Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 22:35:04  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Культурный метаболизм и трагизм «революций не всерьез»  (Прочитано 1050 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Сентября 2015, 18:34:11 »

Культурный метаболизм и трагизм «революций не всерьез»



После горячей Второй мировой войны активизировалась гегемония американского аттрактора, однако в геополитическом пейзаже возник единый и многонациональный СССР. Что сыграло большую роль в Победе ‒ танк «Т-34» с поэтичной строкой на броне «Жди меня» (К.Симонов), песня «Вставай, страна огромная» (муз.‒А.Александрова, стихи- В.Лебедева-Кумача и А.А.Бодэ) или юмор Василия Теркина ‒ вопрос дискуссионный.  Однако не совсем  случайным стал интеллектуально-духовный антагонизм с интенцией перекройки мира и строительства однополярной системы.

История полной гибели всерьезцельно-номенклатурного Союза Советских Социалистических Республик - это поражение на  полях именно  идеальных сражений. Остальные причины - перенапряг в гонке  вооружений, неудачная конъюнктура мировых цен на черное золото, интриги на политическом Олимпе и метаморфозы партийной номенклатуры - всего лишь следствия  закономерностей  более  высокого  порядка.

Логика маленького человека надломила прощальную империю. Социалистический полюс биполярного мира форсированно проиграл партию в геополитические шахматы. Можно  было и выиграть, ибо огрехи и пороки противоположного полюса оказались не менее очевидными.Однако сов. идеология и пропаганда не смогли тягаться в гибкости и притягательности с оба нием поп-ценностей Гуманизма и Либерте. Ворота «крепости»   открылись  изнутри. Как отмечал духовный витязь Н.А.Бердяев, «зло коварно, потому что бывает привлекательно».

Сопряженность побед и поражений с духовной потенцией имеет почтенные лета. Древние стратеги и тактики угрозами - устрашениями ослабляли психо-состояние противника. В Ветхом Завете упоминается очень скромный от природы Гедеон, который по особому повелению Божию максимально минимизировал численность своей армии и активно использовал арсенал военных хитростей. Неприятель регулярно впадал в смятение и один раз ударил по своим. Давние манускрипты докладывают об античных легионах, которые перед  военными ристалищами пропагандировали слухи о невиданной храбрости ратоборцев и их трудноодолимой решимости добыть победу.

В результате информационно-психологической долбежки Запад выдернул СССР из Будущего. Зеленоглазый доллар с удаленным центром эмиссии победил Маркса. Холодная война сдвинула тектонические плиты. После-августовское время пошло против часовой стрелки.  Центро-убегающим тенденциям с еще не легитимизированным словом «сортир» благоприятствовала страсть национальных элит и групп влияния к бесконтрольному извлечению максимальных бонусов в минимальное время. Остаточная РФ возникла по неслучайным причинам для решения временных задач.

В трагедии несовершенного вида  табуны троянских коней, эрзац- неврозы и электронные суррогаты эмоций ломают вестфальский эталон  и  канонизируют Pax Americana  на долгие времена. Успешный глобальный мегапроект «Новый порядок на века» (NOVUS ORDO SECLORUM) как оплот мирового человеколюбия  навязывает безыдейные основы гламура,   псих-большинства и секс-меньшинства.

Еще несколько тысяч лет назад китайско-рисовый мыслитель Лао-Цзы огорчался по поводу утраты изначальной человеческой природы. Согласно основоположнику и классику даосизма, механизм этой потери заключается в ложных ценностях, распространяемых сильными мира  сего.

Искусство страны  Пушкина, Толстого и Достоевского сообразно геополитике. С некоторой долей огрубления реальности заметно, что «голливудизация» - это «мировое нарушение культурного обмена веществ». В зависимости от субъективного фактора рыночная экономика может иметь бандитское лицо, а  тектонические процессы глобальной трансформации- американское. В «transformation» без идеала с постоянными передозировками по части повышения качества жизни  реализуется имперско-ганстерская колея.  «Сверхчеловек» обычно предстает в пародийно- ироничной версии «супермена».  Все мысле-действия объясняются материальными мотивами и подавленными сексуальными влечениями. Плоскость не любит объем.

В глобальном сейсмическом сдвиге нет ничего постоянного. Необычайно текучие финансы перемещаются в поисках максимального роста без учета социально-несправедливых следствий. Константы с традициями героически погибают. Устрашающие древние природные силы персонифицировались как боги, которых надо было убеждать заклинаниями и ритуалами. Современные геополитические  тренды не имеют мифологического эквивалента.

