Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106498
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 16 Апреля 2008, 19:10:51 » |
|
Свящ. Димитрий Познанский, КиевО совместных молитвах с иноверцамиЕретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. (Тит. 3, 10-11) Ответ на вопрос о допустимости совместных молитв с иноверцами совпадает с ответом на вопрос: веруем ли мы во Единую, Святую Соборную и апостольскую Церковь? Или веруем, но не очень? Вот это «веруем, но не очень» и является показателем среднестатистической индифферентности к Вере,за которую ее святые свидетели отдавали плоть на растерзание и расставались с земной жизньюВ этой статье не будет полемики с расхожим утверждением о том, что всякая вера по-своему учит об одном и том же Боге, а земные перегородки конфессий не доходят до неба. Это мнение не имеет отношения собственно к христианству, а если бы не так, следовало бы переиначить всё Писание. То, что в некоторых конфессиях именующих себя «христианскими» считают возможным участвовать в общих молитвах даже с язычниками, лишний раз показывает насколько справедливо их самоименование. «Посмотрите на Израиля по плоти, — говорит апостол Павел, — те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? (1 Кор., 18-22). В качестве примера наиболее распространенного мнения более-менее умеренных сторонников совместных молитв можно привести слова епископа Каллиста (Уэра) сказанные им в интервью одному из украинских интернет-изданий [1]. «К сожалению, это правда, что каноны, происходящие из первых веков, запрещают молиться с еретиками, — сказал епископ Каллист, — так что те, кто применяет эти каноны в подобных ситуациях, действительно идут строгим путем акривии [2], как мы говорим по-гречески. С другой стороны, другие православные утверждают, что современная ситуация отличается от той, какая была в первые века. И поэтому с теми христианами, которые принимают первые Вселенские соборы, веруют в Троицу, исповедуют Христа как совершенного Бога и совершенного человека, мы можем иметь определенное общение в совместных молитвах. Это путь икономии [3]. Аргументы второй группы, идущей путем икономии, могут быть таковы: ситуация изменилась, и мы не можем приравнивать современных инославных [4] христиан к древним еретикам, таким как савеллиане или ариане. Я лично считаю, что частным образом мы, конечно же, можем молиться вместе. Я также принимаю приглашения других христиан присутствовать на их богослужениях. При этом я не надеваю евхаристических облачений. Но я могу проповедовать, когда меня приглашают. Например, в Оксфорде меня часто просят проповедовать в университетской часовне, где служат англикане, и я соглашаюсь. Либо же я могу преподать благословение, когда об этом просят. Я не думаю, что в этом есть какой-то компромисс с моей православной верой. Таким образом, с рассуждением мы можем следовать путем икономии.
Мне кажется, что каноны запрещают совместную молитву, когда это может означать безразличие к вероучительным разногласиям. Но когда мы стремимся к единству, совместная молитва может означать, что мы принимаем во внимание наши разногласия, но ищем пути их разрешения.
Я согласен, что мы должны учитывать контекст: каково отношение к нам инославных, атакуют ли они нас, или занимаются прозелитизмом, либо же относятся с уважением. Бывают такие ситуации, в которых я не стал бы участвовать в общей молитве. Позвольте привести пример. Когда я приезжаю в Украину, я иду только в те православные церкви, которые принадлежат канонической юрисдикции Московского Патриархата. И я никогда не пойду в храмы так называемого Киевского патриархата, которые под Филаретом. Для меня это пример нового раскола, относиться к которому мы должны с определенной строгостью. При определенных условиях, с пастырских позиций, мы можем частным образом беседовать и общаться с людьми, которые ходят в филаретовские храмы, но я ни в коем случае не желаю участвовать в каких бы то ни было их официальных богослужениях, и даже не хочу заходить в их церкви. Это новая схизма, непосредственно повреждающая Православную Церковь.
