Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 23 Августа 2012, 12:23:08 » |
|
Подростковые суициды: от виртуальной жизни к реальной смертиВ 2012 году Россия вышла на первое место в Европе по числу детских и подростковых суицидов. Дети из благополучных семей прыгают с крыш и режут вены из-за низких баллов по ЕГЭ, потерянных карманных денег, выговора от учителя. За последнее время число подростков, добровольно расставшихся с жизнью, увеличилось на 37%. В среднем в стране ежегодно убивают себя около 2800 детей и подростков от 5 до 19 лет; на 100 тысяч детей и подростков приходится 22,5 случаев суицида, что превышает средний мировой показатель в три раза. Причем эти страшные цифры не учитывают число попыток самоубийств. И уж тем более в статистику не попадают те, кому приходят мысли покончить с собой. Хотя суицидальные намерения возникают, по приблизительным данным, примерно у 30–35% лиц в возрасте 12–21 года. По мнению сотрудников отделения суицидологии НИИ психиатрии Минздравсоцразвития РФ, проблема сегодня стоит очень остро. В Москве суициды вышли на первое место среди насильственных смертей, обогнав число жертв автокатастроф и погибших во время Чеченской кампании. Безусловно, каждый случай индивидуален, но, как отмечают сами психиатры, практически всегда в «картине преступления» прослеживается роль Интернета – в том или ином качестве. – Недавно произошел трагический случай с 18-летним юношей. На консультацию его привела бабушка. Парень часто говорил о нежелании жить, страдал депрессией, – рассказывает психиатр-суицидолог, врач высшей категории Валентин Михайлов. – Семья благополучная, никаких проблем или трудностей. Одна загвоздка: молодой человек ушел в виртуальный мир. Мы предлагали обследовать его в стационаре. Но там у него не было бы возможности постоянно сидеть в Интернете – и парень отказался. Через два дня он покончил жизнь самоубийством. Кстати, очень часто именно в Интернете подросток находит подтверждение своим мыслям о бессмысленности жизни. И даже единомышленников, с которыми планировать будущий уход уже не так страшно. – Во-первых, подросток стремится найти «союзников» – разделить с ними ответственность за свой поступок. Почему подростки прыгают с крыш, взявшись за руки? Потому что не так страшно и вроде не ты один принял это решение. Масла в огонь подливают СМИ, которые смакуют подобные трагедии. Подросток находит подтверждение своим мыслям, видит, сколько шумихи вокруг, как все переживают, и решается повторить «подвиг». Это синдром «юного Вертера». А во-вторых, самоубийство всегда рассчитано так, чтобы произвести определенный эффект. А с помощью заявлений о своем самоубийстве в сети этот эффект усиливается, – говорит православный психолог Михаил Хасьминский. Так, на одном из тематических форумов для самоубийц (пока в России подобные Интернет-ресурсы не запрещены) я наткнулась на сообщение молодого человека 16 лет: «Подскажите, как покончить жизнь самоубийством, чтобы о тебе говорила потом вся страна?» Ответов на этот вопрос было более 100. Парню предлагали поджечь себя на Красной площади, спрыгнуть с Останкинской башни; давали другие, подобные этим, предложения издевательского толка. А молодой человек всерьез отбирал понравившиеся варианты и советовался по поводу деталей… Вполне возможно, что ему не хватает общения и внимания, ведь, по статистике, только в 10% суицидальное поведение подростков имеет целью именно свести счеты с жизнью, а в 90% молодые люди стремятся привлечь к себе внимание – но всегда остается вероятность, что свои намерения отчаявшийся подросток осуществит с легкой подачи виртуальных «друзей». Специалисты по интернет-безопасности даже ввели такой термин, как «интернет-дедовщина». Координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев на конференции, посвященной главным причинам суицидов среди подростков, заявил, что 43% звонков по «телефону доверия» связаны с «киберунижением» и подначками со стороны виртуальных собеседников. По сути, форумы и социальные сети – это та же улица, где подростки общаются. Изменилась только форма, а содержание и переживания остались теми же. – На днях мы положили в стационар девушку 15 лет, которая решила покончить жизнь самоубийством из-за того, что ее «бросил» молодой человек, с которым она общалась по Интернету, – рассказывают в отделении суицидологии НИИ психиатрии. – Она ни разу не видела своего возлюбленного в реальности, но, тем не менее, разрыв «отношений» дал такую сильную реакцию. Многим покажется это глупостью, нестоящим поводом для переживаний, а для нее – трагедия. Не решилась на непоправимое девушка только потому, что ей стало жалко маму. А сколько подростков не задумываются об этом или просто пребывают в таком импульсивном состоянии, что сгоряча совершают непоправимое! По словам психиатров, от трагедии может уберечь правильное поведение окружающих. Никаких советов или высказываний с позиции умудренного опытом взрослого, вроде «Да сколько еще таких друзей будет…», допускать нельзя. Реакция на подобные реплики у подростков неадекватно жесткая. В этом случае попытка суицида может быть предпринята из-за протеста или от юношеского максимализма («Значит, моя боль кажется вам ничтожной?!»). Но и записывать в психически ненормальные подростков, склоняющихся к суициду, тоже спешить не надо. – Практика показывает, что не больше 30% подростков, совершающих или пытающихся совершить суицидальные действия, имеют психические патологии. Остальные 70–75% – нормальные ребята, которые просто в какой-то момент не видели выхода из сложившейся ситуации, – отмечают в НИИ психиатрии. – Сегодня невротизацию общества давно пора принимать как данность. И психика у подростков все более неустойчивая. Среди наших пациентов много ребят, кто плохо сдал экзамены, не поступил в университет, кто боится, что не найдет работу или свое место в жизни. Как правило, подобные причины суицидального поведения появляются у ребят с комплексами отличников, которые всеми силами стараются оправдать возложенные на них надежды. Иногда слишком высокие требования родителей вгоняют детей в постоянный стресс, и, как следствие, появляется желание покончить с постоянным давлением. – Сейчас работаем с молодым человеком, которого преследует мысль, что он недостоин жить, потому что приносит своей семье только разочарования. А он – умница, хорошо воспитан, учится в Бауманском университете на факультете робототехники. Стали разбираться, тестировать его – оказалось, что парень по своему складу никакой не технарь, а типичный путешественник, географ-исследователь. Вот и представьте: с одной стороны, желание оправдать чаяния родителей и продолжить династию, с другой – чувство неудовлетворенности и глубокого разочарования своей жизнью. У одного будут силы отстоять личные интересы, а кто-то поступится своими желаниями, но потом эта уступка приведет к неврозу и суицидальным мыслям, – рассказывает психиатр-суицидолог, врач высшей категории Валентин Михайлов. Проблема приобрела такие катастрофические масштабы, что Минздрав даже предложил тестировать школьников на выявление суицидальных наклонностей. Но в том, что такая «разнарядка сверху» будет иметь успех, практикующие психиатры не уверены. – Выявление суицидальных склонностей – момент очень тонкий. Вопросы в «лоб» не подходят: подросток просто «закроется» и будет озвучивать стандартные социально одобряемые ответы. Поэтому своих пациентов мы тестируем по методикам и опросникам, работая с которыми подросток даже не догадывается об истинном смысле теста, – говорит Валентин Михайлов. Между тем, по мнению экспертов, не меньше информации и возможностей влиять на подростков психологи получат, если начнут «играть на поле» современной молодежи – в Интернете. – Сегодня, в связи с огромным значением социальных сетей и Интернета в жизни подростков, мы разрабатываем методики анализа персональных страничек ребят с целью выявления суицидальных склонностей. Таким образом, уже сейчас многие психологи добирают недостающую информацию по своим пациентам в социальных сетях. Музыка, фото, фильмы, высказывания – все это важнейший материал для изучения личности. И вполне может быть, что, наряду с тестами, психотерапевты будут анализировать содержимое виртуальных страниц подростков, – рассуждают сотрудники отделения суицидологии НИИ психиатрии. Однако никакие тесты и профилактические меры не уберегут от суицида, если подросток натыкается на безразличие дома. – Внимание, сочувствие, любовь, снижение уровня притязаний – вот лучшая профилактика подростковых самоубийств. И, конечно, вера, – считает православный психолог Михаил Хасьминский. – Среди истинно верующих людей суицидентов нет. Цели и ценности у верующих другие. Из-за увольнения или проваленного экзамена верующий человек не пойдет на этот страшный грех. Ведь у кого есть вера, у того есть надежда и уверенность, что на все воля Божия. Екатерина Люльчакhttp://www.pravoslavie.ru/jurnal/55623.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 23 Августа 2012, 12:31:55 » |
|
