Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 14:54:17  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Прикосновенье к Ямалу  (Прочитано 1559 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 29 Марта 2015, 20:14:48 »

Прикосновенье к Ямалу

Жизнеописания обдорских миссионеров в книге Петра Казанцева

Рукопись книги П. Казанцева интересна по разным причинам.
Начну с того, что интерес представляет её жанровое своеобразие: автор сумел совместить жанр историко-краеведческого исследования (основанного на большом массиве первоисточников) с жанром литературно-художественный очерка. Достоверность описываемых судеб и событий усиливается в нужной мере благодаря образности; тем самым автору удаётся избежать примитивного хронологического пересказа событий из жизни героев и добиться более крупного масштаба обобщения материала.
Этим определяется и другая причина, вызывающая интерес к рукописи. По внешним литературоведческим признакам произведение можно отнести к разряду региональной литературы: и оба героя (протоиерей Петр Попов и протоиерей Михаил Путинцев) и место действия связаны с определённым регионом – Ямалом (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Но благодаря масштабу обобщения текст книги выходит за эти «региональные» рамки: проблематика (в широком смысле) произведения оказывается актуальной и попросту интересной для читателя независимо от его, читателя, места прописки.
Вот, к примеру, один из вопросов, который ставит автор, рассказывая о прот. П.Попове: может ли назвать счастливой жизнь человека, который 22 года жизни провёл в маленьком по тем временам селе Обдорском – в глуши, в Заполярье? Ответ на этот вопрос вовсе не однозначен. Возможно, светскому человеку такая жизнь была бы в тягость. А вот для священника, ощутившего своё миссионерское призвание, знающего измерение православной аскезы, такие условия могут стать радостными и благодатными для его духовного возрастания. А проблема выбора жизненных ценностей в ином духовном измерении – это уже далеко не только «региональная» проблема.
К значимым можно отнести так же тему претворения в жизнь духовно-нравственных идеалов (она также характерна для рассматриваемого произведения). Действительно, все мы (а священнослужители – тем более) вроде бы стремимся исполнять заповеди Божии. Однако, трудности, которые нас поджидают, как только мы попытаемся на деле проявить кротость, смирение, милосердие, – эти трудности отвращают нас зачастую от пути истинного и бывают к тому же удобным оправданием для нас. И потому очень поучителен рассказ о нравственном выборе прот. П. Попова, который смиренно нёс миссионерское послушание в ямальской тундре, перенося при этом скорби, – но вслед за тем обрёл и духовные силы, и духовную радость.
Рукопись П.Казанцева интересна также тем, что она в принципе построена по канонам агиографической литературы: на первое место в повествовании выходят духовно значимые события в жизни героев. А бытовые житейские подробности – порой занимательные – опускаются или отходят на второй план. Благодаря этому под пером автора рождаются образы миссионеров-подвижников, для которых апостольское благовестие стало главным делом жизни.
Также представляет интерес стремление автора вписать рассказ о жизненном пути каждого из героев в исторический контекст. Он показывает не только главных героев, но и их окружение, рисуя литературные портреты (точнее – наброски портретов) архипастырей – еп. Валаама II (Успенского), еп. Иустина (Полянского), архиеп. Агафангела (Преображенского). Рассказывая о перипетиях взаимоотношений туземных племён между собой и русским населением, сообщая подробности о ген.-губернаторе Г.Гасфорте, переживая о судьбах детей оборского рыбопромышленника П.Н.Рослякова, автор создаёт тот фон, на котором характеры и судьбы его героев читаются заметней и объёмнее.
И, наконец, существенное достоинство рукописи заключается в том, что будущая книга содержит ряд малоизвестных сведений и подробностей, очевидно интересных читателю. Это, например, рассказ о крещении туземного старшины в Зимнем дворце и его дружба с детьми Николая I; это рассказ о попытке прот. М. Путинцева собрать материал для прославления сибирских подвижников благочестия; это рассказ об особенностях миссионерских поездок в тундру на оленях с проходной церковью и т.д.
К недостаткам рукописи можно отнести перегруженность её сносками и ссылками. Можно посоветовать автору собрать сноски, отсылающие к архивным источникам, в конце каждой главы, а вместо постраничных сносок на книжные издания использовать список литературы в конце книги.
Рукопись книги П. Казанцева, открывающая новые имена в истории православной миссии на Севере Сибири во второй половине XIXв., весьма и весьма полезна для познания России.

Сергей Котькало
http://www.voskres.ru/literature/critics/kotkalo3.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!