Турецкое вторжение4 декабря турецкий танковый батальон вошёл в иракскую провинцию Найнава. Ирак потребовал вывода турецких военных с территории страны, назвав их присутствие «вторжением». Иракский премьер Хайдер Аль-Абади потребовал вывести вторгшиеся силы в течение 48 часов. Согласно сообщениям СМИ от 7 и 8 декабря, Багдад может обратиться за военной помощью к России. В свою очередь, Россия предполагает обсудить вопрос о действиях Турции в Ираке, а также в Сирии на закрытом заседании Совбеза ООН.Батальон турецких солдат был размещён на севере Ирака вблизи захваченного «Исламским государством» Мосула. Войска снабжены бронетехникой. Официально заявленная цель миссии — подготовка местного ополчения для боёв с «ИГ». Об этом стало известно 4 декабря, сообщает «Лента.ру».
Однако Министерство иностранных дел Ирака квалифицировало действия Турции как вторжение. Багдад отверг возможность проведения несогласованной операции и потребовал немедленного вывода турецких войск. Ирак оставил за собой право на меры противодействия.
Анкара в ответ сообщила, что у Турции нет планов наземной военной операции.
Вопреки требованиям Багдада Турция решила не выводить военных из Ирака, сообщил поздно вечером 7 декабря «Интерфакс».
Неназванный представитель турецкого правительства сказал западным журналистам в Стамбуле, что Турция не станет выводить из Ирака военных, размещённых близ Мосула. «Ожидается, что они останутся там», — приводят СМИ слова этого чиновника.
«Интерфакс» напоминает, что премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади ранее потребовал от Анкары вывести с территории Ирака войска в течение 48 часов. В противном случае он пригрозил принять «доступные меры» вплоть до обращения в Совбез ООН.
Вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш на брифинге в Анкаре объяснил военное присутствие на территории соседа тем, что эта мера «направлена против «ИГ», что совпадает с интересами Ирака», сообщает «Лента.ру».
Багдад может обратиться к России с просьбой о военной помощи, заявил глава комитета безопасности парламента страны Хаким аль-Замили в интервью «Al-Araby-al-Jadeed», отмечает журнал «Эксперт».
«Вторжение турецких военных в Ирак является грубым нарушением суверенитета нашей страны. У Ирака есть силы для того, чтобы дать ответ на это вторжение и выдворить их с иракской территории. Мы также можем попросить Россию об отправке в Ирак военных сил в ответ на нарушение Турцией нашего суверенитета», — сказал аль-Замили.
В свою очередь, Москва запросила в Совбезе ООН обсуждение действий Турции в Ираке, а также в Сирии.
Россия собирается поднять на закрытом заседании Совета безопасности ООН вопрос о военных действиях Турции в Ираке и Сирии. Об этом сообщает агентство «Рейтер» со ссылкой на неназванных дипломатов, передаёт «РБК».
«Деталей у нас нет, но Россия попросила обсудить действия Турции в Ираке и Сирии», — приводит агентство слова собеседника.
По словам дипломатов, заседание Совбеза ООН может пройти за закрытыми дверями (в ночь с 8 на 9 декабря по московскому времени). Вести обсуждение будут Соединённые Штаты, поскольку в этом месяце они председательствуют в Совбезе.
Комментарий российского представительства в ООН журналисты «РБК» получить не смогли.
Кроме того, напоминает «РБК», дипломатический источник ТАСС в ООН ранее заявлял, что российская сторона поднимет во вторник на закрытом заседании Совбеза ООН вопрос о развёртывании Турцией военного контингента на севере Ирака.
Утром 8 декабря появилась ещё одна новость на турецко-иракскую тему.
Как сообщили «Ведомости» со ссылкой на «Рейтер», переброска военного контингента Турции на север Ирака в район Мосула приостановлена.
Сообщается, что премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу написал письмо иракскому коллеге Хайдеру Аль-Абади с обещанием не посылать в Ирак новых сил до тех пор, пока у Багдада сохраняется «чувствительность» к этому вопросу.
Накануне, напоминает агентство, премьер Турции объяснил ввод войск плановой ротацией. Давутоглу заявлял, что действия были скоординированы с Министерством обороны Ирака. Однако иракский министр обороны Халед аль-Обейди опроверг это утверждение.
Считаем нужным привести ещё одно турецкое заявление.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу предположил, что в реакции Ирака на ввод войск Турции сыграли роль «другие страны». Каким именно, он не стал уточнять.
Об этом он заявил в интервью турецкому телеканалу «24», передаёт «РБК» со ссылкой на «Рейтер».
По его мнению, причина отправки в Ирак турецких военных «хорошо известна: это обучение и консультации». Чавушоглу сказал, что иракский премьер Хайдер аль-Абади сам не раз просил Турцию о более активной поддержке против «Исламского государства».
Что думают по поводу действий Турции и реакции Ирка российские эксперты?
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов напомнил «Свободной прессе», что в своё время турецкие власти заключили соглашение с Багдадом, позволяющее их военным входить на территорию страны на глубину 5-10 км.
Турецкая авиация под этим предлогом ранее наносила удары по позициям Рабочей партии Курдистана в Кандиле, отметил эксперт. «Это был закрытый договор, заключённый в тот момент, когда между Анкарой и Багдадом были нормальные отношения, — сказал Тарасов. — Турки просто воспользовались тем, что это соглашение не было дезавуировано».
Что касается нынешнего положения, то сегодня Ирак фактически расколот, и США имеют право вводить туда войска (по соглашению с Багдадом). Анкара же вела двойную игру в отношении Ирака: турецкие власти, отмечает аналитик, говорили о сохранении территориальной целостности Ирака, и в то же время вели переговоры с Эрбилем — столицей Иракского Курдистана. Итогом переговоров стало соглашение турок и курдов о транспортировке газа и нефти из Курдистана (минуя официальный Багдад; правда, туда должна была поступать часть доходов).
«Второй момент — массовое вторжение турецких войск произошло именно в тот момент, когда появилась реальная угроза сокращения поставок нефти и газа из Сирии. К тому же перспективы строительства «Турецкого потока» после обострения отношений с Россией весьма туманны. Ещё большую неприятность для Анкары представляет полное перекрытие турецкой границы с арабскими странами, на чём настаивают и союзники по коалиции под эгидой США, и Россия вместе с Дамаском».Эксперт также напомнил, что Вашингтон намерен перекрыть границу силами армии Ирака и американского спецназа. В результате турок могут отсечь от Ирака, а ведь у них построены нефтепроводы и идёт торговля углеводородами с Иракским Курдистаном. «Почувствовав, что их контролю над этим регионом приходит конец, — говорит эксперт, — турецкие власти решили сыграть на опережение. В присутствии турецких войск Эрбиль может пойти на провозглашение независимости. Тогда может начаться процесс распада Ирака».
Ситуация, добавим от себя, иллюстрирует приоритет экономики перед политикой. Турки — точнее, те турки, что кровно заинтересованы в крупном приграничном нефтебизнесе, — пекутся не о борьбе с «ИГ», под носом у боевиков якобы тренируя курдов, а о барышах, которые сулит торговля сырой нефтью, в том числе демпинговая. Анкара будет делать свой бизнес под любым предлогом и будет покупать нефть у кого угодно; ей сам чёрт не брат. Неприятно «засветилась» торговля с боевиками «ИГ»? Что ж, турки знают, что такое диверсификация поставщиков: сегодня бородачи, завтра — курды. Деятелям в Анкаре можно всё — ведь их прикрывают американцы.
Олег Чувакинhttp://topwar.ru/87517-tureckoe-vtorzhenie.html