Русская беседа
 
26 Октября 2024, 08:30:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Икона Богородицы Слово плоть бысть Албазинская  (Прочитано 730 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Марта 2024, 23:13:29 »

Икона Богородицы Слово плоть бысть Албазинская


Празднование - 22 марта (9 марта по ст.ст.)

Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" — великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур — за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.

Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю — чудотворную икону Божией Матери "Слово плоть бысть", именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.

Албазин обстраивался. В двух храмах города — Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца — возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь — Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, "в дауры", "людей духовных — архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом". Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.

Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг "наспех, днем и ночью" стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина — "Албазинское сидение", занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды — в июле, сентябре, октябре — бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.

Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, "проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве", митрополит Игнатий писал: "Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается".

Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды — появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири († 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского († 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского († 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы — Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года — более тридцати поселений, среди них три города — Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери — первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском — в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что "отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями". Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.

... Летом 1900 года, во время "Боксерского" восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Жена, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов — "дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския".

https://azbyka.ru/days/ikona-slovo-plot-byst-albazinskaja-znamenie
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 21 Марта 2024, 23:16:43 »

«Слово плоть бысть». Албазинская икона Божией Матери


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=dTt_1k9R4Fk
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 21 Марта 2024, 23:33:30 »

Икона Божией Матери «Слово плоть бысть»...

Великое Албазинское стояние

На Дальний Восток православная вера пришла сравнительно недавно, в XVII веке.  В это же время в Приамурье появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть» Албазинская, являющаяся бесценным сокровищем всей Русской Церкви. Наименованию иконы послужили строки из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию…» (Ин. 1: 1, 14).


Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Албазинская»

Албазинская икона благоговейно чтилась во всем Амурском крае. Свое название она получила от Албазинского острога, основанного в 1650 году знаменитым русским землепроходцем, атаманом Ерофеем Павловичем Хабаровым-Святитским на месте городка даурского князя Албазы.

Подлинно русский этап в истории Албазина начался в 1665–1666 годах, когда на это место переселилась небольшая группа из казаков и крестьян во главе с Никифором Романовичем Черниговским. «Мало кто может представить себе ту концентрацию духа русских первопроходцев, – пишет о начале подвигов казаков иеромонах Игнатий (Чингвинцев)[1], – величину их героизма и самопожертвования за други своя, которые позволили за считанные годы присоединить и удержать за ослабленным в то время смутами и войнами Русским Царством огромную, почти неосвоенную, девственную территорию на востоке от Уральских гор»[2].

Появление русского острога на берегах Амура сильно раздражало китайского императора, мечтавшего завладеть русской Сибирью. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, здесь произошло первое столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но она стала и началом борьбы.

В июне 1658 года враги сожгли Албазин, опустошили русские земли и угнали в Китай местное население. В это чрезвычайно трудное время Пресвятая Богородица явила знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись восстановить Албазин, пришел вместе с духовенством старец Гермоген[3] из Киренского Троицкого монастыря и принес с собой благословение возрожденному краю – чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», с этого времени именуемую Албазинской. «Сюжет чревоношения святой чудотворной иконы давал русским землепроходцам осознание исторического значения их дела для Российского государства как изъяснения всей их героической жизни в свете чревоношения русской православной цивилизации на Дальнем Востоке. Чувство сопричастности Небесной Заступницы рода христианского в великом деле освоения восточных рубежей животворно действовало на всю жизнь горстки русских смельчаков в кругу многочисленных врагов, героически преодолевающих множество препятствий»[4].


Святой преподобный Гермоген Албазинский

В 1671 году блаженный старец в полутора километрах от Албазина основал небольшую обитель, где впоследствии пребывала святая икона «Слово плоть бысть». Албазин обстраивался. В двух храмах города: в честь Вознесения Господня и во имя святителя Николая Чудотворца – возносили Бескровную Жертву албазинские священники.

Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального русского государства, находило у русских защиту от набегов китайцев.

В Москве не забывали о нуждах далекой амурской окраины: в 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1681 году принял решение о посылке «в дауры» «людей духовных: архимандритов, игуменов или священников». Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому крещению.

