Александр МЕЗЯЕВ Выборы и дестабилизация Стало уже своего рода традицией, что президентские выборы в странах Африки сопровождаются обострением внутриполитической обстановки и используются как повод для укрепления или введения режима внешнего управления. Не явились исключением в этом плане выборы президентов Уганды (18 февраля) и Центрально-Африканской Республики (14 февраля).
В Уганде победителем был провозглашён действующий глава государства Йовери Мусевени, находящийся у власти уже более 30 лет и набравший в первом же туре 60,75% голосов. Сказать, однако, что выборы были простыми, нельзя. Главный соперник победившего кандидата Кизза Бесидже только за последнюю предвыборную неделю трижды арестовывался полицией. Власть пошла на арест Бесидже даже в день выборов. Выборы завершены, победитель объявлен, но ситуация в столице Уганды остаётся напряжённой. Повсюду войска и водомёты, разгоняющие протестующих. Миссия наблюдателей из Европейского союза отказалась признать угандийские выборы честными. Не исключено, что ситуация может осложниться ещё больше, так как К.Бесидже отказался признать своё поражение. Есть признаки того, что Запад может выступить на стороне оппозиции, учитывая попытку Мусевени взять на себя роль регионального и даже общеафриканского лидера. В последнее время на саммитах Африканского союза Й.Мусевени регулярно призывал страны континента выйти из состава Международного уголовного суда (МУС), а недавно заявил о том, что его попытка привлечь к процессу урегулирования ситуации в стране Международный уголовный суд была ошибкой.
Особое значение приобретают выборы в богатой ураном, золотом и алмазами Центрально-Африканской Республике (ЦАР). В течение последних пяти лет страна была погружена в пучину гражданской войны. За 56 лет независимости в ЦАР произошло пять государственных переворотов. Последний переворот имел место в марте 2013 года, когда лидер мусульманской экстремистской группировки «Селека» М.Джотодиа сверг президента Ф.Бозизе. Эта смена режима стала кульминационной точкой нестабильности и межрелигиозных столкновений в ЦАР. Страна с преимущественно христианским населением начала постепенно переходить в руки мусульманских экстремистов. Лишь вмешательство африканских лидеров, особенно глав государств-членов Экономического сообщества центральноафриканских стран (CEEAC), отказавшихся признать захватившего власть М.Джотодиа, помогло стабилизировать положение. Вынужденный бежать из страны Джотодиа получил убежище (также с согласия лидеров CEEAC) в Бенине.
Двумя главными претендентами на выборах в ЦАР в феврале 2016 года стали два бывших премьер-министра страны А.Дологуле и Ф.Туадера. Победу одержал Фостин-Аршанг Туадера (63%). Проигравший ему А.Дологуле признал результаты, объявленные избирательной комиссией. Новому президенту ЦАР предстоит сложная и кропотливая работа по восстановлению общества и государства: из четырёх миллионов населения примерно полтора миллиона – внутренне перемещённые лица, около 400 тысяч человек бежали из страны. Богатая полезными ископаемыми Центрально-Африканская Республика была и останется предметом вожделения и её бывшей метрополии Франции, и других жаждущих оторвать свой кусок. (Промышленные алмазы составляют около 60% экспорта Центрально-Африканской Республики, при этом от 30 до 50% алмазов уходят из страны нелегальными путями).
По сути, Центрально-Африканская республика пребывает под внешним управлением. С 2005 года ситуация в ЦАР находится на рассмотрении Международного уголовного суда. С территории республики проводятся спецоперации против других стран Африки. Если, скажем, территория Сомали используется для создания и размещения на ней бандформирований, то территория ЦАР служит для проведения более тонких операций по распространению внешнего контроля на другие африканские страны. Во-первых, единственным обвиняемым в МУС по ситуации в Центральной Африке является бывший вице-президент Демократической Республики Конго, не имеющий к ЦАР никакого отношения. Во-вторых, МУС использовал ситуацию в ЦАР для создания прецедента, согласно которому оказание военной помощи одному государству другим может стать основанием для ареста главы, оказывающего помощь государству, Международным уголовным судом. Ещё один пример - попытка шантажировать президента ЮАР, намекая ему об ответственности в МУС за преступления, якобы совершённые южноафриканскими солдатами в составе миротворческой миссии ООН в ЦАР.
В ЦАР до сих пор находится миссия ООН в составе 11 тысяч человек, которая помимо официальной роли («поддержание мира и безопасности») выполняет и другие функции, в частности осуществление внешнего контроля над страной. Ооновские миссии такого рода в странах Африки в одних случаях оказывают, в других случаях не оказывают военную помощь официальным властям страны пребывания. Вот уже несколько лет в столице ЦАР находится французский специальный воинский контингент в составе двух тысяч человек (так называемая операция «Сангарис»), официально – для оказания помощи миссии ООН. Однако, когда в 2012 году президент ЦАР Бозизе попросил у Франции оказать военную помощь в борьбе с боевиками «Селеки» (французские войска уже находились в ЦАР), Франсуа Олланд ответил отказом. В то же время французские войска в составе миссии ООН в Кот-д’Ивуаре были прямо использованы для свержения законного президента Л.Гбагбо.
http://www.fondsk.ru/news/2016/02/24/vybory-i-destabilizacia-38764.html