На основе доступной полуправдивой информации известно, что планетарный «идеал» и однополярный глобальный потоп - это инфернальный блок НАТО с упреждающей самозащитой, вездесущие (можно с двумя «с») подконтрольные СМИ, система фондов и интеллектуальных центров, группы «агентов влияния».

Брызжет, как шампанское, только национальный юмор и различия между народами не есть отклонение, подлежащее ликвидации. Космополитические коробейники «общечеловеческой бижутерии» и колониально пританцовывающие  «джентльмены удачи» дьявольски желают преодолеть- умертвить многоцветный мир с неповторимыми красками. Деструкция, диссонанс, абстракционизм, сюрреализм и прочая возводятся в принцип. Искусство по коммерческим рельсам катится в большое Ничто.

Не только зоилы и строчкогоны понимают, чувствуют и утверждают, что великие достижения, пути и беспутья завязывались в точке  сретения культурных ценностей. В традиции православия есть притягательные образцы воздействия Церкви на меж- левиафановские связи. Европейский Ренессанс был зажжен встречей христианской и  открываемой заново античной культуры.

Однако вместо полнокровного метаболизма ценностей  доминирует иноэтничная «культурка» с кривдой мессианства «Нового света», унификацией ментальных идеалов и соблазнами  экуменизма. Мир без стен с возрастающим числом миллиардеров и стучанием по рельсам ощущается не только как освобождение.  Общечеловеческие ценности имеют недоступную цену. Мягкая лексика победителей- оранжутангов  именует глобализацией то, что на жестком языке называется «победа империализма».

Почти обязательной темой инаугурационных речей USA-президентов проявляется Американская мечта с большим количеством обещаний. Вращающуюся вокруг долларовой оси национальную мечту  породил «задний ход за границу» от социального гнета. В Америке как «сборной мира» и стране «золотых возможностей»  революционные идеи не завоевали безбрежной популярности.

Однако американским нормам приличествует  управляемость  революций  и  войн  на планете Земля. Ультра-современная геополитическая инженерия и «поп- революции» извне без революционеров мотивированы на захват власти и используют  естественные  или искусственные протестные волны. Виртуальная революция и хаос как оружие доллара  отрицают правдивое движение вперед, превращаясь в доходный и не пахнущий бизнес.  Бархатно-шелковистые революции развиваются по такой схеме, при которой власть теряет свою способность сопротивляться.

Полихромная революция, как и сегодняшние войны, только на первый взгляд есть овеществленное насилие. Смысл понятий «цветная революция» и «повивальная бабка истории», «современная война» и «свинец безумства»  совпадает лишь с известной долей условности. С бытовой точки зрения бытие революций и войн  представляется очевидным и прозрачным, однако их  сущностные моменты часто оказываются  недосягаемо-ускользающими.   

Эмблематично-трагичным проявлением теории «сетевых войн» стала цепь так называемых «цветных революций», реализованных США на территории Восточной Европы и постсоветском пространстве. Оппозиционные движения «Отпор» (Сербия), «Кмара» (Грузия), «Пора» (Украина), «Зубр» (Белоруссия) базировались на  принципах «гражданской обороны» («civil defense»)  и «ненасильственных действий»  («non-violent actions»). Данный базис создавался теми же «мозговыми центрами», которым принадлежит авторство «сетевых войн». Невинность приходит с опытом.

Не совсем оптимистическая трагедия состоит в том, что в мире убыстряющейся виртуализации  безобразное и ложь  облетят полсвета, прежде чем красота и правда  успеют надеть башмаки. В отличие от обмена вещами и товарами, засилье инокультурного влияния и тайных агентов капиталистического греха- небезопасное явление, ибо жизненно затрагивает   ментальные структуры и непредсказуемо их модифицирует. Все великое именуется паранойей.

За клиническим разломом «русской парадигмы» стоят заокеанские грошики, финансовые группы и идеологические проекты  Дж.Сороса. Данный «публичный» финансист состоит на учете в журнале «Форбс» и, благодаря СМИ как важнейшему виду современных искусств, имеет реноме филантропа. Можно отметить в скобках, что  его институтским преподавателем был  внушающий не беспочвенные подозрения в ревизионизме К.Поппер, а рефлектирующим миллиардером он стал  при  помощи «алхимии финансов».

Молодой, подвижный и статный Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев иногда ходил на несколько метров в народ и любил говорить об «общечеловеческих ценностях» с трезвенническим уклоном. В средства массовой информации пошел гулять «человеческий фактор». Из горьковской ссылки возвернулся апостол демократии А.Д.Сахаров. Позитивная энергия масс была на стороне «демонтажников».   

Сдвиг в общественном сознании резко увеличил количество антикоммунистических анекдотов.

 Троцкий:

-Товарищи, Великая Октябрьская социалистическая революция откладывается - Феликс Эдмудович Дзержинский уехал на рыбалку.

