Альберт НарышкинКоррупция и терроризм угрожают безопасности РоссииОдной из главных тем уходящей недели стали угрозы и проблемы национального масштаба, угрожающие российскому государству. В начале недели прозвучал доклад генпрокурора Юрия Чайки перед Советом Федерации, а через несколько дней открылась Московская международная конференция по безопасности с участием первых лиц государства, представителей силового блока: секретаря Совбеза Николая Патрушева, министра обороны Сергея Шойгу, главного дипломата страны Сергея Лаврова, главы ФСБ Александра Бортникова и других.
Две темы шли красной нитью в обоих событиях. Первая – это терроризм, экстремизм и угрозы государственному строю, попытки незаконного захвата власти и организации массовых беспорядков, причём не только со стороны привычной всем оппозиции, но и со стороны праворадикальных экстремистов и террористов различных исламистских течений. Вторая – коррупция и экономические преступления.
Попытки незаконного захвата властиБольшой резонанс в СМИ вызвала цитата из доклада Юрия Чайка, где он заявил о пресечённой попытке сторонников
«Правого сектора» совершить госпереворот в России. На первый взгляд странная, она вызвала недоумение и сарказм журналистов. Однако в полной формулировке все звучит понятно и реалистично:
Заблокирован доступ к страницам в социальной сети «ВКонтакте», посредством которых сторонники украинской националистической группировки «Правый сектор» предпринимали попытки организации массовых беспорядков и несанкционированных публичных акций с целью совершения государственного переворота в Российской Федерации.
Юрий Яковлевич ЧайкаТо есть речь идет о первичной подготовке по сценарию Майдана, когда сначала создаются и раскручиваются ресурсы в социальных сетях, с помощью которых затем в нужный момент провоцируют массовые беспорядки и прочие силовые действия, как, например, захват госучреждений, что мы уже видели в Киеве. К счастью, в России власть не столь безвольна и слаба, как была на Украине в 2013 году, но это не значит, что подобные угрозы можно позволить себе игнорировать и оставлять без ответа. «Правосеки» не обязательно должны вести бандеровскую пропаганду среди россиян - они вполне могут искать радикальные группы молодежи разной идеологической направленности.
К примеру, так называемый
«Комитет 25 января», вобравший в себя целый спектр праворадикальных сил и одиозных личностей вроде Стрелкова, с радостью принял в свои ряды националистов и экстремистов, таких как члены запрещённой недавно
ЭПО «Русские» (организацию запретили, но люди-то никуда не делись; да и запрещают их уже не в первый раз), клуб читателей
«Спутник и погром» и тому подобную публику.
Во время Майдана эти «русские националисты» радостно братались с украинскими националистами, включая тот самый запрещённый в России «Правый сектор». Да и сейчас контактов не прервали.Чтобы они ни говорили, какими красивыми словами ни прикрывались, эти организации представляют собой радикальную оппозицию, за которой тянется вереница уголовных преступлений. Поэтому бдительность в отношении как деятельности «Правого сектора», так и в отношении прочих организаций в деле подготовки массовых беспорядков и незаконных акций никак нельзя считать пустой тратой сил, иначе мы рискуем повторить украинский сценарий.
Терроризм и экстремизмНа 1/3 выросло число преступлений в сфере терроризма. Анализируя структуру роста этих преступлений, Чайка отмечает, что значительная доля приходится на раскрытые органами безопасности и правопорядка случаи вербовки и подготовки будущих террористов, а также распространения запрещённой литературы и деятельность в сети интернет:
На динамику роста террористических преступлений в 2015 году повлияло также увеличение (с 76 до 245) числа зарегистрированных преступлений по статьям 205.3 (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности), 205.4 (организация террористического сообщества и участие в нем) и 205.5 (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации) УК РФ.
Юрий Яковлевич ЧайкаВажно, что абсолютное большинство попыток террористических преступлений являются раскрытыми или предотвращёнными: аресты вербовщиков, захваты раскрытых бандформирований, предотвращённые теракты и так далее.
Так, по словам директора ФСБ России Александра Бортникова:
На Северном Кавказе из 26 главарей бандгрупп, присягнувших запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ, прежнее название ИГИЛ) нейтрализованы 20. Предотвращено 30 преступлений террористической направленности. Задержано более 770 бандитов и их пособников.
Александр Васильевич БортниковТакже были пресечены многочисленные попытки выезда российских граждан для участия в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке, прежде всего из субъектов Северо-Кавказского, Приволжского и Южного федеральных округов - всего более 100 граждан РФ. Однако при этом сохраняется тенденция к росту количества выезжающих из России в «горячие точки» радикально настроенных лиц, в первую очередь из числа молодежи.