«Главное – знать, что выход есть!»Беседа с психиатром Ольгой ЩелоковойСамоубийства подростков стали для СМИ очередной «горячей» темой, вокруг которой поднимается нездоровый ажиотаж, всякий раз провоцирующий новую волну суицидов. О том, действительно ли эта проблема стоит сейчас особенно остро или просто раздувается в СМИ, и о том, как помочь детям и подросткам не попасть под влияние очередной волны, вызванной этими сообщениями, рассказывает врач-психиатр, специалист по патологии юношеского возраста, преподаватель кафедры душепопечения Православного гуманитарного института «Со-действие» Ольга Щелокова.– Ольга Андреевна, сейчас в СМИ создается нездоровый ажиотаж вокруг периодически возникающих случаев самоубийства подростков. Действительно ли эта проблема возросла?– Суицид у подростков – это не экзотическое явление; суицидальные мысли свойственны подростковому и юношескому возрасту. Соответственно, волна публикаций в прессе скорее связана с другими причинами, нежели с тем, что эта проблема встала сейчас как-то особенно остро. В принципе возникновение суицидальных мыслей у подростков закономерно. Самоубийства случались всегда, в любые времена, периодически возникают и всплески подростковой суицидальной активности, которые носят эпидемический характер. Самоубийства каких-то значимых фигур молодежной культуры, вроде Курта Кобейна, ведут к целой серии подражательных суицидов. В свое время были волны самоубийств после публикации повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, романа «Страдания юного Вертера» И.-В. Гете и т.д. Этот феномен существует, потому что подростковая культура по своей сути подражательна. Естественная реакция подросткового возраста – это реакция группирования со сверстниками и подражания друг другу. Подростки осознают себя в противопоставлении миру взрослых, ищут какие-то новые авторитеты, новых кумиров. В рамках существующей культуры формируется подростковая субкультура, и мнение этой среды становится для подростка более важным, чем то, что было усвоено от родителей. При этом навык решения кризисных ситуаций у подростка еще не развит, а возрастной период, который он переживает, сам по себе очень напряженный. Подростковый возраст вообще самый сложный в жизни человека: идет глобальная перестройка всего организма – биологическая, психологическая; идет процесс взросления: мальчик и девочка превращаются в мужчину и женщину – а ведь все это очень сложные процессы. К тому же на этот период приходится еще и социальная нагрузка: подростковый кризис часто совпадает с возрастом окончания школы и перехода к другой системе обучения и т.д. Все это предъявляет очень большие требования к выносливости человека, в том числе и стрессоустойчивости. Надо сказать, что введение ЕГЭ, хотя его можно ругать по многим параметрам, несколько ослабило напряжение последнего года школы, когда дети готовились одновременно к поступлению в вуз и сдавали школьные выпускные экзамены. – Есть ли некоторая психическая предрасположенность к суициду? Любой ли человек может совершить суицид?– Суицид всегда совершается в ситуации схождения нескольких факторов. Среди врачей довольно распространено мнение, что суицид – это всегда следствие психической патологии, но с этим нельзя однозначно согласиться. Конечно, люди, страдающие психическими заболеваниями, совершают суицид достоверно чаще. В части случаев суицидальных попыток у выживших людей выявляют какую-то латентную психическую патологию, но, к сожалению, суициды совершают и психически здоровые люди. Суицид совершается в ситуации, которая является для человека субъективно тяжелой и переживается как непереносимая. Когда одномоментно сочетаются неблагоприятные макросоциальные факторы, такие как ситуация в стране, в обществе в целом, микросоциальный конфликт – в семье, в опорной группе, на которую ориентируется человек, и определенная предрасположенность, уязвимость личности. Когда эти факторы сходятся, это приводит к суициду. Есть факторы, предрасполагающие к самоубийству. Когда стрессы и негативные события одни за другими падают на точку наименьшей сопротивляемости, наибольшей уязвимости для данного типа личности, для конкретного человека, возникает суицидальная предиспозиция – потенциальная готовность к такой реакции. Дальше вступают в игру те факторы защиты, которые есть у человека. Защитные факторы – это, например, поддержка семьи, ближайшего окружения, или исполнение родительских обязанностей, или мировоззрение и другие. Одним словом, важно не само событие, а тот отклик в душе и те эмоции, которые оно вызывает у этого человека. Зарубежные авторы говорят о трех «Н» и трех «Б». Три «Н» – это ощущение нестерпимости, нескончаемости и непереносимости того состояния, в котором пребывает человек: он считает, что он не может, не в состоянии, не способен его пережить, и это мучение никогда не закончится. И три «Б» – это безнадежность, бессилие и беспомощность – ощущение того, что помощи ждать неоткуда, ситуация бесперспективна, а своих сил справиться с ней нет. На какое конкретное событие или ситуацию человек даст такую реакцию – это достаточно индивидуально. В принципе любой человек, попав в непереносимую для него жизненную ситуацию, может отреагировать подобным образом. Нет ничего такого, что бы абсолютно гарантировало, что человек не совершит самоубийство ни при каких обстоятельствах. И нет таких ситуаций, которые вызывают суицид у всех. Одним словом, нет людей, которые на 100 процентов готовы к суициду, и нет таких людей, которые на 100 процентов от него защищены. – Есть ли определенный склад мышления у людей, совершающих самоубийства?– Суицидент склонен к представлениям о том, что «дальше будет только хуже»; он исключает возможность благоприятного развития событий – вследствие депрессии, личной оценки сложившихся обстоятельств или специфического склада мышления. Вообще способ мышления, так называемый когнитивный стиль, у людей, склонных к суициду, отличает категоричность, бескомпромиссное деление на «черное» и «белое»; склонность к сверхобобщениям: в их речи можно заметить частое употребление таких слов, как «всегда», «никогда»; отсутствие гибкости мышления, возможности найти другой выход, придумать его, вообще представить себе, что из сложившейся ситуации может быть какой-то еще выход, кроме привычного или желательного (но невыполнимого). Суициденту часто присуще сочетание таких черт, как импульсивность, взрывчатость, он сложно переносит отказ в немедленном удовлетворении своих желаний; или, напротив, замкнутость, склонность уходить от ситуации, высокая тревожность, неуверенность в себе, ранимость. Нередко у людей, предрасположенных к суициду, отмечается неустойчивость самооценки. Человек попадает в ловушку: он предъявляет заведомо завышенные требования к себе – всегда и во всем быть на высоте, но эти требования не выдерживают столкновения с реальностью. Человек видит, что он не способен им соответствовать, делает категорический вывод о своей неполноценности, несостоятельности и страдает от этого. В таком случае бывает очень важно смириться со своей неидеальностью, «снизить планку» требований к себе. Классический пример: идеальный ученик, «круглый отличник» сталкивается с потенциальной угрозой несостоятельности. Он еще только предполагает, что он может получить не ту оценку за экзамен или контрольную, но для него, для его идеальной модели себя даже потенциальная возможность такого «падения» оказывается настолько непереносимой, что приводит к мыслям о суициде. – Влияют ли на статистику суицидов изменения, происходящие в общественной жизни?– В целом влияют. Интегрированное общество, где каждый ощущает себя необходимой частью единого целого – общины, группы, в котором есть четкое представление о добре и зле, бесспорные ценности и общие святыни, предохраняет своих членов от суицида. Напротив, в обществе, разорванном на единичные «атомы» людей, не имеющих и не чувствующих общественной поддержки, с релятивистскими, относительными ценностями, уровень суицидов выше. Подростковый, юношеский возраст – это время мировоззренческого поиска, проверки ценностей, усвоенных от родителей: подходят они мне или не подходят, устоят они перед критической оценкой или нет? То есть некоторая растерянность, пересмотр мировоззренческих установок в подростковом возрасте должны присутствовать. Правда, сейчас в целом можно заметить «перекос» культуры в сторону инфантильности и подростковости, и этот период «переоценки» из временного в жизни человека становится нормативным. Люди стараются оставаться подростками всегда. Конечно, нельзя сказать, что это является конкретной причиной суицида, все-таки для появления мыслей о самоубийстве человек должен чувствовать себя «загнанным в тупик» и не видеть из него другого выхода, но эти особенности нашего общества создают фон. Свойство подросткового возраста – эмоциональная, аффективная неустойчивость. Настроение у подростков действительно легко меняется, в том числе из-за физиологических особенностей. При этом сила эмоций, напряженность аффекта у подростков велика. Их часто кидает из крайности в крайность; юношескому и подростковому возрасту и в норме свойственен максимализм – или «все отлично!», или «все плохо...»; категоричность оценок, однозначность суждений; нет различения полутонов, умения находить компромиссы, с чем-то смириться; нет опыта выхода из кризисной ситуации, переживания психической травмы. Она случается впервые и достигает такой (субъективно!) силы и тяжести, что представляется непереносимой. Подросток просто не представляет себе, как он сможет ее пережить. К примеру, для взрослого разрыв значимых для него, близких, теплых отношений воспринимается тоже тяжело, но проходит на фоне уже имеющегося опыта расставаний: взрослый человек знает и понимает, что такое случается, отношения заканчиваются, но жизнь продолжается, находятся новые друзья, новые возлюбленные. А для подростка это случается в первый раз. Подростковому возрасту также свойственен высокий уровень агрессии. Агрессия может быть направлена вовне – на других людей – или внутрь – на себя. Безудержно-агрессивный подросток, привыкший изливать агрессию вовне, не найдя для нее выхода в ситуации злости или обиды, может направить агрессию на себя – это тип агрессивного импульсивного суицида или самоповреждений. Так, например, узнав о разрыве отношений с девушкой из ее телефонного звонка, юноша, лишенный возможности непосредственно выразить ей свой гнев и обиду, разбивает бутылку, которую держит в руке, и наносит себе глубокие самопорезы. И наоборот, тихий, робкий, чувствительный подросток, у которого блокировано выражение агрессии вовне и все его агрессивные импульсы всегда направлены на самого себя, совершает суицидальную попытку, как бы наказывая самого себя. – Внутрисемейные проблемы влияют на проблему роста самоубийств подростков?