Матвей СлавкоПатриарх предостерегаетК чему ведет дехристианизация человечества В первую неделю Великого поста, в праздник Торжества Православия, в день 40-летия собственной архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после совершения литургии и чина Торжества Православия в храме Христа Спасителя в Москве, обратившись к верующим с Первосвятительским словом, затронул основание, на котором строится современная западная цивилизация и которое навязывается другим цивилизациям, в частности, русской.И это основание Его Святейшество назвал ересью, отметив при этом, что и сегодня, не только столетия назад, ереси не просто существуют, а атакуют Церковь. «Сегодня мы стоим перед очень опасным, на мой взгляд, явлением в философской, политической и духовной жизни, — сказал Патриарх Кирилл. — В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство. До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он создал, и обществом человеческим — на основе нравственного закона, который Он открыл в слове Своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон. Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: “Нет, Бог тут ни при чем. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности”.
Патриарх обратил внимание на безбожный характер всех революций, где бы они ни происходили, и в какие бы одежды ни рядились.
«Так началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию. Наша революция проходила под теми же знаменами и тем же девизом — разрушить до основания старый мир, тот самый, в центре которого — Бог. Мы испили тяжкую чашу страданий, и народ наш явил множество мучеников и исповедников. Поскольку я говорю сегодня о своей личной жизни, скажу также, что моими первыми учителями были исповедники — мои дед и отец, прошедшие тюрьмы и лагеря, пострадавшие не потому, что нарушали государственные законы, а потому что отказались предать Господа и Церковь Православную. И народ наш, как известно, прошел через все испытания и выстоял».
«Но сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название “дехристианизация”. Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было».
Столь внятное возвышение голоса против демагогов и болтунов, подменяющих духовные социальные основы христианского общества, конечно, задело и еще будет задевать тех, против кого оно направлено. И мы повсеместно слышим крики и вопли в защиту «толерантности», читай релятивизма, о постановке знака равенства между светом и тьмой на том лишь «правовом» основании, что «по юридическому закону» всё равно и все равны. Это диаволова манипулятивная ложь, играющая на гордыне ничтожеств и работающая на корысть тех, кто умело выхватывает злато-серебро в мутной воде, охмуряя людей «умом ни в чем не твердых» (слова русского философа И. Ильина).
«Правозащитное» идолопоклонство уже привело Европу на грань существования христианской цивилизации, мы это видим воочью. Тот самый давно обещанный «закат Европы» обретает на наших глазах зримые очертания.
Коллапс христианства в Западной Европе грозит утянуть в воронку релятивистской «правозащитной» бездны все человечество.
Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто — мы должны защищать Православие, — говорит Патриарх, и мы обязаны понимать всю меру тяжести, несомой нашим Предстоятелем.
Патриарх напоминает нам, как «апостолы вышли на римские дороги и отправились навстречу языческому миру, который бросал в них камни, а они искали с ним общий язык». Русская православная церковь обеспокоена не только вероучительными вопросами, говорит Патриарх, она очень обеспокоена также тем, что происходит в мире, а с некоторыми проблемами в одиночку не справиться. «Наверное, самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан, и я удивляюсь, почему до недавнего времени она не вызывала горячего отклика.
Приведу данные международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки — около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в Советском Союзе.
А мы живем так, будто ничего не происходит, — нас же не гонят. В Ираке было полтора миллиона христиан — осталось 150 тысяч; в Сирии полтора миллиона — осталось 500 тысяч. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в Афганистане — никакой защиты. Человека убивают только потому, что он в воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.
Я имел возможность посетить Сирию в самом начале войны. Я видел, как там жили люди, каким страхом они были объяты, опасаясь, что в результате военных действий произойдет непоправимое — христиане будут уничтожены или вытеснены. Позднее я встречался с главами многих Православных и иных христианских Церквей на Ближнем Востоке, и все в один голос просили: сделайте что-нибудь, у нас нет сил, защитите, мы погибаем! И я говорил об этом громко и на встречах с президентами разных стран, и на международных собраниях, — но как будто никто ничего не слышал…».
Дальше Его Святейшество поясняет, чем именно обусловлена недавняя историческая встреча в Гаване: «Вот тогда и возникла мысль сказать так, чтобы непременно все услышали. И в ходе переговоров с Римским Папой мы договорились, что нам нужно встретиться и громко, на весь мир, заявить о гонениях на христиан. Эта встреча произошла, и мир заговорил! Удивительно: американский Конгресс вдруг заявляет, что уничтожение христиан на Ближнем Востоке — это геноцид. Просили же сказать, что осуществляется геноцид, что христиан убивают, — не было ответа! А теперь ответ есть, потому что голоса Востока и Запада соединились, и было сказано о самом главном, что сегодня всех нас беспокоит.
Также у нас была возможность еще раз отвергнуть унию. На встрече в Гаване и Римский епископ согласился с тем, что уния не может быть способом объединения Церквей, что она всегда приносит разделения, как и сегодня происходит на Украине. Мы также сказали, что на Украине имеет место не агрессия извне, а братоубийственный конфликт, и подчеркнули, что раскол нужно преодолеть каноническим путем, а не путем создания мифической «единой поместной церкви», где раскольники как бы соединятся с православными и католиками.
Считаю, что встреча Патриарха Московского с Папой была важным событием. Это произошло впервые в истории, но ведь впервые в истории обрушиваются такие гонения на христиан, впервые в истории происходит дехристианизация человеческой цивилизации — мы и об этом сказали.
