Думающие американцы уже давно бьют в набат, уверяя своих политиков, что уровень терпимости к оглуплению населения не может повышаться до бесконечности: так или иначе наступит предел «отупления», за которым грядут драматические для страны последствия.
Что же, по мнению исследователей, наиболее опасно для интеллекта американцев? На первом месте – подавление печатного слова электронными СМИ и всеми формами цифровых видео. На втором – постоянно снижающийся уровень знакомства американцев с элементарными основами географии, истории и естественных наук, что вызвано прочным наступлением на свободное время молодежи персональных компьютеров, Интернета и бесчисленного количества видеоигр. На третьем – приобретение антиинтеллектуализмом воинственных форм, за которыми следуют политические решения, еще более углубляющие оглупление населения.
Известный американский публицист Сьюзен Джекоби как-то жестко заметила в своей статье в газете «Вашингтон пост», что, несмотря на агрессивную рекламную кампанию, призванную усадить перед видео и компьютером детей чуть ли не с шестимесячного возраста, до сих пор «нет никаких данных, свидетельствующих о том, что созерцание происходящего на экране приносит им хоть какую-то пользу».
Напротив, множеством исследований доказано, что отсутствие у ребенка привычки проводить время с книгой, - главная причина всплеска нынешнего американского антиинтеллектуализма.
То, что сегодня люди меньше читают книги, газеты и журналы – общее место социологических исследований, проводимых в США. Особенно ярко эта тенденция проявляется в среде молодежи. Но она с фантастической скоростью набирает обороты и затрагивает уже всех американцев, независимо от возраста и даже – от образовательного уровня.
Проведенное в прошлом году исследование американского Государственного фонда в поддержку искусства показывает, что меньше читают сегодня в Америке не только малообразованные люди.
Если четверть века назад 82 % людей с высшим образованием читали поэзию и прозу для собственного удовольствия, то ныне этот показатель снизился до 67%. А более 40% американцев моложе 44 лет за год не прочитывают ни одной книги - ни художественной, ни научно-популярной. Процент семнадцатилетних, не читающих ничего, кроме жалких крох, положенных по школьной программе, увеличился с 1984 по 2004 год вдвое. Именно за эти двадцать лет в американскую жизнь прочно вошли персональные компьютеры, Интернет и видеоигры.
Американский популяризатор «новых технологий жизни» Стивен Джонсон даже свою книгу назвал с вызовом - «Плохое - значит хорошее: как современная поп-культура делает нас умнее». И попал с этим опусом под огонь серьезной критики крупного калибра. Известный профессор-математик из Массачусетского технологического института Роберт Риддел ответил на это так: «Ребенок, проводящий за компьютером в играх или бесчисленных «прыжках» в Интернете более трех часов в день, через год становится практически не обучаем.
Полуоткрытый в течение всего времени сидения перед компьютером рот – начальное свидетельство зомбирования вашего отрока. Через год застывший его взгляд, свидетельствующий об атрофии умственных способностей, честно скажет о том, что зомби - состоялся».
Утверждение о том, что всеобщая компьютеризация – спасение системы образования, замечает профессор Р. Риддел, - «не более чем миф, состряпанный компаниями-производителями «железа» и «софта».
Сформировавшаяся у ребенка, «зомбированного экраном», неспособность сосредоточиться на чем-либо надолго, скрашивается лишь его «блиц-визитами» в Интернет и «скачиванием» оттуда отрывочных сведений по тому или другому предмету. Эти «прыжки в информационное пространство» наивные учителя и родители принимают за «прогрессивный способ обучения». На самом деле – это прогрессирующая форма оглупления: ребенок не думает, не размышляет, не ищет обобщений и не анализирует отрывочный материал», - заключает профессор Риддел.
Ученые из Вашингтонского университета провели интересное исследование, результаты которого были опубликованы в августе прошлого года. Было выяснено, что с каждым часом, проведенным за компьютером с видео-приставками или в Интернете, ребенок в возрасте 8-16 лет запоминает в среднем на 6-8 слов меньше. Процесс «увядания памяти», «стирания ее» бездумным существованием в виртуальном пространстве характерен для детей всех слоев населения и не имеет расовых особенностей – он тотален.
Упоминавшаяся выше С. Джекоби, характеризуя процессы, происходящие в США, убеждена, что «нынешний антиинтеллектуализм больше напоминает не прилив, а всемирный потоп». И этот потоп – управляем. Когда имидж «простого парня» становится для политиков эталоном поведения, о какой бы эпохе ни шла речь, это - отличительный признак антиинтеллектуализма.
Более того, зомбированной антиинтеллектуальной массой легко управлять. сегодня так широко практикуется использование «черного пиара», вбрасываемого в информационное пространство микродозами – так он лучше усваивается. Зомбированные видео и компьютерными технологиями не способны на продолжительную концентрацию внимания. А сокращение продолжительности концентрации внимания у людей тесно связано со второй движущей силой антиинтеллектуализма в Америке - падением общего уровня знаний, скорость которого превзошла самые мрачные прогнозы американских футурологов.
Но зомбированные американцы, как замечает профессор Р. Риддел, - «рай для торговцев и политиков.
У первых они покупают все, что те «впаривают» им через видео-рекламу. А за вторых бездумно голосуют, «обработанные» аудиоцитатами кандидатов, которые предельно минимизированы: с 1968 по 1988 год средняя продолжительность «звукового фрагмента», отводящегося кандидатам в президенты в выпусках новостей, сократилась с 42,3 до… 9,8 секунды. Впрочем, специалисты из Гарварда настаивают даже, что «аудиофрагменты» уже урезают до 7,8 секунды!
Так «пипл хавает» политику по-американски. Кто сказал, что зомби – это плохо?
Борис Иевлев
Специально для Столетия
http://stoletie.ru/rossiya_i_mir/amerika_tupeet.htm