Русская беседа
 
28 Октября 2024, 04:21:56  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Клиповое мышление: матрица - не фантастика, а сценарий  (Прочитано 979 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106270

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 02 Января 2017, 13:29:09 »

Клиповое мышление: матрица - не фантастика, а сценарий


Профессор Владимир Буданов об угрозах клипового мышления

"Матрица" – уже не фантастика, а реальный сценарий. Чем грозит человечеству клиповое мышление? В программе "Радио Кузичев" - доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, главный научный сотрудник института философии Российской Академии наук Владимир Буданов.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/r0ixrx7bmF0

Откуда у нас клиповое мышление?

Анатолий Кузичев: В наш лексикон вошло такое слово - "клиповое мышление". Словосочетание. С 90-х годов мы вдруг все признали себя носителями вот этого клипового мышления, "лонгриды больше не канают" - сказали многие из нас себе. Хотя многие издания цепляются за свои классические представления о человеке и их публикуют.

Что это за такой феномен? Согласны ли Вы, что это диагноз, который можно поставить всему человечеству?

В.Б.: Ну что значит, диагноз? Кому-то диагноз, кому-то инструмент.

А.К.: Инструмент - кому это? Тем, кто делает клипы?

В.Б.: А вот вы вспомните, вы ведущий: кто первый запустил этот темп речи и подачу информации у нас в России, кто?

А.К.: Невзоров?

В.Б.: Александр Невзоров. На самом деле это было уже взято из западной традиции. Там это было. А потом постепенно все наши ведущие, они в этом драйве дают информацию.

А.К.: Невзоров-то другой. Вы сами говорите, что на Западе это неизбежно пришло…

В.Б.: Во-первых, есть цена эфирной минуты. Естественно, надо максимально сжимать. Но кроме всего прочего, когда вы подаете рекламу в таком виде - рекламные ролики, продвигаете продукцию - в общем-то, желательно, чтобы вы не сильно парились по поводу этой информации, а съели все, что дают. Для этого нужно, чтобы у вас не было времени подумать.

За сколько секунд формируют эмоцию



А.К.: Положим, это действительно была просто калька с западной телевизионной манеры. Но неужели можно просто взять и скопировать манеру и перестроить сознание, мышление, привычки?

В.Б.: Ну мода делает чудеса. На самом деле это, конечно, вторичные вещи. Основное - это реклама. Реклама же очень дорого стоит. Когда не о чем говорить - и вот вам надо в эту минутку вложить много, то самое главное - выключить многие функции.

Вот смотрите, когда вы делаете игровой фильм - или художественный какой-то, даже мультик - есть правило: не меньше двух секунд на кадр. Не меньше двух секунд. Если вы хотите, чтобы эмоция возникла, то две секунды - это просто так, узнавание, может быть, энергетическое ощущение. Для эмоции секунд пять-шесть надо. Когда вам рассказали анекдот - чуть-чуть, а потом понеслось. Если вы хотите осознать, прочесть это как текст, то где-то, соответственно, секунд десять-двенадцать. Если вы хотите найти изюминку, какой-то подвох, какое-то свое творческое понимание увиденного, то может быть уже секунд двадцать-тридцать.

А.К.: Статичного кадра…

В.Б.: А если вы хотите влюбиться в картину – вот вам уже Андрей Тарковский, он будет полминуты, минуту держать капающую воду или что-нибудь такое… То есть,там есть свои онтогенетические законы включения разных наших состояний.

А если вам передержать его – две минуты, то этот кадр будет провоцировать вас на что-то, как волевое действие. "А, надоело!" – например. А может быть, наоборот – вам куда-то захочется бежать с этим.

Поэтому не надо включать ни разум, ни эмпатию, ни интуицию - давайте ограничимся вот первым впечатлением. Это первый момент.