И сейчас есть надежда, что мы можем работать сообща, преодолевая губительные воздействия на сознание современного человека, каждый на своем месте, — и те, кто несет ответственность на Западе, и мы на Востоке, вместе со своим благочестивым народом».
Пресс-секретарь Патриарха пишет на своей странице в Фейсбуке: «Очень примечательна реакция на слова Патриарха. Как забеспокоились многие, как закачались основы бытия, как вдруг заволокло небо мрачными тучами. У одних — холодный ветер Средневековья, у других — отсылки к Основному закону и его Гаранту. И нет, конечно, никакого непонимания, никакой ошибки интерпретации. Есть просто очень понятная и очевидная для всех, как и всегда, Правда. Но Правду ведь часто невозможно признать, поскольку она нарушает нашу свободу совершать грех. Так что обличители Патриарха тем самым обличают себя в готовности закрывать глаза на Правду. … И на всякий случай нужно зафиксировать также следующее — Патриарх не предлагает отменять или оспаривать права человека, но отмечает необходимость определить правам личности их законное и правдивое место в иерархии ценностей».
В. Легойде вторит мирянка Оксана Иванова: «Человекобожие, действительно, ересь с точки зрения веры в Богочеловека и богочеловечество, т. е. искажение, заблуждение, могущее иметь опасные последствия. Чем заканчивается человекобожие, нам ли в России не знать после 100 лет бесчеловечности? С другой стороны, внимание к человеку и забота о нем — безусловно, христианские ценности. Возможно, Церковь об этом недостаточно и неубедительно свидетельствовала в последнее время? В любом случае, по словам Н. Бердяева, “путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских. И, прежде всего, необходимо начать различать духов”».
Врагом не сегодня пущены в ход мощнейшие финансовые и пропагандистские ресурсы, направленные на оболгание и попытки дискредитации Православия, Русской Церкви, персонально Патриарха Кирилла.
Накинулась на Патриарха, прежде всего, российская «прогрессивная общественность», которая словно и ждала очередной раз повода для согласованного лая в том духе, что Патриарх Кирилл, дескать, выступил против Основного закона Российской Федерации, утверждающего, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». И цитируется Глава 2-я, «Права и свободы человека и гражданина», Конституции РФ, статья 17 которой, в частности, гласит: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Эти принципы и нормы сейчас находятся под угрозой подмены, утверждают критики Патриарха. Однако они подменяют понятия. Высшей ценностью государства как института социально-экономического, действительно, являются права и свободы человека. И никто ведь не призывает их отменять. Патриарх говорит о духовных ценностях, которые, не побоимся этих слов, выше государства. Поскольку если высшая духовная ценность — Господь Бог (Первая заповедь Моисеева), то права и свободы человека — вторая, а то и десятая очередь. Напомним «правозащитникам», что Конституция США основана на Библии; протестанты очень серьезно относятся к Священному Писанию.
Как это выглядит на конкретных примерах сегодняшнего дня? «Вся правозащитная шпана» (определение поэта Юнны Мориц) — как европейская, так и российская, украинская, и тут они словно близнецы — действует как ниппель, то есть в одну сторону. Защищает «пусек райот», защищает садистку и наводчицу Савченко, однако не обращает внимания на тысячи арестованных хунтой инакомыслящих, на пытки и истязания их, на то, что некоторые харьковские антимайданные активисты мордуются судами уже по два года, без перспектив вынесения приговоров, при «наличии отсутствия» свидетелей.
«Толерантность» возведена в абсолют, пардон, «общечеловеческих ценностей» и посажена на трон, в самом деле, в качестве идолища. «Окно Овертона», то есть возможностей невозможного сдвигается все ближе к бездне: однополые браки, женщины-епископы, операции по смене пола, «третий пол», ювенильная юстиция, скоропалительное лишение родительских прав. И вот уже смотрящий посол США на Украине Джеффри Пайетт заявляет, что гомофобия противоречит «европейскому будущему Украины».
Это — к вопросу о будущем, уготованном Украине «евроинтеграторами».
Однако и на Западе раздаются трезвые голоса, поперечные губительным действиям европейских элит, зависимых от Госдепа и транснациональных корпораций.
«Правительство навязывает СМИ политику вещания, народ лишили власти, а светскость заставила людей забыть о христианских корнях», — пишет на страницах Boulevard Voltaire французский политик Кристиан Ваннест.
По мнению Ваннеста, Россия взяла курс на восстановление своей национальной идентичности, а Франция движется в обратном направлении.
«Можем ли мы читать нотации народу, который на 80% поддерживает политику, проводимую его президентом, несмотря на давление из-за рубежа! — восклицает Ваннест. — Ведь во Франции такой же процент населения выступает против шагов президента». В отличие от «европейской технократии», «презирающей» национальную идентичность, Россия после распада СССР, напротив, принялась еще сильнее утверждать свою личность, подчеркивает политик. Кроме того, Москва не стала отвергать Православие, сыгравшее важнейшую роль в ее истории, а вот во Франции светскость «выдрала» христианские корни страны, сокрушается он. «Президент Владимир Путин воплощает в себе желание этой великой нации восстановить ее богатую индивидуальность и вновь занять то место в мире, которое ей по праву принадлежит. Как подчеркивали ранее многие из нас, все это очень похоже на наш голлизм», — в заключение пишет Ваннест.
А ереси человекопоклонничества и «толерантной дехристианизации» мы должны положить предел. Потому что сегодня речь идет о жизни и смерти и русской, и в целом христианской цивилизаций, и всего мира.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/patriarkh_predosteregajet_723.htm