– Семья – это мощный фактор, который влияет на суицидальное поведение в том или ином направлении. Крепкая, гармоничная, дружная семья предохраняет от суицида. Дисгармоничная семья – фактор суицидального риска. Принято считать, что если у ребенка полная семья, если семья социально адаптирована, то есть родители не пьющие, не наркоманы и т.д., то никаких проблем у него нет. Но такая семья не всегда действительно благополучная семья. В семье все может сводиться только к заботе о теле: ребенок накормлен, одет, на занятиях, и больше никого ничего не интересует. Неполная семья – это, конечно, фактор риска, но родители могут формально оставаться и вместе, но при этом лишь сосуществовать рядом; придя домой, разбегаться по своим «виртуальным норкам»: компьютер, телевизор, любой другой вид социально приемлемых «наркотиков». Во многих формально благополучных семьях вообще не принято разговаривать друг с другом; люди живут на одной территории, но их объединяет только общая хозяйственная деятельность. При этом в семье царит эмоциональная холодность, атмосфера отвержения, игнорирования потребностей друг друга. Есть семьи с другими искажениями. Например, внешне благополучные авторитарные семьи, где все роли и обязанности прописаны раз и навсегда и не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах. В таких семьях могут практиковаться жестокие, унизительные наказания, эмоциональное (и не только) насилие, пренебрежение друг к другу. А родители, злоупотребляющие, к примеру, алкоголем, могут быть по-своему небезразличны к детям (так, например, отец-алкоголик, протрезвев, вдруг может озаботиться успеваемостью ребенка и выпороть за плохую оценку, а безразличная и холодная в трезвом виде мать в состоянии опьянения ласкает детей и со слезами просит у них прощения…), но их неравномерное, часто противоречивое отношение не назовешь гармоничным и оздоравливающим. Дисгармоничное воспитание является просуицидальным фактором и формирует уязвимый к суициду тип личности. Например, демонстративные суициды чаще совершают в тех семьях, где отношение к ребенку неравномерное: проявления эмоциональной холодности, отгороженности, отторжения сменяются демонстративными проявлениями любви и заботы. Демонстративные суицидальные попытки достаточно часто повторяются. Ведь после совершения попытки самоубийства подросток получает порцию заботы и внимания со стороны родителей, но зачастую не учится другим, альтернативным способам решать свои проблемы, в том числе тому, как по-другому можно добиться внимания и поддержки. И когда внимание к нему утихает, подросток просто идет по накатанному пути – повторяет суицидальную попытку. При этом даже после суицидальной попытки далеко не все родители обращаются к специалистам, поскольку стесняются «вынести сор из избы», опасаются, что ребенок получит клеймо «психа». Люди боятся обращаться даже к психологу, потому что у нас в обществе бытует мнение, что к ним ходят только «слабовольные, ненормальные», а «мы-то справимся своими силами; это была просто случайность; у нас-то все хорошо!» Что можно сделать для своего ребенка в такой ситуации? Прежде всего, хотя бы не стесняться обращаться за помощью. Главное – помнить, что выход есть. Обычно ситуации, приводящие к суициду детей и подростков, типичны. У школьников в доподростковом возрасте это, в основном, школьные конфликты и конфликты в семье. В подростковом возрасте это конфликты, связанные с любовными отношениями и, опять же, конфликты в семье. Соответственно, существуют модели, схемы решения этих проблем. Существуют экстренные службы, телефоны доверия. Вообще знание о том, что есть возможность обратиться за помощью и быть услышанным, – это очень хороший профилактический фактор. («Телефоны доверия» Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи по субъектам федерации: http://www.psiholog2000.ru/9.1.html.) (Окончание следует)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106505
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #2 : 23 Августа 2012, 12:33:29 » |
|
(Окончание)В Москве, например, есть прекрасная суицилогическая служба на базе городской больницы № 20, так называемый кризисный центр, оказывающий консультативную помощь. Есть специализированный подростковый центр при психиатрической больнице № 15, куда можно обращаться до 18 лет, – там занимаются проблемами именно этого возраста. В некоторых случаях показано медикаментозное лечение даже психически здоровым людям, попавшим в непереносимую ситуацию, действующее как временное «обезболивание». Кстати, недавно на заседании Московского общества психиатров я узнала, что уже в июле должна быть возрождена Московская суицидологическая служба: кабинеты суицидологов на базе поликлиник в каждом округе, кризисные стационары и т.п. В общем, в большом городе есть множество служб, в которые можно обратиться. И в малых городах есть психологи и психиатры, подростковые кабинеты при диспансерах. Если есть какие-то проблемы, надо искать подходящего специалиста: психиатра, психотерапевта, психолога. Пассивный стиль поведения – когда человек сидит, ничего не предпринимая, в ожидании того, что кто-то придет и решит все его проблемы, и при этом даже не обращается за помощью – ребенок также усваивает от родителей. И получается, что единственный способ просигнализировать о том, что нужна помощь, – это суицидальная попытка. Тема суицида и само слово «суицид» настолько пугающи, что многие люди боятся заговаривать об этом, в том числе со своими детьми, с родственниками, потому что считают, что только упоминание этого слова подтолкнет человека на совершение ужасного поступка. Но на самом деле, напротив, если об этом заговорить, то человек почувствует себя услышанным, понятым и уже получит облегчение. Не надо прятаться от проблем, делая вид, что их нет. Разговор поможет хотя бы оценить, что происходит на самом деле; возможно, человек ищет повод выговориться. Важна не ваша оценка проблемы (а проблема со стороны может показаться совершенно незначительной!), а то, как сам подросток ее воспринимает, как к ней относится. В детстве, в подростковом возрасте многие события воспринимаются излишне драматично. Ребенок может считать, что о некоторых вещах родителям лучше не говорить, потому что они не смогут это вынести, для них это будет слишком тяжело услышать, это их убьет, – особенно в случае сексуального насилия, домогательств (при которых жертвы особенно склонны винить самих себя). – На что надо обратить внимание в процессе воспитания ребенка?– Прежде всего, надо стараться создавать атмосферу доверия в семье, общаться, разговаривать с ребенком, говорить с ним и о своих, и о его переживаниях. Во время таких доверительных разговоров ни в коем случае нельзя обвинять ребенка и говорить ему, что он сам виноват в той ситуации, какая у него сложилась. Родители должны демонстрировать свою способность и готовность решать проблемы, а не прятаться от них и делать вид, что их вообще не существует. Иногда родители неосознанно дают своим детям посыл «лучше не говори мне ни о чем плохом; мне проще этого не знать». Как проблемы ни маскируй, они все равно останутся, и их придется решать. Когда ребенок поймет, что мама или папа выдержат, что с ними можно поделиться любой проблемой, он не будет бояться их расстроить своими признаниями. Семья должна быть местом, где можно показать свою слабость и рассказать о своих проблемах. Но для этого родителям надо элементарно давать себе труд послушать ребенка и ему что-то рассказать. Это не значит, что надо посадить его перед собой и устроить допрос: «Так, отвечай, что у тебя в школе? Что у тебя с друзьями? Что ты сегодня ел? Не хочешь ли ты свести счеты с жизнью?» Надо спросить ребенка о его настроении, почему он, к примеру, выглядит грустным. Можно вначале рассказать ему о своих переживаниях и событиях за день. Родители должны сами говорить ребенку о своих чувствах, о каких-то ситуациях, рассказывать о том, как они сами находили выход из разных ситуаций. Это покажет ребенку, что о своих чувствах и переживаниях можно говорить и что нет ничего такого, о чем он не может рассказать родителям. Это и есть доверительные отношения в семье. Если же на каждую речь ребенка родители будут реагировать так: «А чего ты хотел?! Ты сам себя так ведешь! Решай свои проблемы сам и не лезь к нам», – то никакого общения не получится. – Воспитание в духе христианских ценностей может ли в какой-то степени оградить человека от совершения самоубийства?– Глубокая вера – мощный фактор защиты от суицидальных тенденций вообще. Как и усвоение в детстве понятий, что есть греховные поступки, что самоубийство – это грех. Все это в целом, конечно, влияет позитивно. Но, опять же, есть нюансы… Например, поверхностная, формальная религиозность, когда родители прививают ребенку внешнее следование нормам христианской жизни и поведения, а сами при этом такую жизнь не ведут. Или жесткие, авторитарные семьи, с эмоциональным отвержением, когда от детей требуется только формальное соблюдение дисциплины и показная религиозность. При этом родители не пытаются ребенка заинтересовать, просвещать, показывать ему образец христианского поведения в различных жизненных ситуациях. Ведь учат не словами, а личным примером. Поэтому воспитание в гармоничной семье, да еще с устойчивыми христианскими ценностями – это замечательная основа, которая будет поддерживать человека всю его жизнь. Но только, увы, таких семей не так много. К сожалению, очень много дисгармоничных православных семей. Это и семьи, которые сконцентрированы на формальном исполнении обрядов, и семьи, где родители находятся в конфликте из-за различия взглядов на воспитание, в том числе на то, надо ли их ребенку участвовать в жизни Церкви. Другие родители настолько увлечены собственной религиозной жизнью, что дети растут как сорная трава, на них никто не обращает внимания. И таких примеров, к сожалению, множество. – Какова статистика суицидов? Наблюдается ли рост их числа?