Второй момент – вот как только у вас появляется следующий кадр – "А тот-то, дай, дай, я его не разглядел!" – у вас незавершенный гештальт. А это очень серьезная штука, это значит, что человек хочет этого, у вас есть некая интенция к повторению, к освоению того, что только что мелькнуло. Поэтому законы клипового жанра, как реклама подается – там есть какие-то проходные моменты, а есть очень интригующие. И все, и вы уже подвязаны, можно сказать.



Геймерство – как наркозависимость

А.К.: А вот это клиповое мышление, о нем есть смысл корректно говорить только в контексте телевизионного восприятия? Или можно пофантазировать и предположить, что этот подход вообще меняет твою манеру?

В.Б.: Нет, это не только. Вот смотрите, еще одна такая супер-отрасль культуры, шоу-бизнеса – это игры. Геймерство. Не все же в шахматы играют, правильно? Блиц в шахматах. А у вас есть стрелялки, гонялки, Тетрис – с него все начиналось, "стакан"…

Так вот, у вас начинается ускоренное развитие моторики и, значит, взаимосвязь, даже элементы предвидения. Игры сами пошли из тренажеров. Это вполне серьезное занятие, надо тренировать, летчиков и т.д. У меня двоюродная сестра в Германии, она там замужем, давно уже, никак не могла сдать на права, это там серьезно. Там инспектор отвечает за то, как будет водить. Я ей говорю, поиграй в Тетрис, и эта штука очень быстро восстановила ей моторику, и она сдала на права.

Так что это игры, которые потом превратились в некую империю, и уже есть игровая зависимость.

Кстати говоря, области мозга, которые активированы и постоянно возбуждены, у больных игровой зависимостью людей и у наркоманов примерно одинаковы, так что это зависимость. Интернет-зависимость, геймерская зависимость, наркотическая зависимость. Для физиологии мозга это примерно одно и то же.

Клиповое мышление – инструментарий или катастрофа?

А.К.: Вот вы говорите, что это не только в контексте телевидения можно обсуждать. Все, что вы сказали, все, так или иначе, из цифровой сферы. Монитор ли компьютера затронут, либо играешь, и когда читаешь, смотришь телевизор…

В.Б.: Ну хорошо. Вам надо прочитать быстро книжку. Мы же читаем книжки. Быстрочтение – это для газеты, а не для "Войны и мира". Правда?

А.К.: Правда.

В.Б.: Ну вот. Потому что там должно быть вчувствование, то самое время переживания. Классическую литературу вы не можете так читать, в режиме клипового мышления…

Сейчас у нас есть другие мощные каналы восприятия – то же телевидение, игры, доступ к фильмотекам. Так вот, вы можете взять и вырезать из середин предложений – вы можете убрать часть правильных фраз. Или сделать их с ошибками. Самое интересное - оказывается, что при быстрочтении начало и конец предложения важны – остальное, в серединке мы не читаем: там чушь можно написать. Тем не менее общий ход вы будете улавливать, потому что у вас есть некие клишированные образы, раз это начало, то это – конец. Так устроено, там нет литературы, там есть некие стандарты. Вот ЕГЭ так устроен.

Поэтому в самых разных сферах информационных. Это может быть литература неглубокого жанра, не психологического. Это может быть подача не информационных программ, это большие объемы – вы серфингом занимаетесь, лазаете по интернету, смотрите те или иные сайты, вы примерно в этом же режиме работаете.

Поэтому клиповое мышление - это инструментарий, в котором мы сейчас живем. Но другое дело, что может быть захват этим стилем, и это может быть очень опасно.



Ритмы

А.К.: Что такое захват?

