–
Во Владивостоке торжественно отметили 125-летие посещения Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем Дальней России. Какое значение имело это событие для судеб края?– Да, мы постарались вспомнить о том великом событии, которое произошло 125 лет назад. Будущий Государь Николай Александрович Романов посетил наш город. У нас прошли праздничные торжества. Был молебен у Триумфальной арки, в которую 125 лет назад вошел Цесаревич, подымаясь по берегу бухты Золотой Рог. Тогда Государь Наследник пробыл во Владивостоке 11 дней. И вот сейчас в наши Царские торжества также 11 дней у нас в городе и в крае пребывала чтимая икона Царя-мученика, принесенная к нам из Москвы.
Посещение будущим Государем Владивостока имело огромное значение не только для нашего города и края. Это событие указало всей России, всему русскому народу путь на Восток. К Тихому океану. Наш народ шел на Восток еще со времен Иоанна Грозного. Но с посещения Государем Наследником Владивостока это движение получило державное благословение уже на берегах Тихого океана. Это движение стало более мощным и упорядоченным. Во Владивостоке Цесаревич заложил основание Великого сибирского рельсового пути. Пути, по которому Россия с новой силой устремилась на Восток. Это было одной из главных целей Восточного путешествия Цесаревича, которое он совершал по воле своего державного отца Александра III. Можно сказать, что путешествие Цесаревича на Восток стало началом нового этапа в обращении России с Евангельским словом к странам Азии. Государь открывал окно в Азию. И делал это для того, чтобы Россия смогла выполнить свою главную миссию – просвещение народов Светом Христовым. Как сказал! священномученик Иоанн Восторгов: «мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой».
Когда Николай Александрович взошел на Престол, по его Указу в 1896 году была основана первая монастырская обитель на Дальнем Востоке – Свято-Троицкий мужской монастырь. Это был самый первый Указ Государя Николая II, касающийся монастырей в Российской империи. В 1899 году была открыта Владивостокская епархия.
Не только в Приморье, но и по всему Дальнему Востоку и Сибири, попечением Царя Николая II расширялось и укреплялось Православие.
На православной идее начался тогда разворот на Восток. Государь воплощал Азиатскую программу. Построен Транссиб, Китайская Восточная железная дорога. Новые порты и города, миллионы переселенцев. Православная Россия прочно вставала на берегах Тихого океана. И вся эта Азиатская программа со всей своей политической и экономической мощью несла на Восток, к непросвещенным народам Азии Свет Христов. Тогда наша дальневосточная политика имела глубокий смысл, основывалась на духовной идее. В своей Азиатской программе Государь прикладывал все усилия, чтобы Россия выполняла свою миссию, миссию православной империи – просвещение народов Светом Христовым.
– Ваше Высокопреосвященство, какое значение для судеб Православной России имеет личность Царя Николая II и канонизация Святой Царской Семьи?– Царь Николай II Страстотерпец – светлая личность. Сам образ Царя, его любовь к своему народу, любовь к своей семье – это пример, который очень нужен сегодняшним людям. Личность Царя Николая Александровича Романова – это истинное благородство и аристократизм. Не так много сегодня правдивой литературы о Государе, хотя она очень нужна для воспитания общества. Даже сам портрет Царя Николая Александровича, его святой семьи, вызывает у любого православного человека радость и трепет. Трепет перед святостью. Трепет перед величием самодержавной власти. Мы часто с легкостью рассуждаем о том, какой был Царь Николай II. Даем оценку его личности. И при этом мы забываем, что Царь – это Помазанник Божий. Он несет ответ за свои деяния только перед Богом. А сейчас появляются какие-то люди, которые не просто судят о Государе, но клевещут на него. Недавно стало известно, что снят лживый фильм о Государе. Авторы этого фильма, который называется «Матильда», выносят на широкий экран грязные! домысли и сплетни о нашем Царе. Святой Царь-страстотерпец принял мученическую кончину. Однако находятся те, кто продолжают совершать убийство нашего Царя. Это невероятное кощунство должно быть остановлено. Для этого у России есть правоохранительные органы. Ведь такие провокации, связанные с личностью Государя, вызывают гнев и возмущение всего православного народа.
Конечно, большая часть людей почитает Николая II. Даже неправославные люди, представители иных религий, часто с большим уважением отзываются о Царе. Ведь Государя называли Белый Царь. Он был Царем для представителей всех конфессий в Российской империи.
Православный царь, Помазанник Божий является удерживателем мира от зла. Он ведь покровитель и защитник всех христиан и всех добрых людей на Земле.
В 2000 году Русская Православная Церковь канонизировала святого Царя Страстотерпца и его святую семью. Любая канонизация святого – это радость, это еще один молитвенник на Небе. Тем более канонизация Царя Николая II Страстотерпца. Святые в земле российской просиявшие молятся о нас, а святой Царь Николай II во главе этого сонма.