В июне 1684 году богдыхан, император Сюань Е, приказал цзянцзюню Сабсу, командовавшему войсками на Амуре, уничтожить у Албазина посевы на русских полях. Но Сабс даже под страхом смертной казни не смог выполнить этот приказ. Разгневанный император сместил его с поста главнокомандующего. «Китайцы же рассказывали, что маньчжурское войско не допустила к Амуру красивая Белая Женщина на белом коне, Которая шибко топтала, топтала маньчжурские ряды воинов, пытавшихся подойти к Амуру. Так уже сказывался покров Божией Матери над русским войском»[5].

Между тем 4 июня 1685 года маньчжурское войско числом более 5000 ратников вновь осадило Албазин.  Потеряв 100 человек из 450, албазинцы, имевшие в своем распоряжении три пушки и около 300 пищалей, отбили приступ, но были вынуждены начать переговоры о капитуляции. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступничеством этот град. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг «наспех, днем и ночью» стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ императора об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.


Осада крепости Албазин. Гравюра из книги Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария». Амстердам, 1692

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началось героическое пятимесячное «Албазинское сидение», занимающее почетное место в истории русской боевой славы. К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 800 его защитников осталось 150 человек. Для продолжения войны этих сил было недостаточно. К тому же в 1689 году в Нерчинске был заключен русско-китайский договор, согласно которому территория, на которой находился острог, отошла к Китаю. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу. Укрепления были срыты и уничтожены казаками. Старец Гермоген, возвращаясь в свой Усть-Киренский монастырь, перенес Албазинскую икону Божией Матери в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

«Отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с российскими владениями»


Генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский

Прошли многие годы, и наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Геннадием Ивановичем Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Примечательно, что 14 мая 1854 года именно Албазинской иконой был благословлен поход, который завершил работы Амурской экспедиции 1849–1855 годов и подготовил окончательное присоединение левобережья Амура к России.

Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими. В 1858 году казаки 2-й конной бригады Забайкальского казачьего войска основали Албазинскую станицу. Летом этого же года в Приамурье появилось более тридцати поселений, из них три города: Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

История города с чудным названием Благовещенск неотделима от его церковной истории. Первое русское поселение появилось здесь в XVII веке, когда Ерофей Хабаров основал в месте слияния двух рек: Амура и Зеи – Зейский острог. Чуть позже патриарх Никон снарядил в эти края первую православную миссию. Однако после заключения Нерчинского договора (1689 год) русским пришлось покинуть левобережное Приамурье, но желание освоить эти земли не оставляло наших предков. Через два столетия, в 1856 году, сюда на плотах прибыли 60 казаков, основавших Усть-Зейский военный пост. Почти все они погибли в первую же зиму.

Отряд, поместившись в вырытых землянках крайне скученно, подвергся страшным лишениям из-за холода, голода и болезней. Первый амурский священник Александр Сизой прибыл в Усть-Зейский пост годом позже. С собой он привез походную церковь во имя святителя Николая Чудотворца и святой антиминс. Этот храм стал первым зданием Благовещенска.


Священник Александр Сизой

В 1858 году генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский подписал Айгунский договор с Китаем, по которому весь левобережный Приамурский край отошел России. В мае этого же года, в день святителя Николая, Н.Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий прибыли на Усть-Зейский казачий пост. Генерал-губернатор написал императору Александру II: «Считаю необходимым учредить в этом месте город, а как сопутствующий в настоящую поездку на Амуре высокопреосвященный Иннокентий… заложил 9 мая в Усть-Зейской станице храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, то и полагаю приличным дать новому городу наименование "Благовещенск"».


Святитель Иннокентий (Вениаминов)

В 1868 году Благовещенск стал хранителем главной Амурской святыни: чудотворной Албазинской иконы Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть». В этом же году епископ Камчатский Вениамин, преемник святителя Иннокентия, вернул Амурскому краю его славную святыню. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, в июне 1868 года при первом вступлении его в свой епархиальный город».

В Богохранимом граде Благовещенске

Святой образ «Слово плоть бысть», прибыв в богохранимый град Благовещенск, с каждым годом являл чудеса, происходящие по горячей молитве перед ним.  Однако новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование и еженедельное чтение акафиста, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносной язвы». Упование верующих людей не было посрамлено: с осени этого же года в Благовещенске и его окрестностях пошли на убыль, а вскоре и вообще прекратились страшные эпидемии дифтерии и скарлатины, уносившие множество жизней. Заступничеством Пресвятой Богородицы и по усердным молитвам к Ней смертоносная опасность миновала. А в 1895 году указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиальный праздник в честь святой Албазинской иконы Божией Матери, который ежегодно стал отмечаться 22 марта (9 марта по старому стилю).

