***
Разумеется, можно возразить мне, что хотя и не удалось Яну Петру Сапеге «посадить» воровского патриарха в Лавре, но, тем не менее, тот сыграл важную роль в осложнении политической ситуации в Москве.
Действительно, вслед за Филаретом в Тушино перебежала и его родня по женской линии — Сицкие и Черкасские. В Тушине была образована, в результате, своя Боярская дума, в которую вошли князья Д.Т. Трубецкой, Д.М. Черкасский, А.Ю. Сицкий, М.М. Бутурлин, Г.П. Шаховский.
«И разделились, как чернь, так и знать… — свидетельствует летописец. — Один брат в Москве с царем Василием в осаде, а другой — в Тушине с вором. Отец — в Москве, сын — в Тушине. И сходились ежедневно они на битву, сын против отца и брат против брата»...
Смело можно говорить, что в свержении законного государя, царя Василия Шуйского тушинский патриарх Филарет сыграл едва ли не заглавную роль.
Более того...
Можно говорить и о роли тушинского патриарха в сохранении семибоярщиной, которая после свержения Василия Ивановича Шуйского захватила власть в Москве, традиций воровской боярской думы, заседавшей в Тушино. Безусловно и то, что семерым предателям русского народа (князья Фёдор Иванович Мстиславский, Иван Михайлович Воротынский, Андрей Васильевич Трубецкой, Андрей Васильевич Голицын, Борис Михайлович Лыков-Оболенский, бояре Иван Никитич Романов и Фёдор Иванович Шереметев), неразрывно связанным с тушинскими боярами и родством, и идеологией предательства Родины ради личной выгоды, почти удалось снова сокрушить русскую государственность.
Так что действительно сделано патриархом Филаретом в Тушине было не мало.
В 1600 году московские бояре отвергли идею Льва Ивановича Сапеги о том, что польским королем мог стать и русский царь. Теперь по мере развития событий Смуты эта мысль трансформировалась, и в кругах патриарха Филарета и семибоярщины укрепилось мнение, что только польский король или его сын, став русским царем, и выведет страну из разверзшегося хаоса.
Однако найденная в счастливом озарении (или в обманчивом помрачении?) идея унии, как единого принципа осуществления и конфессионального мира внутри конфедерации, и государственного устроения самой конфедерации трех государств Польши, Великого княжества Литовского и Московской Руси, только в представлении самого литовского канцлера и его российских приспешников и могла быть осуществлена.
Никакие усилия, никакие поражения не способны были принудить Московскую Русь к вхождению в такую унию...
И власть, которая бы позволила сделать это, тоже захватить не удалось.
«Радуйся, воине Христов непоколебимый.
Радуйся, жизнь будущаго века паче временнаго жития возлюбивый.
Радуйся, силою словес твоих, благодати исполненных, врагов обличивый.
Радуйся, теми ярость сих в кротость преложивый.
Радуйся, пред военачальники вражиими православна и верна быти царю своему исповедавый.
Радуйся, хищений их небоязненный обличителю.
Радуйся, грядущаго на них гнева Божия верный возвестителю.
Радуйся, Иринарше преподобие, пустынножителей светлое украшение».
***
Как мы уже говорили, Ян Петр Сапега прорвался в 1611 году с обозом в осажденный московский Кремль, и там, исполняя пророчество преподобного Иринарха, занемог и умер 15 октября 1611 года...
Ну, а сам Лев Иванович Сапега лично участвовал в осаде Смоленска и всячески продвигал на московский трон королевича Владислава...
Нет нужды сейчас во всех подробностях описывать эту деятельность Льва Сапеги, тоже обернувшуюся для Московской Руси неисчислимыми бедами и несчастьями.
Сергей Михайлович Соловьев писал, говоря о Стефане Батории, что он «принадлежал к числу тех исторических лиц, которые, опираясь на свои личные силы, решаются идти наперекор уже установившемуся порядку вещей, наперекор делу веков и целых поколений, и успевают вовремя остановить ход неотразимых событий; эти люди показывают, какое значение может иметь в известное время одна великая личность, и в то же время показывают, как ничтожны силы одного человека, если они становятся на дороге тому, чему рано или поздно суждено быть».
Эти слова можно отнести и к продолжателю дела Стефана Батория Льву Ивановичу Сапеге.
Действительно, вглядываясь в его судьбу, мы ясно видим, как ничтожны силы одного человека, если он становится на дороге тому, чему рано или поздно суждено быть...
Согласно Деулинскому перемирию, заключенному 1 декабря 1618 года, Великому княжеству Литовскому отошел Смоленск, а Польше — Чернигов, но и эти столь тяжелые для Московской Руси уступки не смягчили Великого канцлера.