– Да, некоторый рост наблюдается, но он не критический, это не всплеск. С 1960–1970-х годов идет стабильное постепенное повышение со своими спадами и подъемами. Перелома в тенденции и снижения статистики пока нет. В 2011 году уровень самоубийств в России составил 27,3 человек на 100 тыс. населения. При этом надо учитывать, что суицидальная статистика достаточно завуалирована: что-то списывается на несчастные случаи. В статистику попадают только случаи, которые невозможно расценить иначе, как самоубийство. В юношеском возрасте на 100 суицидальных попыток может быть 8 завершенных самоубийств, а эти суицидальные попытки ни в какую статистику не попадут. Чем дальше мы удаляемся вглубь времен или от центра европейской цивилизации, тем гуще все покрыто мраком. Великолепная статистика мусульманских стран во многом такова из-за отсутствия регистрации случаев самоубийств. В 1990-х годах, особенно в 1993, 1994 годах, был всплеск: уровень суицидальности почти вдвое превышал так называемый безопасный порог. В 2000-х годах этот уровень, напротив, сильно снизился: у людей появилась надежда. По критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), относительное благополучие – это не более 20 суицидов на 100 тыс. населения. Повышение этого уровня – показатель глобального неблагополучия общества. Причем есть регионы со стабильно высоким уровнем суицидальности. Например, социально благополучные скандинавские страны входят в первую категорию стран с высокими суицидальными показателями. Или, например, Венгрия, которая демонстрирует хорошие экономические показатели по сравнению с окружающими ее странами бывшего соцлагеря. Среди республик бывшего СССР сейчас неблагополучна Белоруссия, отличающаяся очень высоким уровнем суицида, хотя она относительно экономически стабильна, и страны Прибалтики, которые накрыл экономический кризис. Общее ощущение бесперспективности или наличия перспективы очень важно для человека. – Влияет ли наследственность на возможность совершения суицида?– До сих пор ведутся некоторые дискуссии, есть ли «ген суицида», то есть истинно суицидальная наследственность, но воспроизведение суицидального поведения в череде поколений совершенно точно есть, потому что наличие родственников, особенно близких, совершивших суицид, намного повышает риск суицида у остальных членов семьи. То же самое касается и близких людей, друзей. Если происходит самоубийство, это сразу оказывает влияние на всех, кто был с погибшим человеком в достаточно крепкой социальной связи, и повышает предрасположенность этих людей к суициду. Потому что человек впускает в свое сознание, что суицид – это возможный выход. Если самоубийство совершил один из родителей, то существует потенциальная готовность к суициду у детей. Это фактор опасности, который надо учитывать. На вопрос, можно ли помочь предотвратить суицид человеку, находящемуся вне семейного круга, где это произошло, ответ однозначный: да, это возможно. Есть замечательная книга, ориентированная на подростков: Е.М. Вроно. «Предотвращение самоубийства подростков» – о том, как помочь другу в такой ситуации. – Могут ли родители повлиять на подростка, переломить ситуацию?– Родители влияют на человека если не всю жизнь, то достаточно долго. Взросление у нас сейчас по срокам отставлено. Что касается подросткового возраста, то тут родители еще могут вовремя спохватиться и что-то сделать. Итоговое решение о суициде и ответственность за это решение человек всегда принимает сам, но окружающие – не просто статичные фигуры, которые создают фон. Они – тоже участники этого процесса. Поэтому повлиять на это решение в той или иной степени окружающие люди могут. Люди существуют в социуме. Одиночество, кстати, еще один из факторов, располагающих к самоубийству. Включенность в социальную группу, например в приход, – это фактор, который отодвигает это решение, потому что человеку хотя бы потенциально есть на кого опереться. Тем более если на приходе есть человек, с которым можно поговорить, – в идеале это батюшка, с которым у человека сложились доверительные отношения. Но в любом случае, хорошо, когда есть человек, с которым можно поговорить о своих бедах и который достаточно бережно и внимательно отнесется к этому разговору, проявит сочувствие и не обесценит проблему, подскажет выход, – это всегда мощный фактор поддержки. Если уместно говорить с человеком о вере и Церкви, то можно посоветовать обратиться за помощью в Церковь. Существует спектр суицидального поведения: от размышлений о нежелании жить, суицидальных намерений – когда человек в уме перебирает способы суицида, – планирования суицида и до собственно суицидальной попытки. Но на этом пути человек всегда подает какие-то сигналы. Меняется поведение, он может об этом заговаривать. Есть такой миф, что те, кто говорит о суициде, его не совершают. Это неправда: люди, которые совершают суицидальные попытки и завершенные суициды, чаще всего дают об этом знать, потому что зачастую смысл суицида – это призыв, он обращен к кому-то. Это еще и способ коммуникации, и к кому этот призыв обращен на самом деле, тоже часто неясно. Вообще совершить суицидальную попытку достаточно тяжело. Нанести себе самоповреждение – это достаточно серьезное действие против инстинкта самосохранения. Поэтому нельзя уверенно сказать, что, совершив суицидальную попытку, человек решил именно умереть. Попытка самоубийства – это отчасти призыв о помощи; более того, в 90 процентов случаев это так и есть: человек хочет, чтобы на него обратили внимание. Проблема именно подросткового возраста – сложность обратиться за помощью. Подросток пытается опираться только на собственные силы, ему очень сложно попросить о помощи окружающих, тем более взрослых. Желательно, чтобы родители были теми людьми, которым ребенок доверяет и к которым может обратиться за помощью. Родителям надо быть внимательнее, если у подростков регулярно стали появляться мелкие бытовые травмы, рисковое поведение – когда человек ищет неприятности. Подросток может уходить гулять по ночам в неблагоприятный район или перебегать дорогу перед едущим транспортом – этакая игра с судьбой. В Америке, где, кстати, «права» дают с 14 лет, родился термин «автоцид» – суицид с помощью транспортного средства. Изрядную долю автомобильных аварий можно отнести к автоциду. Повышенная рискованность вождения, демонстративное пренебрежение безопасностью тоже входят в спектр суицидального поведения. Нужно также учитывать, что подростковый возраст – это время дебюта многих психических заболеваний, и если у родителей есть какое-то беспокойство и подозрения, лучше перестраховаться и проконсультировать подростка у психиатра, чтобы понять, что это – нормальное течение подросткового возраста или начальный этап заболевания. Должно насторожить любое резкое изменение поведения: жизнерадостный, общительный ребенок вдруг стал замкнутым, угрюмым, раздражительным, или наоборот; какие-то странные, нелепые высказывания, резкое сужение или изменение круга интересов (то, что раньше было интересно и важно, перестает таковым быть; вдруг появляется интерес к тому, к чему раньше подросток не испытывал никаких склонностей). В норме интересы меняются постепенно, тогда, когда к этому есть какие-то предпосылки и т.п. Высказывания о смерти, интерес к теме смерти – на все это лучше обращать внимание. Родителям надо читать книги по воспитанию, интересоваться детской психологией, больше общаться с ребенком. (Можно порекомендовать еще одну книгу Е.М. Вроно, адресованную родителям: «Поймите своего ребенка». Классические труды – книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком: как?» и «Продолжаем общаться с ребенком». Недавно мне попалась в принципе неплохая (хотя местами неровная) книга Т. Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным». Заинтересованный читатель точно найдет, что почитать по теме! Что касается более «профессиональной» литературы из области психиатрии, то я бы посоветовала книгу А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков».) Многие легкомысленно относятся к своим родительским обязанностям или сводят их к тому, чтобы накормить, одеть, дать образование. Вроде не кричит чадо, не буйствует, в милицию не попадает – и слава Богу. А к ребенку, прежде всего, надо проявлять интерес. Часто важнее посидеть вместе, посмотреть фильм и обсудить его, чем в постоянной суете бегать на несколько кружков, потому что тогда происходит не формальное обслуживание нужд, а общение. Потом, когда ребенок подрастет, для него становятся более важными друзья, подростковые группы. Это определенный жизненный этап, и его тоже надо пережить. Но потребность в общении, теплых доверительных отношениях с родителями у ребенка и подростка остается всегда. Самое важное: для родителей – обращать внимание на ребенка, на его состояние, знать, что происходит в его жизни; для педагогов, психологов – создавать для ребенка возможность обратиться за помощью. А в кризисных ситуациях надо помнить, что есть специалисты, к которым можно и нужно обращаться, и места, где вам всегда окажут помощь. С Ольгой Щелоковой беседовала Ольга СтепановаКризисный центр при КБ № 20: (495) 471-11-38.
Отделение суицидологии Московского НИИ психиатрии: (495) 963-75-72.
Телефон доверия экстренной психологической помощи: (495) 575-87-70.
