EVG
Гость
|
|
« : 23 Февраля 2015, 14:03:37 » |
|
Жизнь святого Макария Египетского
Рассказ
Чтение наставлений и поучений святых людей издавна почиталось в нашем народе делом благочестивым. И хорошая книжка о добродетелях, рассказанная из жизни самих подвижников, бережно хранилась и передавалась от одного поколения к другому. К такому роду назидательных рассказов относится и повествование Евгении Тур о жизни святого Макария Египетского. Написано оно слогом полноценным, изящным, потому-то и теперь читается легко как молодыми, так и людьми пожилыми. Ведь добрая книжка с годами не утрачивает интереса, всё так же она воспринимается душой, жаждущей чистого источника. Впервые этот рассказ напечатан в журнале «Детский Отдых» за 1885 год. Подготовлен к публикации заново библиографами Маргаритой Бирюковой и Александром Стрижевым. В Египте жили муж и жена, муж назывался Авраамом и был священник, а жена его называлась Саррою. Жили они дружно, друг друга любили, вели жизнь воздержную, помогали бедным, принимали гостеприимно в дом свой странников, были богобоязливы и богомольны и богаты многими добродетелями. Состояние их было большое, но не дал им Бог детей, и много они о том печалились, хотя покорялись со смирением Божией воле. Жили они тихо и мирно, в большом согласии, когда беда нашла на Египет. В него вторгнулись вооруженные соседи и опустошили его, и все, что было по пути, разграбили. Имение Авраама и Сарры было расхищено, сделались они бедняками, ничего не имущими, и решились они оставить свое отечество и уехать в страны чуждые. Однажды ночью приснился Аврааму чудный сон. Явился ему соименник его, патриарх Авраам, одетый в сияющую, как солнце, одежду, с лицом красивым и светлым, и стал он утешать его. Он увещевал его надеяться на одного Бога, советовал не уходить из Египта, а поселиться в ближнем городе, и сказал, что Господь пошлет ему сына, утеху и радость его в старости. Проснувшись, священник Авраам рассказал сон свой жене и оба они встали на молитву, благодарили Бога и, как было им приказано, поселились в ближайшем от них городе. Вскоре Авраам заболел тяжкою болезнью и видел новый сон. Ему привиделось, что из церковного алтаря выходит ангел, приближается к нему и говорит: – Авраам, встань с постели. – Я болен, – отвечал ему священник, – и встать не могу. Ангел взял его за руку и кротким, сердобольным голосом сказал ему: – Бог милует тебя и отнимает болезнь твою. Он дарует тебе свое благословение. Жена твоя, Сарра, родит тебе сына, и сын тот поживет на земле праведно и многих направит на путь истинный и обратит ко Господу Богу. Больной проснулся и почувствовал, что он совсем здоров, и опять оба, и муж и жена, в умилении сердечном благодарили Милосердного Бога. Через некоторое время у Сарры родился сын, которого назвали Макарием. Когда он вырос, отец и мать желали, чтоб он женился, но он всячески оттого отговаривался, ибо любил одиночество и чтение священных книг. Но отец и мать настаивали, и он, исполняя сыновний долг, покорился их приказанию и женился. Однажды родители послали своих домашних с поручением в нагорную область. Макарий, по приказанию родителей, пошел с ними и дошел до большого озера, на берегу которого сели уснул. Он увидел во сне дивного человека, всего облитого светом, который сказал ему: – Макарий! Эти места пустынные, рассмотри их: тебе следует поселиться в этих пустынях. Макарий проснулся и недоумевал, что бы значил сон тот и видение то. Он воротился домой и нашел свою молодую жену тяжко больною и при смерти. Вскоре она скончалась. С той минуты он стал еще пристальнее читать священные книги и думать о душе своей и о том, чтобы примерною и благочестивою жизнью очистить ее все больше и больше и возвыситься духом. Он часто ходил в церковь, горячо молился Богу, повиновался во всем отцу и матери, любил их и ходил за ними, успокаивая их старость. Родители его, видя его благочестивую жизнь, радовались. Время шло, отец его совсем состарился, лежал больной и ослеп. Макарий усердно и с любовью ухаживал за отцом и служил ему. Старик жил долго, дожил до глубокой старости и скончался. Через шесть месяцев скончалась и жена его, и Макарий остался один, свободный от всякого