Под влиянием Сапеги, Владислав, несмотря на заключенное перемирие, так и не признал Михаила Федоровича Романова царем и не отказался от притязаний на Московский престол.
Сапега же, став виленским — в то время это была самая почётная военная должность в Великом княжестве Литовском — воеводой, немедленно принялся за изготовление, благо рецепт был не забыт, нового самозванца для Руси.
К первому самозванцу не решился пристать Лев Иванович.
Второго — использовал в своих интересах.
Третьего — решил изготовить самолично.
В его слонимском имении и воспитывается Лже-Ивашка I — Ян Фаустин Луба, который якобы являлся сыном Марины Мнишек от Лжедмитрия II.
На самом деле четырехлетний Ваня-ворёнок еще в 1614 году был повешен в Москве, и воскресили его в образе шляхтича из Подляшья только неутоленные мечтания перевалившего на седьмой десяток Льва Ивановича Сапеги...
Из всех самозванцев этот оказался самым малоудачным.
Хотя причина этому не в недостатке опыта и умений у его конструктора, а в том, что изменилось само время, а силы одного человека, если он становится на дороге тому, чему рано или поздно суждено быть, слишком ничтожны.
7 июня 1633 года человек, который так легко менял православие на кальвинизм, а кальвинизм на католичество, скончался.
Всего на три месяца пережил его патриарх Филарет.
1 октября 1633 года скончался и этот удивительный человек, поставленный в митрополиты Лжедмитрием I, возведенный в патриархи Лжедмитрием II...
***
Много раз уже говорилось, что в дни юбилеев происходит не только всеобщее воспоминание о событии, бывшем сто, двести или полтысячи лет назад, но во всеобщем, всенародном переживании его происходит укрупнение и подлинное осуществление этого события.
И каждый раз удивляешься, как насущно точно подходят юбилейные переживания к событиям, которые происходят с нами сейчас, как необходимы они для верной оценки наших поступков и деяний.
— Великий подвиг пронес преподобный через свою иноческую жизнь... — сказал в эти дни Высокопреосвященнейший Пантелеимон митрополит Ярославский и Ростовский. — Преподобный нес великие подвиги, они сегодня кажутся нашим современникам тяжелыми и просто неисполнимыми. И Господь принял его подвиг и его труды, благословив его многими дарами. Сегодня мы приносим свои посильные молитвы преподобному и верим, что он усугубит наши молитвы перед престолом Господним и поможет нам в этот сложный период хранить веру...
Мудрые, исполненные подлинного православного смирения слова...
Жалко, конечно, что 400-летие преставления преподобного Иринарха, человека, сыгравшего ключевую роль в спасении Руси в кровавой Смуте начала XVII века, оказалось сжатым до епархиального уровня, и так и осталось незамеченным всей Россией.
Тем более сейчас, когда особенно актуален явленный преподобным Иринархом опыт диалога с католическими представителями; опыт противостояния молитвы политическому расчету; опыт стояния в вере и в любви к своему Отечеству...
[1] Принцип Liberum veto («Свободное вето»), позволявший любому депутату сейма, выступив «против», прекратить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, начал действовать только во второй половине XVII века.
[2] Раздел IV, артикул 1, пункт 4.
[3] Смотри, например, протоколы Большого церковного собора 1667 года, наложившего проклятия на раскольников и старые русские обряды.
[4] Планы Сигизмунда III были иными. Будучи избран на престол Речи Посполитой, Сигизмунд стремился объединить под своей властью Речь Посполитую и... Швецию. На короткое время ему это удалось. В 1592 году он объединил под личной унией оба государства, но в 1595 году шведский парламент избрал герцога Седерманландского регентом Швеции, и король Сигизмунд III потратил большую часть своей оставшейся жизни на попытки вернуть себе обратно утраченный престол.
[5] Соловьев С.М. История России с древнейших времен, том 7, М., 1989, с. 202.
[6] Филарет и другие Романовы возвратились в Москву, как утверждает Русский исторический словарь, на правах родственников мнимого царя Лжедмитрия. Однако, хотя Романовы и были шуринами царя Иоанна Васильевича Грозного, двоюродными братьями царя Федора Иоанновича, но с царевичем Дмитрием у них никакого родства не было. И если были они так щедро одарены самозванцем, то сделано это было совершенно за другие заслуги.
[7] «Слота же и Никон ту же въ подкопе згорешя», — писал Авраамий Палицын.
Николай Коняев
http://www.voskres.ru/army/church/konyaev.htm