовать все попытки вражеских спецслужб проникнуть в наши секреты, подорвать безопасность государства.
Большой успех у зрителей вызвала тетралогия - художественное произведение в четырех частях - режиссера Вениамина Дормана «Ошибка резидента» (1968 год), «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986). Показана сложная и в то же время тонкая работа контрразведки по обезвреживанию вражеской агентуры. В создании фильмов прямое участие принимали люди, непосредственно отвечавшие за состояние контрразведывательной работы в стране. Одним из авторов сценария тетралогии был начальник Второго Главного управления КГБ (контрразведка) генерал-лейтенант О.М. Грибанов, в титрах он назван О. Шмелевым. В этом фильме прекрасно сыграл роль советского офицера-контрразведчика популярный актер, композитор и исполнитель песен Михаил Ножкин, его герой перевоплощался в беглого вора-рецидивиста по кличке Бекас, чтобы войти в доверие к вражескому шпиону. До сих пор в ушах слышится мелодия песни «Я в весеннем лесу пил березовый сок» Евгения Аграновича.
Только при таком содружестве государства с наиболее талантливыми деятелями искусства рождались фильмы с четкой гражданской патриотической позицией, влияние которых на современников оказывалось глубоким и длительным.
На документальном материале, предоставленном ему КГБ, Ю. Семенов написал сценарий фильма «ТАСС уполномочен заявить...», в котором рассказана история завербованного американцами нашего дипломата, попавшего в их «юбочные сети» и получившего клику «Трианон» в период пребывания в загранкомандировке. Работая в МИД, он передавал американцам копии совершенно секретных телеграмм наших послов. По заданию ЦРУ «Трианон» вошел в доверие к семье секретаря ЦК КПСС К.В. Русакова, который в 1973-77 годах был помощником Л. Брежнева, и даже сватался к его дочери. На случай провала американцы снабдили его ядом, которым он воспользовался в момент захвата его сотрудниками советской контрразведки. Хозяева точно так же снабдили ядом Фрэнсиса Гэри Пауэрса, летчика самолета-шпиона «У-2», который был сбит ракетой ПВО около Свердловска в 1960 году, но тот предпочел плен смерти от яда.
Сейчас, при всем обилии на экранах всяческой «детективщины», не видно ни целевой направленности кинопродукции, ни общественно значимой тематики, ни привлекающих внимание персонажей, ни яркой игры актеров. Все выглядит застиранно, блекло, шаблонно, скучно. Искусство, сохранившее свои формы, утратило свое предназначение.
Автору, в силу его профессиональной деятельности, довелось лично знать очень многих по-настоящему выдающихся патриотов из числа советских разведчиков, заслуги которых так и остались неотмеченными, или получили признание много лет спустя. Помнится, в 1996 году Борис Ельцин подписал указ о присвоении звания Герой России сразу пятерым разведчикам, трое из которых уже к тому времени ушли из жизни – это Л. Квасников, А. Яцков и Леонтина Коэн, а двое еще оставались на тот день в строю - А. Феклисов и В. Барковский. Общим для всей пятерки было то, что они внесли решающий вклад в добычу секретных разведывательных сведений военно-технического характера, которые позволили достичь стратегического паритета СССР со странами-членами НАТО.
Они сберегли многие годы научных исканий для своей страны, сэкономили десятки, если не сотни миллиардов долларов казне, сохранили жизни миллионов россиян.
Каждый из них заслуживает, чтобы о них были написаны книги, сняты фильмы, чтобы их жизнь стала примером для молодого поколения. И при всем этом они были на редкость скромными людьми, которые располагали к себе с первых минут общения с ними, готовыми всегда поделиться своими знаниями и опытом.
Хорошо помню полковника Владимира Борисовича Барковского, заместителя начальника управления научно-технической разведки с 1963 по 1969 годы, спокойного, эрудированного инженера, который, как я узнал потом, был первым, кто прислал в октябре 1941 года достоверную информацию из Лондона о начавшихся разработках ядерного оружия. Тогда вся резидентура разведки состояла из трех человек, и у каждого на связи было по 20 агентов. Задания из Центра сыпались градом, разведчики спали урывками. Свой первый боевой орден Владимир Борисович получил за добычу комплексной документации на секретный радиолокатор для военно-морских судов. Изобрели его англичане, но держали сведения о нем в глубоком секрете. В СССР было быстро налажено производство этих приборов, что помогло спасти жизни тысячам наших моряков…
Потом он целиком переключился на работу по атомным проектам, завербованные им люди выехали в США, где стали играть ведущие роли в проекте «Манхэттен», то есть создании первой атомной бомбы.
