Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 12:59:57  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Не забудем «Прощание Славянки»!  (Прочитано 1557 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 05 Мая 2015, 18:13:52 »

Не забудем «Прощание Славянки»!

Очерк


На секунду закроем глаза и представим, если сможем, взрывающиеся снаряды у себя за окном. Охваченный страхом и паникой взгляд мальчишки. Глаза невольно зажмуриваются сильнее. Учащается пульс. Тяжёлой тучей над комнатой нависает гнетущая тишина.

Кто-то разместил в социальной сети детское сочинение школьника начальных классов на тему: «Чем мне запомнилось это лето».

Мальчик из Донбасса написал, что ему больше всего запомнилась гражданская война на Родине, как они семьей прятались от обстрелов в подвале. И это для него самое важное лето. Потому что мама и папа, он сам остались живыми.

Знаю много украинских семей, пострадавших в беспредельно жестокой,  для многих непонятной войне, которых приютили наши, русские семьи. Потребность помочь ближнему у русского человека в крови. Этому его научили мудрые деды и прадеды.

25 апреля 2015 года в стенах московского Кремля в Арсенале на клубной сцене Президентского полка прошла премьера нового документально-исторического фильма киностудии «Река Лена» – «Прощание славянки. Марш на все времена».

Марш «Прощание славянки», созданный легендарным русским композитором Василием Ивановичем Агапкиным – дитя освободительной войны. В далекий 1912 год наши русские офицеры и солдаты добровольцами уходили на фронт, когда Турция вероломно напала на славянские мирные государства на Балканах – Сербию, Черногорию, Грецию, Болгарию.

Виталий Иванович служил в то время в Тамбове. Сил у него не было, чтобы спокойно смотреть на то, как его друзья и боевые товарищи уходят на фронт. И не возвращаются. По рассказам его родной дочери Азы Васильевны Свердловой, одной из главных героинь фильма, отец, закрывшись в комнате, начал писать. Так, в мучительной боли по не вернувшимся с боёв сослуживцам, родилось самое яркое произведение «на все времена», полюбившееся всему белу свету, – марш славянских жён, провожающих на фронт своих мужей и отцов.

Фильм повествует зрителю не только о событиях ушедшего времени. Он соединяет в себе прошлое и настоящее. Проводит тяжкую параллель, убеждая читателя в том, что «Славянка не прощается».

Марш, рождённый в душевных муках военной болезни, переживает одно поколение за другим, и уже приобрел фамильярное «вечный». А всё потому, что мы вечно живём в состоянии войны. Война – за окнами, в нашей памяти – не столь важно. Марш «Прощание славянки» никогда не станет просто искусством, он всегда будет боевым товарищем и ветераном. Живым и бессмертным.

Народный артист России Юрий Назаров предстаёт перед зрителем в начале картины фильма в роли самого композитора. Он, будто чувствуя душу Агапкина, не может найти места, успокоить сердце: одним рывком преломил  румяную булку хлеба, одним ударом ножа разрубил масло на две части, на пол падает тарелка, и в один миг разлетается на осколки. Как когда-то схоже в одночасье разорвалась славянская душа под натиском турецкого ига. Как теперь Украина омывается кровью людскою.

Авторы фильма не без умысла резко ломают сюжетную линию, чтобы держать зрителя в постоянном напряжении, побуждать его душу к размышлению. Окунувшись в кровавую бойню, зритель обращает взгляд на новую страницу фильма. И попадает на репетицию духового оркестра, где, считанные по нотам, рождаются звуки марша. Дирижёр объясняет музыкантам, как правильно выдержать четверть, настаивает на том, что звуки композиции должны литься песней. Этот марш нужно не просто играть, его нужно петь инструментами – такова истина.

Побывав на репетиции, мы следуем за оператором на «Украину в огне». И слышим, словно с небес произносимые слова стихотворения Тютчева «Хотя б она сошла с лица земного». Вот оно, второе нетленное произведение, каждое слово которого, пущенное из прошлого, превращается в наше настоящее:

«Опять Восток дымится свежей кровью,

Опять резня... повсюду вой и плач,

И снова прав пирующий палач,

А жертвы... преданы злословью!..»

Нам чудится, будто Тютчев – сам репортёр, который описывает увиденное и услышанное им над Днепром.

И жутко, и страшно становится зрителю. И обидно за всё человечество. Ведь мы нисколько не учимся на ошибках прошлого.

Но авторы фильма не останавливаются. Чтобы сделать каждый кадр максимально реалистичным и волнительным, они на протяжении всего фильма используют принцип сравнения: берут часть записи из настоящего и накладывают её на старую запись.

Вот перед нами современная Красная площадь, ветераны поднимаются с кресел, услышав звуки «Прощание славянки»…

Через мгновение мы видим иную картину: Василий Иванович  Агапкин дирижирует оркестром на Красной площади, каждый солдат целует флаг Российской империи и икону. Царь Николай II приветствует армию. Таким способом авторы дают нам почувствовать годы Первой мировой войны.