житейского долга. Он роздал все оставшееся после родителей своих имение неимущим и печалился, что не имеет к кому обратиться и у кого попросить совета, как устроить свою жизнь и молился Богу, прося Его указать ему путь спасения. Когда наступило годичное поминовение по родителям, Макарий, по обычаю, приказал приготовить обед, но не для одних только знакомых и соседей, а и для нищих и убогих. Будучи в этот день в церкви, он увидел инока, лицом бледного, уже старого, исхудавшего, с длинными волосами и длинною бородой. На лице его изображалась чистая душа и печать добродетелей лежала на нем. Инок этот жил невдалеке от города, один в маленькой келье, в пустынном месте и никогда не приходил в город; но в этот день он пришел в церковь, чтобы причаститься Св. Таин. Когда обедня кончилась, Макарий подошел к иноку и упросил его прийти к нему в дом и принять участие в обеде. Когда же обед кончился, и Макарий проводил всех гостей своих, и бедных и богатых, с равным почетом, то удержал инока и, оставшись с ним вдвоем, упал к его старческим ногам. – Позволь мне, отец мой, – сказал он ему, – прийти к тебе завтра; хочу я попросить твоего совета, как мне устроить жизнь мою. – Приходи, сын мой, когда хочешь, – отвечал ему инок. На другое утро отправился Макарий к иноку и поверил ему все тайные мысли свои, открыл ему свое сердце. Старик провел с ним в разговоре целый день, и, когда солнце село, взял кусок хлеба с солью, съел его и приказал Макарию ложиться спать; сам же стал на молитву, и ум его, и душа его, и сердце его вознеслись, и он пришел в восторг и радость, снисходящие на горячо молящихся и горячо верующих. На другой день он, отпуская Макария, сказал ему: – Сын мой, если хочешь служить Богу, не откладывай, если доброе дело хочешь делать, делай. Бог призывает тебя для спасения многих; не ленись и начинай богоугодное дело. Макарий возвратился в дом свой и все, что еще оставалось у него, роздал до последней вещи нищим и, освободившись от всех житейских забот и хлопот, не имея ничего, сам нищий, возвратился к иноку. Старец принял его с любовью, устроил ему недалеко от себя келью, научил его разным работам, увещевал его трудиться и молиться Богу и оставил его одного, ибо сам любил жить в одиночестве. Макарий начал свою отшельническую жизнь, неустанно трудясь над разными рукоделиями и молясь всечастно Богу. Весть об его отшельнической жизни в столь юных летах разнеслась повсюду и дошла до епископа той страны. Он призвал Макария и сделал его причетником во храме. Макарий повиновался, но не мог вынести новую жизнь и скорбел о безмолвии и одиночестве, которыми наслаждался в пустыне. Не будучи в состоянии привыкнуть к людскому шуму и суете, он опять ушел в пустыню и поселился невдалеке от другого города. К нему присоединился добрый человек, который брал его рукоделия, главным образом плетеные корзины, и продавал их в городе, а ему приносили хлеба. Не надо думать, чтобы житие в пустыне, в одиночестве, посреди лишений всякого рода, не сопровождалось упадком духа. Часто тоска, утомление и страх нападали на Макария, и он с великим усилием боролся с собою, возбуждая в себе бодрость и падающие силы. Борьба с собою тяжела, и только предаваясь горячей молитве, мог Макарий преодолеть все эти духовные мучения и следующее за ними духовное бессилие. Он читал для ободрения себя духовные псалмы, исполненные такой силы и такого высокого чувства и красноречия, и псалмы наполняли душу его новой силой, которая, по-видимому, готова была оставить его. Так жил он тихо, в одиночестве, в молитве, когда вдруг случилось в ближнем городе большое несогласие и ссора в одном зажиточном семействе. Молодая девушка, не внимая увещаниям и советам родителей, непременно хотела выйти замуж; они же, разгневавшись на нее, допрашивали её, откуда у ней взялась такая непокорность и ослушание. Она поддалась дурным внушениям и отвечала им: – Вы думаете, что отшельник, живущий здесь неподалеку в пустыне, человек хороший и добрый, а он-то и смутил меня своим советом. Как стрелою, были поражены ее родители такими словами и поверили ей. Собрав соседей, они с криками гнева бросились к келье Макария и, взяв его, били жестоко, и схватили его, и