Клиповое мышление: матрица - не фантастика, а сценарийПрофессор Владимир Буданов об угрозах клипового мышления"Матрица" – уже не фантастика, а реальный сценарий. Чем грозит человечеству клиповое мышление? В программе "Радио Кузичев" - доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, главный научный сотрудник института философии Российской Академии наук
Владимир Буданов.
См.видео по нижеприведённой ссылке:https://youtu.be/r0ixrx7bmF0Откуда у нас клиповое мышление?Анатолий Кузичев: В наш лексикон вошло такое слово - "клиповое мышление". Словосочетание. С 90-х годов мы вдруг все признали себя носителями вот этого клипового мышления, "лонгриды больше не канают" - сказали многие из нас себе. Хотя многие издания цепляются за свои классические представления о человеке и их публикуют.Что это за такой феномен? Согласны ли Вы, что это диагноз, который можно поставить всему человечеству?В.Б.: Ну что значит, диагноз? Кому-то диагноз, кому-то инструмент.
А.К.: Инструмент - кому это? Тем, кто делает клипы?В.Б.: А вот вы вспомните, вы ведущий: кто первый запустил этот темп речи и подачу информации у нас в России, кто?
А.К.: Невзоров?В.Б.: Александр Невзоров. На самом деле это было уже взято из западной традиции. Там это было. А потом постепенно все наши ведущие, они в этом драйве дают информацию.
А.К.: Невзоров-то другой. Вы сами говорите, что на Западе это неизбежно пришло…В.Б.: Во-первых, есть цена эфирной минуты. Естественно, надо максимально сжимать. Но кроме всего прочего, когда вы подаете рекламу в таком виде - рекламные ролики, продвигаете продукцию - в общем-то, желательно, чтобы вы не сильно парились по поводу этой информации, а съели все, что дают. Для этого нужно, чтобы у вас не было времени подумать.
За сколько секунд формируют эмоциюА.К.: Положим, это действительно была просто калька с западной телевизионной манеры. Но неужели можно просто взять и скопировать манеру и перестроить сознание, мышление, привычки?В.Б.: Ну мода делает чудеса. На самом деле это, конечно, вторичные вещи. Основное - это реклама. Реклама же очень дорого стоит. Когда не о чем говорить - и вот вам надо в эту минутку вложить много, то самое главное - выключить многие функции.
Вот смотрите, когда вы делаете игровой фильм - или художественный какой-то, даже мультик - есть правило: не меньше двух секунд на кадр. Не меньше двух секунд. Если вы хотите, чтобы эмоция возникла, то две секунды - это просто так, узнавание, может быть, энергетическое ощущение. Для эмоции секунд пять-шесть надо. Когда вам рассказали анекдот - чуть-чуть, а потом понеслось. Если вы хотите осознать, прочесть это как текст, то где-то, соответственно, секунд десять-двенадцать. Если вы хотите найти изюминку, какой-то подвох, какое-то свое творческое понимание увиденного, то может быть уже секунд двадцать-тридцать.
А.К.: Статичного кадра…В.Б.: А если вы хотите влюбиться в картину – вот вам уже Андрей Тарковский, он будет полминуты, минуту держать капающую воду или что-нибудь такое… То есть,там есть свои онтогенетические законы включения разных наших состояний.
А если вам передержать его – две минуты, то этот кадр будет провоцировать вас на что-то, как волевое действие. "А, надоело!" – например. А может быть, наоборот – вам куда-то захочется бежать с этим.
Поэтому не надо включать ни разум, ни эмпатию, ни интуицию - давайте ограничимся вот первым впечатлением. Это первый момент.
Второй момент – вот как только у вас появляется следующий кадр – "А тот-то, дай, дай, я его не разглядел!" – у вас незавершенный гештальт. А это очень серьезная штука, это значит, что человек хочет этого, у вас есть некая интенция к повторению, к освоению того, что только что мелькнуло. Поэтому законы клипового жанра, как реклама подается – там есть какие-то проходные моменты, а есть очень интригующие. И все, и вы уже подвязаны, можно сказать.
Геймерство – как наркозависимостьА.К.: А вот это клиповое мышление, о нем есть смысл корректно говорить только в контексте телевизионного восприятия? Или можно пофантазировать и предположить, что этот подход вообще меняет твою манеру?В.Б.: Нет, это не только. Вот смотрите, еще одна такая супер-отрасль культуры, шоу-бизнеса – это игры. Геймерство. Не все же в шахматы играют, правильно? Блиц в шахматах. А у вас есть стрелялки, гонялки, Тетрис – с него все начиналось, "стакан"…
Так вот, у вас начинается ускоренное развитие моторики и, значит, взаимосвязь, даже элементы предвидения. Игры сами пошли из тренажеров. Это вполне серьезное занятие, надо тренировать, летчиков и т.д. У меня двоюродная сестра в Германии, она там замужем, давно уже, никак не могла сдать на права, это там серьезно. Там инспектор отвечает за то, как будет водить. Я ей говорю, поиграй в Тетрис, и эта штука очень быстро восстановила ей моторику, и она сдала на права.
