Прощёное воскресенье
в слободе МстёреМасленица чаще всего у нас связывается с поеданием блинов, катанием с гор и на лошадях, сожжением чучела зимы. Проще говоря, с языческим разгулом. Но в народной среде бытовали и христианские традиции, приуроченные к этому празднику.
Своеобразный обычай был записан в 70-е годы XIX века в известной своими иконописцами слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии. Относится он к последнему дню масленичной недели – Прощёному воскресенью.
В этот день даже обедня духовенством отслуживалась раньше обычного времени, чтобы дать возможность жителям обойти и объехать всех близких и знакомых. Было принято ходить «прощаться» младшим к старшим: детям и дочерям, выданным замуж, – к родителям, крестникам – к крёстным отцам и матерям, прихожанам – к своим духовным отцам. Затем домохозяева и старшие в семействах шли к волостному начальству, родители учащихся детей – к учителям, служащие и работники – к своим хозяевам. А заканчивалась эта церемония посещением могил близких на кладбище.
Итак, первыми хождение начинали «креснята» (маленькие крестники), начиная с 5-6-летнего возраста. Малыши шли в сопровождении кого-то из старших. Крёстным они вручали подарок (конфеты, изюм, чернослив, баранки и прочее) и большой – фунтов на 5 или 8 калач, который нарочно пекли к этому дню. В ответ получали пятиалтынные или двугривенные монеты.
Взрослые крестники приходили «прощаться» тоже с подобными приношениями. Кроме того, брали с собой ещё и большие пряники, которые в прежние времена были основными подарками на «прощании».
Эти обрядовые пряники, как и большие калачи, пекли только к Прощёному воскресенью. Они имели форму четырёхгранника: в длину – до 1 аршина, в ширину – 8-9 вершков, на лицевой стороне формой были вытиснуты сплетённые травы, цветы и птицы. Весили пряники от 5 до12 фунтов. Пекли их кислые и пресные. Первые были тяжеловеснее и толще, а вторые – легковеснее и тоньше. Чем больше хотели выразить почёт, тем объёмистее и тяжеловеснее пекли или покупали пряник.
На «прощании» каждый целовался сперва с хозяином и кланялся ему со словами «простите, Христа ради!» (младшие кланялись в ноги), а потом со всеми, кто находился в доме, даже если это были совсем незнакомые люди.
Источник: Владимирские губернские ведомости, 1874, №5.Владимир Дмитриев (г. Владимир)http://www.voskres.ru/oikumena/dmitriev1.htm