Владимир Борисович был страстным спортсменом, он увлекался мотогонками, парашютным спортом, планеризмом. Имел звание мастера спорта по планеризму и в зрелые годы выступал на всесоюзных соревнованиях в качестве судьи. До самого конца жизни работал профессором Академии внешней разведки, в его честь была выпущена почтовая марка. Похоронен он на Троекуровском кладбище Москвы.
Когда мне либералы с заморским «душком» тычут пальцами в фамилии предателей, я всегда говорю, что, во-первых, их было ничтожно мало по сравнению с основной массой разведчиков, и, во-вторых, подавляющая часть предателей была несостоятельной как профессиональные разведчики. Поговорка о том, что «в семье не без урода» частично права, но не уроды делали погоду в нашей жизни.
Говоря о патриотизме в нынешней России, приходится сожалеть, как мало используются новые информационные технологии и, в первую очередь, телевидение для популяризации наших исторических героев.
В США, Англии, Франции, Германии создаются многочисленные экранизации основных эпизодов национальной истории, а иногда и полные курсы истории.
Частично эти материалы попадают и к нам по спутниковым каналам. Если в них оказываются сюжеты, связанные с нашей страной, то бросается в глаза недоброжелательность, которой окрашена подача материалов по России. Давно пора обратить внимание на эту сторону самой доходчивой воспитательной работы через произведения искусства.
Россия может служить примером страны, неблагодарной по отношению к памяти своих героев. В самом деле, до сих пор мы ведем бесконечные споры относительно Кузьмы Минина, которого считаем спасителем Отечества вместе с Дмитрием Пожарским. Мы до сих пор не определились, где он родился, когда он родился, кем он был, русским или татарином, каким промыслом занимался, торговал ли солью или мясом, где покоятся его останки…
О самом, казалось бы, главном своем патриоте, мы не знаем ничего достоверного. А главное, не имеем шансов пополнить наши знания, потому что все скудные источники исчерпаны. А такая фигура сейчас очень нужна! Будем ли мы поступать, как «Буриданов осел», погибший от сомнений и нерешительности, или, наконец, положим конец колебаниям и спорам и возьмем наиболее правдоподобную версию о жизни и деятельности этого великого человека.
Нам всегда нужны примеры, которым захотела бы подражать молодежь. Сами народы создавали в своем творчестве такие примеры даже тогда, когда государства и правительства не очень-то заботились об этом.
Наши былины о богатырях, легенды о Вильгельме Телле, Робине Гуде, греческие сказания о своих героях - выражение постоянного стремления народов к лучшему, к свободе, справедливости.
В последние годы ощущается острый дефицит на «добро», без которого душно жить. Поэтому несколько странной выглядит отстраненность нашей общественности от популяризации подвигов такого выдающегося представителя русского народа, как Федор Конюхов. Будь этот человек гражданином другого государства, о нем бы делали фильмы, писали повести и рассказы, на его примере учили бы жителей страны быть мужественными, настойчивыми в достижении своих целей. Он, безусловно, был бы отмечен заслуженными наградами и званиями. А у нас он вроде бы и есть, а вроде бы его и нет. Он был награжден только в далекие времена прошлой власти орденом Дружбы народов.
Все знают о его колоссальных победах над природой и самыми враждебными стихиями. Это - человек, покоривший высочайшие вершины Земли, пересекший все океаны нашей планеты. К тому же Федор Филиппович - православный священник, который превыше всего ставит силу человеческого духа в любом испытании. А нам сейчас так необходима крепость именно духа. Так почему же мы так расточительно относимся к таким удивительным примерам своих же сыновей, живущих в наши дни и творящих историю, которой должна гордиться Родина?
http://www.stoletie.ru/obschestvo/geroi_kotoryh_my_ne_pomnim_274.htm