Поскольку Албазинская икона Божией Матери изображает чревоношение Богоматерью Богомладенца, то было замечено, что благодатная Небесная помощь особенно быстро приходит по молитвам беременных женщин, а также во время родов. Преосвященный Гурий стал свидетелем чуда избавления своей близкой родственницы от смертельной опасности в родах. Именно во время чтения акафиста перед святой чудотворной иконой Албазинской Богоматери больная благополучно разрешилась здоровым младенцем. Есть многочисленные свидетельства о подобных исцелениях и в наши дни, когда по просьбам верующих отверзаются Царские врата в кафедральном Благовещенском храме или в других церквах Благовещенской епархии и служатся молебны о здравии носящих во чреве и рожениц с чтением акафиста перед святой чудотворной иконой Албазинской Божией Матери или перед ее списками.

Святыню Приамурья, икону Божией Матери «Слово плоть бысть», благоговейно почитал государь-страстотерпец Николай II. Святой Царь, еще будучи наследником престола, во время своего кругосветного путешествия в 1891 году посетил Благовещенск. Он молился у этой иконы, а также в первом храме города в честь святителя Николая Чудотворца. Незадолго до отъезда из Благовещенска цесаревич «отцу протоиерею Кафедральному Александру Сизому передал в сафьяновом футляре изящную сребропозлащенную лампаду с эмалевыми разных цветов просветами для иконы Пресвятой Богородицы Албазинской. Заинтересовавшись историей святой иконы, цесаревич Николай пожелал видеть и место явления сей Святыни   Приамурья – Албазин, что и свершилось при дальнейшем пути его следования по Амуру».


Триумфальная арка в Благовещенске

В память о посещении города гостем, столь важным и уже тогда всеми любимым, на городской площади, прилегающей к набережной, жители воздвигли Триумфальную арку, где был устроен особый помост для служения благодарственных молебнов Господу Богу и Его Пречистой Матери. Арка была разрушена в послереволюционные годы, а в наше время восстановлена. (По материалам Благовещенских Епархиальных ведомостей).

Начало ХХ века ознаменовалось для Благовещенска трагическими событиями. Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. 19 дней враг стоял перед беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Епископ Иннокентий (Солодчин) при участии духовенства и жителей города непрестанно служил перед Албазинской иконой Божией Матери молебны с акафистом.

Благовещенск осыпался градом снарядов, но убитые при этом исчислялись единицами. Состоящий почти весь из деревянных построек, при зное и страшной сухости, при частых взрывах снарядов город оставался цел и невредим от столь естественных, можно сказать, неминуемых при данных обстоятельствах пожаров.

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 21 Марта 2024, 23:35:56 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 21 Марта 2024, 23:35:02 »

(Окончание)

Кафедральный собор Божией Матери, расположенный на берегу Амура, был целью для обстрела врага на близком расстоянии, однако ни один снаряд, ни одна пуля не коснулись его.

Покров Богородицы, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По преданию, сами китайцы рассказали, как вновь они видели в те дни, что по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Для всех православных жителей города это событие стало зримым доказательством знамения чудесного заступничества Божией Матери, не оставляющей Своей защитой усердных молитвенников к Ней. Тогда же жителями Благовещенска было решено ознаменовать произошедшее избавление строительством нового каменного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

После этих военных событий лета почитание и благоговейное поклонение перед святой чудотворной Албазинской иконою Божией Матери не могло уже ограничиваться лишь Благовещенском и близлежащими к нему поселениями.