По информации главы ФСБ, на сегодняшней день установлены более 2900 россиян, подозреваемых в причастности к деятельности международных террористических организаций в Сирии и Ираке. Из их числа 198 уничтожены во время боевых действий за границей, 214 вернулись в Россию. Все они взяты под плотный контроль правоохранительных органов – 80 осуждены, 41 арестован.Таким образом, возросшая статистика уголовных дел по преступлениям террористической направленности говорит о том, что спецслужбы адекватно и своевременно реагируют на возросшую угрозу с этой стороны и зачастую обезвреживают преступников до того, как им удастся совершить более тяжкие преступления.
Фактически, генеральный прокурор, директор ФСБ и секретарь Совбеза России признают, что страна в настоящий момент переживает волну террористической активности, которая пока что приходится на подготовительные фазы: вербовка членов террористических ячеек, их организация и координация, создание для них благоприятного информационного поля в сети интернет и за её пределами, налаживание каналов связей с заграничными террористическими командными центрами и первые попытки ведения как агитации в широких слоях населения, так и попыток к подготовкам терактов.
Особенно важно здесь то, что возвращает нас к началу статьи – организация массовых беспорядков и незаконных акций.
Александр Бортников в этой связи специально отметил:
Исламистские экстремисты, используя информационные технологии, пропагандируют террор как единственный метод ведения тотальной войны против неверных, умело играя на росте недоверия граждан к государственным институтам. Главари стремятся мобилизовать широкие массы населения, делая ставку на молодежь.
Александр Васильевич БортниковНационалисты, которые вроде как пропагандируют неприятие к приезжим мусульманам и говорят, что это несёт террористическую угрозу, сами давно используют вместе с террористами одни и те же методы и технологии. Они проводят информационные атаки через социальные сети, а потом, «раскачав» население, переходят к деятельности по незаконному захвату власти. XXI век и развитие информационных технологий объединили в неразличимую массу Дёмушкина, Абу Бакр аль-Багдади и патриотические движения типа «Комитета 25 января»: все они хотят незаконного захвата власти и используют для этого одни и те же методы.
Новой приметой времени является попытка вербовать не просто рядовых сторонников, а военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в разных странах.Об этой новой тенденции рассказал на Московской международной конференции по безопасности секретарь Совбеза России
Николай Патрушев. Экстремисты и террористы, стремящиеся к незаконному захвату власти и свержению демократически, всенародно избранного руководства, пытаются заранее упростить себе задачу, нанося удар по системе внутренней безопасности государства – по его правоохранительным органам и вооружённым силам. Не нужно объяснять, насколько упростится задача террористов и экстремистов, если силовики в момент госпереворота не окажут сопротивления, а то и вовсе перейдут на сторону преступников.
Наиболее громкой историей последнего времени стала измена полковника
Гулмурода Халимова, командира таджикистанского ОМОНа, весной 2015 года перешедшего в ряды «Исламского государства». ДляДАИШ это исторически обусловлено, потому что сама организация и сложилась из многочисленных завербованных офицеров армии Саддама Хусейна.
Много похожих слов звучало на Московской конференции по безопасности и в отношении других государств, с которыми Россия плотно взаимодействует. Возросшая террористическая угроза сложилась и в Европе, которая уже столкнулась с терактами, и в государствах Центральной Азии, и в регионе Закавказья. При этом российской стороной отмечалась контрпродуктивная внешняя политика Запада, который избрал линию конфронтации с Россией, а не сотрудничества, и совершенно несвоевременно прервал все каналы совместной работы по антитеррористическому направлению. Глава ЕС
Жан-Клод Юнкер уже успел отметить, что без России не удастся решить задачу безопасности для Европы. В этом его полностью поддержал в своём выступлении на конференции министр иностранных дел
Сергей Лавров.
А Николай Патрушев, резюмирую политику России в этом вопросе, сказал:
Реализация этой задачи [борьбы с терроризмом] потребует серьезной политической воли, при этом существующие между государствами противоречия и разногласия должны будут отойти на второй план. Череда терактов в Европе и других регионах планеты должны заставить мировое сообщество осознать тезис, который Россия давно пытается донести. А именно – необходимо обеспечить сплочение усилий всех стран мира в борьбе с терроризмом.
Николай Платонович ПатрушевОсобенно подчеркнул важность политического измерения в координации борьбы с терроризмом Сергей Лавров, который снова призвал Запад разделить подход России и не делить террористов на «плохих» и «хороших», полезных и вредных, «умеренных» и «радикальных»:
Недопустимо использовать террористов в качестве инструмента для политических целей.