-А мы что, без него не обойдемся?

-Без него обойдемся, а вот без «Авроры» никак.

 

‒ Какой национальности были Адам и Ева?

- Ну, конечно, русские! Кто еще согласился бы ходить голыми, есть одно яблоко на двоих и при этом кричать, что они в раю?

Современный мир сделал своим смысловым центром актера. Иногда застенчиво ворующая власть с богатым ассортиментом «комиков» и «трагиков» неослабно контролирует процесс налаживания счастливой жизни и находится на кончике языка. Очень быстро (как китайцы и кролики) размножаются  мелкие политические фигуры и борцы за «светлое настоящее». Отцы электората,  счастливые привлеченцы к стратегическим решениям и передовые отряды льготников задумчиво смотрят на Айфон и рассматривают культуру как ненужную нагрузку на бюджет. У третьей (судебной) ветви власти странная специфичность: крупная рыба проходит сквозь невод, а мелкая попадается.

Чудны дела Твои, Господи!

Магическую  мощь искусства  активно используют только сильные политические лидеры и тираны. В невидимом храме Мамоны слова «культура» и «соотечественники» упоминаются преимущественно в связи с очередным награждением в Георгиевском зале за зубчатыми стенами из багрового кирпича. Искусство и образование есть не самая ликвидная часть Родины - товара. Для хорошего министра культуры необходим  опыт Серебряного века.

Любая политическая вертикаль любит юмор и иногда вводит своих коней в Сенат. Однако она предохраняется от еретических идей, возбуждающих инакомыслие или синдром  протеста, унифицирует картину мира  и «усыновляет» интеллигенцию. Особенный  интерес к данному типу  социальной прослойки у широко-погонной власти обычно пробуждается  при падении авторитета из-за очередных непопулярных действий. «Мастера культуры» превращаются в «спецназ российской интеллигенции».

Можно сказать, что взорвалась эстетическая атомная бомба со всеми следствиями проникающей радиации. Россия с тяжким стоном берез и осин  превзошла Рим  периода упадка. Свободные художники, «непризнанные» тотальной  властью, не слишком потрясают  мощью таланта и глубиной самовыражения. В условиях редких всполохов фольклорных реминисценций интеллигенция с двумя высшими образованиями и низшей зарплатой  низведена до роли шутов в реалити-шоу.

На смену художнику-творцу пришел профессионал с задушевной полу-слезой и новейшими технологиями. Он целенаправленно штампует арт-продукты для массового сбыта. Меркантильный эстетизм с постмодернизмом  бунтуют против мира как божьего  творения.  Условные знаки авангардизма подменяют живые образы как «оперативную единицу» фантазии. В науке нет пути назад, а в искусстве он всегда «под рукой».

Разлука, искусство и юмор не всегда усиливают великие страсти.

Поезд не ходит только от капитализма к социализму и обратно, однако можно в трех чтениях за один раз согласиться с тезисом о том, что Россия, образно говоря,  пришла к либерализму не из прошлого, а из будущего. Страна уперлась в стенку - ту самую, про которую американский политолог японского происхождения Ф.Фукуяма сказал, что это «конец истории» как конечная точка идеологической эволюции человечества.

За всем тем выпавшая из первой геополитической лиги Россия как самый большой осколок СССР уперлась в нее спиной и «стучится в Историю затылком». Очевидно, что даже при очень большом желании она никогда не сможет стать полностью либеральной, так как ее «резонансная частота» на шкале метаисторических структур найдется где-то между феодализмом и коммунизмом.

«Не пепла, а огня ищет человечество в прошлом» - гласит старый афоризм. Социальное творчество включает не только отечественный трагикомический опыт, но и более глубокое  прошлое. Аристотель как самый талантливый ученик Платона философско- экономическую мудрость постигал не в ростовщических конторах и полагал,  что политика («poli» - много, «tikos» - интерес) есть «всеобщее благо». Адекватная  ментальным тенденциям политика - реальная  преобразующая сила.

В вышедшей на геополитическую панель России не очень хороший инвестиционный климат, а  экономика есть политический артефакт. Политика и геополитика превращаются в вид финансово-калькулятивной практики и понимаются как «искусство возможного».

Духовновозрастающая политика должна быть не искусством возможного с оранжевым отливом, а искусством невозможного - проявлением высшей реальности в низшей. Речь идет о трансформации фокусов власти. Политика в первородном аристотелевском смысле возможна как реализация идеалов.
 
Сергей Алексеевич Емельянов, доктор философских наук,  член Петровской Академии наук и искусств, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/09/kulturnyj_metabolizm_i_tragizm_revolyucij_ne_vserez/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!