С 1902 года, после праздника Святой Троицы, Албазинская икона стала ежегодно совершать длительный путь по Дальнему Востоку «для благодатного молитвенного утешения православных насельников Амурского края». Он торжественно начинался с крестного хода от разных церквей города к кафедральному собору. Икону несли на носилках, украшенных хоругвями, в сопровождении многих людей она следовала из деревни в деревню. Святыню вносили в каждый дом. Обычно хозяин встречал святыню хлебом-солью в воротах «со всеми чады и домочадцы» земными поклонами. Икону устанавливали на столе, где обычно стояла чаша с зерном и укреплялись свечи. Читали Евангелие, которое покоилось на голове одного из домочадцев. Крестный ход отправлялся далее до Зейской переправы. Затем на специальном пароходе вверх по Амуру он переправлялся до Николевска-на-Амуре, вниз по его притокам и на остров Сахалин. Примерно через два месяца Албазинская икона возвращалась в Благовещенск.

Любимым православным народом образом «Слово плоть бысть» 5 октября 1916 года освятили Амурский железнодорожный мост имени наследника-цесаревича Алексея Николаевича, которым завершалось 25-летнее строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Следовательно, таким образом был освящен не только мост, но и весь Транссиб.


Освящение и открытие «Алексеевского моста» через Амур, 1916 г.

В 1917 году в России случилась революционная катастрофа. В Благовещенской епархии было много церквей, два монастыря, работали церковно-приходские школы. Все, что копилось многими десятилетиями, за 20-е и 30-е годы ХХ века было практически уничтожено.

В 1924 году кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую церковь, имущество которой 10 мая 1938 года по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске. В числе 73 церковных предметов была и Албазинская икона Божией Матери. С этого времени и вплоть до возвращения ее Православной Церкви святыня находилась в закрытых хранилищах Амурского областного краеведческого музея.

Наш Дальний Восток

В начале ХХI века, как и в XVII веке, Россия начинает думать о своих дальневосточных рубежах. Православная Церковь посылает туда первых миссионеров. Нелегко пришлось назначенному в 1994 году на Благовещенскую и Тындинскую кафедру епископу Гавриилу. Первую свою Литургию на амурской земле владыка вынужденно служил в здании бывшего костела, так как из существовавших до революции 20 православных храмов в городе не осталось ни одного. Деревянная Никольская церковь, свидетель подвига первых поселенцев, простояла больше века, но и она в 1980 году была уничтожена.

Первым, за что взялся владыка, было строительство кафедрального собора. К 2003 году всем миром был построен и освящен красивейший каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на месте Никольской церкви, рядом с могилой отца Александра Сизого, первого ее настоятеля. В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области: генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию, первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому.

В конце 1991 года православные жители Благовещенска начали говорить о возвращении чудотворной иконы Амурской земли. Отец Валентин Полищук «держал фронт»: именно он с помощниками собирал подписи (5 127 подписей!), именно он доказывал властям, что это возвращение – воля народная. И доказал настолько, что дошло до верхов, до министерства культуры РСФСР. И – произошло чудо. Министр культуры Юрий Мефодьевич Соломин подписал приказ о передаче иконы 30 октября. В это время икона еще хранилась в музее. Заранее, через газеты, был объявлен день, 17 ноября, и час выноса иконы из музея.


Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Возвращенная чудотворная икона Русской Православной Церкви из музейных фондов величественным крестным ходом при большом стечении народа, к великой радости верующих, была перенесена в Гавриило-Архангельский храм: он тогда был единственным в городе.

У многих прихожан и жителей Благовещенска на всю жизнь остался в памяти тот торжественный и радостный, первый после столь длительного перерыва крестный ход с чудотворной святыней. Очевидцы тех событий сообщают о многих необычных моментах, происшедших при этом. Так, в морозный ноябрьский день, после того, как икону перенесли в храм, пройдя значительное расстояние по улицам города, остались живыми и надолго сохранились цветы, украшавшие лик Богоматери на святой иконе. Когда же икону занесли в храм, то на ней после изморози появились капельки влаги, но стекли они симметрично из уголков глаз Божией Матери. Участники крестного хода восприняли это как чудесное знамение благоволения Царицы Небесной важному событию в духовной жизни Приамурского края: третьему явлению великой святыни Приамурья, чудотворной иконы, по их вере и молитвам, а также предстательству перед Господом их славных предков.

За возвращением Русской Православной Церкви святой чудотворной иконы Албазинской Божией Матери последовало и возрождение всей Благовещенкой епархии. Многочисленные чудеса, происходящие от иконы, записываются в летописи храма.