Но если мы посмотрим на Католическую Церковь, за исключением определенных мест, то мы не видим, чтобы они сегодня разрушали нашу Церковь или уводили от нас людей. Мы должны смотреть по обстоятельствам». В своем интервью епископ Каллист в той или иной мере опирается на главные аргументы сторонников допустимости совместных молитв с иноверцами. Вкратце эти аргументы сводятся к двум утверждениям. Первый аргумент выглядит приблизительно так. К нынешним иноверцам, таким, например, как католики и лютеране, нельзя применять канонические правила, учрежденные в эпоху таких серьёзнейших ересей как савелианство или арианство, поскольку современные еретики признают основополагающие положения христианства. То есть они веруют в Троицу, признают богочеловечество Христа и семь Вселенских Соборов. Этот аргумент оказывается несостоятельным уже при малейшем серьезном рассмотрении. Те же католики, на которых указывают как ближайшую к Православию конфессию содержат ереси ничем не лучшие арианства и савеллианства, а в чем-то и являющиеся их продолжением. Лишь малая часть искажений уже была указана в статье «О филокатоличестве». ( http://www.rusbeseda.ru/index.php/topic,1479.0.html )В католичестве повреждено практически всё. Повреждены триадология, пневматология, эклессиология, сотериология и аскетика. «Но и не осмелься они ни на что другое из перечисленного, — восклицает святитель Фотий Константинопольский, — одного богохульства в отношении Святого Духа — а точнее, всей Святой Троицы, — которое не оставляет уже места большему, хватило бы, чтобы подвергнуть их тысячам анафем»! Помимо этого, если бы аргумент в пользу допустимости совместных молитв с иноверцами по причине их мнимой близости Православию был справедливым, стало бы вообще непонятным, почему мы не можем молиться с раскольниками? Ведь с раскольниками у нас вообще не существует ни догматических, ни даже обрядовых разногласий, если, конечно, не принимать во внимание тот факт, что самим своим существованием они воюют на догмат о Церкви. Но каноны запрещают не только молитвы с еретиками, но и со всяким отлученным от церковного общения. «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10 правило святых Апостолов). Другой аргумент сторонников совместных молитв с иноверцами заключается в утверждении, что хотя каноны запрещающие такие молитвы очень важны, и их нельзя отменять, однако важно понимать смысл этих канонов, а не слепо следовать их букве. А смысл запретов на совместные моления якобы в том, чтобы избежать мимикрии внецерковных сообществ под Церковь. И если такая опасность существует в случае ничем не отличающихся от нас внешне раскольников, то она не существует в случае, например, с католиками. Поэтому молитвы с теми же католиками допустимы, во всяком случае по икономии, тогда, когда нет опасности соблазнить свободой своих действий ревнителей не по разуму или если речь идет о частной молитве, например обыкновенной молитве перед едой. В конце концов, текст «Отче наш» и у католиков и у протестантов такой же как у православных. Здесь сразу бросается в глаза противоречие этого аргумента предыдущему. Ведь сначала апологеты совместных молитв утверждают, что молиться с нынешними иноверцами можно, так как древние еретики в своих заблуждениях были гораздо серьезнее современных, а потом говорят, что потому и можно молиться, что с теми же католиками у нас столько различий, что опасности мимикрии нет. Такой подход возможен только в двух случаях. Либо мы понимаем Церковь только как земную организацию, либо де факто исповедуем унию [5], но при этом считаем, что все христиане обязаны существовать внутри сформировавшихся крупных религиозных корпораций, распространяющих свое влияние на поделенные между ними территории. Только с таких позиций и можно осуждать прозелитизм как таковой, поскольку на самом деле прозелитизм – заповеданное Христом апостольское служение Церкви. Когда мы говорим о принципе икономии, то обязаны четко понимать, что икономия возможна только в тех аспектах канонического права, которые напрямую не касаются вероучения. Например, минимальный возраст для совершения хиротонии или срок епитимии за впадение в плотской грех. То есть там, где отступление от буквы канона является снисхождением к немощи естества человеческого и диктуется соображениями пользы церковной и спасения конкретного человека. В вопросах Богооткровенного Вероучения Церкви Христовой, в канонах непосредственно связанных с догматами, в том числе догматом о Церкви возможна только акривия. Запрет на моление с еретиками имеет не столько дисциплинарный, административный характер, сколько догматический. К сожалению, кабинетные богословы иногда перестают ощущать Церковь как мистический организм, и начинают рассуждать о нем как о формальной организации. Но в духовном измерении Церковь не обрядоисполнительная корпорация и даже не общество Иисуса, а Тело Христово, богочеловеческий организм, благодатное участие в котором предполагает единство Веры и осуществляется посредством Таинств и молитвы. О Теле Спасителя у апостола Павла сказано: «отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет»! Нам же не приходит в голову утверждать, что канон запрещающий прелюбодеяние важен, поскольку предохраняет от мимикрии греховных сожительств под семью, но что в случае с гомосексуализмом такой опасности нет. Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу. Именно поэтому каноны говорят о недопустимости не только «официальной» или богослужебной, но и вообще любой молитвы с еретиком в том числе и частной. Десятое апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Известный канонист XII века Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно». Также и авторитетный канонист XX столетия епископ Никодим (Милош) пишет: «Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей церкви, сказав: “если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф. 18:17), то есть другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20; 2 Тим. 3:5; Тит. 3:10; 2 Сол. 3:6; 2 Иоан. 10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви». [/i] (Окончание следует)
|