Ещё одна страница фильма… И мы – на огневом рубеже Великой Отечественной войны. Убеждаемся, что марш «Прощание славянки» сопровождал советского бойца и на том фронте. «Он стал спутником нашим, под его звуки расставались и встречались, горевали и радовались, воевали, погибали…», – философствует за кадром автор. И мы верим ему. Слишком сильны аргументы.

На экране часто звучат крылатые фразы из старых фильмов и песен. И каждая фраза несёт в себе смысл до боли понятный нам сейчас. «И почему-то, господа, у меня ощущение, что Россию-матушку мы всё же профукали», – рассуждает герой старой киноленты, и его рассуждения нам почему-то близки. «Профукали… Не потерять бы», – вздыхает уже на соседней странице документального фильма Юрий Назаров.

Не искупаемый грех – потерять…

Агапкин дирижирует сводным оркестром на параде 7 ноября 1941-го, когда бойцы с брусчатки Красной площади прямиком уходили на фронт. А 24 июня 1945-го Василий Иванович здесь же на параде победителей.

И звучит, и звучит вечный марш с экрана: вальсом, шлягерским хитом, в стиле хип-хопа. Из года в год менялась не только музыкальная обработка, но и  новый текст произведения звучал уже по-новому. Марш нравился либералам и радикалам, студентам и школьникам, не только русским, а людям с любого континента.

Но акцент, все же, лучше делать на Россию. И автор это четко понимает. Мы словно листаем страницы нашей истории, фотографии нашей необыкновенно-прекрасной природы. Вот где течёт жизнь простого русского человека: маленькая дикая уточка осторожно перебирает лапками по тонкому льду, белеют крыши деревенских домов, утреннее солнышко тихо скользит по крышам и кристально чистому снегу…

Тонкий колосок неслышно качается на ветру. «Он рано осиротел», – говорит нам автор, ведя речь об В.И. Агапкине. Одинокая степь безмолвно грустит. Так одиноко было Василию Ивановичу, когда он младенцем остался без матери. Каждый тщательно подобранный кадр иллюстрирует нам факты из жизни главного героя. Зритель, вместе с авторами фильма, проживает судьбу композитора: теряет отца, идёт просить милостыню на паперти у церкви…

Но простых мозаичных кадров мало для того, чтобы собрать законченный образ героя и его произведения. Помочь разобраться в нелёгкой истории жизни Агапкина и его марша нам решается дочь Василия Ивановича. Лишь ей одной известны такие сокровенные моменты из жизни отца, о которых нам даже догадываться не суждено.

Азе Васильевне, в силу тяжести прожитых лет, нелегко вести длинные монологи. Немного волнуясь, она рукой откидывает назад прядь поседевших волос и начинает: «Говорили, очень он сердитый был, если слышал, что какой-то музыкант, играя мелодию, фальшивит».

Дочка редко видела отца. Он слишком рано уезжал на работу, а возвращался поздно. Но их взаимная любовь была необычайна сильна. «Любил сажать меня на колени, качать меня и говорить: «Капризная, но славная детка моя, Аза»», – вспоминает она. Василия Ивановича любили в правительстве и часто приглашали играть на вечеринки. Откуда он, как любящий папа, всегда приносил дочери что-нибудь вкусное. Во время рассказа Азы Васильевны на экране периодически появляются фото Агапкина и его родственников из семейного альбома. Такая съёмка даёт зрителю неоценимую возможность почувствовать себя в самом близком кругу композитора.

 Из фильма мы узнаем, что Василий Иванович так тепло относился не только к своей родной Азочке, но и к другим, даже никому не нужным бездомным детям. Играя на инструментах в его оркестре (на экране демонстрируется этот эпизод), ребята оттаивали, добрели.

В душе разгорается тихий музыкальный огонёк семейного счастья  доброты Агапкиных. И вдруг резко вспыхивает ярким обжигающим пламенем: на экране кадры из хроники Великой Отечественной. И теперь уже слова советского поэта Сергея Каргашина пророчат нам страшную правду:

«Замолчали заводы,

Земля не рожает зерна.

А в России война…»

От себя я добавлю:

«Страшна ты, война, в Украине,

Где люди кидаются в смерть.

Над сыном склонившись, мама седеет,

Ей лучше теперь вместе с ним умереть…».

В завершение фильма авторы выводят на экран череду самых ярких достижений нашего Отечества в минувшем двадцатом веке: кинутые советскими воинами-победителями к изножью Кремлёвской стены фашистские знамёна и штандарты; вот первый полёт Юрия Гагарина, его бессмертная улыбка; наши славные победы в Олимпийских играх… Где-то в этой череде мгновений озарит историю России и  подвиг доселе малоизвестного нам, зрителям, композитора Василия Агапкина – созданный им величайший марш.

До чего ты, Россия моя, хороша!..

Гордо, светло вспыхнет от восторга душа.

Но затмит её пыл красно-бурая ночь:

Сердце криком кричит: «Украине б помочь!..»


Екатерина Мушурова, студентка Воронежского государственного университета
http://www.voskres.ru/army/library/mushurova.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!