Так что это игры, которые потом превратились в некую империю, и уже есть игровая зависимость.
Кстати говоря, области мозга, которые активированы и постоянно возбуждены, у больных игровой зависимостью людей и у наркоманов примерно одинаковы, так что это зависимость. Интернет-зависимость, геймерская зависимость, наркотическая зависимость. Для физиологии мозга это примерно одно и то же.
Клиповое мышление – инструментарий или катастрофа?А.К.: Вот вы говорите, что это не только в контексте телевидения можно обсуждать. Все, что вы сказали, все, так или иначе, из цифровой сферы. Монитор ли компьютера затронут, либо играешь, и когда читаешь, смотришь телевизор…В.Б.: Ну хорошо. Вам надо прочитать быстро книжку. Мы же читаем книжки. Быстрочтение – это для газеты, а не для "Войны и мира". Правда?
А.К.: Правда.В.Б.: Ну вот. Потому что там должно быть вчувствование, то самое время переживания. Классическую литературу вы не можете так читать, в режиме клипового мышления…
Сейчас у нас есть другие мощные каналы восприятия – то же телевидение, игры, доступ к фильмотекам. Так вот, вы можете взять и вырезать из середин предложений – вы можете убрать часть правильных фраз. Или сделать их с ошибками. Самое интересное - оказывается, что при быстрочтении начало и конец предложения важны – остальное, в серединке мы не читаем: там чушь можно написать. Тем не менее общий ход вы будете улавливать, потому что у вас есть некие клишированные образы, раз это начало, то это – конец. Так устроено, там нет литературы, там есть некие стандарты. Вот ЕГЭ так устроен.
Поэтому в самых разных сферах информационных. Это может быть литература неглубокого жанра, не психологического. Это может быть подача не информационных программ, это большие объемы – вы серфингом занимаетесь, лазаете по интернету, смотрите те или иные сайты, вы примерно в этом же режиме работаете.
Поэтому клиповое мышление - это инструментарий, в котором мы сейчас живем. Но другое дело, что может быть захват этим стилем, и это может быть очень опасно.
РитмыА.К.: Что такое захват?В.Б.: Захват значит, что человек не владеет нормальным стилем мышления. Вот мы с вами разговариваем сейчас, какие энцефалографические волны, глядя на меня или на вас, можно сказать? Мы работаем в режиме анализа высказываний друг друга, мы работаем в режиме вчувствования, что вы имеете в виду, где-то есть подвох, где-то там есть нюансы, которые я могу развить в беседе. Это так называемые альфа-ритмы, категориальное мышление. То, что связано с наукой, с пониманием…
А.К.: С той самой литературой…В.Б.: Да. Так вот, если вы подниметесь повыше, там будут бета-ритмы, они связаны с эмоциональной сферой. Там часть музыкального творчества и так далее. Когда вы опускаетесь ниже по ритмам, это так называемое легкое трансовое состояние, тета-ритмы, так вот оказывается геймерство, имеется в виду вот это скоростное, оно вызывает тета-ритмы. Это легкий транс, почему туда хочется вернуться. Это своеобразный "зуд мозга", его надо все время почесывать.
А.К.: Это состояние?В.Б.: Да. Это информация, и надо загружать этим мусором мозг, он от этого находится в состоянии легкого удовольствия.
Часто родители думают: я дам ребенку планшетик с мультиком и все. И он своими делами занимается, а я тут буду хозяйствовать. При этом посмотрите на ребенка. Он находится в состоянии ступора. Он стоит и не движется. Он не осваивает вот эту предметную сферу. Он не развивает тактильную чувствительность, которую создает, оказывается связан с неокортексом и развивает его мышление.
А.К.: А кто из него вырастает?В.Б.: Да в общем-то, из него скорее всего будет аутист. Почему? Потому что этот пластичный мир за экраном для него намного интереснее, чем вот эта жесткая реальность. И она очень нединамична – там ты нажал кнопку или выбрал другую, программу или вторую жизнь в игре включил – и поехал.
Черниговская Татьяна Владимировна такой пример приводит – малыш еще только ходить научился, а они уже играют, не умея говорить. Его поставили на подоконник, вот папа по дорожке идет, и он на стекле "раздвигает", чтобы папа быстрее подошел. Ну, увеличивает. Вот пожалуйста, вот вам дополненная реальность, тот самый покемон гоу, который мы создаем уже у малышей.
(Окончание следует)