Дмитрий Наркевский Россия и Иордания расширяют сотрудничество с прицелом на регионВслед за усилением политического и военного присутствия на Ближнем Востоке Россия активизирует экономическую составляющую своей политики в регионе. Одним из показательных шагов стали результаты третьего заседания российско-иорданской межправкомиссии, проходившего в столице Иордании 21-23 марта 2016 года.
За последние годы объемы взаимной торговли двух стран преимущественно росли, и 2014 год стал рекордным для российских экспортеров, стоимость поставленных товаров которыми превысила 515 млн долларов. Однако последняя статистика показала, что в 2015 году товарооборот между Россией и Иорданией снизился на 52,2% по сравнению с 2014 годом и составил 259,4 млн долларов. И хотя в межгосударственной торговле Россия сохранила положительное сальдо (221,7 млн долларов), значительное снижение экспорта в эту ближневосточную страну не отвечает интересам Москвы.
Такое положение дел, возможно, будет исправлено, если сторонам удастся осуществить задекларированные на третьем заседании российско-иорданской межправкомиссии планы. А планы действительно грандиозные.
Атомная энергетикаВ 2013 году «Росатом» выиграл тендер на строительство двух энергоблоков атомной станции в Иордании. В настоящее время ведется проработка финансовых и технологических вопросов строительства АЭС. Предварительная стоимость работ составит 10 млрд. долларов. Помимо Российской Федерации и Иордании обсуждается возможность присоединения к проекту китайских финансовых структур, по предварительным данным, готовых взять на себя 50% финансирования проекта.
АвиацияИорданская сторона продемонстрировала заинтересованность в поставках российской авиационной техники, а именно, вертолетов. В настоящий момент Россия готова предложить целую серию вертолетов: Ми-17, Ка-32А11ВС и Ка-226T, основное назначение которых — это решение гражданских задач.
Что касается военной авиации, то ввиду близости находящихся в активной фазе внутренних конфликтов в Ираке и Сирии королевство также нуждается в эффективной авиации. Но в этом сегменте у российских авиастроителей есть сильные противники в лице Америки, которая всего две недели назад передала вооруженным силам Иордании 4 вертолета Sikorsky UH-60 Black Hawk. Основная цель подарка — усилить возможности королевских ВВС по нанесению ударов по боевикам террористических группировок в Ираке и Сирии.
Однако с учетом широкого спектра моделей вертолетов, выпускаемых российскими предприятиями, Москва и здесь старается найти свою нишу и начала переговоры о возможных поставках военно-транспортных вертолетов Ми-26.
Еще одна инициатива исходит уже с иорданской стороны. Амман обратился к Москве с предложением облегчить авиасообщение между двумя странами, перейдя на принцип «открытого неба».
Поставки углеводородовКак это не покажется на первый взгляд странным, Иордания выразила готовность покупать у РАО «Газпром» сжиженный газ. Казалось бы, рядом целая группа поставщиков к тому же близких по этническому и религиозному признаку. Но видимо, Хашимитское королевство склонно придерживаться принципа диверсификации энергопоставок, не складывая все яйца в одну корзину, которая может оказаться в руках соседей: Саудовской Аравии или странах Персидского залива.
Так как на территории Иордании до сих пор не было найдено значительных месторождений нефти и газа, а руководство страны крайне заинтересовано в обнаружении сколь-нибудь значимых их запасов, иорданцы приглашают россиян участвовать в разведке и разработке месторождений углеводородов на своей территории. Кроме того, представители этой арабской страны выразили заинтересованность в обмене опытом в сфере технологий разведки и добычи сланцевой нефти.
ЭнергетикаИорданский рынок в свою очередь достаточно интересен российским производителям энергетического оборудования, машиностроительного сектора. Целый ряд крупных компаний из России, среди которых «Технопромэкспорт», «Силовые машины», «Руснефтегаз», заявили о заинтересованности в поставках оборудования, комплектующих и участии в модернизации объектов энергетики королевства.
ТранспортВ сфере развития транспортной инфраструктуры для сотрудничества тоже нашлось место. Так, россияне получили приглашение участвовать в строительстве железнодорожной ветки «Ютум-Акаба» и легкого метро «Амман-Зарка-аэропорт королевы Алии».
ОбразованиеС учетом перспектив строительства атомной станции и участия российских компаний в транспортных проектах, отдельным вопросом заседания стала организация подготовки национальных кадров в учебных заведениях России.
Сельское хозяйствоГоворя о сотрудничестве России и Иордании нельзя не сказать о сельском хозяйстве, особенно с учетом того, что с российской стороны межправкомиссию возглавляет глава министерства сельского хозяйства РФ Александр Ткачев.
Россия готова торговать с Иорданией традиционными для нее товарами, столь необходимыми арабской стране. Это, в первую очередь, пшеница и другие зерновые культуры, общий объем поставок которых, по данным минсельхоза, в 2015 году достиг 500 тыс. тонн. Доля зерновых в общем объеме экспорта из России в Иорданию превышает 50%. Однако, исходя из анализа спроса, Ткачев ставит еще более перспективные ориентиры:
У нас есть это зерно, мы надеемся, что в 2016-17 годах мы, по крайней мере, в два раза увеличим объемы экспорта.
Ткачев Александр НиколаевичНо иорданским рынком Россия ограничиваться не собирается. Учитывая общую потребность региона в зерновых, в итоговый документ заседания комиссии включен и раздел относительно изучения возможности создания в порту Акаба регионального узла для продажи российского зерна в регионе.
Но, как говорится, ни хлебом единым, а потому уже сейчас обсуждаются вопросы организации поставок других сельхозтоваров, в частности, говядины и молочной продукции из России.
Со своей стороны Иордания готова предложить увеличение поставок фруктов и овощей. По словам российского министра: «Мы крайне заинтересованы в поставках овощей и фруктов, цитрусовых на российский рынок. Я считаю, что эти объёмы должны быть удвоены, утроены".
Помимо обмена поставками уже готовой сельхозпродукцией, иорданская сторона предлагает создать на ее территории промышленную зону и организовать производство сельскохозяйственной техники и оборудования. В качестве дополнительного аргумента в пользу такого сотрудничества Иордания указывает, что собранная техника будет иметь экспортный потенциал во всем регионе, так как арабские страны связаны между собой договорами, облегчающими взаимную торговлю.
Ну, и наконец, обсуждение вопросов торгово-экономического сотрудничества в отдельных секторах не могло не затронуть и общих параметров межгосударственного взаимодействия. Иордания намерена обратиться в ЕАЭС с предложением начать переговоры о создании зоны свободной торговли. И хотя для принятия окончательного решения необходимо заключение специальной группы экспертов Иордании и стран-членов Евразийского экономического союза, российская сторона уже сейчас заявила о своей поддержки этой инициативы.
Рассматривая итоги заседания российско-иорданской межправкомиссии по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, можно констатировать, что Россия серьезно относится к расширению своего присутствия в регионе. Становится очевидным, что Россия на Ближнем востоке не намерена ограничиваться отношениями с Сирией и Ираном, подкрепленным военным и военно-техническим сотрудничеством и совместной борьбой с терроризмом. Современные экономические условия, санкционная политика Запада стимулируют Россию к более активной позиции по продвижению своих экономических интересов. Пусть Иордания не входит в число крупнейших торговых партнеров России, но многовекторность экономических связей и проникновение на новые рынки Азии — это и есть настоящий поворот на Восток, выходящий далеко за рамки сугубо российско-китайских отношений.
http://politrussia.com/world/rossiya-i-iordaniya-984/