Телефон экстренной медико-психологической помощи в кризисных ситуациях: (499) 791-20-50. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/52408.htm
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Anna
|
|
« Ответ #3 : 23 Августа 2012, 19:17:54 » |
|
В одном дворе видела на доме стрелочки нарисованы ,ведут к пожарной лестнице на крышу.Стрелочки вверх и надпись : " путь к свободе". И никто не стирает .И даже не обращают внимания. Полное безразличие к друг-другу.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Виктоp
Постоялец
Сообщений: 191
Православие
|
|
« Ответ #4 : 02 Июня 2016, 15:42:13 » |
|
В контакте с суицидомБеседа с Михаилом Хасьминским – руководителем Центра кризисной психологии
Марина Вологжанина Мы сидим в беседке у храма, вокруг трепещет майская листва, стригут газоны, пахнет распустившейся сиренью, откуда-то доносятся детские голоса. Все это резко контрастирует с темой нашего разговора, поводом к которому стала нашумевшая статья в «Новой газете» о подростковых самоубийствах и группах в соцсетях, которые толкают детей на совершение суицида.«Группы смерти»– Михаил, неужели все, что написано в этой статье, – правда? Неужели все именно так и есть: многочисленные закрытые группы со своей идеологией и мифологией? С романтизацией самоубийства, работающие как игра в несколько уровней, приводящая подростков к окнам, из которых они бросаются? Пока об этом говорила Мизулина или «Лига безопасного интернета», это не вызывало никакой реакции – Все намного хуже. Больше того, еще полгода назад было известно, что существуют такие группы, и во многом была понятна технология заражения – вовлечения в эти группы. Лично для меня все это не новость. Сенатор Елена Борисовна Мизулина, очень неравнодушный к проблемам безопасности детей человек, обращалась ранее по этому поводу с официальным письмом в разные ведомства. Но пока об этом говорила Мизулина или «Лига безопасного интернета», это не вызывало никакой реакции. Ну а сейчас, наверно, нет такой радиостанции или телеканала, которые бы не осветили эту тему. – Почему же именно публикация «Новой газеты» привела к такому взрыву?– Наверно, потому, что перейден определенный критический информационный порог. С одной стороны, хорошо, что привлечено внимание – органов власти, родителей. Надеюсь, это заставит как-то решать проблему и принять меры. Но ведь есть и обратная сторона: люди, стоящие за этими группами, получили то, что хотели, – известность, к которой тоже стремились многие из них, удовольствие преступника. Сейчас эта тьма вышла наружу и тоже потребляет энергию от произошедшего взрыва. Вопрос в том, кто потребит ее больше: органы власти, общественность, родители, направив ее в созидательное русло, – или эти мрази – простите, но другого слова у меня нет. – Но зачем им известность?– «Хорошими делами прославиться нельзя», – помните такую песенку? Вот они и прославляются плохими. Хотя у этих людей нет четкого понимания «хорошего» и «плохого» – потому что у них нет ориентиров: нравственности, морали, духовности. К тому же, все, что их прославляет, для них однозначно хорошо. Вообще современное светское воспитание часто подталкивает к подобным вещам, утверждая, что главное – самореализация. Вот и реализуются всеми силами. Если бы они могли, то убивали бы сами, в реальной жизни, но они боятся ответственности, и зло остается во тьме виртуального мира. А в интернете чего бояться?! Они скрыты за образом, «ником». Да и пробелы в законодательстве таковы, что их пока нельзя привлечь к уголовной ответственности. Подростки, дельцы и разрушители– Так кто же все-таки формирует группы, призывающие к суициду в соцсетях, и кто в них состоит?– Это неоднородная структура. Во-первых, есть просто неуравновешенные люди, есть и психически больные, страдающие различными формами депрессии, шизофрении, при которых человек воспринимает всё в мрачном цвете. Такие подростки видят, что их сверстники не такие, как они, а радостные, веселые, что у них есть интересы, не свойственные им самим в силу их внутреннего психического, психологического, духовного состояния. И они пытаются найти подобных себе, найти некую социальную нишу, встроиться в подходящую им социальную среду. И если раньше, когда не было интернета, такая задача для них была трудноразрешимой, то сейчас она значительно упростилась: создается группа, где они размещают депрессивный контент, привлекающий подобных им людей. Первый тип таких групп создают сами подростки Итак, первый тип таких групп – те, что создают сами подростки. Никто не хочет никого толкать к суицидам, подростки просто стремятся находиться в понятной для них, комфортной депрессивной среде. Они часто демонстративно жалуются на отсутствие внимания к ним, на якобы предательство, напоказ страдают от этого. Являясь на самом деле зачастую эгоистами, которые сами не способны отдавать, любить, дружить, слушать. А специалисты прекрасно знают, что позиция страдальца психологически очень выгодна: не надо брать на себя ответственность за сегодняшний день, не надо куда-то стремиться завтра. И вот эти депрессивные подростки не только убеждают друг друга в том, что они страдальцы, но и стараются вовлечь в свою группу максимальное количество людей. О реальном суициде речь, как правило, в таких группах не идет, хотя они используют эту тему как манипулятивный прием и способ привлечения внимания. Впрочем, в этих группах демонстрируются свидетельства парасуицида: нанесение порезов и подобные вещи. Таких групп в сети очень много, в них попадают разные, не обязательно депрессивные дети, и эти группы очень опасны, даже если в них не звучит призыв к самоубийству. Представьте уличную шпану. Вот она объединяется в компанию. Да, те, кто в нее входит, еще не воруют, но для них понятия шпаны – норма жизни, которую они или уже приняли, или готовы принять. Так же и здесь. И даже нормальный человек, оказавшись в такой группе и постоянно читая одно и то же, может начать менять свое мировоззрение, находя подтверждение прочитанному. Начинает работать закон подражания. Получается этакая сектантская индукция. Это – первый уровень таких групп. Второй тип групп произрастает часто из первого. Их могут создавать уже с какой-то выраженной целью: монетизации, получения выгоды или славы любой ценой. Амбиции, стремление к деньгам или известности включают гордыню: «Вот какую я группу создал!» Здесь уже работают деньги: публикуют широкий тематический контент, следят за группой, делают платные посты или продают товары. Если собирается некое количество людей с определенным мировоззрением, в том числе деструктивным, понятно, что так или иначе на этом можно зарабатывать. Во главе таких групп стоят люди, обычно способные сознательно идти на преступление ради денег, ради расширения своей группы, славы и так далее. У этих людей уже сбиты понятия. Между собой такие группы, кстати, зачастую могут конфликтовать. И тут появляются группы третьего уровня, готовые вкладывать во все это деньги. – Но зачем? Какова их цель? В группах третьего уровня вкладывают в пропаганду суицида деньги – Вопрос к спецслужбам, которые должны этим заниматься. Я думаю, что тут в некоторых случаях может быть и чисто враждебный глобальный интерес: большие деньги не кидают просто так. Допускаю, что деятельность этих групп финансируется для того, чтобы таким образом навредить населению, нанести ущерб стране. Ведь погибший самоубийца или инвалид потом страну защитить не сможет. Возможно, что это элемент ведения войны. Не секрет, что тот, кто не хочет сильной России, вкладывает деньги в наркотизацию, в деструктивные секты, в поддержку коррупции и прочие разрушающие системы. Хотя, возможно, что в других случаях это просто обкатывание деструктивных технологий. Обратите внимание, что некоторые группы закрыты, законспирированы, имеют сложную систему доступа и знаков. Допускаю, что часть западных фондов может вполне участвовать в деятельности таких групп. Эти, третьи, для влияния и вовлечения начинают использовать первые две группы, а вторые используют только первую. В итоге, когда этот цикл замыкается, что происходит не всегда, но часто, получается четко организованная, с учетом всех разработок социальной психологии пирамида. Четко сектантская разветвленная система по вербовке. А самое главное, что это не просто деструктивный суицид – под это подводится страшная идея, которая начинает жить уже сама! – Я тоже об этом подумала. Фраза: «Киты плывут наверх», – у меня в голове крутится с тех пор, как я прочитала ту статью.– Конечно, эта идея пошла, скорее всего, не от депрессивных подростков. На мой взгляд, они до таких вещей никогда не смогут додуматься. Тут все делается с помощью современных разработок социальной психологии и «креативных» профессионалов. Это очень продуманная система. Кстати, много схожего с теми технологиями, с помощью которых делаются «цветные революции». Киты и цветные революции– Технологии «оранжевых революций»? А что похожего?