С Албазинской – по Амуру

Трудами архиепископа Гавриила с 1997 года возродилась традиция крестных ходов с Албазинской иконой по Дальнему Востоку. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, по случаю 200-летия со дня рождения Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, просветителя Приамурского края, апостола Америки и Сибири, празднование которого было объявлено по значимости Международным (ЮНЕСКО от 10.12.1996 г.) и Общероссийским (постановление президента №2175 от 06.12.2006 г.), совместными усилиями Благовещенской и Хабаровской Епархий с 25 мая по 9 июня 1997 года было организовано миссионерское путешествие с чудотворной иконой Албазинской Божией Матери «Слово плоть бысть» на теплоходе «Миклухо-Маклай» от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре. Этот маршрут повторял путь, который святитель Иннокентий, а затем и другие церковные руководители края ежегодно проделывали, знакомясь с вверенной их духовному водительству всей Дальневосточной Россией. Во время тех путешествий совершалось освящение вновь построенных храмов, строились веси и закладывались города.

В конце апреля 2000 года Албазинская икона на военном самолете совершила путешествие на Сахалин. А 1 мая этого же года она отправилась в специальном вагоне поезда из Благовещенска в Москву, где с 7 по 13 мая находилась в мужском монастыре Сретения Владимирской иконы Божией Матери. На обратном пути были остановки в Иркутске и Чите, где перед ней смогли помолиться благодарные жители этих городов.

В 2006 году совершилось трехдневное путешествие Албазинской иконы по Амуру. Об этом событии рассказала газета «Амурская правда». В селе Константиновка люди пришли с хоругвями, крестами и целым морем цветов. Многие держали в руках зажженные свечки. Встреча константиновцев с духовной Покровительницей Дальнего Востока была до слез трогательной. Икону спустили на берег и крестным ходом понесли на приход в честь Святых равноапостольных Константина и Елены. Сменяя друг друга, чудотворную святыню несли то священники, то пограничники. По словам паломников, их молитвенные песнопения, обращенные к Пресвятой Богородице, были громче, чем раскаты грома. Хлынувший на участников крестного хода дождь никого не испугал, ведь с ними была чудотворная икона Божией Матери. К храму люди подошли до нитки промокшие, но счастливые.

Перед путешествием паломников благословил архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Он напомнил, что традиция сплавов с Албазинской иконой по Амуру началась в дореволюционные времена, но потом была утрачена. Теперь пришло время возродить ее, чтобы духовно поддержать жителей отдаленных населенных пунктов.


Крестный ход с Албазинской иконой по Дальнему Востоку

В четверг к вечеру теплоход прибыл в порт Поярково, где икону и паломников верующие встретили хлебом-солью. На борт теплохода с иконой спешили капитаны и матросы с других судов, чтобы поклониться Албазинской иконе, попросить у Богородицы здоровья себе и близким, а также попутного ветра.

Матерь Божия Своей чудотворной Албазинской иконой, как и прежде, охраняет и освящает наши дальние границы. Об этом свидетельствовал Сергей из Хабаровска на молодежном форуме имени святых Царственных страстотерпцев: «Надо сказать, что и в наши дни, по свидетельству захваченных хабаровскими погранцами китайских браконьеров, китайцы часто видят проходящую по русскому берегу Светлую Женщину невероятно большого роста, которая внушает им трепет…»[6].

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов: «О, Всеблагая Богородительнице, непраздных жен в родах Помощнице и Взбранной Воеводе победительная, от нашествия иноплеменных Крепкий Щите, Православие в концех земли Российстей укрепи и подай душам нашим велию милость»[7].

____________________________________

[1] Игнатий (Чигвинцев) – игумен, настоятель прихода иконы Албазинской Пресвятой Богородицы. Село Албазино Амурской области.

[2]Игнатий (Чигвинцев), иеромонах. Святая земля Албазина// ЖМП. 2000. №12. С.59.

[3] Ермаген Албазинский, Киренский († 1690) - иеросхимонах, строитель Усть-Киренского во имя Святой Троицы мужского монастыря и Албазинского Брусянского Спасского (Амурского) мужcкого монастыря.

[4] Игнатий (Чигвинцев), иеромонах. Албазинская святыня: Книга об истории Албазинской иконы Божией Матери «Слово Плоть бысть». Благовещенск, 2006. С. 8.