В.Б.: Захват значит, что человек не владеет нормальным стилем мышления. Вот мы с вами разговариваем сейчас, какие энцефалографические волны, глядя на меня или на вас, можно сказать? Мы работаем в режиме анализа высказываний друг друга, мы работаем в режиме вчувствования, что вы имеете в виду, где-то есть подвох, где-то там есть нюансы, которые я могу развить в беседе. Это так называемые альфа-ритмы, категориальное мышление. То, что связано с наукой, с пониманием…

А.К.: С той самой литературой…

В.Б.: Да. Так вот, если вы подниметесь повыше, там будут бета-ритмы, они связаны с эмоциональной сферой. Там часть музыкального творчества и так далее. Когда вы опускаетесь ниже по ритмам, это так называемое легкое трансовое состояние, тета-ритмы, так вот оказывается геймерство, имеется в виду вот это скоростное, оно вызывает тета-ритмы. Это легкий транс, почему туда хочется вернуться. Это своеобразный "зуд мозга", его надо все время почесывать.

А.К.: Это состояние?

В.Б.: Да. Это информация, и надо загружать этим мусором мозг, он от этого находится в состоянии легкого удовольствия.

Часто родители думают: я дам ребенку планшетик с мультиком и все. И он своими делами занимается, а я тут буду хозяйствовать. При этом посмотрите на ребенка. Он находится в состоянии ступора. Он стоит и не движется. Он не осваивает вот эту предметную сферу. Он не развивает тактильную чувствительность, которую создает, оказывается связан с неокортексом и развивает его мышление.

А.К.: А кто из него вырастает?



В.Б.: Да в общем-то, из него скорее всего будет аутист. Почему? Потому что этот пластичный мир за экраном для него намного интереснее, чем вот эта жесткая реальность. И она очень нединамична – там ты нажал кнопку или выбрал другую, программу или вторую жизнь в игре включил – и поехал.

Черниговская Татьяна Владимировна такой пример приводит – малыш еще только ходить научился, а они уже играют, не умея говорить. Его поставили на подоконник, вот папа по дорожке идет, и он на стекле "раздвигает", чтобы папа быстрее подошел. Ну, увеличивает. Вот пожалуйста, вот вам дополненная реальность, тот самый покемон гоу, который мы создаем уже у малышей.

(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 02 Января 2017, 13:33:41 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106270

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Января 2017, 13:31:13 »

(Окончание)

Минусы и плюсы клипового мышления

Справка "Радио Кузичев": Существуют минусы, и первый из них – человек не способен концентрироваться на информации, и у него заметно снижается способность к анализу.

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, она не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.



Минус номер два. Клиповое мышление ослабляет и чувство сопереживания – жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на Youtube, постепенно повышают порог человеческой чувствительности к переживаниям других.



Есть плюс – оно ускоряет реакцию. Британский футуролог Джеймс Мартин разделил людей на два типа. Первый – люди книги, второй – люди экрана. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые изменения.



Минус – падает уровень успеваемости, и снижается коэффициент усвоения знаний. Дети мало читают и не понимают смысла прочитанного, ученики быстро забывают то, чему их недавно учили и не могут осилить произведение классической литературы.

Плюс – клиповое мышление защищает мозг от информационной перегрузки. Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью 21 веку.

Минус – люди стали податливыми к манипуляциям. Краткость рекламной информации – мощный инструмент. Поскольку в рекламе делается акцент на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки.

Плюс – клиповое мышление развивает многозадачность. "Поколение интернета" может одновременно слушать музыку, общаться в чате, "серфить" по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки. Ну или работать.

Стоит сказать, что в некоторых странах проводятся специальные тренинги по борьбе с клиповым мышлением, на них учат концентрировать внимание и анализировать информацию, а в Соединенных Штатах рассеянное внимание у школьников лечат медикаментозно.

Цена вопроса

А.К.: Владимир Григорьевич, если убрать за скобки непривычность этого феномена: это полезно, это естественно для человечества? Или плохо?

В.Б.: Знаете, когда-то (еще до того, как эта тема стала актуальной), я полагал, что вхождение в бурные потоки информации и включение клипового мышления пробуждает интуицию. Поскольку нет места для логики, вы должны стремительно реагировать. Угадать. Начинаете развивать вот эту вот способность.