– Смотрите, первое, что надо сделать для революции (вспоминаем любую «цветную революцию»), – это возбудить недовольство. В случае революции это некая социальная проблема, отсутствие каких-то товаров, коррупция, а иногда и просто отдельный случай, который специально обыгрывают. А у секты Китов то же самое: мир ужасен, вокруг все плохие, родители не понимают. Недовольство появилось. Дальше революционерам внушают, что они особенные, наделяя их положительным статусом. Например, они убеждены, что они борцы с режимом, что только они правильно понимают свободу и что они особый креативный класс. Смотрите, Киты тоже считают, что они особые, лучшие, протестующие против несправедливости этой жизни, обиженные и гордые и выбрасывающиеся на берег (кстати, в любой секте точно так же). Потом всему этому придается романтический положительный образ. В случае Майдана это борцы, неравнодушные люди, добрые, помогающие друг другу, строители нового справедливого мира, люди, творящие историю, восстанавливающие справедливость. А в случае с Китами это романтическая ассоциация с добрым положительным образом китов, с наделением этого образа довольно спорной поведенческой программой, которая легитимирует саморазрушительность. Потом внушается якобы благородная цель – устроить революцию, освободить страну от плохих людей, а в случае Китов – разрушить себя, кинуть вызов миру. Девочка Рина стала сакральной жертвой, когда прислала смс: «Ня. Пока» И ни одна революция не состоялась без сакральной жертвы. Это технология манипуляции: чтобы поднять народ, необходимо, чтобы благородный человек, «наш», стал жертвой «врагов». Потому и были трупы на Майдане. В любую революцию сами революционеры об этом старательно заботятся. А у Китов это как-то самой собой подвернулось (или было организовано): девочка Рина, с которой все пошло-поехало. Она и стала сакральной жертвой, когда прислала смс: «Ня. Пока». И ведь тут нет жертвы собой ради высокой идеи, просто человек положил голову на рельсы. А целая деструктивная идея появилась! Все это технологично делается. И, конечно, в «оранжевых революциях» используют толпу – делают ее управляемой при помощи технологии, которую мы обсуждаем. Точно так же сбивают и толпы Китов в интернете, и точно так же ими управляют с помощью нехитрых технологий. Разработана тема суицида, создана мода на него, и она адресована недовольным и тем, у кого нет тормозов, людям, далеким от понимания того, что есть добро и что есть зло. Чтобы они могли вот так, как эта девочка Рина, «положить голову на рельсы». Тут задействованы элементарные законы социальной психологии и социального поведения. Любая толпа, будь то на Майдане, на Болотной, в Сирии или в Африке, – и это знают все социальные психологи – абсолютно глупа. Даже если собрать толпу из умнейших академиков, она всё равно будет глупа. Вот каков в этой толпе самый последний дурак, такая же будет и вся толпа. И манипулировать ею проще простого. Вы не видели немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна»? О том, как учитель, чтобы ответить на вопрос учеников, как люди становились фашистами, предложил им опыт: «Хотите, сделаю вас фашистами буквально за неделю?» В игровой форме он им дает определенные задания, и они за неделю действительно становятся ярыми фашистами. Доходит до убийства. В фильме очень хорошо показаны и сами приемы манипуляции, и то, как они работают. Кстати, у Китов тоже не обошлось без приказов, толпы и лидеров. Повторяю: это технология! Помните песенку: На хвастуна не нужен нож: Ему немного подпоешь – И делай с ним, что хошь! –и так далее? На «хвастуна» – это стремление показать себя, проявить любой ценой, привлечь внимание. Производное от гордости. «На жадину не нужен нож». Жадина – это человек с неудовлетворенными амбициями и жаждущий не только денег, но и просто внимания. «Ему покажешь медный грош» – он всё продаст. Ну и на дурака не нужен нож. «Ему с три короба наврешь» – и это тоже мы видим. Элементарная технология, рассчитанная на жадину, дурака и хвастуна. Именно поэтому основные жертвы – это подростки, которые немногое знают, но сочетают в себе часто именно эти качества. Реальность виртуальности– Но почему так беспечны взрослые?– Нам давно нужно понять, что сети – эта та же самая реальность. В этой, оффлайн реальности у нас и полиция, и спецслужбы, мы все контролируем, и никто не скажет: «Нет-нет, не надо этого делать, давайте предоставим всем, в том числе детям, полную свободу!» Потому что каждый понимает, чем лично для него эта полная свобода закончится буквально на второй день после ее введения. А виртуальная реальность – это же как сказка: ненастоящее все! Только эта сказка – точно такая же реальность; именно с помощью этой «сказки» – виртуальной реальности – совершались майданы и делались революции. В ней, кстати, многие живут более реально, чем в обычной реальности. Именно туда вбрасывалась мысль, начинавшая будить тех, кого она могла разбудить. А всех будить и не надо. Революции делают жалкие проценты населения. А обдумывать тему окончания жизни в разное время склонны всего лишь 3–10% людей – это научный факт. Остальных точно эта мысль не захватит, не затронет. Но тут главное вовсе не в том, чтобы захватить всех, а в том, чтобы сформировать и направить тех, кто есть у тебя в наличии. Чтобы устроить революцию, не нужны все – требуется хорошо организовать меньшинство. И те, кто делает «оранжевые революции», делают это действительно профессионально. Так же, как и те, кто создает группы, толкающие подростков к самоубийствам. Полную свободу лоббируют деструктивные силы, А когда они сами приходят к власти, то очень быстро закручивают все гайки Мы же действительно столкнулись с новой реальностью. И в ней точно так же должны функционировать спецслужбы и должно быть ограничение свободы. У нас любят кричать: «А как же свобода слова?» Подождите, а почему вы в реальной жизни не провозглашаете полную и неограниченную свободу действий для всех? Давайте! Я думаю, вы довольно скоро скажете: «Нет-нет, мы хотим тоталитаризма», и в принципе это будет логично. А почему же вы в информационной сфере допускаете разгул? Известно, что полную и тотальную свободу лоббируют деструктивные силы, в чьих интересах – ослабление контроля. А когда они сами приходят к власти – и это видно по той же Украине, – то очень быстро закручивают все гайки и прекращают и свободу слова, и свободу всего, чего только можно, так что никто уже и не крякнет. (Продолжение следует)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Виктоp
Постоялец
Сообщений: 191
Православие
|
|
« Ответ #5 : 02 Июня 2016, 15:42:32 » |
|
(Продолжение) Свято место пусто не бывает– Как нам с этим кошмаром бороться?– В первую очередь должна быть воля, программа. То, что происходит сейчас, метафорически описать можно так. Есть поле – хороший, жирный чернозем. Это дети. И кто-то берет и намеренно бросает на это поле семена то одного сорняка, то другого, то третьего. И всё это взрастает. А происходит так потому, что агроном отказался от посадки на этом поле культурных растений. Но свято место пусто не бывает. Да, когда нет идеологии, когда непонятно, кого мы хотим вырастить, какие высокие цели дать, так и будет. И пока агроном будет думать, какими культурными растениями засадить поле с черноземом, разного рода подонки будут засевать его семенами сорняков. – Но вообще подростки – такая публика, которая, доходя до определенного возраста, даже то, что хорошие агрономы насадили, начинает воспринимать в штыки. Не все, конечно, но часть.– Тут я не могу с вами согласиться. Сейчас все действительно так, но давайте вспомним, что было лет 200 назад. Где было видано такое отношение друг к другу в христианской стране? Разве дети были алкоголиками? Разве кончали жизнь самоубийством? Россия, кстати, была тогда на самом последнем месте по этому злу. Бросали ли родителей в интернатах? Описан ли был тяжелый пубертат, бесконечные конфликты и споры в семье, такое количество разводов? Нет. Ближайший к нам пример конфликта родителей и детей мы найдем у Тургенева – в «Отцах и детях». Тогда как раз начали разрушаться традиционные ценности. Вот когда это проявилось! Вот в чем причина! Разложился фундамент, пропали традиционные цели, смыслы, ресурсы для преодоления проблем. Когда есть традиционные ценности, есть понимание четкого различия между добром и злом, когда есть отношение к другому не как к телу, которое можно толкнуть на самоубийство или вытолкнуть откуда-то, а как к душе, и есть понимание, что ты за каждую соблазненную душу дашь ответ на Страшном суде, что все заповеди надо соблюдать, потому что Бог есть Абсолют, – вот тогда отношение к человеку меняется совершенно. Мы сами, отказываясь от традиционных и религиозных ценностей, делаем свою жизнь адом. За все годы моей работы ни разу не видел ни одного православного суицидента А уроды, толкающие других на самоубийство, ни во что не верят. Как и большинство тех, кого они толкают на суицид. У них нет авторитетных нравственных понятий, они не знают Божественных истин, основных законов, которые должны быть записаны в сердце. И тут предохранитель в душе не срабатывает. Приведу пример: за все годы моей работы ни разу не видел ни одного православного суицидента – по-настоящему православного человека, даже не говорю что воцерковленного, но именно православного. Ни одного! С органическими тяжелейшими депрессиями видел: люди мучаются, страдают, каждый день – ад, но не убивают себя. Но это я говорю о настоящих православных, а не о… – …скажем так, просто жителях средней полосы.