повели в город. За ним шел приставший к нему добрый человек и, видя, как безмолвно и безвинно страдает Макарий, плакал горько и говорил им: – За что бьете вы невинного? Я знаю, что он оклеветан, а вы, не разбирая, правда ли это или ложь, кинулись на него, как лютые звери и терзаете его. Но гневом распаленные люди не слушают милосердных и справедливых. Избив Макария до полусмерти, бросили они его на дороге. Тогда ходивший за ним добрый человек поднял его и с великим трудом довел его до кельи. Когда Макарий от таких побоев оправился, он узнал, что девица, его оклеветавшая, рассорилась с отцом и матерью, что они выгнали ее из своего дома, и она живет в большой бедности. Он принялся работать без устали, а добрый человек продавал его рукоделия в городе и, по приказанию Макария, относил деньги этой злой женщине. Так Макарий исполнял завет Спасителя, делая добро поносящей и оклеветавшей его. Но суд Божий постиг грешницу. Она заболела и много страдала; родители, узнав о ее болезни, сжалились над ней и, забыв ее непослушание и дурное поведение, по родительскому чувству простили ей и опять взяли ее к себе. Она же, страдая много и чувствуя приближение смерти, собрала вокруг себя родных и соседей и сказала: – Горе мне, я достойна смерти, ибо праведного оклеветала и на него налгала, он не виноват ни в едином слове и никогда дурных советов не подавал мне. Услышав слова эти, ее родители и ближние изумились и устыдились, и нашел на них страх, как бы Господь не наказал их за их жестокость и за то, что так нещадно избили они ни в чем неповинного пустынника. Они, так же, как и все их соседи, решились отправиться к Макарию и просить его со слезами о прощении. Узнав это, добрый человек побежал к Макарию и с радостью поспешил сказать ему: – Радуйся Макарий, нынешний день счастливый, ты являешься безвинным страдальцем, и мне не надо уже будет всякий день помогать той, которая тебя оболгала и ввела в напасть. Суд Божий совершился над ней, она умирает и, умирая, свидетельствует о твоей невинности. В городе все от мала до велика, боясь гнева Божия за то, что так зло поступили с тобою, идут сюда, чтоб испросить твоего прощения и почтить тебя за твое смирение и кротость, когда ты переносил так безропотно жестокие побои. Услышав слова эти, Макарий смутился. – Не хочу я, – подумал он, – почитания людского. Смирения хочу я, а не величия. И встал он ночью и тайно ушел в горы и, прожив некоторое время в пещере, отправился отыскивать св. Антония, который жил в горах, соблюдая великий пост; подвиги его разнеслись по всей стране, и давно уже Макарий слышал о нем и горячо желал увидеть его. Св. Антоний принял Макария ласково, оставил его у себя, и жили они вместе некоторое время в большой приязни. Св. Антоний поучал Макария, наставлял его на все христианские добродетели, на подвиги труда, поста и молитвы и, наконец, отпустил его от себя. Макарий поселился один и жил в совершенном одиночестве, не видя образа людского. Опять зачастую одолевала его тоска и страх, но тогда он восклицал не устами только, но от избытка чувств: «Христос! Помоги мне! Избави меня от мыслей, меня обуревающих!», и тишина и мир сходили на него, ибо искренняя молитва и горячее, сердечное упование достигают до неба. Неустанно трудился Макарий, ходил резать тростник, плел корзины, занимался и другими рукоделиями, питался одним хлебом и хранил в душе своей смирение, как начало всех добрых чувств. Без смирения нет добродетели, ибо кто возгордится и о себе возмечтает много, тот добрые дела свои помрачит и их умалит. Кто сам себя высоко ценит, того Бог не ценит. Бог любит смиренных сердцем, и пророк Давид сказал: сердце смиренное и дух сокрушенный Бог не уничижит. Помнил слова эти Макарий и жил в смирении, бедности, труде. Когда ему исполнилось сорок лет, Господь послал ему дар исцелений, дар пророчества и власть великую. Он принял сан священника и сделался главою над другими пустынниками, спасавшимися в той же пустыне. Он соединил их, и построили они кельи близ его кельи и, таким образом, основали скит, настоятелем которого сделался Макарий. Он продолжал посещать св. Антония, беседовал с ним и во всем подражал ему. Когда пришел час смерти