Отчасти это так и происходит. Но цена вопроса, как мы уже видели, сопереживание, эмпатия, возможность длинных логических рассуждений – они просто неуместны. А это часто важно для занятий наукой, для того, чтобы аргументировать что-то, доказывать друг другу.

Поэтому здесь есть одна и другая стороны медали. Одна подавляет наши другие способности гармоничного развития, и возникает эта система мгновенной реакции. Представьте себе, что вы в дикой природе и за вами гонится какой-то хищник. Вы, сломя голову, несетесь по пересеченной местности, через овраги-буераки. Если при этом к вашей моторике не подключена интуиция, вы погибнете. Сломаете ногу, свернете шею и так далее. Вот первобытный человек обладал этой связкой быстроты и телесности, интуиции – всё в куче. Современный человек утратил это. Так вот, ему вернулось это через такие работы с быстрыми потоками информации.

А.К.: Через деградацию телесности.

В.Б.: Да, деградацию телесности - но ему вернули это в виртуальных мирах.

Так вот, наблюдая за своими студентами (причем на философском факультете этого нет, и в хороших ВУЗах тоже нет), в каких-то университетах, я вдруг обнаружил, что хорошие студенты сидят. В одном ухе плеер, в другом – гаджет, он там смс-ится с кем-то, здесь для серфинга у него планшетик, а оставшимся ухом и глазом он поглядывает на меня иногда. При этом бегающие глаза, потому что он переключает все время источники сигнала. Как вы думаете, может ли он меня понять, сопереживать, и совместное творчество научной школы? Это значит, что вы считываете с преподавателя и совместно с ним мыслите. Это неявное знание, вы начинаете как бы совместное творчество. Даже ваши рассуждения он толком не может.

"Матрица" – уже не фантастика, а один из сценариев

Так вот, это первая проблема, я был расстроен сильно. Но потом выясняется, что у них инфантильное сознание, когда чего-то ему пришло по смс-очке, а он уже давно в этой клиповой среде живет, у него вдруг взрыв эмоций. Другие дети, студенты идут его успокаивать. Я понимаю, что это детский сад, они так и не выросли. Они не выросли, у них социализация проходит в каком-то странном пространстве. Ну и наконец, когда ты работаешь сразу со многими акторами, допустим, возвращаясь в Скайп или ICQ, со многими людьми, ты должен переключать роли, ты должен входить в старые потоки собеседования, то есть происходит утрата идентичности. Ты в разных ролях – соберешься ли ты обратно?

Это проблема виртуальной реальности, куда нас влечет – это один из умвельтов, одна из сред, в которую люди могут провалиться. Есть такой вариант, когда решены проблемы экологии – они все там, они все внутри компьютера…

А.К.: И как бы ни банально ни звучало, вспомним фильм "Матрица".

В.Б.: "Матрица", совершенно верно. Это уже не фантастика, это уже сегодня один из сценариев.

А.К.: А расскажите очень коротко тогда варианты. Вариант, что человечество вдруг осознает весь ужас этой пропасти, на краю которой стоит, и отменят телевидение…

Вариант второй. Образуются две касты – вот тех студентов хороших из МГУ, которых вы описывали, и каста деградантов-аутистов. Какой вариант?

В.Б.: Значит, вариант такой. Надо лечить классическим искусством, музыкой, классической литературой.

А.К.: Можно ли заставить железной рукой? Привить интеллект?

В.Б.: Нет, есть технологии, когда они вдруг почувствуют вкус к этому. Все дети рисуют до 10 лет. Вот если вы в это время ему дадите виртуальный мир, он так и будет…

Дать карандаш, дать возможность поиграть на инструменте, даже этим вы можете вернуть человеку нормальные технологии мышления.

http://tsargrad.tv/article/2017/01/01/klipovoe-myshlenie-matrica-ne-fantastika-a-scenarij
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!