[5] Там же. С. 8.

[6] Чудотворный Хабаровский список Албазинской иконы Божией Матери. Ч.2 // http://suzhdeno.ru/my/sergiy77/page3/.

[7] Тропарь. гл. 3.


Светлана Рыбакова

https://dzen.ru/a/ZBuEE3x5aXR650vO
« Последнее редактирование: 21 Марта 2024, 23:38:38 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 21 Марта 2024, 23:46:46 »

Церковь чтит святыню Приамурья – Албазинскую икону Богородицы



Великую святыню русского Приамурья – Албазинскую икону Божией Матери «Слово плоть бысть» чтит Православная Церковь 22 марта 2017 года.

Нерчинск

Данный образ, принесенный в Приамурье в XVII веке, получил свое название от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым.

Албазинский острог с самого своего основания постоянно вызывал раздражение китайского богдыхана и его воевод, мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь.

Начиная с 1652 года, на Амуре происходили неоднократные военные стычки русских с китайцами. В результате одного из таких столкновений в 1658 году захватчики перебили отряд русских и полностью сожгли Албазин.

Лишь только в 1665 году русские вернулись  и восстановили крепость. Тогда же туда пришел и старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря, принесший с собою чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской.

В 1671 году старец основал недалеко от крепости, в урочище Брусяной Камень небольшую обитель, в которой икона и пребывала в последующие годы.

Николаевск-на-Амуре

В дальнейшем по молитвам к Албазинской иконе русским неоднократно удавалось спасать свои земли от захвата их китайским богдыханом. Так, например, заступничеством Божией Матери было отражено нападение китайцев в 1685 году. В 1686 году молитвы к Албазинскому образу помогли русским во время пятимесячной обороны крепости от очередного набега захватчиков.

Тем не менее, в 1690 году сил гарнизона уже не хватило, и русские покинули Албазин. Крепость была срыта, а чудотворный образ перенесен в город Сретенск на реке Шилке, впадающей в Амур.


Епископ Камчатский Вениамин (Благонравов)

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) перенес образ из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Еще спустя время, епископ Камчатский Гурий установил ежегодное празднование иконе 9 марта (22 по н. ст.) и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.

В 1900 году по молитвам к иконе было явлено еще одно большое чудо – совершенно неподготовленный к войне Благовещенск выдержал 19-дневную осаду китайских войск во время известного «Боксерского восстания» в Китае.

Все время осады в Благовещенском храме города непрестанно шла служба, перед иконой читались акафисты. По рассказам же китайцев, в те дни они часто видели, как по берегу Амура ходила Светлая Женщина, внушавшая им страх и лишавшая силы их снаряды.

https://foma.ru/tserkov-chtit-svyatyinyu-priamurya-albazinskuyu-ikonu-bogoroditsyi.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 22 Марта 2024, 00:03:35 »

Алексей Солоницын

СВЯТЫНЯ МОЕЙ ЖИЗНИ

Чудотворная икона Богоматери Албазинская «Слово плоть бысть» из храма Михаила Архангела села Высокое Пестравского района Самарской губернии

Знакомая краевед спросила:

– А вы не знаете, куда девалась Албазинская икона Божьей Матери?

Видя некоторое недоумение, невольно возникшее на моем лице, добавила:

– Ну, вы же писали, как уничтожали наш кафедральный собор. Эта икона была одной из его главных святынь. Второе ее название – «Слово плоть бысть». Неужели не знаете?

Пришлось признать, что об этой иконе я ничего не знаю.

Иронически улыбнувшись, краевед не стала больше задавать вопросов и отошла.

Да, я действительно писал о нашем кафедральном Воскресенском соборе, который высился в центре Самары и был виден со стороны Волги за много верст. Собор был «визитной карточкой» Самары, украшением всего Поволжья. Строили его 25 лет, а уничтожали «с энтузиазмом» целых 5 лет – на века он был построен.

Иконы уничтожали в специально отведенный «день сжигания икон». Где уж тут уцелеть неведомой мне Албазинской иконе.