Лавров Сергей ВикторовичЭкономические преступленияНа первый взгляд, может показаться странным, но в докладе Чайки наряду с угрозой терроризма/экстремизма, большое место уделяется актуальным экономическим проблемам и преступлениям в сфере финансов. Например, рост задержки заработной платы по стране. По данным Росстата, задолженность на 1 января 2016 года составляет 3,572 миллиарда рублей, однако в докладе утверждается, что размер фактической задолженности по зарплате в РФ значительно превышает официальные данные, поскольку во всех регионах органами прокуратуры выявлены организации-респонденты, которые уклонялись от подачи в органы госстатистики соответствующих сведений.
Таким образом, по итогам прошлого года возбуждено более 500 дел в связи с задержкой зарплаты, а всего привлечено к ответственности более 25 тысяч человек:
По постановлению прокурора в административном порядке наказано 26 828 виновных лиц, в том числе судом дисквалифицирован 191 руководитель организаций, органами следствия возбуждено 544 уголовных дела.
Юрий Яковлевич ЧайкаЗдесь есть прямая увязка с угрозой по дестабилизации государства: как и было сказано, сегодня и террористы, и экстремисты, и просто радикальные политические группы разогревают недовольство населения через социальные сети и СМИ в целях дестабилизации политической ситуации и незаконного захвата демократически избранной власти. В таких условиях для государства становится особенно важна задача защиты экономических прав граждан, обеспечения их благосостояния и недопущения злоупотреблений в этой сфере ни среди чиновников, ни среди частных предпринимателей.
Другим примером важности поддержания законного порядка в экономической области можно привести продажу на Украину ракетных двигателей, которые по госзаказу должны были пойти на утилизацию:
Посредством перепродажи через фирмы-однодневки предприятие реализовало двигатели от этих ракет украинской компании «Мотор Сич». При этом часть полученных в качестве оплаты за двигатели от авиаракет денег была присвоена через счета фиктивных фирм-однодневок, обналичена и выведена из легального оборота. Российской Федерации причинен материальный ущерб на сумму не менее 62 млн рублей.
Юрий Яковлевич ЧайкаВопиющий случай, когда высокотехнологичные продукты нашей индустрии чуть было не попали не просто не по назначению, а на иностранный завод, находящийся под санкциями по решению России. Беспрецедентная наглость дельцов лишний раз указывает на то, что хотя экономическая деятельность – это не терроризм и торговля оружием, но ослабление контроля в этой области может привести к самым жестоким последствиям и причинению масштабного ущерба для государства, вплоть до тех нарушений в ходе приватизации 90-х годов, которые нанесли стране урон, сопоставимый с военными потерями.
КоррупцияО размахе коррупции говорят цифры, приведённые в докладе генпрокурора: почти 400 тысяч коррупционных преступлений. При этом только в сфере госзакупок выявлено 130 тысяч случаев нарушения закона, в суды передано 2 111 исков на общую сумму почти 100 миллионов рублей.
Ещё одним из основных направлений Чайка назвал надзор за исполнением бюджетного законодательства, в том числе при расходовании средств, выделенных на целевые программы, закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, поддержку малого и среднего предпринимательства. В рамках проводимой работы успешно реализуется Соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой РФ. На протяжении нескольких последних лет прокурорами ежегодно выявляется более 120 тыс. различных нарушений бюджетного законодательства.
В «Роснано» ФСБ выявила хищения на сумму 227 млн рублей. В отчёте указано: «В связи с уменьшением доступа Российской Федерации к западным технологиям и кредитным ресурсам становится важным стимулирование государством выпуска инновационной продукции, однако этому препятствует широкое распространение коррупционных преступлений в соответствующих отраслях экономики».Помимо этого накануне стало известно, что более половины инвестпроектов госкомпании
«Роснано» оказались неэффективными - при выходе из них компания потеряла 13,1 млрд рублей.
Средний размер взятки в России вырос до 212 тысяч рублей. Также отмечается изменение структуры выявляемой коррупционной преступности:
«Если ранее большую ее часть составляли деяния, предусмотренные статьями 159 (мошенничество) и 160 (присвоение или растрата) УК РФ, как правило, не представляющие сложности в выявлении, то в истекшем году более 42,9 % от общего числа коррупционных преступлений составило взяточничество».Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что первые лица государства видят одинаковую угрозу России как со стороны коррупции и экономических преступлений, так и со стороны террористов и сил, пытающихся сменить власть. Можно предположить, что руководство видит между ними тесную связь. А это значит, что борьба с коррупцией будет вестись так же жестко, как и с терроризмом.
http://politrussia.com/society/problemy-i-ugrozy-614/