– Да, но давайте посмотрим на мусульманские республики, где традиции сохраняются значительно лучше, чем у нас, к сожалению. Приведу вам статистические данные. На Урале или в Сибири суицидов – более 60 на 100 000 тысяч человек. А в Северокавказском федеральном округе – около 5. А в некоторых местах, например в Ингушетии, в сельской местности – вообще ноль. Понимаете разницу? Ноль! Можно пытаться объяснять это социально-экономическим положением, но не может быть между регионами такой разницы. Не может быть этого и в силу меньшего количества психических заболеваний. Да, из-за алкоголизации какая-то разница возможна, но тоже не такая большая. А такая разница может быть, когда в социуме, который разделяет все традиционные представления, неприемлемо подобное поведение – оно считается позорным и однозначно осуждается без каких бы то ни было флуктуаций. Это результат сохранения традиций! Где в основе нравственность, традиции, там и разводов на порядок меньше, и изнасилований, и убийств, и наркоманов, и игроманов, почти отсутствуют интернаты для стариков, да и аборты делаются крайне редко. Депрессий тоже меньше: цели и смысл жизни понятнее. Объясняется смысл любви как жертвенного отношения. Основополагающие вещи, которые структурируют, пронизывают всю жизнь человека, его понимание этой жизни, не подменяются другими суррогатами – материальными вещами, удовольствием, чувствами. Если сам человек отрывается от корней, то дальше «делай с ним, что хошь». Люди, опираясь на традиционные ресурсы, легче переживают и смерть близких, и конфликты, и катастрофы, и расставания, и другие кризисы А самое главное, что люди, опираясь на традиционные ресурсы, легче переживают и смерть близких, и конфликты, и катастрофы, и расставания, и другие кризисы, которые во многом определяют психологическое и духовное здоровье. Это происходит за счет религиозной основы, общинной и социальной поддержки. И за счет этого нравственного стержня. Кстати, я уверен: если провести исследование среди настоящих православных, с крепкой верой в душе, то соотношение в лучшую сторону было бы даже более выраженное. Вот что делают традиционные ценности, а не ложно понимаемая свобода! Кстати, самоубийства – это чаще всего иррациональные способы справиться с кризисом, а абсолютно очевидно, что верующие легче переносят кризис. Девушка бросила – значит, нет воли Божией, чтобы вы поженились. Если кто-то из близких умер, надо не себя жалеть, а для его души стараться: молиться, делать дела милосердия. А у неверующего – полная фрустрация. Либо попытка скрыть переживания от самого себя – а душа болит, но ты ее не признаешь. И появляется соблазн уйти во что-нибудь, поменять реальность. И тогда на «помощь» приходит либо интернет, либо наркотик, либо деструктивные формы поведения и те, кто их организует. И начинается проблема, которая может привести и часто приводит к тяжелому финалу. Духовно-нравственный аспект воспитания – это навигационная система, которую нужно с раннего детства закладывать в ребенка. Ты можешь какой угодно мощнейший авианосец построить – но без навигационной системы он ржавое корыто. Ребенок может обучаться во всех кружках на свете, получить все грамоты – но если нет в нем основной навигационной системы, которая определяет важные понятия добра и зла, нравственности и правильных целей, то это пустышка. А если и капитан не знает точно, куда плыть, то ситуация становится почти безнадежной, что мы сейчас и наблюдаем: любая баржа подцепит этот авианосец и утащит в каком угодно направлении. – А может ли тут помочь религия и признание традиционных ценностей?– В секулярной психологии нет понятия страсти, а есть понятие дурной привычки. Наркомания, игромания – все это, по мнению светских психологов, «привычка», которая часто приводит к суициду. Ничего себе «дурная»! Но если все так просто, то что же хорошую привычку не воспитать? И только усвоив традиционные ресурсы, человек может делать какие-то последовательные шаги для избавления от страсти. Но если вы не знаете причины происходящего, вы ничего не сможете сделать. Человек должен понимать, что с ним происходит. Тогда он сможет получить опыт, определенный ресурс для избавления и так далее. Именно из-за отхождения от веры, от соблюдения заповедей становится больше и наркоманов, и всех деструктивных проявлений, переживаний больше, боли больше. Святые отцы точно знали, как помочь, и, основываясь на традициях, предлагали желающим принять эффективнейшие способы помощи для души. Любой вирус может стать последним в жизни человека, если не будет иммунитета. Иммунитет в данном случае – это традиционные ценности. А если этот иммунитет есть, можно сколько хочешь вбрасывать вирусы. Да, они будут ослаблять организм, но они не станут фатальными. И тут хочется напомнить родителям, что они и сами не бессмертные. Что они, в первую очередь, должны учить детей проходить кризисы, переживать смерть близких, несчастную любовь, страдания и болезни. То, чему Православная Церковь учила людей абсолютно неграмотных, которые и в школу-то не ходили, но все это знали с малых лет. Не было у них ни психолога, ни психотерапевта, ни антидепрессантов, но люди переживали сложнейшие кризисы, войны и не невротизировались. Религиозная структура помогала человеку выжить. Это был тот самый компас, который четко разделял добро и зло, приемлемое и неприемлемое, возможное и невозможное, допустимое и недопустимое. Четко структурировал личность человека. Самое главное – давал смысл жизни, потеря которого напрямую связана с самоубийствами. Раньше смыслом жизни было спасение души – под это всё и выстраивалось, а сейчас самореализация. Полная нелепость: самореализовался – и помер. Неужели не понятно, что смерть все обнулит из того, что материально, а вот душа останется?! Ведь это же просто объяснить: всё, умноженное на ноль, равняется нулю. Учат в школе, учат в школе, учат в школе...– Что делает возможным романтизацию и героизацию суицида?– В первую очередь, отсутствие уважения к жизни как к дару Божиему. Я вчера ехал в автобусе и увидел, как дети лет семи играют на планшете в игру, где человек налетает на какие-то колья, брызжет кровь… Рядом – мамы, треплются о своем, пока дети играют. Разве это нормально? Да, это еще не суицид, но определенное отношение к смерти как к игре – не страшной, нормальной. Маленький человек начинает запутываться в реальности. Ребенок играет сперва в куклы, потом – в эти игры, а потом думает, что можно «перезаписаться» и смерть – это «ничего такого», не только по отношению к себе, но можно и относительно других, потому что он же убивает чужих героев! И чего удивляться, что потом такой персонаж оскотинится до такой степени, что будет толкать к суициду других людей? Романтизация суицидов происходит и в школе Но, как ни странно, на мой взгляд, романтизация суицидов происходит и в школе. Давайте посмотрим с точки зрения кризисной психологии на школьную программу по литературе. Берем только «положительных» героев, покончивших собой. «Кавказ» Бунина: жена изменила, герой застрелился. С сочувствием к герою изучают эту тему, по-моему, в седьмом классе. Потом трогательная «Бедная Лиза». За ней «Ромео и Джульетта». Потом «Анна Каренина». Далее «Гроза» и Катерина – «луч света в темном царстве». Детей приучают к тому, чтобы смотреть на суицид положительных героев, рассматривать его с разных точек, но романтично. Это все делает приемлемым такой выход в сознании ребенка. Открывается окно Овертона. Да, с литературной точки зрения это хорошие произведения, но могут ли дети в таком возрасте понять то, что хотел сказать автор, хотя автор тоже был неправ?! Можно ли оправдывать суицид, давая ребенку для подражания, пусть и несознательно, примеры выхода из различных кризисных ситуаций? – «Гроза» и в советское время была. «Кавказа» Бунина я не помню.– «Гроза» была, а «Ромео и Джульетты» не было. И «Анны Карениной». И «Кавказа» Бунина не было, но зато были другие произведения. «Повесть о настоящем человеке» – полностью, а не частично. «Как закалялась сталь» – с четкими антисуицидными мотивами, с рассказом о том, как человек должен трудности преодолевать, какие высокие цели должен себе ставить. А также «Молодая гвардия». Теперь в программе молодогвардейцев-героев нет. А детишек учат относиться к самоубийству толерантно. Известен психологический закон, на который опираются рекомендации ВОЗ, касающиеся освещения суицидов в СМИ: нельзя романтизировать, героизировать, широко освещать суициды, потому что от количества таких публикаций зависит количество подражателей суицида. Особенно если самоубийством покончили известные люди, поп-звезды. А разве учебники – это не СМИ, а герои произведений – не звезды? Но что же мы делаем?! Мы, с одной стороны, хотим какую-то антисуицидальную политику в школе проводить, а с другой – сами романтизируем суициды в школьной программе. Да, в классе может быть два-три ученика, которых это затронет, – остальным в одно ухо влетит, а в другое вылетит. Это связано с тем, что вовлеченность в такую тему есть далеко не у всех, а всего лишь у 3% детей. Но разве этого мало? В каждом классе по одному-два таких ребенка. Программа по литературе в школе – это вообще отдельный разговор. Мой ребенок учится в пятом классе. Недавно спрашиваю: «Что задали?» – «Косцы» Бунина. Стали читать: красивая природа, народный быт, труд косцов… И тут автор описывает их трапезу: «А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового. Я сказал: – Хлеб-соль, здравствуйте. Они приветливо ответили: – Доброго здоровья, милости просим! Поляна спускалась к оврагу, открывая еще светлый за зелеными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись: – Ничего, они сладкие, чистая курятина!» Вот именно это и запомнят дети. Не природу, а эти мухоморы. А потом грибочки будут потяжелее пробовать. Получается, что «Повесть о настоящем человеке» из программы можно убрать, а вот этот фрагмент с грибами никак нельзя? – Но сейчас же «вариативность» школьной программы. Наверное, можно не брать названных вами произведений…– Нет, как раз тут, насколько мне известно, не подразумевается выбор. Но даже если бы выбор произведения определялся только учителем, то как быть в случае, если учитель неопытный, а еще хуже – дурак? Ведь известно, что не надо врагов засылать, не надо технологии сложные применять, а надо просто дать дураку выбор, и он обязательно выберет свое, дурацкое. Да, опытный и благоразумный учитель обойдет все сложности, а может, и, наоборот, использует их для поисков антисуицидного жизнеутверждающего смысла. Допустим, что таких