–
Известны многие пророчества русских православных святых и духоносных старцев о восстановлении Православной Монархии в России. Верите ли Вы в это?
– Я верю в Бога. Да будет Святая Его Воля над Россией, в ее повседневной жизни. И в ее историческом бытии.
Монархия не может быть восстановлена рукотворно. Нам нужно преобразиться, чтобы мы могли жить в православной монархии. Если мы в своей семье не способны жить, как подобает, о какой монархии можно рассуждать. Ведь православная семья – это тоже прообраз государственной монархии.
Монархия – самая лучшая форма правления на Земле. Дай Бог, чтобы мы были достойны ее.
– Какая по Вашему мнению, складывается обстановка на Дальнем Востоке России? Какие угрозы Вы видите?
– Падение праведности, как и везде…
Дальний Восток, Приморье граничит с азиатскими странами. Здесь нам нужно помнить слова священномученика Иоанна Восторгова. Он высказывал мысль о том, что, если мы прийдем на берега Тихого океана с грозным оружием, то против нас азиатские народы поставят не менее грозное оружие. Если же мы прийдем с Крестом и Евангелием, то мы приобретем эти народы и станем братьями во Христе.
–
Каковы особенности церковного служения в вверенной Вам митрополии?– Думаю, что Церковное служение Богу везде одинаковое, по всей великой Руси. Но есть, конечно, свои особенности в каждой епархии: в зависимости от ее удаленности от Центра, от количества верующего населения и оставшихся после революционных потрясений храмов, от количества добрых пастырей, включая и архиерея. И от количества сектантов. Все это и многое другое влияет на жизнь епархии и ее стояние во Христе.
На Дальнем Востоке власть Советов не могла установиться до 1922 года. Обозленные упорством белых, красные, когда пришли к власти, постарались уничтожить все церковное: монастыри, храмы, церковные школы... Жизнь церковная здесь угасла надолго. Только в 1991 году возобновилась деятельность Владивостокской и Приморской епархии.
Поэтому судите сами, какова особенность церковного служения у нас, сравнивая с жизнью и служением Вашей епархии. Для того, чтобы приобрести церковную утварь в «Софрино» москвичам необходимо полдня, а нам ехать на поезде до «Софрино» семь дней или девять часов на самолете. Книги так же сложно доставлять, как и другие предметы. Вот Вам и особенность служения в нашей епархии.
–
В современном, быстро меняющемся мире стремительно происходят процессы глобализации, описанные в Откровении Иоанна Богослова. «Сильные мира сего» готовят приход Антихриста. Как православным людям сохранить свою верность Христу? – На Елеонской горе перед Крестными страданиями Господь Иисус Христос изложил ученикам признаки Своего Второго славного пришествия, нарисовав им словесную картину Страшного суда. В заключении Он сказал: «А что Вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13,37). После этого напутствия Он рассказал им притчу о десяти девах, о горящих светильниках у разумных дев и о потухших у неразумных. Таким образом, Сам Господь отвечает на ваш вопрос. В каких бы тяжелых обстоятельствах мы ни находились, нужно всегда бодрствовать, нужна твердая решимость, необходимо побуждать себя крепко стоять в вере Православной. Стремиться стяжать благодать Божию, чтобы светильник нашей веры не угас. А для этого нам нужно не унывать, горячо молиться и усердно трудиться, призывая на помощь Господа, Помощника и Покровителя. Как это делали тысячи и тысячи мучеников, исповедников, страстотерпцев во все дни жизни Церкви Христовой.
–
Каково ныне историческое задание России от Бога? – Формы жизни меняются, а суть ее остается прежней. Всегда во все века главная историческая задача России была одна и та же. Ее от Бога указал нам Великий Равноапостольный князь Владимир Красное солнышко. Крестив языческую Русь в Великой купели Днепра, он указал ей исторический путь и задачу на все времена: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».
Идеалом для Руси Православной всегда был Христос, а идеологией (если можно так сказать) было Православие. Жить во Христе и со Христом – вот наша задача. А спасаясь во Христе, Россия поможет и другим народам вернуться ко Христу.
–
Дорогой Владыка, Вас очень любят и уважают верные чада Русской Православной Церкви. Просим Вас сказать слово духовного назидания для наших читателей.
– Благодарю я Вас, и искренне глаголю. Не заслужил я похвалы народной, ни любви его, ни добра его.
Я такой, как и все, даже хуже всех. Одного хочу, к одному стремлюсь, чтобы с Богом быть и Ему служить. Чтоб людей любить. Да, с пути не сойти и от прелести уйти.
А кто хочет спастись, помни батюшки Амвросия совет: «Живи, не тужи, никого не осуждай, никому не досаждай и всем мое почтение!»
Вопросы задавал Игорь Смыков
Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский
http://www.voskres.ru/interview/veniamin.htm