Антония, Макарий присутствовал при ней, и св. Антоний, умирая, оставил ему жезл свой, а с жезлом и дух великий и сильный. Скоро молва о добродетелях Макария разошлась, и стали приходить к нему отовсюду всякого рода люди: кто за советом, кто за благословением, а кто для исцеления от болезни. Но множество приходящих тяготили Макария, он под своею кельей выкопал себе пещеру и в ней скрывался от посетителей, приходивших к нему безвременно. Однажды, рассказывает Сысой, один из иноков скита, основанного Макарием, пришло время жатвы, мы вышли на работу и Макарий с нами. За нами шла старая женщина вдова и, горько плача, собирала колосья, которые оставались. Макарий заметил ее, призвал хозяина поля того и спросил у него, о чем плачет так безутешно женщина, собиравшая колосья. Он отвечал Макарию, что муж той старухи взял деньги взаймы, умер внезапно, не сказав, где спрятал взятые деньги. Так как она отдать их не могла, то заимодавец взял ее и детей ее в рабство и поставил их на тяжкие работы. Макарий приказал старуху прислать к нему. Когда же она пришла, он помолился и сказал: – Поди в дом свой, под кроватью твоего умершего мужа зарыты деньги, ты найдешь их там все сполна. Возьми и отдай их, и тем освободи себя и детей от тяжелого рабства. Старуха нашла все, как было ей сказано Макарием, и братия скита удивилась и поразилась такою прозорливостью святого настоятеля. Он же сказал им: – Не от меня было сие. Я ничто, но Бог дозволил это ради вдовы старухи и сирот. Знайте, что Господь принимает молитву чистую и, чего у Него просят, дарует. Однажды скорбящая мать привела к нему своего сына, одержимого лютою болезнью. Он бился так, что двое сильных людей не могли удержать его, и не мог он насытиться, сколько бы не ел; когда же ему есть не давали, то он бросался и ел, что попало. Мать его горько плакала и молила Макария, чтоб он сжалился над ее сыном и исцелил его. Макарий обратился к Богу с горячею молитвой и, по прошествии двух дней, юноше полегчало; он стал меньше есть и сделался спокойнее. Семь дней постился Макарий и семь дней молился о бедном юноше, которому становилось все лучше и лучше. Через семь дней юноша совсем выздоровел, и Макарий отпустил его, приказав отнюдь не жить в праздности, но трудиться и от трудов своих помогать бедным. Двое молодых людей, один постарше и другой совсем молодой, у которого едва пробивались усы, пришли к Макарию и спросили: «Где келья отца Макария?» Он отвечал им: «Чего вы от него хотите?» Они сказали: «Мы слышали о нем и о жизни отцов, поселившихся с ним и пришли посмотреть на него и на них». Тогда Макарий сказал им: «Я самый тот Макарий и есть». Они поклонились ему даже до земли и сказали: «Мы желаем здесь остаться». Старец Макарий, видя их молодость, и что они из богатой семьи, отвечал им: «Вы остаться здесь не можете». – Если ты не позволишь нам здесь остаться, – сказал тот, который был моложе, – мы пойдем в другое место. И подумал старец: зачем отгоню их? Лучше принять их, а тяжелая жизнь в пустыне и тяжкий труд отвратят их, и они сами уйдут отсюда. Тогда он сказал им: – Хорошо, оставайтесь и постройте себе хижину, если можете. И дал он им топор, корзину печеного хлеба, немного соли, повел их далеко от себя, указал им место каменистое и бесплодное, и сказал им: – Сюда принесите лесу и выстройте себе хижину и тут живите. И сам в себе думал старец, убегут они от труда такого. – А чем занимаются монахи? – спросили юноши. – Плетут корзины, работают в поле на других и исполняют всякие работы в монастырском скиту. И Макарий, взяв тростник, начал сам плести корзину и сказал: «Принесите тростнику и вот так плетите корзины, и когда будут готовы, отдавайте их церковному сторожу, а он вам будет давать хлеба». Сказав эти слова, он ушел от них, а они принялись с великим терпением трудиться и делать, как он приказал, и три года не показывались к нему. Но отец Макарий вспомнил о них и сказал себе: «Что с ними сталось? Многие приходят ко мне за советом и беседою издалека, а эти живут ближе и ни разу не были в церкви и не причащались св. Таин ни разу». И старец стал молиться о них и поститься и постился семь дней, а потом пошел сам проведать их, посмотреть, как живут они.
|