у читателей большинство (в чем я сильно сомневаюсь). А что делать тем детям, кто столкнулся с меньшинством и будет слушать сладкие романтические оправдания суицида главных героев? Кстати, вы знаете в школьной программе произведение, в котором выражено явно отрицательное отношение к суициду? Я пока нет. Если мы говорим, что нам надо суициды снижать, то давайте сначала дадим суицидам четкую морально-этическую отрицательную оценку и закрепим это в школьной программе, выбросив из нее произведения, которые могут быть опасны! А вместо них станем использовать явно жизнеутверждающие, антисуицидальные произведения, которые есть, но пока, к сожалению, не интересны методистам. Кстати, есть и другая проблема в тех произведениях, о которых я сказал. Это то, что в них «любовью» называется самая настоящая деструктивная страсть. И дети уже с этого возраста путают ненормальную страстную чувственную зависимость с настоящей чистой, жертвенной, созидательной благородной любовью. А потом из-за этого происходят сильнейшие потрясения и кризисы, которые приводят и к разводам, и к алкоголю, и к суицидам. Я думаю, что именно в этом кроется масса проблем нашего общества. Религиозное воззрение говорит, что смертью ничего не решить и сознание не убить Вспомним и другие проблемы образования. Подумайте, в школе говорят: сознание – продукт деятельности мозга, что подразумевает его прекращение после смерти, к чему и стремятся суициденты. А религиозное воззрение говорит, что смертью ничего не решить и сознание не убить. Вот, например, эффективный вопрос против суицида: «Почему ты решил, что если ты убьешь себя, сломаешь себе руки, ноги, голову, то душа перестанет болеть?» – это очень многих останавливает. Как помочь человеку, если он отрицает в себе душу и считает себя высокоорганизованным животным, а не творением Божиим и ведет себя соответственно «происхождению»? Ведь эта душа у него все равно болит! А у нас с детства внушают, что человек – это высокоорганизованное животное, потом дают пример Анны Карениной и Катерины из «Грозы», рассказывают про любовь, которая на самом деле – страсть, ведущая к погибели, добавляют к этому бесконтрольный интернет на 24 часа в сути и удивляются тому, что происходят самоубийства. Кстати, за каждый суицид в школе устраивают выволочки директору, разборки с педагогами и психологами, но их никто не учит, как профилактировать подобные явления, не дают инструмента, и они ничего не могут этому противопоставить. Например, у суицидентов возникают серьезные вопросы: о смысле жизни, смысле страданий. Дежурными фразами психологу тут не отделаться… Аргументы, которым учат на психфаке, давно никого не убеждают. (Окончание следует)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Виктоp
Постоялец
Сообщений: 191
Православие
|
|
« Ответ #6 : 02 Июня 2016, 15:42:42 » |
|
(Окончание)Суицидологическая службаМихаил Хасьминский– Воспитывать в детях нравственность и страх Божий, деромантизировать суициды… А что еще можно сделать?– В стране в ельцинские годы была откровенно, почти до конца разрушена суицидологическая служба. Ведь раньше была целая служба – вплоть до районного звена. Были специальные кабинеты суицидологов. Туда можно было анонимно обратиться. Да, в некотором очень скромном количестве остались суицидологи в Москве, а какие-то регионы сейчас вообще без этих специалистов. Более 20 000 человек в год совершают самоубийство, более 200 000 совершают попытки, а это примерно столько же, сколько за год страдает в ДТП. Миллиарды рублей тратятся на несколько тысяч больных СПИДом, большинство из которых наркоманы, на то, чтобы поддержать их жизнь. Но при этом служба, которая должна помогать людям не убить себя, влачит жалкое существование. Более того, такой специализации, как суицидолог, теперь в мединститутах больше нет. Их нигде не учат! А ведь суицидологи должны быть уникальными мультикультурными специалистами. И психиатрами, и психологами, и психотерапевтами. И надо не рыдать, что все так ужасно, а суицидологическую службу поднимать. Нужно объединять все усилия, действовать во всех направлениях. Еще один аспект работы – спецслужбы. Обычные люди думают, что преступления раскрывают патрульные постовые, которые по улицам ездят. Нет, преступление раскрывается еще до того, как оно началось, – агентурной работой, внедрением. Нужна агентурная работа. Раз есть такие тайные группы, то придется работать в той реальности и такими методами. Подключать к этому спецслужбы, агентуру, которая проникала бы в эти закрытые группы. – Но отсутствует законодательная база – нельзя привлечь к ответственности.– Это отдельная тема. Да, это пробел: нельзя инкриминировать доведение до самоубийства в сети – потому что не было личного контакта. Значит, надо доводить до ума закон. И придется пересматривать многие другие, а не только запрещать описывать способы самоубийства, которые во всей мировой литературе давно описаны и есть в школьной программе. Нужны эффективные и жесткие законы, защищающие людей от подобных технологий. Ведь скорее всего на суицидных группах они не остановятся. Будут и другие. И нам надо знать, как реагировать. – А что, например, можно еще сделать, чтобы принципиально решить проблему? Водку детям не дают, но требуют, чтобы 10-летние имели полную свободу в интернете, – порнографию смотреть? – В реальной жизни мы же не пускаем ребенка везде, куда он только захочет пойти или случайно забредет, – мы же его контролируем! Если мама скажет ребенку: гуляй, где угодно, и приходи домой во сколько хочешь, – ее все назовут ненормальной мамой. Водку детям не дают, но требуют, чтобы 10-летние имели полную свободу в интернете, – порнографию смотреть? Почему мы не продаем детям алкоголь, сигареты, не пускаем их на ночные сеансы в кино и так далее, а в интернете позволяем им гулять абсолютно бесконтрольно? Почему мы не имеем права ограничить для детей доступ в интернет, иметь полное представление о трафике, сайтах, на которые он заходит? В чем здесь проблема с точки зрения нравственной, законодательной? Ее нет. Наоборот, в этом все должны быть заинтересованы. Я думаю, что пора ставить вопрос о том, чтобы сделать для детей вход в интернет по магнитным карточкам. Технологически это нетрудно. Если уж в каждом подъезде камеры стоят, то какие проблемы – сделать вход в сеть с телефонов по какому-то магнитному прибору? Это удобно и технологично. Если ребенок в интернете фильмы хорошие смотрит, к урокам готовится – мы это только приветствуем: ради Бога, бери, смотри! А вот если его куда-то не туда занесло, родители должны знать об этом и иметь возможность вовремя вмешаться. Например, мама захотела наказать – забрала карточку. Захотел отец пароль поменять – и отпрыск остался без интернета. Или мама считает, что ребенок слишком много времени проводит в интернете и ограничивает его: два часа и не больше. Можно, наверное, было бы выбирать для ребенка фильтр соответственно возрасту. Конечно, ребенок может взять чужой пароль, но это уже будут сложности, ухищрения, которые тоже можно контролировать. А вот когда вырос, женился – смотри, что хочешь. Государство осуществляет контроль за воспитанием детей – но почему же оно не осуществляет его в информационной сфере? Интернет, как мы говорили, это тоже часть жизни. На мой взгляд, и родители, и государство должны быть заинтересованы в такой программе. Вот вам профилактика не только суицидов, но и игромании, деструктивных сект, которые, кстати, тоже активизировались в интернете, а также возможной педофилии в отношении ребенка. Всё одним махом идет под контроль. Во всем должна быть структура, а не свобода. Тему свободы в интернете надо закрыть. – Насколько тяжело работать с теми, кто высказал намерение совершить суицид – например, на форуме или позвонив по телефону? И какими качествами должны обладать люди в этих службах? Где их готовят? И готовят ли? Люди-непрофессионалы в борьбе с суицидом выгорают – Люди-непрофессионалы в борьбе с суицидом выгорают. А если у помогающего нет духовной платформы и опыта, то человек выгорит моментально. Суициденты ведь очень часто манипулируют: ты говоришь с ним на форуме или по телефону, а он отвечает: «Не будут с тобой говорить, пойду из окна выброшусь», – и сиди думай: сделал он это на самом деле или нет? Очень быстро, даже стремительно происходит выгорание. И конечно, встает вопрос о подготовке: если люди выгорают и уходят, то кто же придет им на замену? Кто будет их учить? Поэтому в таких службах должны работать верующие, а также те, для кого важна идея, – чаще всего это люди, сами пострадавшие от деструктивного поведения, собственного или своих близких. Надо обучать психиатров, в том числе и школьных психологов, на известных уже площадках, где есть практический опыт работы. Не обязательно преподавать должны психологи – ведь в основном теоретики преподают теорию, которая далека от практики. – Там что же нам нужно? Теоретическая борьба с суицидом или практическая помощь этим людям?– И то и другое. Сформировать службы профилактики самоубийств – непростая задача, и она не решается в один момент, но нужно начинать что-то делать. И у нас уже есть конкретные схемы работы. Все вместе должны заняться этой бедой: психиатры, психологи, спецслужбы, священники, педагоги, родители, чиновники… Но если мы сердце к этой работе не приложим – ничего не спасет. Главное, чтобы нас не погубило равнодушие, теплохладность, о которых мы читаем в Апокалипсисе и которые предшествуют последним дням, когда людям будет уже всё равно. С Михаилом Хасьминским беседовала Марина Вологжанина
2 июня 2016 г.http://www.pravoslavie.ru/93846.html
|
|
« Последнее редактирование: 02 Июня 2016, 15:44:17 от Виктоp »
|
Записан
|
|
|
|
|