Вернувшись домой с этой не то конференции, не то совещания, тут же открыл ноутбук, нашел сведения об этой иконе. Прочел, что это святыня русского Приамурья, свое название получившая от крепости Албазин, основанной в 1650-м году знаменитым землепроходцем Ерофеем Хабаровым. Дважды по молитвам к образу Пресвятой крепость была спасена от штурмовавших ее китайцев. А однажды, точно так же, как Тамерлан со своим грозным войском вдруг отошел от осажденной Москвы, так и китайский богдыхан внезапно отошел от Албазина, где русские воины и все, кто был в осаде, готовясь к смерти, вдруг получили помощь по молитвам к Пресвятой и Пречистой.

В Самару образ Чудотворной привез епископ Гурий (Буратовский), когда получил в управление Самарскую кафедру

В Самару образ Чудотворной привез с собой епископ Гурий (Буратовский), когда он в октябре 1892 года получил в управление Самарскую кафедру. Провожавшие его прихожане Благовещенска, очень полюбившие владыку, со слезами на глазах вручили ему соборную святыню, дабы она берегла и охраняла его на берегах Волги так же, как и на берегах Амура. А в знак особого уважения и любви подарили еще и список Албазинской для его домашней молитвы.

Узнав и многие другие замечательные подробности про крепость Албазин, про епископа Гурия, про чудеса по молитвам к святой иконе, я дошел до того места, где было написано:

«Указом Святейшего Синода от 24 августа 1895 года № 4142 разрешено совершать ежегодно 9 марта празднование в честь находящейся в Благовещенском кафедральном соборе древней иконы Божией Матери, именуемой ‟Слово плоть бысть”, с присвоением ей наименования ‟Албазинской”».

Прочел раз, второй, третий, пока, наконец, не понял, что 9 марта по старому стилю означает 22 марта по новому!

Мне казалось, что я уже все знаю по 22 марта, ведь это мой день рождения.

Мне казалось, что я уже все знаю по 22 марта, ведь это мой день рождения

Это день весеннего солнцестояния, в народе он называется «Жаворонки прилетели». Печенюшками в виде жаворонков всегда потчевала меня Бабаня, как мы любовно называли нашу бабушку.

В этот день память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Про это я узнал позже, когда пришла пора воцерковиться. Я даже, щеголяя знанием того, чего не знали мои сверстники, в одной из статей про кино предположил, что Борис Лавренев, написавший свой знаменитый рассказ «Сорок первый», не мог не знать о сорока мучениках севастийских.

И вдруг узнаю самую главную подробность про 22 марта!

«Слово плоть бысть» — это же вторая часть фразы начала Евангелия от Иоанна: «И слово стало плотью» (Ин. 1, 14).

Первую часть фразы мы слишком часто повторяем: «В начале было Слово». Однако не все понимают, что вовсе не о литературном слове говорит здесь апостол, но – о Христе, Боге-Слове воплотившемся, жившем среди людей, вот почему «Слово стало плотью».

Икона Богородицы с Младенцем внутри Себя относится к одному из изображений, названных «Оранта», что можно перевести не только как «Молящаяся», но и как «Путеводительница».

Для меня лично это значило, что Богородица всегда была и остается моей путеводной звездой.

Не успело улетучиться мое невежество, которым, как выяснилось, я еще и бахвалился, как почти сразу же, спустя всего лишь некоторое время после моего открытия, узнаю куда более впечатляющие подробности и про эту Богородичную икону, и про связанные с Ней драматические подробности, бывшие в 1930-е годы, когда крушилась все, что связано с жизнью Церкви.

На юге Самарской губернии был процветающий Покровский Чагринский женский монастырь, известный не только в Поволжье, но и по всей России. Священник отец Александр Чагринский (Юнгеров), духовник монастыря, известный святой жизнью, обрел от Господа дар прозорливости и исцеления, и потому в монастырь шло множество паломников. Рассказывают, что даже во время жестокой засухи косой дождь поливал монастырские сады и, как только напаивал влагой именно эти сады, внезапно прекращался.

В «Самарских епархиальных ведомостях» в 1896-м году так писали о нём:

«В век апостольский для христиан первенствующей Церкви Христовой были особые, чрезвычайные дарования Святого Духа. Может быть, и в нынешние времена для возбуждения спящей совести у людей маловерных или ищущих Господа также необходимы личности с особыми духовными дарованиями, с духом и ревностью Илииной, как отец Иоанн Кронштадтский, как подвизавшийся в затворе ученый епископ Феофан Вышенский, Амвросий Оптинский. К числу таковых, без сомнения, принадлежит и наш отец – Александр Юнгеров».

