Как Россия парирует геополитический "наезд" СШАСША ставят своей задачей в отношении России срыв или хотя бы замедление создания ЕАЭС. Это было сформулировано Госсекретарем США еще в 2012 году, и с тех пор претворяется в жизнь.
При этом США будут избегать прямого вооруженного конфликта с Россией, так как заведомо победоносным в данный момент он не является, а рисковать вовлечением мира в глобальную катастрофу (да и просто всерьез рисковать собственной армией) они не желают.
Значит, им надо действовать или невоенными методами, или военными - но чужими руками (это, собственно, их фирменный почерк).
Для того, чтобы ЕАЭС не состоялся, Россия должна стать финансово непривлекательной. Не секрет, что с нищими не делают экономических и политических союзов. Способов сделать страну финансово непривлекательной два: уменьшение ее доходов и повышение ее расходов, что очевидно даже на уровне здравого смысла.
И нет ничего более дорогостоящего, чем война. А кроме всего прочего, война, требуя всеобщей мобилизации, создает серьезную социальную напряженность.
С экономикой в целом понятно: Россию отсекли от внешних источников дешевых "длинных денег", создали проблемы со сбытом экспортной продукции и с развитием новых технологий.
В военном плане России приготовили войну на трех фронтах одновременно, что, в случае успеха, могло бы серьезно распылить возможности весьма небольшой российской армии в силу географической удаленности этих фронтов.
Речь идет о Западном фронте - с Украиной, Кавказском и Среднеазиатском.
В экономическом плане руководство России, на наш взгляд, удар парировать на данный момент не смогло. Чтобы его парировать, надо запускать внутреннее финансирование "длинными деньгами" и создавать программу развития промышленности. Не отдельных предприятий, а вообще промышленности. Но пока этого нет. Зато есть необходимость развертывать производства взамен захваченных противником на Украине. И это обходится дорого.
Еще есть резко подешевевшая нефть и опасение, что, если деньги пустить в производство, они вместо производства окажутся на валютном рынке. И есть понимание того, что если предложения Глазьева осуществить в полном объеме, то инвесторы совсем сбегут.
Вероятно, сейчас дипломаты работают над снятием санкций, а нефтяники полагают, что нефть скоро подорожает. И расчет сейчас сделан на это (судя по тональности СМИ).
Но что будет, мы увидим только тогда, когда это состоится, а пока мы имеем дефицитный бюджет, перспективу через год лишиться двух третей резервного фонда и неизбежную необходимость тратиться на армию (дело реально полезное но, увы, не доходное само по себе).
А вот в плане предотвращения существования трех фронтов одновременно и, соответственно, вероятности потерь и мобилизации, ситуация пока ощутимо лучше. Она развивается по принципу "удавку надо рвать, пока она не затянулась".
Западный фронт был ликвидирован в зародыше летом прошлого года в два приема - в Изваринском (или, укрупненно, Южном) и затем в Иловайском котлах. Там фактически закончилась кадровая украинская армия и ее техника.
Вероятность возрождения Западного фронта с угрозой территории России по-прежнему существует, но для этого надо Украину вооружить. Это требует времени и не может быть проведено незаметно. При этом Россия совершенно недвусмысленно дала понять, что готова силой разоружать Украину, если это потребуется (пусть и руками ЛДНР в их переменном и постоянном составе в военном плане). Так что нет никаких сомнений в том, что украинская армия будет уничтожена еще на этапе сосредоточения техники.
Но пока до этого не дошло, и российские дипломаты вполне успешно разруливают проблему, используя противоречия внутри американской правящей элиты.
Кавказский фронт обезвреживается на данный момент в Сирии. Боевики просто не дошли до Кавказа - их разбомбили на дальних подступах. Собственно, это президент России сказал практически открытым текстом.
Среднеазиатский фронт, наверное, еще возможен - в Афганистане расстояние от боевиков до таджикской границы, охраняемой российскими военными, уже невелико. Однако один фронт - это не три, а Афганистан - не Украина с ее 40-миллионным населением и оборонной промышленностью. Это в самом Афганистане местных по горам отлавливать невозможно. А, зайдя в Таджикистан, они выйдут и из гор, и из родных стен. Это не значит, что они будут безвредными, но все же бороться с ними будет полегче.
Итого. По-видимому, в военном отношении Россия справиться с ближайшими вызовами сможет - особенно если к власти в США не придут окончательно ее противники.
А вот что будет в экономическом отношении - пока не понятно. Не видно, кто может возглавить реформирование промышленности и, что еще хуже - кто его может сделать непосредственно.
Если сейчас еще пенсионеров вынудят из оборонки уволиться своими непродуманными решениями об индексации пенсий работающим пенсионерам - вообще будет непонятно, кто будет производство возрождать. Рогозин может хоть ногами топать, хоть угрожать всех расстрелять, но если носителей знаний нет, никто ничего не построит и не возродит.
Пока видим такую картину.
Евгений Ющук,
Профессор УрГЭУ, эксперт по Конкурентной разведкеhttp://politrussia.com/world/kak-rossiya-pariruet-248/