Боль наша МаалюляДо сих пор неизвестна судьба настоятельницы монастыря Святой Равноапостольной Феклы игуменьи Пелагеи«Русская народная линия» старается следить за ситуацией вокруг монастыря Святой Равноапостольной Феклы в сирийском городке Маалюля. И город, и монастырь - места известные во всем мире, включены в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Седая старина и глубина духовной традиции раннего христианства!
Городок Маалюля, расположенный в высокогорье недалеко от Дамаска, знаменит тем, что тут сохранился арамейский язык, на котором говорил Спаситель наш Иисус Христос. Ну а монастырь св. Феклы и вовсе уникальное место, ибо в нем пребывают мощи ученицы Апостола Павла, от которых и по сей день совершаются дивные чудеса, о чем сообщают фотографии, документы и вещественные свидетельства. А рядом с монастырем та самая расселина в горе, которая расступились, согласно преданию, укрыв, спасавшуюся от поругания святую девицу Феклу.
Мне довелось побывать там в феврале 2013 года в составе делегации Фонда Апостола Павла, встречаться с настоятельницей - доброй, открытой, но и строгой - матушкой Пелагеей (Сайяф), участвовать в богослужениях. Поэтому тревожные новости о событиях вокруг монастыря, всегда отдаются болью в сердце.
Территория, где расположен монастырь - окрестности горы Каламун - сегодня место ожесточенных боев. Когда мы были в монастыре, ситуация была относительно спокойной, хотя постоянно «работала» артиллерия, и мы слышали разрывы снарядов. А когда мы возвращались в Маалюлю из старинного (4-го века) храма в честь святых Сергия и Вакха (сейчас этот, принадлежавший униатам, древний храм, как сообщают, уничтожен бандитами), то нас просили быстро пройти по дороге, поскольку была опасность попасть под огонь снайпера. Впрочем, некоторые мои спутники, не вняв предупреждению, напротив, начали фотографировать живописные места, мирно пасшихся коз, и шли мы медленно. Но Бог миловал.
Позднее пришло сообщение, что жители этого района - а его населяют в основном христиане - обратились к России с просьбой о предоставлении гражданства. Видимо, за это им прежде мстили и сегодня мстят бандиты…
Когда мы были в монастыре святой Феклы, матушка Пелагея рассказывала, что за все время войны против Сирии была только одна попытка захватить Маалюлю, однако нападение бандитов отбили ополченцы. Но в конце августа война докатилась и до Маалюли. Боевики захватили на несколько дней город. Об этом сообщали сирийские и российские СМИ, а известный тележурналист Аркадий Мамонтов на месте боев даже снимал сюжет. Поначалу, нам сообщили, что матушка с монахинями и детьми из приюта при монастыре укрылись в тайных пещерах, а боевики не смогли попасть внутрь монастыря. Однако потом стало известно, что боевики все-таки проникли и в монастырь. В сети было выложено видео их разговора с матушкой Пелагеей, в ходе которого они, видимо, угрожали игуменье. Но войскам удалось тогда выбить боевиков из города и освободить монастырь.
И вот новое сообщение о нападении на монастырь в конце ноября. И опять противоречивые сведения. Сначала сообщили о похищении настоятельницы монастыря с сестрами и детьми приюта, потом о захвате только монахинь. Потом мне сообщили, что в районе горы Каламун просто идет войсковая операция, поэтому нет связи, а монахини в безопасности. Теперь же официальные источники из Антиохийской Патриархии все-таки подтверждают информацию о захвате в заложницы игуменьи Пелагии с несколькими монахинями.
На этих фотографиях, сделанных в феврале 2013 года мною и членом нашей делегации Сергеем Гончаровым, Маалюля, монастырь Святой Феклы, матушка и монахини обители.
У входа в монастырь святой Феклы с Артемом Польговым и нашим другом и переводчиком доктором Даудом, который долгое время жил в России.
Нас встречает настоятельница монастыря игуменья Пелагея (Сайяф).
А на этом фото я рядом с матушкой Пелагеей, которая как-то уважительно ко мне отнеслась сразу из-за моего большого роста и объема. В одной из келий монастыря.Памятник Спасителю русского скульптора Александра Рукавишникова, установленный попечением Фонда Апостола Павла. А на дальнем плане пещера Святой Феклы, где покоятся мощи святой.Капли, падающие с потолка пещеры, верующие называют «слезы Феклы». Порой приходится стоять несколько минут, чтобы хоть одна капля попала в ладони. Здесь мы стоим с Валентиной Алексеевной Ланцевой и Татьяной Ивановной Куликовой.Там, за этим окошком мощи святой угодницы Божией равноапостольной Феклы. Мы в той пещерке, где скрывалась святая подвижница, а потом принимала больных и исцеляла их.Литургия в монастырском храме. По благословению отца Матфея и игуменьи Пелагеии мы с Артемом Польговым поем (как умеем) на клиросе вместе с доктором Даудом и монахинями обители.С доктором Даудом и архитектором Сергеем Гончаровым у входа в проход в скале, через который спаслась святая Фекла от преследователей, о чем напоминает статуя святой. В мирное время по расселине верующие проходили крестным ходом.В том самом старинном храме, аж IV века, храме святых воинов Сергия и Вакха, который сегодня, как сообщают СМИ, превращен в руины исламистскими варварами.Ночь в Маалюле. Кресты над куполами храмов монастыря святой Феклы. А в небе полумесяц. Мирно сосуществуют.Удивительное получилось фото. Это не снежинки, а какие-то блики света. Был сильный ветер.Дорогие отцы, братья и сестры! Давайте не забывать наших братьев и сестер из страждущей Сирии. Им нужна наша помощь. Прошу сугубо помолиться о плененных игуменье Пелагее и сестрах обители Святой Феклы.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/11/bol_nasha_maalyulya/