Среди бурьяна и пустошей благочестивые мирянки сумели могилку святую сохранить, и мощи отца Александра были обретены

Монастырь большевики разорили, монахинь разогнали, устроив на месте его свинарник. Да, это не художественный образ, а исторический факт. Потом и свинарник разорился. Участвуя в поисках могилы отца Александра, собственными глазами видел «мерзость запустения».

Но среди бурьяна и пустошей благочестивые мирянки сумели могилку святую сохранить и обнести оградкой, и мощи отца Александра были обретены. Сейчас они покоятся в Самарском Иверском женском монастыре.


Св. преподобный Александр Чагринский

Когда я узнал про возрождение монастыря на месте порушенного, захотелось съездить туда, увидеть, как идет строительство обители. Кроме того, неподалеку, в селе Высокое, в храме Михаила Архангела, который и в годы Советской власти не закрывался, служит более полувека архимандрит Владимир Наумов, к которому давно собирался в гости.

И вот, наконец, давнее желание мое исполнилось.

Сидим на веранде дома отца-настоятеля, беседуем. Светит солнышко, беседа идет славно, батюшка встретил меня приветливо – ведь я привез ему свою книгу о владыке Иоанне (Снычеве), который отца Владимира и взрастил. Ценил его духовные дарования так, что приезжал к нему, тогда совсем молодому, прежде всего, исповедоваться, а потом и отдохнуть, порыбачить.


Архимандрит Владимир Наумов

Беседа постепенно переходит на возрождающуюся обитель, и отец Владимир оживляется, рассказывая о последней игуменье монастыря, матушке Агнии.

– Знаете, какая она была? Мне рассказывали, она на коне верхом скакала! Спасла, что можно было из монастырских святынь здесь укрыть. Отважная была! А мы? Хоть бы чуточку от них взяли бы веры, силы духа!

Он смотрит на меня пристально, сквозь очки, щурит глаза.

– Вот о ком надо писать!

– А эти святыни у вас сохранились ли?

– Несколько старинных икон увидите в храме. А в алтаре есть одна, особо памятная. На ней надпись:


«В благословление боголюбезнейшей игуменье Агнии с великими благопожеланиями во спасение. Епископ Гурий, 20 июня 1896 года».

Икона Богородицы называется «Слово плоть бысть».

Он опять пристально посмотрел на меня, прищурив свои зоркие глаза.

– Да что это с вами? Не верите? Завтра после литургии я ее из алтаря вынесу, приложитесь.

– Спаси Господи, отец Владимир.

И я, торопясь и сбиваясь, рассказываю ему про то, что рассказал сегодня вам.


Архимандрит Владимир Наумов с иконой Богоматери «Слово плоть бысть»

Икону принес в храм кто-то из прихожан. Давно это было. Не удалось выяснить, как она к этому человеку попала. Но то, что она принадлежала епископу Гурию, засвидетельствовано надписью на оборотной стороне иконы.

И в который раз убеждаюсь, что главное в жизни узнаешь с годами, и при обязательном условии: если не мнишь, будто тебе известно все и ты открыл все тайны. Нет, вера наша тем и замечательна, что чем дольше живешь, тем больше узнаешь.

И этому познанию нет конца.

Алексей Солоницын

6 августа 2020 г.


https://pravoslavie.ru/133152.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106233

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 22 Марта 2024, 00:10:33 »

22 марта Церковь празднует день Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть»


Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур – за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами. Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.

В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю – чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.

Албазин обстраивался. В двух храмах города – Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца – возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь – Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.

В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, «в дауры», «людей духовных – архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом». Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.

Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.

Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг «наспех, днем и ночью» стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина – «Албазинское сидение», занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды – в июле, сентябре, октябре – бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.

Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды.

Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири (+ 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (+ 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (+ 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери – первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском – в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что “отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями”. Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.

Летом 1900 года, во время “Боксерского” восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся пред иконой за матерей во время их чревоношения и родов – “дарует бо Богородица верным обильные дары целебные от неистощаемого источника святыя иконы Албазинския”.

https://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2023/03/22/99647/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!